Спонсор рубрики
«Регистрация юрлиц и ИП»
Юрист

Как зарегистрировать казачье общество

  • 28 ноября 2014 в 11:43
  • 11041
  • 11
  • 19

Привет всем!

Сегодня я хочу поделиться с читателями регфорума опытом (именно тем, который сын ошибок трудных) в регистрации некоммерческой организации такой, достаточно редко встречающейся организационно-правовой формы, как казачье общество. 

Согласно п. 1 ст. 123.15. ГК РФ, казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных ФЗ от 05.12.2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее — 154-ФЗ), добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Ключевым аспектом при выделении казачьего общества из ряда других некоммерческих организация является то, что помимо государственной регистрации оно должно быть внесено в государственный реестр казачьих обществ, а его члены – принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В противном случае, это просто основанная на членстве некоммерческая организация.

Обязательства по несению государственной или иной службы казачьего общества отражаются в его уставе по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (п. 1. ст. 6 154-ФЗ).

Однако как показывает опыт, не стоит торопиться отражать в уставе эти обязательства при создании казачьего общества, объясню почему.

В соответствие с п. 3 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании.

Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 61 ГК РФ).

Следовательно, до момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании казачьего общества, принятие на себя обязательств, членами казачьего общества, по несению государственной или иной службы не возможно по причине отсутствия правоспособности у казачьего общества, а следовательно и у его членов.

Таким образом, в уставе, представляемом для государственной регистрации казачьего общества при создании, наличие положений о принятии членами казачьего общества обязательств по несению ими государственной или иной службы не допустимо. Примерно такую формулировку я прочитал в отказе государственной регистрации, полученном этим летом.

Конечно отсутствие названных обязательств в уставе избавляет заявителя от его согласования с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, однако это вовсе не облегчает регистрацию, а только удлиняет процесс. Ведь если вы хотите создать полноценное казачье общество, то принятия обязательств не избежать. 

Итак, мы подошли к самому главному, то есть непосредственно к порядку регистрации. Основываясь на полученном опыте, процесс государственной регистрации казачьего общества я разделю на четыре этапа.

Первый этап, т.е. государственная регистрация казачьего общества как юридического лица, не имеет в себе каких либо принципиальных особенностей, делающих его отличным от регистрации некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм.

Регистрация осуществляется по общим правилам, установленным Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Органом исполнительной власти, который уполномочен принимать решение о государственной регистрации некоммерческих организаций (в частности казачьих обществ) является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы (далее – «уполномоченный орган»).

Перечень документов необходимых для государственной регистрации казачьего общества приводится в статье 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой в уполномоченный орган предоставляется:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • устав казачьего общества в трех экземплярах;
  • решение о создании казачьего общества и об утверждении его устава с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа казачьего общества, по которому осуществляется связь с казачьим обществом;
  • при использовании в наименовании казачьего общества имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

Рассмотрение документов уполномоченным органом занимает 14 рабочих дней, после чего, если отсутствуют основания для приостановления или отказа в государственной регистрации, документы направляются в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц о создании казачьего общества.

Запись о создании вносится в единый государственный реестр юридических лиц в течение 5 рабочих дней, после чего документы возвращаются в уполномоченный орган, и в течение 3 рабочих дней должны быть выданы заявителю.

Особое внимание в процессе подготовки документов на государственную регистрацию, рекомендую обратить на устав. В первую очередь конечно потому, что в нем устанавливаются основные правила регулирующие деятельность, управление, членство в обществе, и другие немаловажные принципы, а во вторую – он проходит тщательную проверку на соответствие требованиям законодательства, причем зачастую в варианте толкования уполномоченного органа.

Пробелы в законодательстве, не внятность и не точность формулировок, коллизии и прочие факторы, влияющие на правильность применения норм права в отношениях, регулирующих создание и деятельность казачьих обществ, предоставляют огромную возможность для толкования законодательства в том варианте, который является более выгодным по тем или иным причинам. И этот вариант, к сожалению, в основном не облегчат жизнь заявителю.

С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании казачьего общества, у него возникает правоспособность, а следовательно у его членов — возможность брать на себя определенные законодательством обязательства, соответствующие характеру и целям его деятельности, т.е. обязательства по несению государственной гражданской или иной службы.

Согласно ФЗ «О государственной службе российского казачества», российское казачество проходит следующие виды службы в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах;
  • правоохранительную службу.

Порядок прохождения службы членами казачьих обществ определяется законодательством о той или иной службе, но об этом не будем заострять свое внимание, так это уже не относится к регистрации.

Порядок принятия обязательств определен Указом Президента РФ от 7 октября 2009 г. N 1124), согласно которому, для принятия обязательств, члены казачьего общества подают заявления в письменной форме на имя атамана казачьего общество, который в свою очередь выносит эти заявления на рассмотрение высшего органа управления – общего собрания.

На основании представленных заявлений общее собрание выносит решение о принятии обязательств, что оформляется в письменном виде. В случае вхождения казачьего общества в состав вышестоящего казачьего общества, указанное решение должно быть согласовано с его атаманом.

Принятые членами казачьего общества обязательства по несению службы согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в подведомственности которых находится эта служба.

Согласование осуществляется в порядке, установленном Приказом Министерства регионального развития РФ от 2 декабря 2009 г. N 554, в соответствии с которым атаман казачьего общества представляет в соответствующий орган письмо с просьбой о согласовании с приложением копий следующих документов, заверенных в установленном порядке:

  • решение высшего органа управления казачьего общества о принятии членами казачьего общества обязательств по несению службы, подписанное атаманом казачьего общества, с указанием численности членов казачьего общества, представивших письменные заявления о готовности нести службу, по каждому виду службы отдельно;
  • сведения о количестве членов казачьего общества, заключивших в установленном порядке индивидуальные трудовые договоры, прилагаемые к указанному решению общего собрания казачьего общества;
  • документ, подтверждающий согласование решения общего собрания с атаманом вышестоящего казачьего общества, если казачье общество входит в состав казачьего общества большей численности.

Таким образом, во второй этап в регистрации казачьего общества я выделяю согласование обязательств по несению государственной или иной службы, которые приняли на себя его члены.

Принятые членами казачьего обязательства отражаются в его уставе, что требует внесения соответствующих изменений и дополнений. Это будет третьим этапом.

Внесенные изменения и дополнения в устав, как и для любых других организаций обязательно сопровождается государственной регистрацией, которая осуществляется в том же порядке и в те же сроки что и регистрация некоммерческой организации при создании.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в устав казачьего общества, в уполномоченный орган представляются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
  • решение о внесении изменений в устав;
  • устав казачьего общества в новой редакции;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Кроме перечисленных документов, уполномоченный орган потребует предоставить документ, подтверждающий согласование положения устава об обязательствах по несению государственной или иной службы членами казачьего общества.

Основным условием для привлечения казачьего общества к несению государственной или иной службы, является внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, поэтому четвертым этапом поставим эту процедуру.

Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы (п.1. ст. 6 154-ФЗ).

Органом исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является так же Минюст.

Для внесения казачьего общества в государственный реестр, атаманом казачьего общества представляются следующие документы:

  • заявление о внесении казачьего общества в государственный реестр;
  • устав казачьего общества, содержащий положение о принятии обязательств по несению государственной или иной службы членами казачьего общества, утвержденный в установленном порядке;
  • заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении казачьего общества в государственный реестр;
  • заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества или заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ, входящих в состав данного казачьего общества, о принятии в установленном порядке на себя членами указанных казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с копией указанного решения представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
  • заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества.

Согласно административному регламенту, по предоставлению государственной услуги по внесению казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в РФ, утвержденному приказом Минюста РФ от 2 июля 2012 г. N 129, срок рассмотрения документов, представленных для внесения казачьего общества в государственный реестр, не может превышать тридцать пять календарных дней.

По результатам рассмотрения выдается свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В заключение хочу обратить внимание, что такой порядок регистрации казачьих обществ в настоящее время сложился в Москве, и может некоторым образом отличаться от региональных. Причем именно сложился в результате возникшего прецедента, так как до недавнего времени внесения дополнений не требовалось, а устав казачьего общества сразу мог содержать положение о принятии известных обязательств.

Прошу делиться в комментариях всех, кто располагает свежей информацией по данному вопросу, или имеет опыт регистрации казачьих обществ.

Добавить
Юрист
Спонсор рубрики «Регистрация юрлиц и ИП»
подготовка всех документов для регистрации ООО
КОНСАЛТА
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Не совсем понял - на практике лично Вам удалось его зарегистрировать, это казачье Общество?

И какое: Хуторское, Станичное?

Я вот лично пытался в СПБ это сделать в 2012 или 2013 году, но "уперся" тогда в требование согласовать Устав с МВД и Пограничниками, так как эти обязанности учредители хотели прописать в уставе, а сделать такое согласование они не смогли...

28 ноября 2014 в 17:40

на практике я и зарегистрировал хуторское казачье общество.

1 декабря 2014 в 12:09

Приходил как-то человек регистрировать изменения по этому самому казачьему обществу. Протокол мне запомнился навсегда:

"Протокол казачьего круга № .... от .... ...... 2014 г.

Присутствуют:

- 27 казаков

- атаман

-  священник

Повестка дня:

1,2,3

Голосовали:

"Любо" - 25 человек

"Не любо" - 4 человека.

Суровые ребята. Видимо после голосования еще нужно было по чарке водки с шашки выпить. СЗОТ, если маленько оф-топ, но может текст протокола кому пригодится.

 

Казачье общество, правда было какого-то почти лохматого года, ещё в 2001 году вроде как Общественная организация были зарегистрированы.

29 ноября 2014 в 23:436

Знатный протокол. Конечно собрание может быть и без священника, а голосование традиционным ЗА, ПРОТИВ, ВОЗДЕРЖАЛСЯ

1 декабря 2014 в 12:14

Регистрируем казачье общество.

Минюст недавно проводил семинар по казачьим обществам, честно сказали, что в связи с изменениями в ГК не знают сами, как все правильно сделать.

Также сказали, что будет необходимо внести изменения в уставы уже существующих казачьих обществ.

30 ноября 2014 в 17:161

А какие изменения произошли в ГК, что поставили в тупик даже Минюст? Понятие казачьего общества особого изменения не претерпело.  Упор как был на реестр, так он и остался, только конкретно выраженный. Еще это теперь корпоративная некоммерческая организация, но основу то это не меняет.

ФЗ «О государственной службе российского казачества» (154-ФЗ), остается без изменений, да он порядок создания и не регулирует.

ФЗ «О некоммерческих организациях» (7-ФЗ) устанавливает  общие правила регистрации некоммерческих организаций, но каких то непреодолимых, для регистрации казачьего общества коллизий с ГК, там не содержится.

А не знают они, потому что действуют с подсказки, которая исходит со стороны войска, а сейчас таковой пока видимо не поступало, или наоборот. Как знать. 

1 декабря 2014 в 13:00

Мин юст сказал, что нет никакого единообразия и поедут к центральному атаману, чтобы его выработать.

1 декабря 2014 в 13:03

Помимо центрального есть еще много войск, атаманы которых назначаются президентом и имеют звание не ниже. Единообразия не получится, если в Москве будут регистрировать по правилам центрального войска, а где ни будь на дальнем востоке – уссурийского.

Единообразия можно достигнуть только издав федеральный закон, например «О казачестве в РФ», которым установить порядок, принципы, компетенцию и т.д., а об этом казаки видимо договориться и не могут ни с властями, ни между собой.

1 декабря 2014 в 13:58

Был как-то у меня проект по казачьему обществу...

Вообще казаки в столице - это особая песня ... собственно в основном представители регионов, лоббисты и т.п. ...

Все, что в статье написано - так это надводжная часть регистрационного айсберга, а вот подводная, с т.з. регистрации, условия еще те...

Для того, чтобы в Москве (и новых ее территориях) реестровое казачье общество состаялось (прошло Минюст и УФНС) устав его должен быть согласован с атаманом Центрального казачьего войска и муниципалитететом, где вновь сосздаваемое казачье общество располагается... При атамане в Центральном казачьем войске есть свое [юридическое] подразделение, которое занимается вопросами согласований  ... не дорого, но если за образец возьмете устав даже недавно зарегистрированного казачьего общества, все равно без платежа (заказа) - не согласуете.... монополия, однако...

У меня не сложилось, но общество зарегистрировано.

http://www.youtube.com/watch?v=4ZONc8bxYQo Интересно смотреть на 4:25 (Как понять "избиратель"?)

В казачьих рядах существенное значение имеют понятие реестровый и нереестровый казак, т.к. по сути реестровый казак - это госслужащий, соответственно его надо занимать службой государевой и оплачивать эту службу из бюджета. Возможно, некоторые понимают казачьи общества, как безлицензионные альтернативы ЧОПам.., что конечно же заблуждение - их оружее - только вид молодцеватый да слово крепкое, казачье. Хотя, иногда и нагайками помахивают... http://www.youtube.com/watch?v=mnstSfY2CE0

http://kazak-center.ru - здесь при желании можно начать знакомится...

1 декабря 2014 в 0:081

Сообщение от ab2093

«Для того, чтобы в Москве (и новых ее территориях) реестровое казачье общество состаялось (прошло Минюст и УФНС) устав его должен быть согласован с атаманом Центрального казачьего войска и муниципалитететом»

Ну допустим согласование с муниципалитетом это не произвол, а как мы выяснили - установленная законом обязанность, а вот с ЦКВ стоит задуматься на каком основании, если только казачье общество не входит в их состав.

1 декабря 2014 в 14:12

Указ Президента РФ от 03.05.2007 N 574

Об утверждении Устава войскового казачьего общества "Центральное казачье войско Законодательство России

3 мая 2007 года N 574

12. Уставы окружных (отдельских) казачьих обществ и станичных казачьих обществ, разработанные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, уставом соответствующего субъекта Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в соответствии с настоящим Уставом, подлежат утверждению высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) соответствующих субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований.

Теперь же, правда, тот указ (об утверждении устава ЦКВ) утратил силу... в силу Указа Президента РФ от 13 ноября 2012 г. N 1526

1 декабря 2014 в 14:29

Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2009 г. N 1124, устанавливает обязанность согласования и отражения обязательств в уставе.

1 декабря 2014 в 14:46

Сообщение от Алексей

«Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2009 г. N 1124»

Спасибо за информацию.

Но этот указ о согласовании с Атаманом решения о принятии членами казачьего общества обязательств по несению службы, в том числе с изменением в уставе. Т.е. если у казачьего общества нет обязательств по несению службы (нерестровое КО), то согласовывать с атаманом ЦКВ не надо.

1 декабря 2014 в 14:55

Все верно! Нет обязательств - нечего согласовывать. 

1 декабря 2014 в 15:041

Подскажите, пожалуйста, кто может быть учредителем казачьего общества? Обязательно ли все члены общества должны быть учредителями?
Ситуация такая, недавно знакомый зарегистрировал хуторское казачье общество и всех участников - 50 человек! указал в качестве учредителей, якобы это требование Минюста. Правильно ли это или можно было просто предоставить список участников общества.

24 июля 2015 в 13:34

Коротко говоря, учредителями казачьего общества могут быть граждане Российской федерации, имеющие общие интересы в возрождении культуры российского казачества. Все участники круга (общего собрания) казачьего общества, на котором принято решение о его создании, являются его учредителями, а в последствие становятся членами. В заявлении о государственной регистрации юридического лица указываются все учредители, принявшие решение о его создании. Ваш знакомый мог поступить проще. Учредить общество несколькими участниками, а остальных допустим 45, принять в члены после регистрации.

 

7 августа 2015 в 11:47

Вот пришло и мое время - разбираться в этом вопросе.

Очень интересно.

Алексей, спасибо за публикацию.

25 августа 2015 в 15:17

По регистрации изложено все как есть, практическая такая же практика поддерживает уполомоченным органом и в Коми. Если можно скиньте образец документа Круга по реализации 2 и 3 этапа. Спасибо

29 августа 2015 в 8:07

Какие требования должны быть в уставе? Я первый раз регистрирую казачье общество

28 февраля 2016 в 0:47