Русский бизнес в условиях санкций или Идем на Восток! (часть 1-я)

  • 15 декабря 2014 в 10:29
  • 2434
  • 11
  • 14

Информацию о западных санкциях в отношении Российской Федерации можно найти на любом информационном ресурсе. Мы же, в свою очередь, предлагаем детальный обзор направлений выхода из сложившейся ситуации для отечественного бизнеса. Путем обращения взора на восток.

Изначально направление бизнес-процессов на запад было обусловлено исторически сложившимися предпосылками и близостью экономических и культурных центров друг к другу. Но истории свойственно делать лихие развороты и первыми на себе их ощущает, как правило, бизнес. Сложившиеся условия как нельзя более способствуют изучению условий ведения бизнеса в Азии. «Восток дело тонкое» —  эта фраза из фильма лучше всего характеризует особенности работы с азиатскими партнёрами, и в данном контексте говорит о том, насколько внимательно нужно относиться к деталям, возникающим в процессе этой работы. В каждой новой части нашей статьи мы будем описывать один из типов возможной деятельности отечественных компаний в Азиатских странах, а также особенности этой деятельности.

Компании-импортеры европейского направления пострадали от санкций и колебаний курса рубля в наибольшей степени, для них переориентация процесса поставок является жизненно важной. Начать стоит с подбора страны изготовителя, исходя из необходимого продукта. Наибольшее количество различных видов экспортной продукции производится на данный момент в Китае, который в современном мире по праву является крупнейшим экспортером. На особенностях работы с партнерами из этой страны мы и заострим наше внимание в этой статье. Процесс выбора продукции целиком и полностью ложится на вас, а мы перейдем сразу к тонкостям работы с местными компаниями в условиях «без посредников».

В первую очередь, для работы с китайской компанией вам стоит знать следующее:

  • любая компания, продукция которой направлена на экспорт, должна быть зарегистрирована в Торгово-промышленной палате Китая под уникальным идентификационным номером;
  • компания должна в обязательном порядке иметь импортно-экспортный сертификат (Certificate of Import & Export) выданный Министерством торговли Китая.

При отсутствии вышеперечисленных условий вы рискуете связаться с недобросовестным экспортёром и понести убытки, которые вам никто не возместит.

Выбрав искомый продукт и удостоверившись в наличии необходимых регистрационных данных производящей его компании, вы можете начинать процесс оформления необходимых для поставки документов. Организация поставки продукции из Китая в обязательном порядке подразумевает оформление соответствующего договора, основанием для этого является Закон КНР «О договорном праве», принятый в 1999 году, который предписывает и регулирует составление контракта поставки при ведении внешнеэкономической деятельности. При этом, некоторые компании в Китае упорно делают вид, что данный аспект является необязательным, тем самым вводя в заблуждение заказчика. При заключении контракта на поставку той или иной продукции, следует уделить особое внимание следующим пунктам:

  • Языком контракта должен быть именно китайский, а языком перевода может быть как английский так и русский
  • Наименование компании указывается в соответствии со «Свидетельством о регистрации» и только иероглифами
  • Подписывать контракт обязан законный представитель, чье имя указанно в «Свидетельстве о регистрации» или лицо действующее на основании выданной им доверенности. Сама подпись представляет из себя несколько иероглифов означающих имя и фамилию подписанта, и не может быть заменена на латинскую или кириллическую интерпретацию. Подписант также проставляет на документе свою личную именную печать.
  • В отличии от нашей деловой практики, при работе с китайскими партнерами, на каждой странице договора должна быть печать компании экспортера
  • Особое внимание стоит уделить материалам из которых осуществляется производство продукции. Правильным вариантом станет запрет на изменение состава используемого в процессе производства. В противном случае зачастую Китайские компании оставляют за собой право на удешевление себестоимости продукции путем замены ингредиентов. Кроме того в обязательном порядке необходимо требовать от производителя «Сертификат качества» выданный сертифицированной организацией, иначе вы рискуете не получить в России «Сертификат соответствия»
  • Четкому определению условий упаковки товара, китайцы часто пытаются экономить даже на этом
  • Условия поставки прописываются в соответствии с FOB Шанхай (термин Incoterms 2000), и обязательно расшифровываются в тексте как включающие в себя стоимость товара, его упаковки, маркировки, таможенного оформления на территории КНР, доставки и погрузки на транспортное средство
  • Сроки поставки и условия платежа должны быть прописаны с максимальной точностью. По возможности условием контракта должна предусматриваться проверка качества продукции перед проведением оплаты
  • В контракте должны быть прописаны все сопроводительные документы необходимые для таможенного оформления, с указанием количества копий и оригиналов
  • В разделе «Санкции и рекламации» должны быть указаны количественные и качественные характеристики товара, в соответствии с оригинальным согласованным образцом. Сроки и условия возникновения рекламации, включая условия замены и/или возврата денег/товара.
  • Раздел «Порядок рассмотрения споров» должен содержать в качестве арбитра – Китайскую международную экономическую и торгово арбитражную комиссию «CIETAC», это наиболее авторитетный судебно-арбитражный орган в КНР.
  • В разделе информации о банковских расчетах особое внимание стоит уделить счету экспортера – он должен быть открыт на территории материкового Китая, а не в Гонконге и уж тем более не иметь пометки «OSA», что означает офшорный счет. Дело в том, что открывая счета таким образом китайцы пытаются уходить от налогообложения, но в случае возникновения споров или арбитражного разбирательства данные деньги вернуть будет невозможно
  • Все документы, включая контракт, на поставку подписываются исключительно в оригинале, даже в экстренных условиях, в противном случае претензии по данному договору в Китае рассматриваться не будут.

Важнейшем этапом при импорте товаров из Китая является прохождение отечественной таможни, для этого вам потребуется следующий пакет документов:

  1. Инвойс
  2. Пакинг лист
  3. Спецификация

Последний включает в себя всю информацию о товаре – подробное описание, артикулы и марки.

Для наиболее безболезненной «растаможки» вам понадобятся дополнительные документы:

  • Сертификаты на товар (прим. правильность оформления указана ранее в статье).
  • Гигиенические сертификаты.
  • Certificate of Origin, при условии стоимости товара свыше 5000 тысяч долларов США.
  • Сертификат происхождения (форма А) подтверждающий, что в составе продукта нет импортных составляющих и он произведен в Китае, (импортер при наличии данного сертификата может претендовать на снижении ввозной пошлины).
  • Коносамент.

Документами подтверждающими стоимость товара при этом являются:

  • Копия экспортной декларации заверенная в ТПП РФ.
  • Прайс-лист изготовителя заверенный в ТПП РФ.
  • Инвойс.
  • Справка о банковском переводе из РФ в КНР (перевод денег безналом через паспорт сделки).
  • Контракт.

Существует маленькая тонкость которая может вам помочь занизить изначальную стоимость товара:

  • изготовление дублирующего пакета документов на нужную сумму и перевод денег на завод изготовитель двумя платежами (по контракту и остаток), при этом товар не будет иметь ограничений по экспортной цене.

Соблюдение выше перечисленных условий поможет вам в бесперебойной и безопасной работе вашего бизнеса. В следующей статье мы рассмотрим особенности создания и регистрации производства в Китае.

Добавить
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Спасибо, ценная информация!

Цитата из статьи

«Закон КНР «О договорном праве», принятый в 1999 году»

Если возможно, дайте ссылку, или в виде текста, чтобы можно было для желающих ознакомиться прикрутить к публикации.

15 декабря 2014 в 10:561

Возможно, речь идет об этом Законе http://www.abirus.ru/content/564/565/566/574/11379.html

15 декабря 2014 в 12:271

Спасибо!

15 декабря 2014 в 12:30

Да это действительно этот законодательный акт. К сожалению не успел своевременно ответить. Спасибо Амихай!

15 декабря 2014 в 12:40

Спасибо, очень интересно 

19 декабря 2014 в 14:51

Сейчас будет еще и вторая статья. Рад, что вам понравилось!

19 декабря 2014 в 15:28

Расстояние от Москвы до Бреста 1100 км. по хорошей дороге. В Европе - законы.

Расстояние от Москвы до Читы 6200 км. Часть дороги "не очень". В Китае, кроме законов, - правовая традиция.

Мне понравился один пример о работе с китайскими товарищами. Его привел юрист, представляющий интересы российской компании «Бюро Погоды», которая несколько лет назад заказала у китайцев партию тепловых завес, что монтируются над входом в офисы и магазины. Эти заказы компания делала на китайской фабрике в течение 3-х лет. «Через 3 года, - повествует россиянин, - вдруг хозяин завода объявляет директору «Бюро Погоды», что партия товара задержана на китайской таможне и является контрафактом, так как российский заказчик не зарегистрировал свою торговую марку от своего имени в Китае. Во время встреч китаец показывает документы, из которых видно, что именно эта марка зарегистрирована на его имя, и что ему принадлежат все права. Можно представить реакцию российского предпринимателя, когда китаец предлагает выкупить права на его же марку всего за $300 000. С экономической точки зрения – это самый тупой ход. Но с позиции китайской культурной традиции – это норма. Юрист взялся за это дело, чтобы помочь отвоевать марку. По статье 23 китайского закона о торговых марках нужно собрать в Китае столько подписей, чтобы суду стало ясно, что бренд известен «большому количеству жителей Китая». Действующие в интересах российской компании юристы разными способами собрали 13 000 подписей. Но суд они все равно проиграли: китайская правовая система стоит на стороне китайцев в первую очередь.

Полагаю, что все разговоры о неком "пути отечественного бизнеса на Восток" такой же наведенный фейк, как о якобы существующей Новороссии.  Издержки таковы, что проекты заведомо нерентабельны, обременительны и ведут как минимум к  потере конкурентоспособности, как максимум к разорению.

  

 

19 декабря 2014 в 16:443

Поэтому и пишуться данные статьи - так как надо грамотно подходить к работе с КНР, и кстати по поводу товарного знака и прав на интеллектуальную собственность сразу две следующие статьи. А вести бизнес как мы привыкли на авось нельзя ни в одной стране - живой пример Мистрали. Так, что по поводу фейков - надо нанимать грамотных юристов и прорабатывать вопрос. А по поводу Москва, Чита - Владивосток это тоже Россия если что.

20 декабря 2014 в 17:241

Очень интересно, спасибо! Автор, пишите еще! 

22 декабря 2014 в 8:211

Спасибо. 

22 декабря 2014 в 10:41

Спасибо за такую интересную информацию)))

27 декабря 2014 в 17:39

Рад, что вам понравилось)

28 декабря 2014 в 2:12

Статья интересная. Спасибо!

9 января 2015 в 21:58

Очень интересная статья! С удовольствием почитаю продолжение!

10 января 2015 в 15:27