Процедура передачи дел при смене генерального директора

  • 23 марта 2015 в 8:00
  • 42К
  • 14
  • 10

Внимание!

Получите ответы на вопросы по регистрации и внесению изменений юрлиц и ИП в телеграм-чате Регфорума.
Перейти в чат: https://t.me/reg_regforum

    Смена генерального директора — это поэтапный процесс, обязательной составной частью которого является передача дел новому руководителю.

    Нормативно-правовой основой такой процедуры служит только один документ — Закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г., который является федеральным и действителен для всех субъектов РФ. В тексте данного закона говорится следующее:

    При освобождении от должности, единоличный исполнительный орган кредитной организации обязан передать имущество и документы кредитной организации лицу из числа ее руководителей.

    Сами требования о необходимости передачи дел новому руководителю при вступлении его в должность указаны в пункте 10.5 Основных правил работы архивов организаций от 06.02.2002г.

    Хотя в законах, выступающих в качестве регуляторной базы для контроля деятельности ОАО и ООО, требований о передаче дел нет. Более того, нет четкого законодательного определения процесса передачи дел новому генеральному директору, поэтому в такой ситуации рекомендую использовать произвольную письменную форму документов, заполняемых при проведении указанной процедуры.

    Поскольку генеральный директор организации является материально ответственным лицом, рекомендую перед началом процесса передачи дел провести инвентаризацию имущества. Аналогичные рекомендации есть и в пункте 22 Методических указаний по учету материально — производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

    В существующей практике делопроизводства, для оформления передачи материальных ценностей составляют акт приемки — передачи. Содержание этого документа сугубо индивидуально, так как оно определяется характером передаваемых дел и масштабами деятельности организации. Но в любом случае, к акту приемки — передачи выдвигается одно требование — он должен иметь максимальную детализацию.

    По составленному акту проверяется передача оригиналов следующих бумаг:

    • учредительные документы;
    • банковские документы;
    • подтверждения прав организации на имущество;
    • лицензии или иные разрешительные документы.

    Также, в строгом соответствии с описью, прикрепленной к акту приемки — передачи, новый генеральный директор получает в распоряжение печати и штампы организации, ключи от сейфов и банковских ячеек, ценные вещи и технику, контакты партнеров организации.

    Подготовьте документы для внесения изменений в ООО или ИП на Регфоруме

    Необязательной частью акта приемки — передачи является описание состояния дел, выполняемых под руководством прежнего гендиректора на момент его увольнения, но я бы вам рекомендовала описать состояние дел в акте. Также желательно отразить в документе условия хранения ценных вещей и документов. Действительность составленного акта подтверждается подписями двух лиц: оставляющего и заступающего на должность генерального директора организации. Документ составляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть заверен подписями вышеуказанных лиц.

    Сам процесс составления акта может проводиться комиссией, сформированной из работников предприятия, имеющих соответствующие полномочия. Помимо обязательных частей, в него могут включаться дополнительные протоколы осмотра, документы и пр.

    Смена генерального директора это не простая формальность.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Ольга, спасибо за информацию. Очень полезно. А как Вы посоветуете поступить в ситуации, когда старый руководитель уходит со скандалом и не собирается подписывать никаких передаточных документов? Ведь такая ситуация сплошь и рядом.

    23 марта 2015 в 10:123

    Присоединяюсь к вопросу и предлагаю рассмотреть также ситуацию с другой стороны: старый директор пытается уйти, а участники (акционеры) не хотят его отпускать. Старый директор - не крепостной крестьянин, право освободиться от бремени полномочий его лишить нельзя. В такой ситуации передача дел приобретает свои нюансы: знаю, что иногда старый генеральный передает документы-дела по описи просто какому-нибудь сотруднику компании (как вариант, вначале назначив его своим заместителем), и.о., сталкивалась с рекомендациями передать бумаги на хранение нотариусу - возможно, автор сталкивался с подобными ситуациями и может порекомендовать наиболее рабочий вариант? 

    23 марта 2015 в 11:02

    Конечно старый директор не крепостной, если он уходит по собственному желанию у него минимум есть месяц на передачу дел, и прежде всего он должен сам понимать, что чем полнее будет акт передачи, тем меньше на нем будет ответственности в случае чего.

    Собственник должен найти замену генеральному директору, понятно, что на это может уйти и больше месяца, но на время отсутствия должен быть назначен исполняющий обязанности. Ему старый директор может передать дела. 

    23 марта 2015 в 12:072

    Чем такой исполняющий обязанности будет отличаться от ЕИО - Ген.директора, директора и тп.?

    Комиссии, акты вызывают у меня ассоциации, как минимум с двумя выражениями: "бизнес по-русски" и "совок")))

    24 марта 2015 в 11:16

    Комиссии, акты вызывают у меня ассоциации, как минимум с двумя выражениями: "бизнес по-русски" и "совок")))

    вам древнеримская фраза ,,один свидетель - не свидетель,, ни о чем не говорит, прогрессивный вы наш?

    14 апреля 2015 в 15:44

    Составьте акт, соберите комиссию, и все подробно укажите, в том числе и то, что директор отказался подписывать передаточные документы. Новому директору нужно составить опись приема документов и дел.

    23 марта 2015 в 11:411

    а кто может подписать акт со стороны "передатчика"?

    23 марта 2015 в 11:44

    Если передатчик отказался передавать, то уже никто, просто составьте акт, не акт передачи, а просто акт, например акт состояния дел. Его подпишет избранная комиссия.

    23 марта 2015 в 12:05

    Спасибо огромное за ответ.

    23 марта 2015 в 12:242

    Ольга, спасибо за информацию - очень кстати. Сейчас имеем спор об истребовании документов, директор не хочет передавать. По итогу - напишу обзорную статью как правильно истребовать документацию через ст. 50 Закона об ООО

    21 мая 2015 в 16:501

    Прямой эфир

    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:03
    А выдадут ли устав по любой компании в электронном виде?
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:00
    Копии уставов в электронном виде должны будут выдавать бесплатно