Спонсор рубрики
«Регистрация юрлиц и ИП»

Акционерные общества никто так просто не отпустит

  • 30 июня 2015 в 9:07
  • 8858
  • 6
  • 25

Здравствуй, Регфорум!

19 июня 2015 года внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Закон вступил в силу с 01.07.2015 года (ФЗ от 29.06.2015 №210-ФЗ). Далее рассмотрим: чем же он нас порадует?

Законодатель усиленно «причесывает» законодательные акты, как я считаю, в правильном направлении. Видимо после того, как ЦБ начал красиво структурировать требования к АО (в своей части, разумеется), законотворцы осмелели и в дело вступили знающие люди.

Приводить текст документа с комментариями в полном объеме не вижу смысла, иначе бы эту «простыню» никто не читал бы. Тем более в отношении проекта! Но направление документа очень даже очевидно.

Частями, конечно, этот закон похож на законодательную революцию «милиция» -> «полиция». Вроде что-то написано, да и то хорошо. 122 страницы текста написать, не просто так, да и выглядит солиднее.

Причем нижеприведенное положение является дополнением к статье 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Но все это отступает перед тем, что некоторые части проекта могут вернуть всем желающим АО статус непубличных. Так, если АО ну очень хочется быть непубличным, то необходимо следовать (не сейчас, после вступления в силу ФЗ в его последней редакции!) следующим рекомендациям:

«11.1. Акционерное общество, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, которое отвечает признакам публичного акционерного общества, предусмотренным пунктом 1 статьи 66.3. части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе отказаться от публичного статуса, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона его акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и число его акционеров не превышает пятисот, путем внесения в устав акционерного общества соответствующих изменений и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Решение Банка России об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию вступает в силу со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании акционерного общества, в котором отсутствует указание на его публичный статус. Решение об обращении в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию и решение о внесении в устав акционерного общества изменений, предусмотренных настоящей частью, принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. При этом акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при принятии решений по указанным вопросам. Положения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к акционерному обществу, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что акционерное общество является публичным.»

Несмотря на количество слов – все лаконично.

Коротко о главном статьи. АО, которое создано до 1 сентября 2014 года, устав и фирменное наименование которого на день вступления в силу обсуждаемого Федерального закона содержат указание на то, что оно является публичным, и к которому не применяются положения пункта 1 статьи 66.3. Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие признаки публичного акционерного общества, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязано обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества, либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества.

Типовой устав непубличного акционерного общества вы можете найти здесь.

Решение о внесении в устав акционерного общества, указанного в настоящей части, изменений, предусматривающих исключение из его фирменного наименования указания на статус публичного общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Для государственной регистрации изменений в устав акционерного общества, предусмотренных настоящей частью, помимо иных документов, определенных законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, представляется документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или документ Банка России об отсутствии у акционерного общества указанной обязанности. 

С АО и ПАО, которые именно ПАО, а не обладают признаками ПАО, все гораздо интереснее.

(далее по тексту дополнение к ФЗ об АО)

«Статья 7.1. Приобретение непубличным обществом публичного статуса

1. Непубличное общество приобретает статус публичного общества (публичный статус) путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным.

Общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным, при условии регистрации проспекта его акций и заключения обществом договора с организатором торговли о листинге его акций.

Непубличное общество приобретает публичный статус со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого общества, содержащем указание на то, что общество является публичным.

2. Решение о внесении в устав непубличного общества изменений, содержащих указание на то, что такое общество является публичным, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов всех акционеров - владельцев акций каждой категории (типа), если уставом непубличного общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов. Одновременно с указанным решением общим собранием акционеров могут быть приняты решение о внесении в устав общества изменений в части его приведения в соответствие с требованиями, установленными для публичного общества, и (или) решение о размещении посредством открытой подписки дополнительных акций общества.

Если одновременно с решением о внесении в устав непубличного общества изменений, содержащих указание на то, что такое общество является публичным, принимается решение о внесении в устав непубличного общества изменений в части его приведения в соответствие с требованиями, установленными для публичного общества, первое решение вступает в силу со дня государственной регистрации изменений в устав непубличного общества в части его приведения в соответствие с требованиями к публичному обществу. В этом случае указанные решения принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов всех акционеров - владельцев акций каждой категории (типа), если уставом непубличного общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов, а при наличии привилегированных акций, указанных в пункте 6 статьи 32 настоящего Федерального закона, также единогласно всеми акционерами - владельцами таких привилегированных акций.

3. Регистрация проспекта акций при приобретении обществом публичного статуса может осуществляться одновременно с государственной регистрацией их выпуска (дополнительного выпуска).

Документы для регистрации проспекта акций, а если его регистрация осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) акций, также документы для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций представляются в Банк России до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что общество является публичным. В этом случае решение о регистрации проспекта акций, а если его регистрация осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) акций, также решение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций принимаются Банком России до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных настоящим пунктом, и вступают в силу со дня внесения соответствующих сведений в указанный реестр.

4. Дополнительными основаниями для отказа в регистрации проспекта акций, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций при приобретении непубличным обществом публичного статуса являются:

1) несоответствие размера уставного капитала и размещенных акций общества, положений устава, а также состава и структуры органов общества требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для публичного общества;

2) отсутствие заключенного обществом договора с организатором торговли о листинге акций общества.

Статья 7.2. Прекращение публичного статуса общества

1. Публичный статус общества прекращается путем внесения в его устав изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным. Публичный статус общества прекращается со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого общества, не содержащем указание на то, что общество является публичным.

2. Прекращение обществом его публичного статуса допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

1) акции общества или эмиссионные ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки и не допущены к организованным торгам;

2) Банком России принято решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

3. Решение о внесении в устав публичного общества изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным, принимается одновременно с решением об обращении общества в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, и решением об обращении с заявлением о делистинге акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Такие решения принимаются в рамках одного вопроса повестки дня общего собрания акционеров. Решения по вопросу повестки дня, предусмотренному настоящим пунктом, принимаются общим собранием акционеров большинством в 95 процентов голосов всех акционеров - владельцев акций общества всех категорий (типов).

4. Акционеры публичного общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу, указанному в пункте 3 настоящей статьи, вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций в соответствии с правилами, установленными статьями 75 и 76 настоящего Федерального закона.

Решения по вопросу, указанному в пункте 3 настоящей статьи, вступают в силу при условии, что общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, не превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом ограничения, установленного пунктом 5 статьи 76 настоящего Федерального закона.»

Дальше по тексту проекта закона все становится более запутанным, но при целевом обращении внимания все вдруг становится на свои места.

В проекте осталось еще много чего интересного. Если заинтересовал — проект во вложении, прошу любить и жаловать.

Если есть чего обсудить, уверен, найдем решение и составим мнение в комментариях.

Добавить
Спонсор рубрики «Регистрация юрлиц и ИП»
подготовка всех документов для регистрации ООО
КОНСАЛТА
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Замечательный обзор, спасибо большое!

Дождались наконец-то изменений, вот только какие они будут в итоге...

Интересен подход к приобретению АО статуса публичного, всего три условия, которые, на мой скромный взгляд, говорят прямо о публичности общества: наименование (что и предусмотрено ГК), регистрация проспекта акций и их дальнейший выход на публичные торги - листинг. Неужели у наших законодателей проснулся интерес к толковому написанию законов?))

Почитаю остальное на досуге, если там все так же логично обозначено, то буду очень рад)

30 июня 2015 в 9:32

Ну обозначено там все логично, если еще ряд регулирующих законов под рукой лежит...;)

Если с изменяемой статьей сравнивать, то все действительно логично встает.

30 июня 2015 в 10:32

Павел, прошу уточнить - в тексте Вы пишите, что законопроект внесен в ГД 19 июня, а в приложении указано, что он принят ГД 19 июня. И буду благодарна, если сообщите номер законопроекта.

1 июля 2015 в 14:53
Дополнение к комментарию

Отвечу сама себе - принят Гос Думой 19 июня, одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту 24 июня. № 469229-5

1 июля 2015 в 15:051

Как я вовремя ;)

1 июля 2015 в 15:401

Павел, добрый день, поправили бы публикацию))закон вступил в силу с 01.07.2015 года (ФЗ от 29.06.2015 №210-ФЗ)))

Спасибо за оперативность))но один черт проспал вступление в силу))быстро однако Госдума приняла его))

10 июля 2015 в 9:06

А на сайте Думы что-то не находится...

 

4 июля 2015 в 19:48

Уважаемые коллеги! Обращаюсь к Вам с просьбой прояснить ситуацию.

Исходя из смысла приведенного в статье федерального закона, правильно ли я понимаю, что законодатель не вводит обязанность для приведения Устава ЗАО в соответствие (в том числе смена наименования на непубличное акционерное общество) в соответствие с поправками ГК и ФЗ об АО?

3 июля 2015 в 12:35

Если есть ЗАО, то оно останется ЗАО до того момента, пока Вы в первый оследующий раз не будете вносить изменения в устав. Когда будете, учтите, что бы ЗАО в Уставе называлось АО.

На этом все.

3 июля 2015 в 16:45

спасаибо большое за ответ! Вы подтвердили мои доводы тем самым облегчили мне участь)))

3 июля 2015 в 18:51

Павел, спасибо за хороший обзор, жаль прочел его только сегодня.

Непонял Вашего вывода из содержания ч.11.1 ст.24 ФЗ:

АО, которое создано до 1 сентября 2014 года, устав и фирменное наименование которого на день вступления в силу обсуждаемого Федерального закона содержат указание на то, что оно является публичным,...

Однако я понял эту норму так, что она фактически распространяется на нынешние ОАО (отвечающее признакам публичного акционерного общества), т.к. в последнем предложении сказано "Положения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к акционерному обществу, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что акционерное общество является публичным", т.е. на те общества, которые созданы или уже привели наименование и устав в соответствие с 99-ФЗ.

21 июля 2015 в 9:291

а пока понял это чуть по-лругму: ОАО которые былит созданы когда-то давно и по которым ничего не делалось так и остаются пока в том состоянии как есть и по ним ничего и не делается поскольку они непубличные по сути (открытой подписки не было) и до первых изменений устава. Если по ним что делать то легко и сходу в непубличные, а если в публичные то через проспект и договор с биржей. А вот если эти старые ОАО вдруг за эти полтора года перписали в публичные АО вот по ним все и есть - либо в непубличное либо подтверждать свой статус через проспект, листинг и договор с биржей. И неопределенка дится пять лет. пять лет дается на все это, что потом? вилимо предписания от ЦБ на приведение в соответствие нормю актам своего статуса?

Есть еще небольшая категория ПАО, созданных сразу как ПАО в промежуток с 01 окт. 14-го до скажем 01.07.15 Что по ним непонятно строго говоря, хотя по аналогии возможно тоже что и по ОАО старым, но ведь формалистика однако про них как бы и забыли вовсе?

и еще вопрос - правильно я понял хотя прямо об этом и не запрщено, но получается что так по косвенным моментам- нельзя сразу зарегистрировать новое ПАО сейчас (учрежденное учредителями сразу как ПАО) поскольку на этапе учреждения нет проспекта нет справок от ЦБ нет листинга и договора с биржей и не может быть? Но есть кое-какие моменты когда надо зарегить было скажем при учреждении именно ОАО (например при приватизации, например при банкротстве когда замещение акциями нового создаваемого об-ва обв должника может еще кое-что) как тут быть?

21 июля 2015 в 10:05

Есть еще небольшая категория ПАО, созданных сразу как ПАО в промежуток с 01 окт. 14-го до скажем 01.07.15 Что по ним непонятно строго говоря, хотя по аналогии возможно тоже что и по ОАО старым, но ведь формалистика однако про них как бы и забыли вовсе?

Ну здесь как с высшим образованием. Можно получить диплом юриста, а работать в тур. фирме менеджером. Если признаками не обладают, то и работают как работали. Если это ПАО, которым нужна реальная публичность, то они приводят бумаги в порядок (хотя скорее всего имеют уже давно все на руках) и отвечают реальной публичностью.

и еще вопрос - правильно я понял хотя прямо об этом и не запрщено, но получается что так по косвенным моментам- нельзя сразу зарегистрировать новое ПАО сейчас (учрежденное учредителями сразу как ПАО) поскольку на этапе учреждения нет проспекта нет справок от ЦБ нет листинга и договора с биржей и не может быть? Но есть кое-какие моменты когда надо зарегить было скажем при учреждении именно ОАО (например при приватизации, например при банкротстве когда замещение акциями нового создаваемого об-ва обв должника может еще кое-что) как тут быть?

Если возникла такая необходимость, то регистрируется как регистрировалось. Все что нужно, вносится в устав. После регистрационных процедур ПАО никто не запрещает заключать договора и пр. действия, чтобы соответствовать признакам публичности.

21 июля 2015 в 10:47

Были ОАО, которые могли как и быть реально публичными, так и обычными. Решили их назвать другими словами, и назвали. Только проблема решеной не осталась, есть публичные так публичные, а есть те, которые просто так названы. Чтобы все было наконец-то правильно, то "биржевики" должны быть не только публичными, но и обладать какими-то признаками. Вот об этих признаках речь в статье и идет. Если кого-то устраивает быть обычным ПАО, то пусть так и сидит.

21 июля 2015 в 10:41

так получается для ОАО старых, что они не могут бесконечно так сидеть им типа 5 лет дается чтобы определиться - зарегить проспект заключить договор с биржей пройти листинг и стать ПАО или перейти в непубличные и прекратить использовать слова ОАО

а что касается регистрации первички ПАО то получается что раз зарегенного проспекта нету договора с биржей нету то и ПАО тебя нечего сразу регить, должен зарегиться АО потом все сделать как положено - проспект листинг договор с бирдей и потом переписать новый устав с названием ПАО? а сразу вроде как и нельзя должны отказать в 46-й? вот что спрашивал или сразу все же можно сразу первичку делать ПАо а все остальное типа проспекта после.

и что с теми кто с период с 0кт. 14 по июль 2015 сразу зарегислся ПАО - ничего? на них эти пять лет не распространяются?

или ответ простой вот пять лет пройдет, а там посмотрим?

21 июля 2015 в 17:05

1. Когда регим сразу ПАО - сразу задаем путь развития и постепенно приводим к "правильному" ПАО по мере возможности.  Никто не запрещает это сделать. Зная 46ую, могут отказать на чем угодно.

2. Нет, им все равно. Вот только если они реально публичные (а не просто зарегили ОАО когда-то, никакого движения на фин. рынках не делают), то им надо стараться.

3. Учитывая, с какой скоростью ЦБ сейчас орудует, сколько инициатив... Боюсь что придумают что-то еще и будет немного другая песня. Пока ответить на этот вопрос не могу.

21 июля 2015 в 17:11

в том что вы привели в статье в роде как про первичку (создание нового ПАО) ни слова нет. Но есть по требования к документам для перерегистрации из ЗАО или ОАО в ПАО. (проспект  договор всякие справки от ЦБ для некоторых случаев) отсюда и напрашивается вывод что не хотят более, чтобы все кому не лень назывались гордым словом ПАО, чтоб не делали пустышек ПАО. Вот и получается, что зарегься сперва АО и если ничего не даешь для продвижения своих акций в нем и оставайся, а если хочешь публичности и взможности получения денег из ниоткуда, то тогда сперва АО потом выполнение условий потом переход в ПАО. Такая во всяком случае конва этого дела

21 июля 2015 в 17:24

Не могу понять необходимо ли ОАО, чтобы переименоваться в АО обращаться в ЦБ с заявлением об освобождении от обязанности по раскрытию информации? Вопрос мне не дает покоя в связи с тем, что ОАО в настоящий момент признакам публичности не отвечает, проспектов не регистрировалось, но имеется план приватизации, согласно которому часть акций продано на чековом аукционе.

21 июля 2015 в 18:05

еще как отвечает признакам публичности если чековый аукцион был общероссийский и открытый, другое дело что вы почему-то сущ. факты и ежекварталку не раскрывали, а может раньше раскрывали да освободилсь несколько лет назад от этой обязанности в установленном порядке (решение собрания, справка от реестродердателя что мало акционеров и заявление в ФСФр с просьбой освободить от раскрытия ин-ции) такой порядок был и в ФСФР и в ЦБ может вы его отработали или кто до вас?

21 июля 2015 в 18:26

Здравствуйте, коллеги!

Вступление в силу рассмотренных поправок всё же породило несколько юридических казусов. К одному из них имею отношение и я.

В конце июля 2015 года ФНС зарегистрировало вновь созданное ПАО. В сентябре ЦБ отказало в регистрациии выпуска со ссылкой на ст. 7.1 ФЗ Об АО. Устно - предложили оформить в ФНС как ошибку при регистрации.

В ФНС говорят, что они всё сделали правильно: можно зарегистрировать ПАО при создании юрлица. И ошибка, и внесение изменений не пройдут. Первый вариант - потому что нельзя этим путем исправить устав и протокол. Второй вариант - потому что реестр не передан регистратору и заверять собрание некому.

Буду рад предложениям по разрешению проблемы. ПАО есть, но его как бы нет.

Спасибо.

5 октября 2015 в 17:59

остается в суд подать на кого-то или на цб или на налоговую. Есть третий вариант - эту фирму попробовать в установленном порядке начать ликвидацию. Обобенно после отказа скажем изменить устав. Хотя конечно и тут местная налогова яможет отказать из-за заверения протокола. Да и у нотариуса то протокол не заверишь так как вы ПАО называетесь, а в ПАО точно не положено заверять протокол у нотариуса, только у реестра. Хотя реестр если новое ПАо сколрей всего у вас реестр примет должен принять без рег-ции акций, но проводок по нгему не будет делать пока не будет рег-ции акций. Нет ли тут напутанности кое-какой? Если реестр примет то можно через него проводить собрания. Это уж точно все к реестру. Если вы конечно вообще протокол уч. собрания этот реестр опрелделили хотя бы или сов. дир. выбрали на уч. собрании, чтобы он реестр определил, а то может и в этом кое-какакая трудность есть.

5 октября 2015 в 22:44
Дополнение к комментарию

и еще один момент. Получается что при создании возникли грубые нарушения, которые не возможно устранить, если налоговая еще и в ликвидации откажет, то тогда точно в суд от акционеров на налоговую на предмет ликвидации созданного юр. лица в связи с неустранимыми нарушениями при его создании.

5 октября 2015 в 22:46
Дополнение к комментарию

или вообще это юр. лицо тупо бросить и пусть себе висит, может налоговая сама его из егрюл исключит за неведением деятельности

а если надо новое делайте только уже как положено.

5 октября 2015 в 22:48

Спасибо за ответ! Вариант с ликвидацией рассматриваем. Регистратор определен при создании. И голосовать учредители могут до оплаты согласно уставу. Правда, регистратор пока говорил, что не примет реестр до регистрации выпуска.

А вот оспаривание в суде решения ЦБ сомнительно. Они специально, помимо главного довода о ст. 7.1, напихали разных мелких, но бесспорных недочетов в него. Эти недочеты не отбить.

5 октября 2015 в 23:14

да это недочеты это тех. ошибки при заполнении форм, на них и внимания то не стоит в данном случае обращать поскольку они устранимы все кроме принципиального что теперь по мнению ЦБ в ПАО можешь попасть получается только из непубличного после рег-ции проспекта и договора с биржей. А в части суда так ведь необязательно с ЦБ судиться можно с налоговой на предмет утвердить новый устав Ао непубличного, пойти попробовать его зарегить с приложением копии отказа цб, если откажут то попробовать подать в суд на налоговую (точнее теперь кажется сперва жалобу подать на отказ в упралвение ФНС) а вот потом уже в суд с разрешением этой коллизии и понуждением зарегить налоговую новый устав с названием АО. (с ошибками раз вы говорите данная налоговая не хочется связываться типа их устранение значит остается путь через устав новый в общем порядке хотя скажут что для этого тоже надо разрешение ЦБ типа на переход из публичного в непубличный см. соотвеитствующую статью ФЗ об АО, но ведь по мнению ЦБ вам и отказали в признании вашего публичного статуса из-за нарушений при создании и главным образом за это а все остальное типа несоответствует формам из стандартов так это устранимо и если бы дело было только в этом дали бы вам замечания т.е уведомление о проверке, вы бы все устарнили что требвоали и зарегили бы вас месяца на полтора позже и всех делов). так что кроме всего прочего  приложите копию отказа, заверенного заявителем в рег-ции выпуска акций и можете напистаь в дополнительно в объяснительной, что ЦБ отказался признать ваш публичный статус своим таким отказом и вы устраняете тем самым нарушения при создании) 

5 октября 2015 в 23:28