Обязательные отчисления для операторов связи: о чем не стоит забывать, имея лицензию Роскомнадзора

  • 17 сентября 2015 в 13:33
  • 2959
  • 6
  • 4

Добрый день, коллеги!

Так уж сложилось, что среди моих постоянных клиентов есть и такие организации, которые являются, в том числе, интернет-провайдерами, и оказывают и телематические услуги и услуги связи по передаче данных в рамках соответствующих лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, или сокращенно – Роскомнадзор.

В связи с проводимой проверкой в отношении одной из таких организаций, хотелось бы обратить внимание вот на какой момент, о котором, как показывает практика, не знают не только не все бухгалтера, но и руководители компаний.

Помимо обязательных налоговых платежей, для организаций, имеющих лицензии Роскомнадзора, в качестве обязательного неналогового платежа предусмотрено уплата отчислений в резерв универсального обслуживания – или, по-другому, фонд  универсального обслуживания, т.е.  в фонд неких стандартных услуг связи, предоставляемых на территории РФ (почтовое обслуживание, услуги телефонии, интернет и т.п.).

Следует подчеркнуть особо, что данный платеж является обязательным условием осуществления лицензионной деятельности!

Регулирующие документы

  • Федеральный закон от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи».
  • Приказ Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания».

Кто является плательщиком

Плательщиком обязательных отчислений является оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования. Оператором связи, в свою очередь, является юридическое лицо или ИП, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

Сколько, как и куда платить

Базой для расчета являются доходы оператора связи, полученные в течении квартала по ставке 1,2%. Расчет производится организацией самостоятельно.

Сведения предоставляются по форме утвержденной в Приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41 Приложение № 1, и направляются в Федеральное агентство связи по адресу: ул. Тверская, д. 7, г. Москва, 125375 на бумажных носителях, а также в электронном виде в формате xls на адрес:  fasbuh@minsvyaz.ru.

Срок и реквизиты для оплаты

Периодом для расчета и оплаты является срок не более 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи.  

Отчисления производятся по реквизитам, размещенным на официальном сайте Россвязи:

счет — № 40101810800000010041

банк — Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва

БИК — 044583001

Получатель — Управление Федерального казначейства по г. Москве (для Федерального агентства связи)

ИНН — 7710549038

КПП — 771001001

ОКАТО — 45286585000

КБК — 084 1 13 01100 01 0000 130

Образец заполнения платежного поручения можно скачать здесь.

Нюансы бухгалтерского учета

Отчисления в резерв универсального обслуживания являются фискальными сборами неналогового характера, что подтверждается Постановлением Конституционного суда РФ от 28.02.2006г. № 2-П (п. 5, п. 5.1, п. 5.2), НДС не облагаются.

Они включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, учитываемыми при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.46, п. 1 ст. 264 НК РФ).

В случае, если организация-оператор связи применяет УСН, то данные неналоговые отчисления не могут учитываться в составе расходов, т.к. не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 346.16).

Ответственность за неуплату

В случае несвоевременного  предоставления операторами связи расчетов  отчислений в резерв универсального обслуживания, законодательством предусмотрена административная  ответственность по  ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно - предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Что важно: в законе установлена административная ответственность  только лишь за не предоставление сведений о базе расчета, а не за неуплату платежей!

Отсутствует и административная ответственность в случае неверно рассчитанных платежей.

Но это не значит, что неуплаченные платежи можно рассчитать предоставить, но не уплатить.

Согласно ст. 2.9. КоАП РФ: при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные на ведение дела о таких нарушениях, могут освободить лицо, совершившее нарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 сказано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам нужно исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность нарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Степень общественной опасности считается оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.

В связи с  учетом этого обстоятельства, у нас уже имеется положительный опыт оспаривания в суде  требования Роскомнадзора , когда вместо предусмотренного законом штрафа, нам вынесли в качестве  административного наказания,  письменное предупреждение.

Но в судебной практике по аналогичным делам, такие решения скорее редкость, и как правило, организации и руководители подвергаются денежным взысканиям.

Как, все-таки, могут взыскать отчисления

Федеральный орган власти в области связи (Положение о Федеральном агентстве связи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 320), вправе обратиться в суд для взыскания рассчитанных отчислений, но не уплаченных своевременно, что подтверждается практикой  - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 09АП-24496/2014-ГК.

Единственное, с чем может повезти, так это пропуск 2-хмесячного срока  исковой давности сотрудниками Роскомнадзора, и тогда организация-нарушитель имеет реальную возможность избежать взыскания через суд.

В заключение

В настоящее время за операторами связи стали более пристально вести наблюдение, в связи с чем, стоит внимательнее относится к расчету и срокам предоставления отчетов.

Также, если  Вам уже предстоит плановая проверка Роскомнадзора по выданным лицензиям, следует, не дожидаясь итогов этой проверки, предоставить отчеты по отчислениям в резерв универсального обслуживания.

Добавить
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Мария, привет! Здорово, что продложаешь писать и делиться опытом с коллегами. Ради интереса посмотрел в Яндексе запрос "обзятальные платежи..." - эта статья на пятой позиции. :)

17 сентября 2015 в 14:581

Добрый день! Стараюсь)) Опыта достаточно, есть о чем рассказать, буду продолжать делиться им в статьях))

p.s.: в гугле - на второй)))

17 сентября 2015 в 15:10

Мария, спасибо за поднятую тему! Действительно, неочевидная финансовая обязанность, несоблюдение которой может значительно ударить по бюджету компании. Например, в приведенном Вами деле фигурирует сумма свыше 15 млн рублей...Такие незапланированные расходы даже фирме с хорошими оборотом и прибылью могут существеннно навредить.

18 сентября 2015 в 12:46

Спасибо! Да, именно так и есть.. компаниям с небольшим оборотом и прибылью, это будет не так ощутимо, как в случаях, когда компания крупная.

Проинформирован - значит вооружен!))

18 сентября 2015 в 14:051