Хотите, Регфорум подберет проверенного исполнителя для решения ваших задач?

Виртуальные миры: новая территория права

  • 12 октября 2015 в 12:18
  • 1481
  • 9
  • 15

Есть много названий для той системы отношений, которая на наших глазах складывается в компьютерных сетях: «виртуальное пространство», «киберпространство», «интернет-пространство» и т.п. Самое главное здесь одно: человечеством то, что в сети, уже давно воспринимается не как совокупность информации, а как своего рода пространство. «Территория», если хотите. Но если появляется территория, причём с населением, которое (пусть виртуально) начинает там жить, работать, строить, общаться и — особенно – тратить и зарабатывать деньги, то на этой территории начинают складываться свои отношения и свои правила… свои законы. А значит, право – то, которым мы занимаемся — не может и не должно этого игнорировать.

«Правовые новости из виртуальных миров я отслеживаю уже давно…»

Фраза, которую ещё лет тридцать назад мог себе позволить либо писатель-фантаст, либо пациент психиатрической клиники – впрочем, как и обыденное по нынешним временам «не могу войти в почту» или «я случайно стёр учебник гражданского права».

Но ведь я эти новости на самом деле отслеживаю! Потому что виртуальные миры, хотим мы того или нет, уже существуют – и для юриста крайне интересны.

Будущее уже здесь! Белорусские милиционеры пускаются в увлекательное путешествие по просторам игры «World of Tanks» в поисках угнанного виртуального танка (который, кстати, находят и возвращают владельцу). Один житель Китая убивает другого (по-настоящему) из-за неподеленного в сетевой игре виртуального меча. Продаются и покупаются (видите — кавычки уже не ставлю) внутриигровые предметы, в том числе — «виртуальная недвижимость» (пока ещё в кавычках): дома, города, острова, парки развлечений, астероиды… Абсолютно реальные и совершенно прагматичные страховые компании заключают договоры на страхование «виртуальных военных баз» в одной из компьютерных игр.

Суммы сделок – нешуточные. (Иногда совершенно невнятная штуковина, вроде «Уникального виртуального яйца», может стоить десятки тысяч долларов, например:

0_13a2d6_6e794263_L

Доходы от владения виртуальной «недвижимостью» — например, внутриигровыми парками развлечений — серьёзные и вполне реальные.

То есть новые объекты гражданских прав – вот они! Оборотоспособные, пусть передача их и происходит «там», за гранью реального, имеющие совершенно очевидную ценность, вполне просчитываемую в настоящих деньгах. В них инвестируют, их покупают, продают, крадут и истребуют (практически, виндицируют).

Пока что виртуальные миры, в том числе в правовом отношении, во многом копируют реальный. Из доступных мне образцов дальше всего пошла, пожалуй, игра «Entropia Universe» (научно-фантастический виртуальный мир с реальной моделью экономики). Тамошняя внутриигровая валюта обменивается на реальную по фиксированному курсу. С внутриигровыми объектами совершаются сделки, и за игроками признаётся некое право на приобретённое. (Неужели – собственности?) Более того — владельцы внутриигровых «территорий» могут получать с них что-то вроде… налогов (!), уплачиваемых игроками. «Налогооблагаемая база», если верить СМИ, оценивается примерно в четыреста миллионов долларов в год.

В виртуальной среде появляются виртуальные же деньги (типа пресловутых биткоинов), «географические» и «космические» объекты, виртуальные услуги и результаты виртуальных работ и т.п., как некие копии реальных прототипов.

Но это – лишь первый шаг, пока «та сторона» ещё не подросла и не отбросила в сторону свои детские пелёнки. Дальше мы увидим объекты гражданских прав, уже не имеющие прототипов в реальности. Некоторые из них, кстати, уже здесь – причём мы даже не заметили, как они сделались неотъемлемой частью нашей жизни.

Просто для интереса: Яндекс, поисковый запрос «виртуальная недвижимость». Больше полумиллиона ссылок в выдаче. И большая часть (где-то две трети) – вовсе не о виртуальных внутриигровых дворцах или континентах, а о самых обычных интернет-сайтах. «Вкладывайте деньги в виртуальную недвижимость – раскрученный интернет-сайт». Вот он – совершенно новый объект, порождение компьютерной сети.

Разумеется, сегодняшняя (традиционная) правовая мысль, склонная всё новое загонять в существующие рамки, нашла выход. Интернет-сайт, конечно же, сложный объект, включающий различные элементы: произведения, науки, литературы и искусства (в том числе компьютерные программы), объекты патентных прав, доменное имя, средства индивидуализации и т.п. Но ведь, если так рассуждать, и человек – сложный объект, состоящий из мышц, костей и кожи. Можно ли в случае с человеком свести целое к сумме составных частей? А с сайтом?

Представляется, что сайт – не просто комбинация различных охраняемых элементов. Как объект прав он неизмеримо превосходит простую сумму своих составляющих и по сложности, и по ценности. Возьмите для примера любой популярный портал – хоть поисковый, хоть новостной, или социальную сеть с крупной капитализацией, и вы увидите, что сегодня право имеет дело, в действительности, с интернет-сайтом как с новым объектом права, не сводимом к совокупности старых, знакомых элементов. И сайт – не единственный пример. Скажем, доменное имя как способ адресации — ещё один новый объект (кстати, признанный правом – см. статьи 1484 и 1519 ГК РФ).

Вероятно, мы – свидетели нового витка спирали. Помните блистательную монографию Д.В. Мурзина о бестелесных вещах? В древнем Риме и в Средние века они были совершенно нормальным правовым явлением. Сейчас, похоже, бестелесные вещи возвращаются, но уже – в качестве виртуальных. Пока это возвращение произошло в сознании пользователей сети, не имеющие компьютеров бушмены Африки им ещё не затронуты – но ведь это лишь первые шаги. Изменения в праве только начинаются – однако они неизбежны. Реальный мир сращивается с виртуальным. Многие миллионы людей – а пользователей у многих популярных сетевых игр в несколько раз больше, чем жителей в таких странах, как, например, Испания – воспринимают виртуальные объекты наравне с реальными, пользуются ими и совершают с ними сделки, как с вещами, не вдаваясь в юридические тонкости. Возникает сетевой мир – как та самая ТЕРРИТОРИЯ. И праву, хочешь не хочешь, придётся к этому приспосабливаться. В противном случае, в этом новом мире начнут сами собой складываться (ведь жизнь не терпит пустоты) собственные законы, а там недалеко и до появления своих судов, парламентов и правительств. Традиционное право не может более стыдливо отворачиваться, игнорируя ситуацию, и пытаться вновь и вновь сводить соответствующие правоотношения только к обязательственным.

В любом случае, мы живём в интересное время. Нам, как юристам, предстоит решать: будет ли договор на изготовление комплекта игровой брони в виртуальной кузнице подчиняться правилам о подряде — и можно ли, наконец, виндицировать виртуальные танки. Открываются, наконец-то, новые юридические горизонты. Технологический и социальный прорыв влечёт за собой правовой, а это значит, что у права сегодня появляется шанс из методологического ремесла, к которому оно всё более скатывается, снова стать полноценной наукой: исследовать, открывать, описывать, обосновывать, вырабатывать что-то новое. И этим шансом грех не воспользоваться!

Добавить
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Спасибо огромное за статью. Познавательно. Посмотрел практику, есть и по таким делам в РФ. В общем и  целом суды не вмешиваются в подобного рода дела ссылаясь ст 1062 ГК. "Требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари".
 Интересно в этом ключе  постановление Президиума Московского городского суда от 24 мая 2013 г. по делу N 44г-45. Какие то суммы все же можно взыскивать.

12 октября 2015 в 13:221

Совершенно исключительная, яркая, глубоко научная, и при этом легко читаемая статья:

  1. Мурзин Д.В. «Бестелесные вещи»

Цитата из статьи

«Традиционное право не может более стыдливо отворачиваться, игнорируя ситуацию, и пытаться вновь и вновь сводить соответствующие правоотношения только к обязательственным.»

 Что верно, то верно. Нам нужно новое прочтение Res Incorporales. О чём  весьма аккуратно, но убедительно говорил Дмитрий Витальевич. Кажется, он остался неуслышанным. Пока...

Мне не даёт покоя вопрос: Как римляне отрегулировали бы правовые отношения в виртуальной реальности, будь они на нашем месте?  Ведь они точно нашли бы решение.

12 октября 2015 в 15:00

Сообщение от Александр Зверев

«Кажется, он остался неуслышанным. »

Он услышан! Мурзин - гениальный цивилист, могу утверждать это как очевидец. А его "Ценные бумаги - бестелесные вещи" - поворот в правовом сознании целого поколения юристов (и моём лично).

12 октября 2015 в 21:391

Сообщение от Александр Зверев

«Как римляне отрегулировали бы правовые отношения в виртуальной реальности, будь они на нашем месте? Ведь они точно нашли бы решение.»

Римляне были практичные ребята. Они просто использовали бы фикцию - признали бы всё это квазиреальным, да и все дела. И мы к этому движемся.

12 октября 2015 в 21:411

К виртуальному пространству многие относятся, как бы, сразу же - как к реальному. Было одно короткое, но показательно дело не у нас, а в США у знакомых. Один молодой человек (наш соотечественник) встречался с девушкой, поссорился с ней и потом получил от неё реальную претензию, чтобы он удалил со своей страницы на фэйсбуке фотографии с его подругой и собачкой той подруги. Проигнорировал это требование, и потом к нему пришли уже адвокаты :)

А что уж говорить о скриптах, которые разработали для тех, кто хочет защитить свои публикации от копирования. Статья уже не статья, как машина на сигнализации.

Если присмотреться, допустим, на одну из новых популярных игр то можно увидеть такие надписи: "Покупка в США
Хотите совершить покупку из другой страны?" и это при учете, что игра разработана в Польше. Выбор страны будет зависеть от стран, где игру можно будет воспроизводить (играть). При этом, с правовой точки зрения, очень интересны электронные торговые площадки. Это непаханое поле для публикаций :)

Серьезность игр и программ давно обсуждалась, дошло до того, что создали обязательные для издателей рейтинги.

Регистрации сайтов и контента в РосПатенте теперь требует от юриста понимания, как вся это штуковина вообще работает, и что требуется (какая часть сайта как программы имеет смысл подать под защиту) защитить. И как потом весь этот виртуальный контент будет являться участником отношений требует некоторую долю фантазии :) Только пока это все как-то слабо работает, с пробуксовками...

Цитата из статьи

«Нам, как юристам, предстоит решать: будет ли договор на изготовление комплекта игровой брони в виртуальной кузнице подчиняться правилам о подряде»

 А почему бы и нет? Когда-то была новость, что в Китае один мужчина нанял одного игрока, чтобы тот "убивал" персонажа его сына практически не давая ему играть. И требовал от него устроится на работу :)

12 октября 2015 в 16:362

Сообщение от Павел Коновалов

«Когда-то была новость, что в Китае один мужчина нанял одного игрока, чтобы тот "убивал" персонажа его сына практически не давая ему играть. И требовал от него устроится на работу :)»

Просто отлично! Возмездное оказание услуг? :-) Буду использовать этот пример в лекциях, если не возражаете!

12 октября 2015 в 21:36

Конечно! Своеобразный "киллер" с посланием ;)

Могу еще примеры привести.

Есть некоторые он-лайн игры, которые по большей части "ролевые"/командные (лайнэйдж, ворд оф варкрафт, другие подобные), в которые любят играть состоятельные люди. Но далеко не у всех будет много свободного времени, чтобы развить своих любимых персонажей до какого-то определенного большого уровня. Так вот эти люди нанимают студентов/безработных, чтобы те играли определенное отведенное им время, выполняли какие-нибудь сложные задания и пр. За это они платили реальные деньги. Среди моих знакомых двое этим занимались в студенческие годы ;)

Давным давно была игра - ультима онлайн. Игра своим разнообразием очень сильно увлекала людей. Была первая (могу ошибаться) такого рода для онлайна и коллективной игры. В тот момент возникла первая для таких игр услуга/подряд - создание персонажа. Делается заказ на какого-то персонажа, допустим по каким-то очень труднодоступным способностям. И люди его развивали/создавали. Кажется обычно? Но нет, люди в разных часвых поясах объединялись (можно сказать, что создавали своеобразные виртуальные ООО, для определенных целей) и выходило, что персонажа "пракачивали" буквально 24 часа в сутки и быстро достигали поставленной задачи!

Сейчас проводиятся различные турниры по играм (как пример в Китае есть специальные "институты", где любители игр объединяются, обучаются играм для турниров), в которых разыгрываются очень нешуточные гонорары (последний крупный был по доте 2 - 1,5 млн. долларов). Каждый турнир обе команды согласовывают путем создания регламента, в котором определяются условия и правила игр (матчей и т.п.), иными словами команды подписывают договор. Нарушение каких-либо там пунктов и условий влечет последствия финансового характера, либо дисквалификацию. Либо чего-то еще.

Для меня было открытием, что в одной из игр - перфект ворлд, где целью было создавать чего душе угодно (виртуальные здания, строения, на что фантазии хватит) проводили реальное рабочее совещание определенные организации. Удобством было то, что некоторые "здания" можно было закрыть от всего. Это обеспечивало анонимность для окружения, и сексретность переговоров.

Не знаю, к чему это будет приводить, но книга С. Лукьяненко "Кривые зеркала" не такая уж и фантастическая, как считалось когда-то ;)

И небольшое упоминание об авторском праве... Оно теперь не только касается/применяется к ПО, идеи, доменов и пр. Сейчас существует уже новое понятие - интерактивное кино. И актеры "продают" себя, свой образ, право использования себя в качестве персонажа и прочее прочее в этот жанр. Проверить пока мне еще сложно (информация от журналистов, а не из оф. источников), но с компанией Сони уже начинают вести досудебные переговоры о нарушении авторских прав в часте этого жанра.

12 октября 2015 в 22:071

Спасибо! Великолепная подборка. В основном знал, но вот про совещание в игре - это здорово! Ещё одно подтверждение сращивания миров.

У Лукьяненко читал "Лабиринт отражений" - то же самое?

12 октября 2015 в 22:14

Оказывается это я сам немного напутал. Да, мы об одной серии книг говорим :) Давно читал.

12 октября 2015 в 23:14

Очень познавательно, спасибо! 

А про сайт - так вообще злободневно, как раз сейчас мыслим, как его правильнее внести в уставный капитал ООО или не вносить, но оформить пользование. 

Цитата из статьи

«Технологический и социальный прорыв влечёт за собой правовой, а это значит, что у права сегодня появляется шанс из методологического ремесла, к которому оно всё более скатывается, снова стать полноценной наукой: исследовать, открывать, описывать, обосновывать, вырабатывать что-то новое. И этим шансом грех не воспользоваться!»

 Правильно все говорите. Правда, иногда рутина отвлекает от высоких материй, но если задаться целью...

12 октября 2015 в 16:581

Про сайт.

Могу поделиться опытом ;)

12 октября 2015 в 17:19

Конечно, поделитесь, Павел!) Отдельным постом.

12 октября 2015 в 17:22

Статья, однако, увлекательная, спасибо Алексей!

Частенько читаю ЛитРПГ книги, собственно там все это описано (внутриигровая торговля и ее переход из внутриигровой в реальную) довольно подробно и интересно.

А как подтверждение примером про игры: около 5 лет назад младший брат играл в онлайн игру Айон, стоял в топ листе игроков, в наличии была куча топовых вещей. В общей сложности он заработал на их продаже другим игрокам около 2500 рублей (для 15 летнего паренька было достижение тогда это).

Доната в играх становится все больше, некоторые игры под это специально затачиваются (а ля айтьюнс у эйпл - есть фри версия программы, но она ограничена, хотите больше и шире версию - заплатите). Появление интернет-валюты (биткоины, битрубли и так далее что там еще придумают) закономерно развитию цифровых технологий и информационного пространства. Игры же просто двигают этот процесс, ускоряя его.

Как предположение, когда создадут игру, в которую позволят заливать деньги и выводить их обратно, создатели сей игры станут богатеями в считанные дни (при условии хорошего движка игры, интересного сюжета и линий развития игроков).

13 октября 2015 в 9:33

Сообщение от Павел Куприянов

«Как предположение, когда создадут игру, в которую позволят заливать деньги и выводить их обратно»

Насколько я знаю, такие игры уже есть.

13 октября 2015 в 10:14

Действительно, статья очень интересная. От себя могу добавить, что на данный момент знаю несколько сайтов, которые платят некоторым видео блогерам не ютубе, чтобы те, в свою очередь, прорекламировали их торговую площадку. К примеру, вещь стоит 14 тысяч рублей. Есть сайты которые дают возможность эту вещь выиграть. За одну попытку взимается с электронного кошелька пользователя около 400-500 рублей. Вероятность выпадения именно этой вещи ничтожна, при этом выпадает другая вещь стоимостью 20-50 рублей. То бишь казино в электронном виде!!! Чтобы не быть голословным могу разместить ссылки на вещи, до которых алкают наивные пользователи в надежде легкого заработка:

https://steamcommunity.com/market/listings/730/StatTrak%E2%84%A2%20M4A4%20%7C%20Asiimov%20%28Field-Tested%29?filter=%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2

https://steamcommunity.com/market/listings/570/Unusual%20Hollow%20Jack

https://steamcommunity.com/market/listings/570/Unusual%20Baekho

Это стоимость одного скина (модели) чего-либо. А представьте аккаунт пользователя, который размещает предложение в сети, о возможности продажи такого аккаунта с НЕСКОЛЬКИМИ вещами подобной стоимости. При этом нет никаких гарантий что вас не кинут, т.к. продажа аккаунта может осуществляться через другие сайты или вообще через соц. сети посредством переписки. В общем, согласен, поле непаханное)

30 ноября 2015 в 11:22