Доцент кафедры правоведения и практической юриспруденции ИОН РАНХиГС, к.ю.н., юрист
Посты
39
Лайки
351

Управление юридической фирмой: проблемы, технологии, перспективы

  • 9 декабря 2015 в 14:32
  • 3063
  • 4
  • 12

    Что будет представлять собой юридический бизнес в будущем, через 10 лет? Как привлечь в свою юридическую фирму талантливых юристов, а также удержать их? Какие способы коммуникации внутри компании позволяют эффективно решать повседневные задачи и достигать поставленных целей? С помощью каких современных технологий можно упорядочить различные стороны управления компанией? На эти и другие вопросы сообща находили ответы представители юридического бизнеса из разных стран на международной конференции IBA Law Firm Management.

    0_13e628_cbe94a8c_L

    В минувшую пятницу, 4 декабря 2015 года, состоялось мероприятие, которое без преувеличения можно назвать одним из ожидаемых для юридического бизнеса. Конференция IBA по управлению юридической фирмой уже является традицией: она проводится ежегодно на протяжении девяти лет. Однако формат ее проведения в этом году традиционным назвать точно нельзя. Вместо привычного разделения ролей на «спикеров» и «аудиторию» организаторам удалось создать пространство для настоящего интерактива. Так, пожалуй, впервые название формата сессий «круглые столы» перестало быть просто названием и обрело совершенно иной смысл. По крайней мере, для меня.

    Как это было

    Аудитория. Несколько круглых столов. За каждым из них есть «хозяин стола» (лидер, выступающий модератором и организатором дискуссии за этим столом) и участники (порядка 10 человек). Ведущий задает аудитории тему для обсуждения, сопровождая ее конкретным вопросом, определяет лимит времени (10-15 минут) и за каждым из столов начинаются обсуждения. Каждый из участников делится своим опытом решения задач, предлагает способы разрешения проблемы. Хозяин стола ведет дискуссию и обобщает выводы, которые после завершения обсуждения докладывает всей аудитории уже публично. На следующий вопрос все участники должны перейти за другие столы, в произвольном порядке. После чего сценарий обсуждения повторяется, только уже с другим вопросом. При завершении обсуждения тематики (как правило, 3 вопроса) — переход к традиционным докладам в небольшом количестве.

    0_13e626_6162f840_L

    Формат позволил участникам

    • в доброжелательной атмосфере услышать каждого участника, а не только спикеров, без той вымученности, которая порой возникает при попытках общения с аудиторией в стандартном формате;
    • получить «на выходе» структурированную и четкую информацию, озвученную участниками конкретного «круглого стола». Несмотря на экспромты и отсутствие «заготовок», хаоса не было (благодаря и профессионализму участников, и мастерству «хозяев»);
    • за короткий срок узнать личный опыт практики построения системы управления, отдельные ноу-хау, наработки, а иногда – и нюансы «внутренней кухни» многих коллег из других компаний. При этом — никакой теории;
    • непринужденно общаться и легко знакомиться.

    Краткое резюме

    На мой взгляд, получился бесценный обмен опытом, сопряженный с приятными деловыми знакомствами. Польза и практический эффект – неоценимы, впечатления на уровне эмоций – прекрасны.  

    Безусловно, было интересно узнать мнение других участников конференции. Поэтому попросила некоторых слушателей поделиться своими впечатлениями, рассказать о запомнившихся моментах конференции и о сделанных по ее итогам выводах.

    Мария Сидорова, к.ю.н., старший юрист адвокатского бюро А2:

    Мы остались очень довольны форматом прошедшего мероприятия. Есть возможность не только послушать, но и сразу обсудить насущное с коллегами.

    Абсолютно верно было отмечено за всеми круглыми столами: мы совсем не успеваем за техническим прогрессом, используем его достижения на стадии угасания технологии. С этим, конечно, непременно нужно бороться, не останавливаться на месте и «не зависать». Ведь в случае постоянного движения, и взаимодействие с новым поколением (которое в этом техническом прогрессе живет), и коммуникация внутри компании будут более продуктивными.

    Что касается мыслей и идей по итогам — нам всем необходимо работать над собой!

    Алексей Оськин, ведущий юрист налоговой и юридической практики компании «Корпус Права»:

    Очень порадовал подход выступающих докладчиков, пытавшихся заглянуть в будущее и увидеть свою фирму спустя десятилетие. Лейтмотивом большинства тем, затронутых на конференции стала значимость современных технологий, которые становятся неотъемлемым элементом  юридического бизнеса и в перспективе могут вытеснить юристов с рынка.

    Тем не менее, мне ближе позиция о том, что полностью технологии не смогут заменить юристов. Об этом осторожно заявляли некоторые докладчики. Харизмой, нестандартным мышлением и умением использовать индивидуальный подход к разрешению проблем каждого клиента, на мой взгляд, электронный мозг наделить нельзя. 
    При этом озвученный на конференции опыт использования некоторыми коллегами программных средств в целях уменьшения трудозатрат специалистов, соответственно, и себестоимости услуг (например, по подготовке стандартизированных форм документов, по учету рабочего времени сотрудников) — достаточно ценный. В ближайшее время, возможно, возьмем его на вооружение в нашей компании. 
    Общее впечатление от прошедшей конференции осталось светлое и позитивное, она оказалась полезна и информативна для всех ее участников. Будем ждать новых встреч с коллегами, на которых с удовольствием продолжим обмениваться опытом и обрастать новыми знакомствами

    Андрей Зеленин, партнер юридической фирмы Lidings:

    Прежде всего, хочу отметить, что ряд сессий на конференции проходили в новом интерактивном формате небольших круглых столов, где каждый из участников мог выслушать коллег и высказать свое мнение. Это отлично стимулировало дискуссию. Поразило, что несмотря на достаточно широкий спектр представленных юридических фирм (российские и иностранные, столичные и региональные), обозначенные проблемы и предложенные варианты их решения в целом совпадали. Из обсуждавшихся вопросов на сессии о методах и средствах для реализации решений, выполнения планов в юрфирмах запомнился интересный подход к порядку делегирования задач. Он заключается в том, что сначала нужно выстроить «внутренней круг» доверия: чтобы старшие коллеги осознали необходимость передачи поручений младшим и только после этого работать с «внешним кругом» — клиентами, чтобы убедить их в эффективности данной модели.

    Также понравилось замечание Лизы Уолкер Джонсон, о том, что юристам свойственно действовать по принципу Ready-Fire-Aim вместо Ready-Aim-Fire*. Мы часто склонны пропускать этап планирования при выполнении задач

    *Российский аналог – «На старт – Внимание - Марш!».

     Иван Рыков, управляющий партнер Антикризисной группы «Б+»:

    По моему мнению, это единственная площадка, на которой юристы общаются не как конкуренты, а партнеры, обмениваются практическим опытом решения проблем управления юрбизнесом. С удовольствием посещаю конференцию и считаю прекрасной возможностью нетворкинга и профессионального общения.

    Тема конференции выбрана не случайно, поскольку для развития юридической фирмы нужно иметь стратегическое видение. Ценно, что своим видением поделились лидирующие фирмы отрасли. В ходе проведения круглых столов участники  обсуждали услышанное и делились подходами к решению возникающих проблем

    0_13e627_3b2bcfca_L

    P.S. Фотоотчет можно посмотреть здесь.

    Добавить
    Доцент кафедры правоведения и практической юриспруденции ИОН РАНХиГС, к.ю.н., юрист
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Завидую :)

    9 декабря 2015 в 15:22

    а я не завидую ;) вообще с подозрением отношусь к неумолимому желанию звездно-полосатой цивилизации причинять нам добро на всех сегментах всех рынков. Почему тогда за десятилетия плотного, - даже более чем, - причинения добра, все рынки и отрасли куда они прикоснулись у нас, упали для нас?

    Все подобные мероприятия не более чем элементарная выставка тщеславия и реализация первого этапа двухуровневой системы продаж.

    10 декабря 2015 в 2:31

    Но, тем не менее, пользуетесь Интернетом, изобретённом в США, программным обеспечением, написанным в США, на компьютере - американском изобретении.

    Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.

    10 декабря 2015 в 9:054

    есть разница между пользоваться вещью (технологией,  методикой, знанием и т.п.) и быть заложником этого?

    Сообщение от Electrolainer

    «но продолжали жрать кактус»

    фраза была бы применима, если бы я сказал что не люблю всё, связанное с Америкой. Однако я сказал иное. И если Вы считаете, что американские специалисты способны нас научить и расскажете их побудительные мотивы, то с большим вниманием прочту Ваш комментарий.

    11 декабря 2015 в 20:57

    Сообщение от Владимир Логинов

    «подобные мероприятия не более чем элементарная выставка тщеславия и реализация первого этапа двухуровневой системы продаж»

    Владимир, позвольте с Вами не согласиться ) По информационной наполненности и раскрытию заявленной темы конференция точно не проигрывала. Тем более, что параллельно в других залах проводились и другие сессии, в классическом формате.

    Сообщение от Владимир Логинов

    «И если Вы считаете, что американские специалисты способны нас научить и расскажете их побудительные мотивы, то с большим вниманием прочту Ваш комментарий.»

    Несмотря на то, что комментарий адресован не мне, на правах автора поста напишу свое мнение ) Как в формате обмена мнениями и практикой, так и в формате докладов выступали и российские юристы, и американские (и не только американские, в числе участников были представители и многих других стран) коллеги. Как прокомментировал Андрей Зеленин, многие проблемы и способы их решения оказались похожи. Чем, на Ваш взгляд, плоха возможность узнать, как те или иные вопросы менеджмента в юрфирмах решаются в других странах или в международных компаниях, действующих в России? Не обязательно внедрять такую же систему у себя и все перестраивать, однако всегда можно использовать отдельные идеи.  

    14 декабря 2015 в 16:571

    Ну так и че ждет юридический бизнес через 10 лет?

    11 декабря 2015 в 17:22

    адвокатская монополия )))

    11 декабря 2015 в 20:58

    В свете последних событий — скорее да, чем нет )

    14 декабря 2015 в 17:16

    Предположения были различные: от глобальных мировых прогнозов до конкретных, касающихся планов отдельных компаний. Большинство участников склонялись к тому, что прогнозов о том, что ждет юрбизнес через 10 лет, надо понимать, какая политическая ситуация к тому времени сложится на международной арене. В ситуации "железного занавеса" — это один сценарий, в благоприятной ситуации — совсем другой. 

    Но, например, не оспаривалось, что значительное влияние на профессию юриста вообще и на юрбизнес в частности (и управление процессами) окажут технологии. Например, увеличится доля действий, которые можно будет выполнять без личного участия юриста, автоматизировано. 

    Еще запомнилось высказывание одного из спикеров о том, что российским юристам необходимо так менять ситуацию, чтобы от фразы "Я российский юрист. Верьте мне" через 10 лет перейти к утверждению "Я росийский юрист. Вы можете мне доверять".

    14 декабря 2015 в 17:14

    Сообщение от Мария Базюк

    «Например, увеличится доля действий, которые можно будет выполнять без личного участия юриста, автоматизировано. »

    например? 

    14 декабря 2015 в 20:48

    Я работаю в корпоративном праве более 15 лет и на примере услуг по государственной регистрации могу сказать, что несмотря на все "технические внедрения" регистрировать становится все тяжелее. "Элементарные" рег.процедуры, возможно, стали проще, но если нужно где-то применить нестандатный подход, все, пиши-пропало... против системы не попрешь.

    14 декабря 2015 в 16:11

    короче, понятно все, поживем - увидим

    27 декабря 2015 в 2:551

    Прямой эфир

    Junior98вчера в 23:42
    Передел рынка регистрации: банки не дремлют