Юрист. Авторское право

О публикации изображений музейных предметов

  • 18 апреля 2016 в 9:23
  • 932
  • 8
  • 4

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Предлагаю немного отдохнуть от дел регистрационных и корпоративных и переключиться на тему интеллектуальной собственности. Сегодня я расскажу немного об особенностях издания выставочных каталогов с юридической точки зрения.

Что собой представляет выставка картин? Ответ понятен. Собственно, экспонирование произведений живописи, подпункт 3 пункта 1 статьи 1270 ГК РФ (публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения).

А что из себя представляет выставочный каталог? Ответ также очевиден: издание, включающее описание и изображения тех самых произведений живописи.

Таким образом, на первый взгляд, юридическое сопровождение издания каталога выставки, (да и проведение выставки) может показаться достаточно простым: найти правообладателей (авторов, наследников и т.п.) заключить лицензионные договоры, получить права на публичный показ, воспроизведение и распространение и все, права очищены.

Кроме того, исключительные авторские права на произведения действуют в течение жизни автора, плюс семьдесят лет с 01.01 года, следующего за годом смерти автора (с рядом исключений и поправок). Таким образом, может сложиться впечатление, что издание выставочных каталогов классиков живописи, да и просто любое использование всем известных картин мастеров минувших эпох, допустимо любым способом без получения дополнительного разрешения, они ведь давно должны были перейти в общественное достояние.

Однако, когда речь заходит об использовании любых объектов, находящихся в музейном фонде, в дело вступает специальный Федеральный закон № 54-ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее Закон или Закон о музеях). Именно данный Закон регулирует любое использование музейных предметов. В том числе, статья 36 Закона прямо указывает, что:

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, <...> осуществляется с разрешения дирекций музеев.

Данное положение, видимо, было установлено законодателем с целью дать музеям возможность получения дополнительного финансирования, чем музеи активно пользуются.

Таким образом, при издании любых объектов интеллектуальной деятельности, независимо от того, перешло ли оно в общественное достояние, если оно является музейным предметом, всегда необходимо получать разрешение от музея. К слову, такое разрешение необходимо в том числе для использования изображения зданий музеев и предметов, расположенных на территориях музеев.

Надо признать, такая особенность издания музейных предметов присуща не только российскому законодательству, но является мировой практикой. Некоторые зарубежные музеи пошли дальше: они предоставляют право использования не только музейного предмета, но и исключительные права на фотографию данного предмета, что де-юре вполне логично, ведь фактически использоваться будет не само изображение картины, а фотография данной картины, сделанная профессиональным фотографом, как правило, сотрудником музея. А фотографическое произведение — отдельный объект авторского права.

В заключении хочу сказать, что все описанное выше, относится к любым музейным объектам и действует параллельно с авторским правом. Таким образом для публикации произведений наших современников, если эти произведения включены в музейный фонд, необходимо получить разрешение как от дирекции музея, так и от автора или иного правообладателя исключительных авторских прав.

Добавить
Юрист. Авторское право
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Спасибо! Вопрос: а если музейный экспонат выставлен на улицу в витрине на всеобщее обозрение, его можно свободно фотографировать и публиковать?

18 апреля 2016 в 17:46
Спасибо! Очень интересная публикация - заставляет задуматься. Как легко, что называется, нарваться: вроде всё соблюдено - ан нет, музей денег хочет! Издатели, действительно, часто вынуждены договариваться с музейщиками насчёт иллюстраций. Особенно зацепило насчёт зданий... Государственный Эрмитаж, скажем, с киношников деньги собирает за фильмы о Питере? У французов, в своё время, было интересное дело об использовании видов какого-то замка - так там признали это использование свободным, чтобы не вредить турбизнесу.
19 апреля 2016 в 8:00
Стало любопытно, что для обычных посетителей пишут в билетах, по которым разрешено фотографировать в музее. Скоро буду в СПб, загляну в билеты.
20 апреля 2016 в 10:55
Николай, в законе "О музейных фондах" такой оговорки нет.
Есть статья 1276 ГК РФ, которая допускает без согласия автора и выплаты вознаграждения "воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли"
Павел, видимо разрешение будет распространяться на личное использование фотографий. Не для публикаций и т.п.
20 апреля 2016 в 14:42