Юрист, налоговый консультант

Про вывод денег: о наболевшей теме

  • 15 июня 2016 в 12:57
  • 5498
  • 34
  • 18

Один из самых популярных вопросов для микробизнеса — вывод денег. По популярности он стоит вторым сразу после выбора системы налогообложения. Мы же бизнес создаем, чтобы прибыль забирать, а не только налоги считать.

Сначала определимся с терминологией

Выводом денег будем считать факт, когда собственник бизнеса забирает в карман часть того, что осталось после оплаты всех счетов и налогов. Есть и другие поводы для вывода денег — например, для оплаты наличкой расходов, зарплаты и т.д. 

В зависимости от уровня зрелости бизнеса вывод денег имеет категории:

  • просто “взять”;
  • взять с минимальными затратами (налоги, банковские проценты);
  • организовать “белый” доход.

Что такое “белый” доход и зачем он нужен

Он же — подтвержденный доход. Если вы когда-то имели счастье брать потребительский кредит или ипотеку в банке, то уже наверняка имели приватный разговор с кредитным менеджером про “подтвержденные” и “неподтвержденные” доходы. “Белый”, он же “подтвержденный” доход — это деньги, на которые есть документ, подтверждающий источник и безвозвратность оных. Это может быть и справка 2-НДФЛ (кстати, она же подтверждает ваши дивиденды с прибыли фирмы, и проценты со сделок на финансовых рынках), и налоговая декларация ИП, и договор подряда.

“Белый” доход нужен, чтобы спокойно покупать все что хочется без риска однажды получить неприятные вопросы, типа: “как с доходом 200 тыс руб в год вы приобрели Audi Q7 и дом в Подмосковье за 54 млн. руб.?”. Да, конечно, можно предъявить договор займа со знакомым олигархом или сочинить сказку про наследство от канадского дядюшки, но договор займа — это все-таки штука одноразовая, а дача это не последнее, что нам нужно еще купить, а сказка про наследство проверяется примерно минут за 5. Если же нам до дома за 54 млн. пока еще далеко, будем выводить деньги постепенно, наращивая объем.

Удобнее и проще всего выводить деньги, если вы ИП

Расчетный счет ИП по сути – это ваш же карман, в котором ваши же личные деньги. Нужно пополнить счет? Пожалуйста – из кармана «наличка» переложили в карман «расчетный счет». Нужно вывести деньги? Таким же нехитрым способом переложили из кармана «счет» в карман «наличка». Налогами эта операция никакими не облагается, собственник денег не меняется, доход белейший, мир прекрасен и удивителен. Есть только один момент, с которым вы рано или поздно столкнетесь, если будете вести бизнес активно, и прибыль ваша будет расти. Это банковский процент за вывод денег, который после определенной суммы (обычно это 200-300 тысяч рублей в месяц) становится грабительским. Некоторые продвинутые банки таким же способом ограничивают вывод денег не только наличкой, но и на ваши же расчетные счета, открытые в других банках. То есть формально ограничений нет, выводи сколько хочешь, но под 5-7%.

Дело в том, что государство у нас изо всех сил борется за нашу с вами безопасность. Кругом террористы, экстремисты и еще бог знает какие –исты, которых финансируют наличными деньгами, чтобы никто не узнал, кто же их финансирует. Кроме того, в наших же с вами интересах государство борется с так называемой обналичкой. Вывод денег через ИП – это весьма популярная операция в указанных выше целях, а повышенный процент за вывод – это заградительный барьер, чтобы не выводили ярдами и не помогали нехорошим людям.
Поэтому, если у вас задача выводить достаточно большие суммы – решать ее нужно не «в лоб» и тщательно выбирать банки.

Теперь давайте разберемся с фирмами

Если у вас не ИП, а фирма – деньги на расчетном счете принадлежат не вам, а фирме (ООО, АО, НКО и т.д.), даже если вы единственный участник\акционер. 
Вариантов у нас не так много.

«Снять по чековой книжке», «взять под отчет», «скинуть на карту», «снять в банкомате» — суть одна и та же операция, которая не делает деньги юридически вашей собственностью. Вы просто взяли деньги, принадлежащие фирме, на временное хранение. Это отражается в учете фирмы, как выдача под отчет. И либо отчитаетесь (то есть предоставите документы о покупке чего-либо полезного для организации), либо эта сумма будет висеть на вас всегда. Плюсы такой операции: просто, бесплатно. Минусы – копится подотчетная сумма, это не является «белым» доходом, и в наше непредсказуемое время есть риск что эти все «подотчетные» миллионные суммы, висящие на армии директоров и собственников микробизнеса, однажды обложат подоходным налогом 13%. На сегодняшний день это налогом обложить невозможно, потому что в ваших организациях отсутствует утвержденное Положение о подотчетных средствах, в котором написано, что подотчетные деньги должны быть отчитаться не позднее N дней, иначе у сотрудника их удержат из заработной платы. Исходя из опыта, те у кого есть такие положения, поскольку у них есть живые подотчетники-сотрудники, такими «пионерскими» способами вывода нала давно не пользуются, переросли. А те, кто все еще пользуется по незнанию, лени или жадности – гарантированно не знают, что такое положение о подотчетных средствах. Поэтому способ рабочий, но для очень и очень небольших сумм.

Разбираемся дальше.
Второй способ бесплатного вывода – выплата по договору займа. Обычно это договор беспроцентного займа, и вы либо выдаете сами себе заем, либо возвращаете. Почему беспроцентного? Потому что процент – это дополнительный доход фирмы или физлица, облагаемый опять таки налогом, а налоги у нас платить не любят, особенно осуществляя операцию по выводу «своих кровных». Давайте подробнее разберем налоги и механику. Механика проста – денежки отправляются обычно на карту физлица с назначением платежа «Выплата по договору беспроцентного займа № дата» или «Возврат по договору беспроцентного займа № дата». Рисуется договор займа. Хотите – можно и процентного, но тогда аккуратнее прописывайте условия начисления этих %%. Если у вас общая система налогообложения - то вам придется регулярно начислять %% и платить с них налог на прибыль. Если у вас упрощенка или иной спецрежим - доход с %% у вас возникнет только при возвращении займа, а в вашем случае предполагается, что никт ничего возвращать не будет и %% платить тем более. 

Выплата по договору займа — используется в трех случаях:

  1. Если реально были внесены деньги в фирму в виде займа.
  2. Если тотально не ведется и учет и совершенно все равно как это проводить.
  3. Если ваш банк напрягается от «выплат по договору займа», но готов пропустить «возврат по договору займа» и это удачно сочетается с п.2.

Результатом этой операции (выдача займа) будет то же, что и в случае с подотчетными деньгами. Вы должны фирме, деньги у вас не являются белым доходом, и эти суммы имеют неприятную привычку копиться. Зато бесплатно.

Следующий вариант – это вывод неким хитрым способом через ИП либо через счет дружественной фирмы под некие услуги. Какие – от субподряда до аренды торговой марки. Почему через ИП – потому что в этом случае белый доход можно выводить под налог 6% или вообще ЕНВД или патент. Только ИП не должен быть одним лицом с учредителем или директором фирмы. А если выводить через счет дружественной фирмы – вы и без меня знаете, как это называется. Плюсом этой операции является пониженный налог – 6% или еще меньше против 13% с дивидендов, бонусом идет включение в расходы тех услуг, под которые выводите, если у вашей фирмы соответствующая система налогообложения, где нужны расходы. Минус – налоговые риски, если вы таким образом завышаете расходы, и опять у вас нет белого дохода.

Наконец, самый “белый” вариант – вывод дивиендов. 13% НДФЛ платите и все хорошо. Это белейший доход, к которому придраться невозможно. Единственное условие: чтобы выплачивать дивиденды, нужно вести бухучет или хотя бы его подобие. Между нами говоря, выплата дивидендов — это единственная причина вести бухучет малому бизнесу.

Есть еще несколько способов, но мне они представляются малобюджетной экзотикой. Например, компенсация за использование собственного имущества. С компенсации за использование работником личного имущества на службе удерживать НДФЛ не придется. Никаких нормативов здесь нет. С этим соглашаются и чиновники (письмо Минфина России от 11 апреля 2013 г. № 03-04-06/11996). Статья 188 Трудового кодекса РФ обязывает компанию выплачивать компенсацию сотруднику, который применяет свое имущество на работе. Причем работодатель самостоятельно определяет, в какой сумме выдавать такую компенсацию. Другими словами, какой бы размер выплаты вы не прописали в трудовом договоре или соглашении к нему, она будет считаться компенсацией, выданной в соответствии с законодательством. Потому есть основания не удерживать НДФЛ (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ). 
Или еще способ — собирать все чеки на покупку всего, что теоретически может пригодиться в бизнесе. Канцтовары, компьютеры, мебель и прочие мелкие и не очень покупки помогут вам вывести деньги якобы возмещением. Доходом вашим они не станут, много не выведешь, да и утомительно это.

Если я не прокомментировала еще какие-то оригинальные способы вывода денег из компании — пишите в комментарии, пообщаемся.

Добавить
Юрист, налоговый консультант
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:
Ну а почему не рассмотрели такую замечательную вещь как вывод в другую юрисдикцию низконалоговую, тем более кеш валюте намного приятней. Едите в отпуск регите/покупаете на конторы, открываете счета. Далее по договорам займа или иным другим, до 50 000 $ паспорт сделки не нужен вовсе.
15 июня 2016 в 17:19
в этом случае, вероятность получения блока счёта от финмониторинга резко стремится к 100%. Устанете обосновывать и подтверждать, а в итоге вас попросят закрыть счёт в банке. Так что ваш совет очень сомнителен, хотя если у вас задача стоит развести клиента на открытие компании за пределами РФ тогда коммент должен достигнуть цели. ;)
15 июня 2016 в 18:562
Согласен полностью! Все эти советы про иностранную юрисдикцию вообще не для простых людей, не для малых и даже, как мне кажется, не для средних предпринимателей. Проблемы с банком, Росфинмониторингом гарантированы. К тому же налоговые следят за переводами в "низконалоговые" юрисдикции, за ними особый контроль со стороны ФНС.
16 июня 2016 в 8:20
Офшоры и прочее не наша специфика. Совет не сомнителен актуален более чем, но он естественно не для всех. Более того без других низконалоговых юрисдикций выстроить более или менее законную оптимизацию не выйдет, но это не дешево, и актуально для тех у кого действительно есть бизнес в полном понимании этого слова. В настоящий момент любые переводы направленные на "вывод" денег с ооо будут подподать под сомнительные, как белые, так и серые и грязные, мониторится все. И по всем таким платежам будут вопросы со стороны финмониторинга.
16 июня 2016 в 15:50

А если все же был договор с ИП, он же директор, юрид услуги компании в течение 3-х месяцев, но юриста в компании нет и такая необходимость нужна была действительно. Что в этой ситуации? У директора будут большие проблемы?

16 июня 2016 в 9:13
если 3 мес, суммы относительно небольшие, и у вас есть ооооочень хорошие обоснования юридических работ, то проблем возможно и не будет
16 июня 2016 в 10:05

В связи с новыми правилами учета сумм налога с экономии на процентах я бы поостереглась советовать беспроцентный займ. С 2016 года НДФЛ с этих сумм уплачивается ежемесячно.

16 июня 2016 в 9:47
Спасибо за замечание, внесу комментарии в статью.

Верно пишете, ДОЛЖНЫ считать ежемесячно. Но та категория налогоплательщиков, которая  использует вывод денег займами, обычно учет не ведет толком во-первых и не проверяется во-вторых. Еще момент: это на 90% упрощенцы, и даже начисленный налог не виден ни в каких отчетах кроме Ф2, и то... Удержать НДФЛ нет возможности,  сообщать о невозможности удержания тоже никто не будет.
Итого имеем глупый способ, более рискованный чем в прошлом году, но пока еще вполне рабочий в силу малых рисков и трудности доказывания.
16 июня 2016 в 10:16
Не подавая форму 6-НДФЛ компания налетает на штрафы. Ежеквартально. Да, конечно, возможно компания не попадет под проверку и об этом никто не узнает никогда, но принимая подобные решения, нужно располагать полной информацией о возможных последствиях.
16 июня 2016 в 11:23
Дивиденды 13% входят в расходы? (допустим УСН 15%)
16 июня 2016 в 9:57
нет, дивиденды - не расход.
16 июня 2016 в 10:04
Покупка долгов? Тоже способ.
16 июня 2016 в 9:59
ну или покупка еще чего-нибудь ненужного ;-)
16 июня 2016 в 10:07
для чего выдумывать колесо если вывод денег через сторонние организации работает успешно и по сей день?
16 июня 2016 в 10:131
А у меня назрел вопрос, который никак руки не доходят проверить на наличие практики/разъяснений. Если вместо ген дира в компанию поставить ИП-шника - управляющего, установить ему какое-нибудь плавающее вознаграждение (типа 70% от ежемесячного дохода или что-то подобное), как налоговая это оценит? Не признает ИП-шника уклонистом от НДФЛ, а вознаграждения - зарплатой? Есть у кого-то подобный опыт? И тот же вопрос - а если ИП-шник управляющий и единственный участник - одно и то же лицо?
16 июня 2016 в 13:18
если ИП это НЕ учредитель, то вполне рабочая схема при определенных условиях. "Уклонистом" конечно же признают, если:
- стал ИП одновременно с регистрацией ООО
- и соответственно только для этого ООО "услуги" и оказывал
16 июня 2016 в 23:31
Если новая компания. Если в Мск. Если УСН 15. Вывод - банковский процент за обналичивание (если таковой имеется). Расплата в виде проверки, ну это заслужить еще нужно. До 2 млн. (а это 14% от оборота, если без сотрудников) неуплаченных налогов (от оборота 14 млн), административка, перетекающая в инкассо. Декларация 30 апреля. Как то так.
21 июня 2016 в 2:07
Полностью солидарен с Марией! Компетентный человек!)
2 августа 2016 в 18:23