Продажа контрафактной продукции в интернет-магазине: может ли быть ответчиком администратор домена

  • 29 июля 2016 в 12:36
  • 886
  • 5
  • 1

Продажа через сайт продукции, на которой нанесены чужие товарные знаки или похожие на них (например, на футболке нанесено abibas вместо adidas) без разрешения правообладателя, является нарушением его исключительных прав. Вопрос, кто в этом случае будет ответчиком: интернет-магазин или администратор домена?   

Если интернет-магазин продает товары, которые он легально приобрел у другой компании — владельца товарных знаков, нанесенных на этот товар (например, по договору поставки), в этом нет нарушения. Все в порядке и в случае, если компания получила согласие правообладателя на продажу товара с нанесением его товарных знаков.  Например, если заключен лицензионный договор и компания платит правообладателю за использование товарных знаков. А вот если компания нанесла на свой товар логотип, который является товарным знаком другой организации, причем правообладатель не давал на это согласия, можно столкнуться с проблемами.

В этом случае правообладатель может потребовать прекратить использование его товарного знака, изъять эти товары из продажи и уничтожить за счет нарушителя, а также возместить убытки в размере двукратной стоимости контрафактных товаров или выплатить компенсацию от 10 тыс. до 5 млн рублей (ее размер взыскивается по усмотрению суда). Встает вопрос: с кого требовать эти деньги: с лица, которое продает контрафакт через сайт, или с лица, на которое зарегистрирован домен сайта? Это важный вопрос, поскольку нарушителем может быть компания или физлицо, с которых получить реальные деньги будет невозможно. Например, часто администратором домена является не сама компания, которая владеет сайтом, а ее сотрудник (системный администратор, директор и т.д.). А с физического лица, как правило, взыскать крупные суммы сложнее.

В большинстве случаев суды считали, что компенсацию или убытки в этом случае можно взыскать с администратора домена. Такая позиция обосновывалась следующим. Невозможно использовать сайт без участия администратора домена, который создал технические условия для посетителей своего интернет-ресурса, поэтому именно владелец домена несет ответственность за содержание размещенной на сайте информации (см., например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 10.02.2015 по делу № А40-177543/2013). При этом уже администратор домена может потребовать возместить ему убытки в размере взысканных с него сумм, предъявив иск к продавцу товаров.

Но недавно Верховный суд рассмотрел дело, в котором подтвердил, что при определенных обстоятельствах правообладатель может взыскать компенсацию и с продавца (Определение от 27.06.2016 № 307-ЭС16-881 по делу №  А56-62226/2014). В этом деле ОАО «ГАЗ» подало иск к компании, которая продавала на сайте модели автомобилей, в том числе, на которых были нанесены товарные знаки ОАО «ГАЗ» («ГАЗ», «Чайка», «Победа» и другие). Суды трех инстанций отказали в иске, решив, что его нужно было предъявлять к администратору домена, а не продавцу товаров. Интересно, что администратором домена был генеральный директор и участник компании-продавца (с долей в размере 75%). Верховный суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение. Он принял во внимание, что администратор домена, определяя порядок использования сайта, указал на нем наименование продавца со значком копирайт, его реквизиты и необходимые контакты, обеспечил возможность взаимодействия покупателей с продавцом через обратную связь, а также что администратором домена являлся директор продавца. Это могло свидетельствовать о том, что администратор домена действовал в интересах продавца. Таким образом, отказ судов в иске по причине подачи его к продавцу, а не администратору домена, является незаконным.

Добавить
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:
Спасибо, всегда интересные темы в Вашем блоге!
29 июля 2016 в 17:231