Хотите, Регфорум подберет проверенного исполнителя для решения ваших задач?
партнер DS Law

Реформа третейских судов: оценка нововведений

  • 13 сентября 2016 в 9:10
  • 931
  • 5
  • 11

1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации". О реформе третейских судов говорили много. Нужно отметить, что третейские суды в России не пользовались особой популярностью и авторитетом. Исключением являлся МКАС, однако позволить себе обратиться в этот суд мог далеко не каждый предприниматель.

В последние годы наблюдался всплеск активности третейских судов в рамках закупочной деятельности. Нередко заказчики предприятий с госучастием навязывали третейскую оговорку подрядчикам. Споры по контрактам должны были рассматриваться в судах, так или иначе аффилированных с заказчиками (Третейский суд госкорпорации «Ростех», третейский суд при ПАО «Газпром» и т.п.).  Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ перестали, в отличие от Высшего арбитражного суда РФ, защищать бизнес от подобных злоупотреблений, так как не видели проблемы в навязывании «карманных» судов.  Стоит ли говорить, что авторитет навязанного третейского суда априори не мог быть высоким в кругу предпринимателей.   

В целом, реформа института третейских судов назрела. И уже сам факт новаций нужно оценивать положительно. В частности, важным аспектом реформы можно назвать возможности передачи части корпоративных споров третейским судам (ч. 2 ст. 225 АПК РФ в новой редакции). 

В процессуальных кодексах теперь закреплен перечень споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (статья 33 АПК РФ и статья 22.1 ГПК РФ), что существенно уменьшает вероятность споров о подсудности. Споры в рамках закупок для государственных нужд, например, прямо запретили передавать третейским судам. Однако тенденция рассмотрения споров о закупках в рамках 223-ФЗ (закупочная деятельность компаний с госучастием и госкорпораций) в «карманных» судах вероятно сохранится, поскольку на них эти ограничения не распространяются.  

Ужесточение требований к третейским судам как раз опасений не вызывает. Теперь постоянно действующие арбитражные учреждения будут создаваться при НКО, которые должны получить  право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства РФ. Но на мой взгляд это как раз тот случай, когда «лучше меньше, но лучше». Множество беспорядочных и мало кому нужных третейских судов дореформенного образца уйдут с рынка. При этом есть шанс появления нескольких достойных игроков в рамках третейского правосудия – авторитетных, специализированных.  

На мой взгляд не очень удачно название Закона – об арбитраже (третейском разбирательстве). Термин арбитраж в России все-таки связан с системой государственного правосудия. Арбитраж применительно к третейскому разбирательству вызывает некую терминологическую путаницу. Но придется привыкнуть.

Публикация по теме:

Новый закон об арбитраже

Добавить
партнер DS Law
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:
Когда-то был не особо высокого мнения о третейских судах (даже не имея опыта общения с ними), потом разок все же попал в один из них - у одних из энергетиков.Разбирательство было, все красиво. Только даже представители ТС не верили, чем они занимаются.
13 сентября 2016 в 10:551
Павел, и как результат разбирательства? Аффилированность повлияла на исход дела?
13 сентября 2016 в 13:06
Забавно то, что удовлетворили все на 100%.А потом, вместо даже обычного решения, просто забили. Все по классике, телефон не берут, на письма не отвечают, найти никого не получается.Потеряли достаточно времени, пришлось подавать в АС другого округа. И только после чего получили документы для взыскания.
13 сентября 2016 в 13:301
"Суд-однодневка"? :-))
13 сентября 2016 в 13:49
Да сколько слов звучало в их адрес. Но начальство диву давалось, что творится то...
13 сентября 2016 в 14:41

Это просто прекрасный пример!

А подавались в АС с самого начала? Прямо иск? Если решение не дали в третейском суде.


13 сентября 2016 в 14:46
Из-за третейской оговорки были вынуждены пойти только в указанный ТС.Затем в течение месяца (регламент ТС о выдаче решение 30 дней) ждали. Самого решения, как такового (имеется ввиду на бумаге, с удостоверением и пр.) так и не получили. К нам просто пришел текст решения :) Потом пытались дозвониться.А потом просто иск подали о принудительном исполнении решения.http://kad.arbitr.ru/Card/2f72fcc5-cbfa-4565-8cc0-252240a7c617 - вот, если интересно.В дальнейшем я, благо, больше с ТС не связывался.Ну как-то так, через одно место, но было сделано.  По факту потеряно было очень много времени. Можно сказать, с начала года завели процесс, а на выхлопе в конце года только что-то да вышло.
13 сентября 2016 в 15:08

Спасибо, очень интересное определение.


13 сентября 2016 в 15:22
Утвержден состав совета при Минюсте, на основании рекомендации которого правительство будет выдавать НКО разрешения на создание третейских судов. В большинстве своем это известные юристы и преподаватели вузов, имеющие ученые степени, и лишь пятую часть составляют чиновники. Юристы надеются, что такой состав совета позволит отфильтровать мошеннические третейские суды и поможет вернуть споры бизнеса в российскую юрисдикцию.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/3088474
15 сентября 2016 в 6:05
Добрый день, Мария! Благодарю Вас за познавательную публикацию!
22 сентября 2016 в 17:041
Ст. 40 Порядок оспаривания арбитражного решения, странные люди имхо. Обычно есть унылая третейская оговорка, а не комплексное соглашение, которое является отсылкой на регламент суда, а в нем соответственно прописано - "Окончательное". Вот это "Окончательное", вместе с уважаемым судом и его аппаратом отсылаем в лес. Обычно радуют некоторые контрагенты, про Гупы и мупы я молчу, особенно по 44ке...
22 сентября 2016 в 18:16