Хотите, Регфорум подберет проверенного исполнителя для решения ваших задач?
Руководитель управления земельно-имущественных отношений Heads Consulting

Регистрация недвижимости: новые правила игры с 1 января 2017 года

  • 2 ноября 2016 в 12:50
  • 5620
  • 15
  • 5

Добрый день, коллеги! С 1 января 2017 года вступает в силу новый Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Новый закон направлен, прежде всего, на упрощение  регистрации права собственности на объект, подлежащий кадастровому учету. Одним из изменений станет сформированный Единый государственный реестр недвижимости, который будет вестись в электронной форме и позволит объединить сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП, тем самым облегчив процесс подачи документов для граждан.

Новый закон наряду с другими изменениями наконец позволит автовладельцам оформить парковочные места в качестве отдельной недвижимости, а нотариус получит дополнительные полномочия, став полноценным и неотъемлемым участником сделки по государственной регистрации прав на объект недвижимости. Остановимся на каждом из каждых трех изменений подробнее.

Регистрация машиноместа

В настоящее время при рассмотрении вопроса о возможности признать машиноместо как самостоятельную вещь (помещение), необходимо проанализировать его внешние характеристики. Согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещением признается часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. Машиноместо, границы которого определяются линиями разметки на покрытии пола, не отвечает указанным признакам помещения. В таком случае права на машино-место оформляются как право на долю в общей долевой собственности на здание или помещение (письмо Минэкономразвития России от 26.05.2015 года № ОГ-Д23-7475 «О рассмотрении обращения»).

  • право собственности на машиноместо оформляется посредством регистрации права собственности на долю в праве общей долевой собственности на помещение, здания или сооружение;
  • владение и пользование машино-местом осуществляются по соглашению всех участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом;
  • cобственник машиноместа обязан предложить купить его другим собственникам машино-мест, прежде чем продать его третьим лицам. Сделки по отчуждению машино-мест, оформленные как доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, подлежат нотариальному удостоверению.

До разъяснения Минэкономразвития в г. Москве была распространена практика регистрация права собственности на машиноместо как на помещение.

После 1 января 2017 года будет возможно применять к машиноместам, расположенным в зданиях или сооружениях, правовой режим недвижимой вещи (в частности, положения о государственной регистрации прав на них, об участии в обороте в качестве самостоятельной вещи). Машино-место получит законодательное закрепление. Оно может быть предметом ипотеки.

Кадастровый учет машиноместа будет осуществляться на основе предоставленного технического плана. Местоположение машиноместа будет устанавливаться посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, на плане здания либо сооружения геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места ч. 6.1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ. Машиноместа будут определяться, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).

Все объекты, получившие отражение в ЕГРП до 1 января 2017 года и имеющие характеристики машиноместа как помещения, в новом законе признаются таковыми без внесения каких-либо изменений в соответствующие разделы реестра.

Собственники долей в праве общей собственности на здание (помещение), предназначенное для размещения транспортных средств, могут осуществить выдел в натуре своих долей и зарегистрировать право собственности на свои машино-места.

Роль нотариуса

Новое законодательство, характеризуется выраженной тенденцией повышения роли нотариусов в обороте недвижимости.

До 28.12.2015 года обязательному нотариальному удостоверению подлежал только договор ренты.

29.12.2015 года – обязательное обращение к нотариусу необходимо при заключении сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину и гражданину, признанному ограниченно дееспособным, а также по сделкам, связанным с распоряжением недвижимым имуществом недееспособных лиц и несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей; при заключении соглашений о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака; сделок по продаже доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу.

В идеале, сопровождение нотариусом сделки с недвижимым имуществом включает в себя предварительную консультацию, составление проекта договора, удостоверение сделки, проведение расчетов по ней (в том числе и через депозит нотариуса) и завершается предоставлением пакета документов на государственную регистрацию и их получением после ее проведения. Последний этап основывается на положениях п. 3 ст. 8.1 ГК РФ, где сказано, что, если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

Однако практика показывает, что нотариусы составляют договоры купли-продажи и соглашения по шаблонам, не анализируя всю сделку, часто игнорируют пожелания сторон об условиях договора, допускают грубые ошибки в описании документов или способах расчетов по сделкам. Стороны договора, не имея альтернативы, вынуждены соглашаться на условия диктуемые нотариусами.

После 1 января 2017 года роль нотариусов в обороте недвижимости еще больше увеличится.

  • Закон прямо относит нотариусов к числу участников отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
  • При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется. Достоверность нотариально удостоверенного документа проверяется государственным регистратором прав через единую информационную систему нотариата.
  • Нотариус является одним из лиц, по заявлению которых допускается государственная регистрация прав на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета такого объекта (по общему правилу регистрация прав и учет должны производиться одновременно). Но только в том случае, когда такое право возникло на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия. Нотариус может направить такие документы посредством электронного отправления, в том числе в форме электронных образов документов, подписанных его усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если документы отправляются в электронном виде, то получить документ на бумажном носителе, с отметкой о государственной регистрации, не получится.

  • Нотариус, выдавший свидетельство о праве на наследство, обязан в течение трех рабочих дней направить в орган регистрации сведения об этом, с указанием данных о лице, получившем свидетельство, кадастровых номерах объектов недвижимости, включенных в состав наследуемого имущества, номере и дате регистрации нотариального действия в реестре нотариальных действий.

Не секрет, что для большей части населения право собственности ассоциируется именно с конкретной бумагой, а не с записью в ЕГРП. Учитывая то, что ранее уже были отменены cвидетельства о праве собственности, люди будут охотнее обращаться к нотариусам за проведением сделок, так как он выдает им желаемое: красивую бумагу, оформленную на бланке и с печатями. Усиление роли нотариусов в обороте с недвижимостью, связанно именно с тем, чтобы приучить людей к тому, что при любой сделке, участие нотариуса будет неизбежным.

Единый государственный реестр недвижимости

В настоящее время действует фактически двойное регулирование вопросов, относящихся к сфере регистрации недвижимости. Постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» – закон о кадастре), а государственная регистрация прав на недвижимость и обременений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – действующий закон о регистрации).

В связи с этим для того, чтобы зарегистрировать право собственности на объект, подлежащий кадастровому учету, нужно подготовить два пакета документов, обращаться в две разные организации – кадастровую палату и территориальный орган Росреестра, и участвовать параллельно в двух длительных процедурах.

После 1 января 2017 года будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

Все помнят перенос данных из БТИ в ГКН в 2012 году. Были случаи, когда данные передавались с ошибкой или просто часть сведений была утеряна. Собственникам таких объектов приходилось самостоятельно исправлять допущенные ошибки. Поэтому, предстоящее слияние двух информационных баз вызывает легкое волнение, особенно учитывая, что в базах сведения по объектам зачастую не совпадают. Многих специалистов волнуют вопросы, каким сведениям будет отдан приоритет, в случае расхождения, как и кем, будут устраняться допущенные ошибки, сколько это потребует времени и денег.  

Добавить
Руководитель управления земельно-имущественных отношений Heads Consulting
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:
как я понял из текста закона (ст. 18 п. 12 п.п. 2) "сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;" - теперь договор купли продажи недвижимости подлежит обязательному нотариальному удостоверению, так? И таким образом закон приведен в соответствие с ГК (изменения на этот счет в него были внесены еще в 2014 г., если не ошибаюсь). Остается внести соответствующие изменения в закон о нотариате
2 ноября 2016 в 17:19
Неверно. И изменений в ГК таких не было.ст. 18 п. 12 пп.2 "В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:"
3 ноября 2016 в 8:111
да я потом увидел, что обязательное нотариальное заверение договора купли продажи (хотя договор прямо в тексте статьи не называется) - при отправлении документов на регистрацию по почте.В ст. 51 - регистрация договора аренды не указан срок на который заключен такой договор, подлежащий регистрации. В п. 2 ст. 51 (касаемо найма жилых помещений) срок аренды, который подлежит гос. регистрации указан - "заключенный на срок не менее года". Или я что то пропустил?
3 ноября 2016 в 9:40

Добрый день! Из разъяснения Президиума Высшего Арбитражного суда РФ «Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в Гражданском кодексе РФ отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила пункта 2 ст. 651 ГК Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 ст. 651  Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определяемого в соответствии с пунктом 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации».

3 ноября 2016 в 11:502
Спасибо, Александр!
7 ноября 2016 в 11:34