Хотите, Регфорум подберет проверенного исполнителя для решения ваших задач?

Понаехали: иностранные компании в России

  • 2 октября 2013 в 17:55
  • 22121
  • 9
  • 6

Глобализация все чаще привлекает на российский рынок иностранные компании, которые хотят развиваться и расширяться не только в своей стране. Принимать или не принимать «заморских гостей» - это личное дело каждого. Другой вопрос – как иностранным компаниям открыть свое представительство или филиал, не нарушив при этом наших, отечественных, законов?

Разница есть!

Иностранная компания может открыть в России свое представительство или филиал. При том, что в какой-то степени эти формы похожи (это обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения), представительство и филиал имеют существенную разницу.

Представительство отстаивает интересы компании, осуществляет их защиту. Оно выступает от имени иностранной фирмы и по ее поручению занимается только представлением интересов головной компании.

Филиал осуществляет функции самой компании (все или часть), в том числе и функции представительства (ст. 55 Гражданского Кодекса РФ, далее ГК РФ).

Аккредитовать филиал можно на сроки 1, 2, 3 и 5 лет, представительство только на 1, 2, 3 года.

Ни представительство, ни филиал не являются самостоятельными юридическими лицами.

Можно и нельзя

Иностранные филиалы могут совершать те же действия, что и российские компании. Они могут вести хозяйственную деятельность, открывать и закрывать счета в российских и зарубежных банках, заключать сделки, подписывать договоры, регистрировать товарные знаки. Хотя, ограничения все же есть.

Например, нельзя владеть на праве собственности землей на приграничных территориях либо иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения. Иностранное представительство не может заниматься охранной деятельностью. Вхождение иностранных юридических лиц в качестве участников в организации, связанные с авиа-индустрией (строительство самолетов, авиаперевозки…), не должно превышать 49%. Также процентное соотношение иностранных юридических лиц в качестве участников в страховых компаниях не может быть более 49%.

Иностраноное представительство хозяйственную деятельность не ведет и самостоятельно сделки не заключает.

Порядок регистрации представительства (филиала)

Прежде чем начать работать в России, иностранная компания должна пройти сложную и долгую процедуру регистрации. Она состоит из:

  • подготовки документов;
  • подачи документов в аккредитующий орган для получения аккредитации;
  • получение разрешения на открытие представительства и вместе с ним получение свидетельства о внесении в Сводный государственный реестр аккредитованных представительств;
  • изготовления печати представительства (филиала);
  • постановки на налоговый учет;
  • постановки на учет во внебюджетные фонды;
  • открытия счета и уведомления об открытии счета в налоговый орган.

Аккредитация представительств и филиалов

Для законного ведения бизнеса иностранной компанией на территории России необходимо пройти процедуру аккредитации, то есть фактически получить разрешение на ведение деятельности на территории РФ. Аккредитацию можно получить в Торгово-промышленной палате РФ (ТПП) или в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ (ГРП). Аккредитацию филиалов коммерческих компаний осуществляет только ГРП. 

Компании, планирующие осуществлять деятельность в области гражданской авиации на территории России, получают аккредитацию в Федеральном агентстве воздушного транспорта, представительства религиозных и некоммерческих организаций аккредитуются в Министерстве юстиции, корреспондентские пункты иностранных СМИ – в Министерстве иностранных дел. 

Документы для получения аккредитации:

  1. Заявление на имя руководителя ГРП (ТПП) с просьбой разрешить открыть представительство (филиал) иностранного юрлица. Составляется на фирменном бланке иностранного юрлица, подписывается его руководителем, скрепляется фирменной печатью; указывается наименование, время создания, местонахождение, предмет деятельности, цель открытия представительства в России, а также сведения о деловом сотрудничестве с российскими партнерами и перспективах его развития;
  2. Выписка из торгового реестра той страны, где зарегистрирована компания, или иной аналогичный документ (например, свидетельство о регистрации головной компании).
  3. Устав или иной учредительный документ иностранного юрлица (выписка из устава). Документ действителен в течение одного года с даты его легализации. Если по законодательству страны, где зарегистрирована организация, не предусмотрено обязательное наличие устава у компании, то при аккредитации филиала (представительства) в России необходимо предоставить документ, подтверждающий данное законоположение и выданный уполномоченным на то органом страны компании-нерезидента
  4. Решение об открытии представительства (филиала) в РФ.
  5. Положение о представительстве (филиале) иностранного юрлица в России (оригинал и нотариально заверенная копия). Подпись на положении должна быть нотариально удостоверена.
  6. Рекомендательное письмо из банка иностранной компании, обслуживающего иностранное юрлицо. Письмо подтверждает платежеспособность организации, действителен документ в течение 6 месяцев с даты выдачи.
  7. Не менее двух рекомендательных писем от российских компаний – партнеров иностранной организации. Письмо составляется на бланке компании с фирменной печатью и подписью руководителя. Заверять документ не нужно. В аккредитующий орган подается оригинал письма.
  8. Генеральная доверенность о наделении главы представительства (филиала) всеми необходимыми полномочиями (подается нотариально заверенная копия).
  9. Доверенность лицу, уполномоченному вести дела по аккредитации (нотариально заверенная копия).
  10. Документы на юридический адрес. Эти документы составляются по той же схеме, как и для российских компаний: гарантийное письмо, договор аренды, свидетельство о праве собственности. Нотариальное заверение не требуется. При этом, если договор заключен на срок свыше одного года, ГРП обязательно требуют отметку о гос.регистрации такого договора, также обязательна отметка о статусе помещения как "нежилое".
  11. Карточка сведений о представительстве (филиале) иностранной компании. Документ подается в двух экземплярах в машинописном виде с подписью Главы филиала (представительства).

Все оригиналы иностранных документов нужно либо легализовать либо заверить апостилем. Далее легализованные (апостилированные) документы следует перевести и перевод заверить нотариально. 

Аккредитующие органы – ГРП и ТПП

Порядок подачи заявлений и список документов для ГРП и ТПП очень похож. Тем не менее, есть важные нюансы, о которых нужно знать.

ГРП не имеет представительств в других регионах России, поэтому где бы ни находился филиал (представительство) иностранной компании, документы все равно придется подавать и получать в Москве (лично или по почте). ТПП имеет представительства в других городах России, куда и может обратиться доверенное на ведение аккредитации лицо. Но все равно из регионов документы отправляются в столицу, поэтому выиграть во времени не удастся.

Аккредитовать филиал можно только в ГРП. Также только через ГРП можно попасть в реестр аккредитованных представительств, то есть если вы получали аккредитацию в ТПП, все равно придется обращаться в ГРП.

Правда, оплатить аккредитационные сборы и пошлину в ТПП можно и в рублях, и в долларах. ГРП принимает только рубли.

В Торгово-промышленной палате есть консультанты, которые помогут обнаружить ошибку в документах прежде, чем вы отдадите их «инспектору». В Государственной регистрационной палате таких услуг нет, а об ошибке сообщают спустя некоторое время.

Аккредитационные сборы

Филиалы и представительства различаются и по стоимости получения аккредитации.

Сборы для ГРП:

  • Представительство:
    • 1 год – 35 000 руб.;
    • 2 года – 65 000 руб.;
    • 3 года – 80 000 руб.;
    • Пошлины нет.
  • Филиал:
    • 1 год – 20 000 руб.;
    • 2 года – 35 000 руб.;
    • 3 года – 50 000 руб.;
    • 5 лет – 75 000 руб.;
    • Пошлина – 120 000 руб. при любом сроке аккредитации.

ТПП (Представительство):

  • 1 год – 1 500 USD;
  • 2 года – 2 500 USD;
  • 3 года – 3 500 USD;
  • Пошлины нет.

В Регистрационной палате срок рассмотрения документов составляет 18 рабочих дней. Можно за символическое «спасибо» (15 000 рублей) сократить срок до 5 рабочих дней.

В Торгово-промышленной палате срок оформления документов занимает 5-10 рабочих дней, ускорений нет (даже за «спасибо»).

Постановка на налоговый учет

Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010 года №117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций…» предписывается обязательная постановка на учет представительства или филиала в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения разрешения. Правда, за нарушение данного срока штрафа не предусмотрено. Постановка на учет проходит в регистрирующих органах (например, МИФНС №47 в Москве).

Необходимые документы (требуют нотариального заверения – ты так написала, можно понять, что все нотариально, но напр., заявление – обычная форма ):

  1. Заявление о постановке на учет. (Приказ Федеральной налоговой службы
    № ММВ-7-6/80@ от 13.02.2012 «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах», Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2012 № 23733)
  2. Устав головной компании (легализованный или с апостилем, переведенный на русский язык) – нотариальная копия;
  3. Выписка из реестра юридических лиц страны, где зарегистрирована компания, либо иной аналогичный документ (легализованная или с апостилем, переведенная на русский язык) - нотариальная копия;
  4. Справка из налогового органа страны компании-нерезидента о том, что компания находится в статусе налогоплательщика, также указать код налогоплательщика. Справка должна быть выдана в течение последних 6 месяцев, легализована или заверена апостилем, переведена на русский язык. Подается нотариальная копия;
  5. Решение об открытии представительства (филиала).
  6. Положение о представительстве (филиале).
  7. Доверенность о наделении руководителя филиала необходимыми полномочиями.
  8. Разрешение на открытие представительства (или филиала) и свидетельство о внесении в реестр аккредитованных представительств.
  9. Простая доверенность на лицо, занимающееся подачей и получением документов.

Филиал (представительство) иностранной компании подлежит постановке на налоговый учет в течение 5 дней с момента подачи документов (Приказ Минфина от 30 сентября 2010 года №117н).

Постановка на учет во внебюджетных фондах

Так же, как и российские компании, представительства и филиалы зарубежных организаций должны встать на учет в отечественные внебюджетные фонды – ПФР и ФСС.

Список документов, подаваемых в эти фонды, одинаковый, разница лишь в форме заявления.

Помимо заявления также потребуются:

  1. Выписка из иностранного реестра, подтверждающая статус налогоплательщика.
  2. Решение об открытии филиала (представительства).
  3. Положение о представительстве (филиале).
  4. Доверенность, подтверждающую полномочия руководителя филиала (представительства).
  5. Разрешение на открытие представительства или филиала (выдается ГРП или ТПП).
  6. Свидетельство о внесении в реестр аккредитованных представительств.
  7. Нотариально-заверенная копия свидетельства о постановке на налоговый учет.
  8. Коды статистики.
  9. Доверенность на лицо, подающее и получающее документы.

Ко всему прочему в Пенсионный фонд понадобится предоставить документы на юридический адрес. Иногда требуется приказ о назначении бухгалтера либо документ, подтверждающий, что бухгалтера у представительства нет. Постановка на учет осуществляется в день обращения, то есть в день подачи документов.

                                                                      

Спасибо форумчанам за помощь в подготовке статьи:

Анне Пахомовой (Parad) за семинар и раздаточный материал.

Юле (S^sam), Андрею (itskub), Вадиму Соколу (vuulkanII), Татьяне Звягиной (tanya_pro_uchet) за консультации.

Добавить
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Были бы ссылочки на нормативы по прохождению процедуры аккредитации - было бы замечательно!

3 октября 2013 в 10:091

А что за нормативы?

3 октября 2013 в 15:531

Я имел ввиду, порядки/регламенты и т.д., которые устанавливают перечни документов и сроки аккредитации.

3 октября 2013 в 17:292

Добрый день!

Иностран.представ. стоит на учете с 8/5/14 в 47 г Москва, деятельность не ведет ЗП не начисляет и не имеет рас.счета, сотрудников нет..не встали на учет в ПФР и ФСС. вопрос : можно ли не регестр. в ПФР и ФСС если нет деятельности и не предвидется? есть ли какие нибудь санкции/штрафы за не регистрацию? 

5 марта 2015 в 20:20

Иностранный филиал решил закрыть счет.Какие последствия могут быть? Меры в отношении указанного филиала со стороны налоговых органов?

19 февраля 2016 в 14:07

Цитата из статьи

«Иностранные филиалы могут совершать те же действия, что и российские компании. Они могут вести хозяйственную деятельность, открывать и закрывать счета в российских и зарубежных банках, заключать сделки, подписывать договоры, регистрировать товарные знаки. Хотя, ограничения все же есть.»

Пожалуйста, подскажите где это закреплено? У нас спор.
23 августа 2016 в 14:07