Оспорили ликвидацию с долгами – судебные расходы за счет налоговиков

  • 27 июня 2017 в 9:18
  • 3.1К
  • 7
  • 1

Внимание!

Получите ответы на вопросы по ликвидации и реорганизации ЮЛ и прекращению деятельности ИП в телеграм-чате Регфорума.
Перейти в чат: https://t.me/likv_regforum

    Здравствуйте! Экономическая коллегия ВС РФ приступит (04.07.17) к рассмотрению дела о ликвидации компании с долгами. Судьям предстоит решить — должны ли налоговики проверять документы, поданные на ликвидацию, если кредиторы ликвидируемой компании заранее предупредили налоговиков о недостоверности представленных сведений? Чем ответят налоговики за формальный подход к делу?

    Компания «Дорстройсервис» обратилась в ВС РФ с тем, чтобы разобраться: если компания смогла отменить незаконную ликвидацию из-за того, что налоговики не проверили достоверность данных ликвидационного баланса, то может ли организация на этом основании потребовать с налоговой инспекции более полумиллиона судебных расходов (дело № А41-22257/14).

    Есть ли основания у организации обвинять Инспекцию ФНС в невыполнении своих обязанностей? Рассмотрим ситуацию подробнее.

    До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр (п. 3 ст. 51 ГК РФ). Указанная норма была введена Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ, а также Федеральным законом от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ внесены изменения об обязательной проверке сведений, вносимых в ЕГРЮЛ в ст. 9 закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    При этом, судебная практика, указывающая на то, что регистрирующий орган обязан отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица в случае, если ликвидатором представлен ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, формировалась еще в 2011-2012 годах.

    Например, ФАС Московского Округа по делу А40-23037/11-2-134 указал, со ссылкой на правовую позицию Президиума ВАС РФ, что:

    «В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 13 октября 2011 г. № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

    Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».

    В связи с этим, например, ссылка представителя инспекции в рассматриваемом случае на п. 4.1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о том, что налоговый орган не проверяет достоверность сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, не соответствует действительному положению вещей.

    Во-первых, в силу п. 4.1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» в обязанности регистрирующих органов не входит проверка на предмет соответствия действующему законодательству форм представленных документов и содержащихся в них сведений (кроме формы заявления о государственной регистрации). То есть, действительно соответствие сведений действующему законодательству не проверяется – это не компетенция регистрирующего органа.

    Однако, достоверность сведений в силу п. 4.2, 4.2 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» регистрирующими органами проверяется.

    И по сути дела если от заинтересованных лиц (кредиторов) поступили заявления о том, что задолженность ликвидируемого лица перед ними не погашена, то налоговый орган обязан проверить достоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе.

    Во-вторых, Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 закона проверочных мероприятий (далее – Порядок).

    Одним из оснований для проведения проверочных мероприятий является как раз заявление заинтересованного лица относительно предстоящей госрегистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов (п. 2 Раздела 1 Порядка).

    Кроме того, проверочные мероприятия могут проводиться не только регистрирующим органом, но и по его поручению – другими территориальными органами ФНС России (п.п. 6, 11 Порядка). Иными словами проверку может инициировать регистрирующий орган, а проверить данные ликвидационного баланса, который формируется на основе бухгалтерского баланса – может инспекция по месту налогового учета ликвидируемого лица.

    В части проверочных мероприятий регистрирующий орган вправе проводить проверки посредством:

    • изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
    • получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
    • получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
    • проведения осмотра объектов недвижимости;
    • привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
    Подготовьте документы для ликвидации ООО или ИП на Регфоруме

    Необходимо также отметить, что за период с 2011 по настоящее время существует обширная судебная практика, согласно которой решения регистрирующих органов о прекращении деятельности ликвидированного юридического лица отменялись на том основании, что инспекция, имея заявление от кредитора должника, не соизволила проверить достоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе. В этом плане, рассматриваемый случай далеко не уникален.

    Однако, предстоящее решение экономколлегии ВС РФ по делу № А41-22257/14 может представлять интерес для практиков в части взыскания судебных расходов с налогового органа, как не выполнившего свои обязанности и нарушившего закон.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Екатерина, благодарю за интересную информацию! Очень интересно, но маловероятно, что бюджет пострадает.

    28 июня 2017 в 3:58

    Прямой эфир

    Михаил22 апреля 2024 в 11:24
    Расчет сроков проведения общего собрания участников ООО: особенности применения ст. 191 и 193 ГК РФ
    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде