Персональный
счет для бизнеса

Отмена налоговой тайны и грядущий скоринг налогоплательщиков

  • 31 июля 2017 в 9:20
  • 1474
  • 6
  • 3

Привет всем! 25 июля 2017 года ФНС должна была раскрыть те сведения, которые  государство считало всё это время налоговой тайной. Раскрытие налоговой тайны открывает доступ к важной информации, но кто и как распорядится ею – давайте посмотрим с вами на это подробнее.

На основании Федерального закона № 134-ФЗ «О внесении изменений в ст. 102 ч.1 Налогового кодекса РФ» и Приказа ФНС от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ налоговая инспекция должна была начать с 25 июля публиковать на сайте сведения о налогоплательщиках и сделает их доступными для всех:

Вид сведений

Срок публикации

1

суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);

25-го числа каждого месяца

 

2

налоговые правонарушения и меры ответственности за них;

25-го числа каждого месяца

 

3

какие специальные налоговые режимы применяют налогоплательщики;

25-го числа каждого месяца

 

4

участие налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

25-го числа каждого месяца

 

5

среднесписочная численность работников организации за календарный год;

25 июля, ежегодно

6

суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;

25 июля, ежегодно

7

уплаченные организацией в календарном году суммы налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕвразЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.

25 февраля, ежегодно

В первый пул информации, запланированной к размещению 25 июля 2017 года, вошли практически все сведения, но есть пара нюансов:

  • данные о налоговых правонарушениях и решениях о привлечении налогоплательщиков к ответственности, будут охватывать период со 2 июня 2016 по 30 июня 2017 года;
  • данные об уплаченных суммах страховых взносов – эту информацию ФНС начнет публиковать с февраля 2018 года.

Расширяются имеющиеся возможности сайта ФНС, где можно было получить данные о контрагентах: юридический адрес, сведения о регистрации, постановке на учет в налоговом органе, об уставном капитале, о составе учредителей, данные об изменениях в ЕГРЮЛ.

Теперь бизнес получит больше возможностей для проверки контрагентов, а контрагенты должны формировать хорошую репутацию своей компании, показать ее открытость и надежность. При этом, на мой взгляд, ситуация со снятием налоговой тайны похожа на лекарство, которое одно лечит, а другое будет калечить.

Высока вероятность, что от этого закона могут пострадать абсолютно законопослушные предприниматели, так как сведения об уплаченных налогах и численности сотрудников, а также другие финансовые данные, которые хотят сделать публичными, может сделать хорошие и прибыльные компании легкой добычей для «рейдеров», а также этими сведениями будут пользоваться конкуренты.

Уязвимое место нового закона, которое ухудшит положение бизнеса – это открытые данные о недоимки компании. На практике кто-то из налогоплательщиков обязательно будет оспаривать и отбивать доначисления налоговой, а споры с налоговой инспекций в суде – процесс, к сожалению, не быстрый. Он может занимать год и более, а все это время недоимка в открытых данных о компании будет отражена, и эта информация, скорее всего, будет отпугивать клиентов, принося еще больший ущерб бизнесу в кризисное время.

Во взаимодействии налогоплательщика и налоговой инспекции нововведение об отмене налоговой тайны обязательно будет иметь свои последствия. Например, налоговики будут проще предъявлять претензии к налогоплательщику в том, что он не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента. Следовательно, с этого момента Вам надо будет тщательнее обосновывать свой выбор: рекомендациями, хорошо выполненной ранее работой, личными контактами, конкурентоспособной ценой и т.п.

Кроме открытия сведений из налоговой тайны ФНС России недавно анонсировала новый сервис - это электронный сервис по скорингу налогоплательщиков. По сути, создается база фирм, в основе которой будет система налоговых рейтингов, присваиваемых субъектам экономической деятельности, она же «цветовая дифференциация»: красный означает высокий налоговый риск, желтый - средний, зеленый – минимальный. Таким образом, информация, которую давно уже видят налоговики в своей базе, должна стать доступна всем налогоплательщикам в том виде, который ФНС сочтет подходящим для широкой общественности.

При этом я отмечу, что на законодательном уровне пока не разрешен вопрос о том, как бизнесу нужно проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, чтобы финансово-хозяйственная  деятельность налогоплательщика не была признана направленной на получение необоснованной налоговой выгоды – все электронные сервисы и открытие разных сведений будут носить информационный характер. 

Отсутствие сведений о каком-либо контрагенте в базе вряд ли будет являться единственным основанием для отказа от налоговых претензий. Поэтому, не смотря на приближение технологий 21 века в нашу повседневную жизнь - сбор доказательств реальности Ваших операций по-прежнему на первом месте, как и сбор доказательств о должной осмотрительности тоже никто не отменял (особенно о личных контактах с контрагентом).

Поэтому пользоваться сервисами по прямому назначению – посмотрел в базу, не нашел контрагента - нет налоговых претензий, я думаю, пока не получится. Это сегодня не в интересах государства.

Тем налогоплательщикам, которые по ошибке попадут в эти базы, на основании несовершенства закона или по причине временных финансовых трудностей, и которые не могут погасить налоговую недоимку сразу (не секрет, что по результатам выездной налоговой проверки – это десятки миллионов рублей) – полезно знать, что такие фирмы тоже будут "светится красным". В этой ситуации государственный сервис однозначно будет создавать бизнесу дополнительные трудности и затруднять доказательство своей добропорядочности, отпугивая между делом существующих и новых клиентов.

На мой взгляд, открытость налоговых данных – это палка о двух концах, с одной стороны, государство наносит удар по теневому сектору, который оно обязано контролировать, однако по касательной эти инициативы весьма ощутимо заденут интересы абсолютно добросовестных налогоплательщиков. С другой стороны – раскрытие налоговых тайн и создание таких электронно-информационных сервисов еще ни в одной стране не смогло привести к расцвету экономики и бизнеса. 

PS. 25 июля так ничего и не заработало. Скорее всего, открытые данные появятся после апреля 2018 года.

Добавить
Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:
http://regulation.gov.ru/projects#npa=69682 опубликован проект изменений в приказ об открытии данных.
31 июля 2017 в 10:01
у нас как всегда все через одно место...
31 июля 2017 в 10:05

Запуск нового сервиса перенесли на год – на 1 июня 2018 года. Соответствующие изменения внесены Приказом от 27.07.2017 № MM-7-14/582@

3 августа 2017 в 13:01