Спонсор рубрики
«Корпоративное право»

Трансформация ФСФР в Службу Банка России по финансовым рынкам

  • 17 октября 2013 в 11:15
  • 6612
  • 2
  • 0

Просуществовав почти 9 с половиной лет, с 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам была упразднена с передачей всех ее полномочий, осуществляемых в сфере регулирования, контроля и надзора финансовых рынков, Банку России в лице созданной в его структуре Службы по финансовым рынкам.

Фактически процесс выглядел как присоединение (интеграция) ФСФР к Банку России с ее переименованием в Службу Банка России по финансовым рынкам: большинство сотрудников центрального аппарата и территориальных органов ФСФР попросту перешли в новую структуру, да и объем текущих полномочий Службы Банка России по финансовым рынкам, в аспекте регулирования деятельности участников финрынка, мало чем стал отличаться от объема полномочий канувшей в лету ФСФР.

Формально причиной принятия такого решения явилась цель создания  мегарегулятора, и стоит заметить, что еще в 2012 году именно поглощение ФСФР Банком России рассматривалось в качестве основного варианта развития событий, поэтому создание Службы по финансовым рынкам с переходом к ней полномочий ФСФР в целом выглядело как вполне закономерный процесс, наконец-то облаченный в нормативно-правовую форму. Тем ни менее, еще летом 2013 года и особенно в преддверии 1 сентября среди многих обычных участников финрынка, то есть юридических лиц, которые в силу своей организационно-правовой формы вынуждены были непосредственно проходить регистрационные и иные процедуры в ФСФР, и для которых данная служба являлась одним из контролирующих органов, появилось множество вопросов, основными среди которых были:

  1. Как и в каком порядке после 1 сентября представлять документы и проходить процедуры, ранее относившиеся к компетенции ФСФР?
  2. Что будет с теми документами, которые уже были до 1 сентября представлены в ФСФР и остались не рассмотренными, а также с теми процедурами, которые были уже начаты и на завершены ФСФР?
  3. Появились ли какие-то отличия и особенности в полномочиях прежней и новой служб?

Структурные преобразования

Фактически, по крайней мере, на уровне территориальных органов, упразднение ФСФР и создание Службы Банка России по финансовым рынкам выглядело как обычная «смена вывески»: все территориальные (межрегиональные и региональные) органы ФСФР остались в тех же зданиях и помещениях с тем же самым кадровым составом (поменялась лишь малая часть должностных лиц), как и было ранее, сохранились и все контактные телефоны. Основные кадровые и структурные перемены затронули центральный аппарат, правда, они также не особо сказались на обычных участниках финрынка.

Между тем, в ряде источников еще в августе-сентябре 2013 года стала появляться информация, что фактическая «смена вывески» - это не более чем первый шаг на пути поглощения ФСФР Банком России, сделанный с наименьшими издержками и в мягкой форме, применительно к участникам финансового рынка. В перспективе же вполне можно ожидать последующее разделение функций и полномочий  новой службы по отдельным структурам Банка России, которое, скорее всего, придется на 2014-2015 годы, тем более что вступление в силу ряда полномочий Банка России отложено по времени.   

Процедурные вопросы

Процедура упразднения ФСФР и создания Службы Банка России по финансовым рынкам изначально предусматривала решение не только организационных вопросов, но и вопросов передачи всех документов и незавершенных ФСФР процедур на рассмотрение Службы по финансовым рынкам.

В итоге:

  1.  Все процедуры, начатые ФСФР, ее структурными подразделениями, региональными и межрегиональными территориальными органами до 01 сентября, должны быть завершены Службой Банка России по финансовым рынкам, ее соответствующими структурными подразделениями, региональными и межрегиональными территориальными органами, созданными на основе аналогичных по объему полномочий и компетенции структур и органов ФСФР. Данное обстоятельство, среди прочих процедур, касается начатых и незавершенных процедур оформления лицензий, проведения проверок, регистраций выпусков ценных бумаг, рассмотрения обращений и жалоб.
  2. Все документы, представленные до 01 сентября в ФСФР, ее структурные подразделения, региональные и межрегиональные территориальные органы, были переданы в Службу Банка России по финансовым рынкам, ее соответствующие структурные подразделения, региональные и межрегиональные территориальные органы, созданные на основе аналогичных по объему полномочий и компетенции структур и органов ФСФР. Данный факт имеет практическое значение – не требуется собирать и представлять заново документы, которые ранее были представлены в ФСФР, они должны быть рассмотрены с принятием соответствующих решений структурами и органами Службы Банка России по финансовым рынкам.
  3. Все сведения, отчеты, уведомления, прочие документы и информация, ранее представленные в ФСФР, после 01 сентября 2013 года должны быть в обычном порядке рассмотрены Службой Банка России по финансовым рынкам, не требуя повторного представления.

Сравнение полномочий ФСФР и Службы Банка России по финансовым рынкам

Полномочия по регулированию деятельности участников финансового рынка:

  • теперь абсолютно все участники финансового рынка попали в сферу регулирования и стали подконтрольны Центробанку, что в первую очередь затронуло некоторые кредитные и страховые организации, часть из которых ранее была подконтрольна Банку России, а часть – ФСФР;
  • к контрольной и надзорной компетенции Службы Банка России по финансовым рынкам была отнесена деятельность эмитентов на финрынках и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • применительно к рынку ценных бумаг, полномочия ФСФР в полном объеме перешли к Службе Банка России по финансовым рынкам, в том числе регистрация выпусков и проспектов ценных бумаг, а также отчетов об итогах выпусков, контрольно-надзорные функции в сфере соблюдения эмитентами положений законов о ценных бумагах и акционерных обществах, контрольно-надзорные функции и регулирование корпоративных отношений в АО;
  • существенно изменились полномочия в сфере функций регулятора применительно к некредитным финансовым организациям, в частности, теперь Банк России осуществляет надзор, контроль и регулирование деятельности данных организаций, устанавливает требования к их капиталу и чистым активам, обязательные для исполнения финансово-экономические нормативы и иные требования, проводит проверки их деятельности, истребует отчетность в соответствующие сроки и в установленном порядке, ведет базы данных обо всех некредитных финансовых организациях;
  • полномочия по контролю соблюдения требований законодательства в сфере противодействия манипулированию рынком и незаконному использованию инсайдерской информации остались неизменными;
  • полномочия ФСФР в части принятия нормативно-правовых актов, ориентированных на предупреждение конфликта интересов, заменены на полномочия Центробанка по разработке и реализации политики выявления, предотвращения и управления конфликтами интересов.

Полномочия в сфере бухгалтерского учета (некредитные финансовые организации):

  • в области бухгалтерского учета полномочия Банка России были расширены и увеличены, и хотя основные вопросы регулирования бухучета по-прежнему остаются в ведении и компетенции Минфина, как очевиден и тот факт, что целый ряд нормативно-правовых актов в связи с расширением объема полномочий Центробанка нуждается в обновлении, изменения должны довольно-таки серьезно в скором времени сказаться на состоянии законодательной базы, касающейся бухгалтерского учета в России, и бухучете некредитных финорганизаций;
  • с 01 января 2015 года вступят в силу положения, определяющие компетенцию Центробанка в области утверждения отраслевых стандартов бухучета некредитных финансовых организаций; к компетенции Центробанка также переходят полномочия по утверждению плана-счетов бухучета для данных организаций. 

Полномочия, определяющие новый статус Банка России как мегарегулятора:

  • включены дополнительные цели деятельности (расширены полномочия Банка России) – развитие и обеспечение стабильности финрынка России;
  • предусмотрены особые полномочия в сфере ведения учета прямых инвестиций в экономику России (таких полномочий у ФСФР не было), в частности, ведение статистического учета прямых инвестиций, формирование методологии учета и некоторые другие;
  • Банк России наделяется правом прямого обращения к зарубежным регуляторам финансовых рынков с запросом информации и документов, включая конфиденциального характера и содержащих сведения, составляющие банковскую тайну.

Виды деятельности, определяющие статус некредитных финансовых организаций

Учитывая, что существенный объем полномочий банка России, в целом, и Службы Банка России по финансовым рынка, в частности, затрагивает некредитные финансовые организации, в отношении которых новая службы наделяется специальной компетенцией, стоит обратить внимание на те виды деятельности, которые прямо предусмотрены в законе в качестве оснований признания юридических лиц некредитными финансовыми организациями.

К таковым видам деятельности относится деятельность:

  • центрального депозитария;
  • клиринговая;
  • актуарная;
  • по выполнению функций центрального контрагента;
  • организатора торговли;
  • рейтинговых агентств;
  • субъектов страхового дела;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • акционерных инвестфондов;
  • микрофинансовых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов (НПФ), управляющих компаний или специализированных депозитариев инвестиционного, паевого инвестиционного фондов и НПФ;
  • бюро кредитных историй;
  • кредитных потребительских, в том числе сельскохозяйственных, и жилищных накопительных кооперативов.

Добавить
Спонсор рубрики «Корпоративное право»
Лучшие предложения для партнеров на официальную ликвидацию и банкротство!
Право Роста
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя: