Посты
2
Лайки
3

Методы борьбы с контрафактной продукцией в Республике Беларусь

  • 2 апреля 2018 в 9:21
  • 4.9К
  • 2
  • 0

    Добрый день, коллеги!

    В этой статье я расскажу о возможных способах борьбы правообладетелей товарных знаков с контрафактной продукции в Беларуси. Под контрафактом здесь я имею в виду неоригинальный товар, введенный в гражданский оборот с нарушением прав правообладателя на средства индивидуализации (товарные знаки). Это поддельная продукция, на которой незаконно применяется товарный знак.

    I. Предупреждение поступления контрафактной продукции на рынок Республики Беларусь.

    Одним из способов воспрепятствования поступлению контрафактной продукции на внутренний рынок ЕАЭС является включение товарного знака в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС (далее – ТРОИС).

    В данный момент рабочим механизмом ограничения поставок контрафактного товара на территорию ЕАЭС является включение товарного знака в национальные ТРОИС.

    Для включения товарного знака в ТРОИС Республики Беларусь правообладатель или его представитель подает заявление о принятии мер по защите прав на товарный знак в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее – ГТК).

    Образец заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС Республики Беларусь и перечень прилагаемых к заявлению документов можно найти на сайте ГТК. ГТК рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления. При этом ГТК вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на один месяц.

    Объект интеллектуальной собственности включается в таможенный реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда (ущерба).

    Правообладатель вправе представить договор страхования гражданской ответственности правообладателя за причинение имущественного вреда (ущерба) в пользу декларанта в результате приостановления выпуска товаров. При этом сумма обеспечения исполнения обязательства или страховая сумма должны быть эквивалентны не менее десяти тысячам евро.

    Страховка с минимальным покрытием в 10 000 евро должна быть оформлена в отношении каждого товарного знака, включаемого в ТРОИС. Стоимость одной страховки с покрытием в 10 000 евро будет стоить в Беларуси примерно 100-150 евро на 1 год. Стоит отметить, что страховку можно сделать и в России, такие случаи были, и ГТК принимал такие договоры страхования. Однако договор страхования не должен содержать ссылок на российское законодательство и территорию РФ.

    В договоре должны быть формулировки общие для ЕАЭС, указывающие, что страхуется гражданская ответственность правообладателя объекта интеллектуальной собственности за причинение ущерба третьим лицам в связи с приостановлением выпуска товаров при их ввозе на территорию Республики Беларусь или территорию ЕАЭС.

    Также в договоре страхования должно быть конкретно указано, какая именно ответственность страхуется, т.е. не просто за причинение ущерба, а за причинение ущерба в связи с приостановлением выпуска товаров.

    Срок размещения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС составляет 2 года. Плату за внесение в реестр не взимается. По истечении двух лет такой срок может быть продлен.

    Порядок применения мер таможенной защиты прав на товарный знак

    1. Приостановление выпуска товара.

    При ввозе товара неуполномоченным импортером с заявлением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления выпуск такого товара приостанавливается сроком на 10 рабочих дней.

    По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, этот срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя.

    1. Уведомление правообладателя о приостановлении таможенного оформления.

    При приостановлении таможенного оформления товаров в пункте таможенного оформления, куда поступил товар, в обязательном порядке составляется уведомление о приостановлении таможенного оформления, которое направляется в адрес представителя правообладателя (лица, указанного в соответствующей графе Реестра).

    1. Получение правообладателем документов, подтверждающих изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию.

    Рациональным представляется обращение в таможенные органы с заявлением о привлечении нарушителей к административной ответственности.

    Таможенный орган, как орган, уполномоченный на ведение административного процесса вправе наложить арест на имущество в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа и (или) конфискации.

    1. Если документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, получены правообладателем и представлены в ГТК, выпуск товаров не осуществляется. Если в течение 10 дней (при продлении – в течение 20 дней) не представлены данные документы, ГТК производит выпуск товаров.

    II. Борьба с контрафактной продукцией, поступившей на рынок Республики Беларусь.

    У правообладателя имеется возможность привлечь нарушителя его исключительных прав на товарный знак к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. При этом привлечение нарушителей к административной или уголовной ответственности не исключает возможности их привлечения к гражданско-правовой ответственности. Административная и уголовная ответственность влечет наказание правонарушителя и предупреждение дальнейших правонарушений, при этом в рамках административного и уголовного процесса могут быть получены доказательства для гражданского процесса, а в рамках уголовного процесса подан гражданский иск.

    1. Гражданско-правовые способы защиты

    К действительно применимым и результативным способам гражданско-правовой защиты относятся возмещение убытков либо выплата компенсации.

    В Беларуси предусмотрена возможность требовать от лица, нарушившего исключительное право на товарный знак, выплаты компенсации в размере от 10 до 500 000 евро вместо возмещения убытков. ребование о выплате компенсации является более предпочтительным, поскольку в этом случае не требуется доказывать размер убытков, т.к. его доказывание зачастую затруднено.

    Вместе с тем, итоговый размер компенсации определяется судом с учетом характера нарушения. Четких критериев для определения размера компенсации в законодательстве не предусмотрено, равно как пока не выработано таких критериев в правоприменительной практике. В связи с этим суды, при взыскании компенсации руководствуются общегражданскими принципами – обеспечения восстановления нарушенных прав, разумности и справедливости и учитывают предполагаемый размер убытков.

    Одновременно с требованием о выплате компенсации или возмещении убытков правообладатель вправе заявить требование об удалении с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно примененных товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а при невозможности удаления – изъятия из гражданского оборота и уничтожения контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров. Принятие данных мер осуществляется за счет виновного лица.

    Субъектами, имеющими право обращаться за защитой нарушенного исключительного права на товарный знак в порядке гражданского судопроизводства являются только:

    • владелец товарного знака;
    • лицо, которому предоставлено право использования товарного знака по договору исключительной лицензии.

    2. Защита исключительных прав в административном и уголовном процессе.

    Преимуществами административного или уголовного процесса является:

    • отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины;
    • сбор доказательств силами правоохранительных органов, доступ к сведениям, которые невозможно получить самостоятельно.

    Кроме того, при проведении проверки в рамках административного или уголовного процесса правоохранительными органами истребуются все документы, связанные с контрафактной продукцией, из которых можно понять, откуда поступил товар, и отследить каналы поставок для принятия дальнейших мер по воспрепятствованию производства и распространения контрафактной продукции.

    2.1 Административная ответственность за введение в оборот контрафактной продукции в Республике Беларусь.

    Административная ответственность за действия, связанные с контрафактной продукцией предусмотрена ст. 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП).

    В силу ч. 3 ст. 9.21 КоАП незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности влечет наложение штрафа с/без конфискации предмета административного правонарушения.

    Размер штрафа для физических лиц составляет от 300 до 500 евро, индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1000 евро, юридических лиц – от 1000 до 3000 евро.

    В соответствии с законодательством Республики Беларусь конфискация товаров осуществляется в пользу государства, и в дальнейшем этот товар реализуется в установленном порядке без уничтожения его упаковки товарных знаков, которыми этот товар маркирован.

    Уничтожение допускается только в отношении контрафактной аудио- и видеопродукции, а также контрафактных товаров, не соответствующим установленным требованиям безопасности.

    Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

    В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров является недобросовестной конкуренцией.

    За совершение таких действий нарушитель может быть привлечен к ответственности по пп. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля».

    Совершение таких действий влечет:

    • для должностного лица - штраф в размере от 200 до 1000 евро,
    • для индивидуального предпринимателя – штраф в размере от 1000 до 2000 евро,
    • для юридического лица – штраф в размере до 10 процентов суммы выручки за предыдущий год, но не менее 4000 евро.

    В случае распространения контрафактного товара правообладатель может обратиться в антимонопольные органы на изложенных выше основаниях.

    Вместе с тем, строгие сроки рассмотрения обращений антимонопольным органом не установлены, и на практике проверка по изложенным в заявлении фактам проводится долго, поэтому это не самый эффективный метод защиты.

    Виду указанных причин обращение в антимонопольный орган скорее может выступать в качестве дополнительной меры воздействия.

    2.2 Уголовно-правовые способы защиты.

    За распространение контрафактной продукции в Республике Беларусь предусмотрена уголовная ответственность при определенных условиях. Возможность привлечения нарушителей к уголовной ответственности зависит от размера дохода (ущерба).

    Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака также предусмотрена при наличии административной преюдиции – в случае совершения деяния в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

    Уголовная ответственность установлена в ст. 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

    Статья 201 УК устанавливает ответственность за:

    • незаконное использование товарного знака, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере (доход на сумму более 500 базовых величин, что составляет около 5000 евро) (часть 2 ст. 201 УК);
    • совершение преступления, предусмотренного частью 2 ст. 201 УК повторно;
    • совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;
    • овершение преступления с использованием служебного положения;
    • причинение ущерба в крупном размере (часть 3 ст. 201 УК). При этом административная преюдиция уже не требуется.

    В качестве санкции за преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 201 УК, предусмотрены общественные работы, штраф, арест, ограничение или лишение свободы.

    Согласно ст. 26 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь дела по ст. 201 УК относятся к категории дел частно-публичного обвинения, т.е. возбуждаемых не иначе как по заявлению лица, пострадавшего от преступления.

    Особое внимание заслуживает вопрос определения размера ущерба, причиненного правообладателю такими незаконными действиями. В законодательстве Республики Беларусь не установлен механизм определения размера ущерба от незаконного использования товарного знака. Правоохранительные органы в практической деятельности основываются на информации, полученной от правообладателя. Однако в судебном процессе возможны споры по данному вопросу.

    Ключевое значение для привлечения лица к уголовной ответственности имеет факт субъективного осознания того, что лицо совершает незаконные действия в отношении товарного знака – реализует контрафактную продукцию. В одних случаях это довольно легко доказать, однако в большинстве случаев отказ в возбуждении уголовного дела связан именно с отсутствием доказательств умысла в совершения преступления.

    В рамках уголовного процесса можно предъявить гражданский иск к нарушителю исключительного права. При этом, истец при предъявлении гражданского иска в уголовном процессе освобождается от государственной пошлины.

    Сбор доказательств для привлечения нарушителя к ответственности

    Чтобы привлечь нарушителя к ответственности, необходимо собрать доказательства распространения контрафактной продукции. Некоторые доказательства может получить правообладатель, другие – только компетентные госорганы и организации.

    Зафиксировать факт нарушения можно следующими способами:

    1. Если контрафактная продукция предлагается в интернете (например, на сайте нарушителя), необходимо обратиться к нотариусу. Он составит протокол осмотра интернет-страниц с информацией о предложении контрафактного товара, наименовании продавца и т.д. Это позволит использовать избежать оспаривания данного факта, когда к моменту судебного разбирательства нарушитель удалит сведения о контрафакте со своего сайта.
    2. Факт, время и место распространения контрафактного товара поможет доказать видео- или аудиозапись, фотосъемка;
    3. Приобрести контрафактный товар, сохранить его и документы, содержащие сведения о реализаторе, и подтверждающие факт, время и место покупки (чеки, накладные, спецификации и т.д.);
    4. Составить сравнительную таблицу оригинального и контрафактного товара, если внешний вид товара, упаковки позволяет отличать контрафакт от оригинального товара.

    При необходимости, в рамках административного процесса может быть проведена экспертиза, если данные, представленные правообладателем, не позволяют с достоверностью установить, что товар является контрафактным.

    При этом необходимо понимать, что даже в случае обращения в правоохранительные органы правообладателю необходимо занимать активную позицию: предоставлять необходимую информацию и документы, оказывать содействие в сборе доказательств, при возможности участвовать в процессуальных действиях совместно с оперативными работниками. Таким образом, выбор конкретного способа защиты и применимых доказательств зависит от обстоятельств дела, целей и возможностей правообладателя. 

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:03
    А выдадут ли устав по любой компании в электронном виде?
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:00
    Копии уставов в электронном виде должны будут выдавать бесплатно