Юрист в юридической компании "REVERA" (г. Минск, Беларусь)
Посты
1

Последствия проведения процедуры санации должника в Республике Беларусь для его кредиторов

  • 3 октября 2018 в 9:20
  • 211
  • 0
  • 0

    Уважаемые коллеги,

    В Республике Беларусь санация – это процедура конкурсного производства, применяемая в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановления платёжеспособности должника, которая вводится судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, установленных Законом о банкротства.

    Срок санации, по общему правилу, не может превышать 18 месяцев со дня вынесения решения о её проведении. Однако по ходатайству собрания кредиторов или управляющего может быть продлен не более чем на 12 месяцев, а по ходатайству государственного органа, согласованному с Советом Министров Республики Беларуси – не более чем на 5 лет.

    В Республике Беларусь в процедуре санации отсутствует ограничение хозяйственной деятельности Должника, но при этом процедура санации должна проводится в соответствии с утвержденным планом санации, и все полномочия по распоряжению имуществом должника находятся у управляющего в деле о банкротстве.

    Заключение договоров после введения процедуры санации

    Крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность управляющего, заключаются только с согласия собрания (комитета) кредиторов после уведомления об этом суда, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, а также планом санации должника. План санации должника не размещается в открытом доступе, ввиду чего, не представляется возможным указать, установлены ли им какие-либо исключения в части сделок.

    1. Сделками, в совершении которых имеется заинтересованность управляющего, признаются сделки, одной из сторон которых является заинтересованное лицо в отношении управляющего. Перечень заинтересованных лиц установлен в абз. 20 ст. 1 Закона о банкротстве.
    2. Крупная сделка — сделка, влекущая распоряжение недвижимым или иным имуществом должника — юридического лица, балансовая стоимость которого на момент заключения сделки составляет 20% и более балансовой стоимости активов должника, определённой на основании данных бухгалтерской отчётности за последний отчётный период. Сведения о размере балансовой стоимости активов Компании в открытом доступе отсутствуют.

    Согласно положениям ст. 15 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», минимальным периодом, за который составляется бухгалтерская отчетность, в частности бухгалтерский баланс, является месяц, из чего, в свою очередь, следует, что последним отчётным периодом на текущую дату является месяц, предшествующий совершению сделки.

    Если размер денежных обязательств должника, возникших после открытия конкурсного производства, превышает 20% суммы требований кредиторов, сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом санации должника, могут совершаться управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

    При несоблюдении вышеуказанных ограничений соответствующие сделки являются ничтожными.

    Особенности исполнения обязательств должника после введения процедуры санации

    Со дня вынесения экономическим судом определения об открытии конкурсного производства обязательства должника исполняются в особом порядке.

    Вне очереди производятся расчёты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства, в том числе и по всем текущим платежам должника.

    В ходе санации управляющий производит расчёты в порядке, установленном Законом о банкротстве с учётом плана санации должника. При этом в Законе о банкротстве Республики Беларусь отсутствует приоритет удовлетворения какого-либо из видов внеочередных требований кредиторов. Управляющий определяет порядок проведения расчётов по внеочередным платежам по своему усмотрению с учётом особенностей хозяйственной (экономической) деятельности и финансово-экономического положения должника.

    При осуществлении внеочередных платежей управляющий должен руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000г. № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь».

    Указ устанавливает, что расчёты осуществляются между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

    • вне очереди;
    • в первую очередь;
    • во вторую очередь.

    Расчёты непосредственно между юридическими лицами осуществляются во вторую очередь. При этом платежи по исполнительным документам судов, предмет иска по которым относится к платежам второй очереди, — исполняются в первоочередном порядке платежей второй очереди.

    В случае, нарушения установленной очередности платежей, управляющий может быть привлечен к административной или уголовной ответственности, однако данная практика в Беларуси не распространена.

    Таким образом, в Республике Беларусь в процедуре санации складывается ситуация, в которой имеющиеся средства должника идут на погашение задолженности, которая возникает непосредственно при осуществлении деятельности в процедуре санации. Тем временем, кредиторы, задолженность перед которыми возникла за долго до открытия конкурсного производства, могут рассчитывать на удовлетворение требований лишь при завершении сроков санации, а поскольку данная процедура может продолжаться до 5 лет, реальная стоимость требований на момент исполнения может значительно уменьшится в стоимости.

    На теоретическом уровне существуют два юридических механизма, с помощью которых можно изменить решение о применении и о сроках процедуры санации в отношении должника.

    • Во-первых, собрание кредиторов может принять решение об изменении плана санации должника и об установлении более короткого срока процедуры санации.
    • Во-вторых, в соответствии с ч. 1 ст. 134 Закона о банкротстве отчёт управляющего по итогам санации может быть представлен собранию кредиторов для утверждения по истечении установленного срока санации или после возникновения оснований для её досрочного прекращения. Однако Закон о банкротстве не раскрывает содержание понятия "основания для досрочного прекращения санации". Более того, само право досрочного прекращения санации Компании в Законе о банкротстве прямо не предусмотрено.

    Стоит помнить, что вышеуказанные юридические механизмы являются теоретическими и в практической деятельности не были реализованы.

    Добавить
    Юрист в юридической компании "REVERA" (г. Минск, Беларусь)
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Erefnaise7 декабря 2018 в 11:54
    Специальная оценка условий труда — теперь обязательна