Изменение процедуры регистрации бизнеса: что было, что будет, чем сердце успокоится

  • 11 октября 2018 в 9:07
  • 1446
  • 18
  • 7

    Привет, Регфорум! Решил сделать для себя краткий обзор последних изменений регистрационной процедуры ИП и юридических лиц, а заодно поделиться им с коллегами. Я знаю, что подобные обзоры здесь не раз уже публиковали, но какие-то изменения надолго зависли в статусе законопроектов, какие-то приняли несколько в другом виде, поэтому освежить всё в памяти не будет лишним.

    Ниже самые важные, на мой взгляд, тезисы по регистрации бизнеса в России в разрезе:

    • утверждено нормативно-правовым актом;
    • пока не утверждено, но ожидается в обозримом будущем;
    • вряд ли будет принято (хотя наша реальность уже не раз доказывала, что может реализоваться самый бредовый фантастический вариант).

    Итак, на дворе октябрь 2018 года, и что мы имеем на этот момент.

    Принято окончательно

    1.Результат регистрационной процедуры (решение о регистрации или отказ) с 29 апреля 2018 года направляется заявителю в электронном виде.

    Честно сказать, эта прекрасная инициатива стоила команде нашего сервиса определённых нервов. Все-таки пользователей у нас много, поэтому любая неточность при оформлении документов могла привести к многочисленным отказам.

    Больше всего мы переживали за указание электронного адреса при личной подаче документов заявителем. Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@, где прописаны Требования к заполнению регистрационных форм, с мая 2016 года не менялся. И в нём по-прежнему указано, что электронный ящик вписывают только при подаче документов через интернет.

    Ещё один нюанс – многострадальный раздел 4 на листе Н формы Р11001 для единственного учредителя-физика. В своё время мы провели целое расследование с привлечением нескольких ИФНС и Центрального аппарата по вопросу: «Можно ли указывать телефон единственного учредителя-физика, если согласно пункту 2.20.4 (приложение № 20) Приказа раздел 4 не заполняется?»

    Разные ИФНС отвечали нам по-разному. Одни уверяли, что отсутствие телефона – это основание для отказа, другие цитировали положения Приказа, что телефон указывать нельзя.  В итоге, добились ответа от Центрального аппарата, что указание телефона не может быть причиной для отказа в регистрации.

    Но с электронным ящиком сложнее. Его, кроме как в раздел 4 (подпункт 4.6.2), вписать некуда, поэтому рискнули и стали заполнять его для единственного учредителя-физика в нарушение Приказа. Проблем пока не было.

    Кроме того, наши пользователи задавали вопрос – как теперь получать бумажные документы о регистрации? В законе просто сказано, что по запросу. Но когда и как его сделать? Мы в данный момент ссылаемся на письмо 46-ой ИФНС (от 21 мая 2018 г. N 15-18/04830з@), которая ответила, что запрос на бумажные документы можно сделать только после регистрации ООО, а не при подаче документов.

    2.Типовые уставы в количестве 36 штук, наконец, утвердили (Приказ Минэкономразвития от 1 августа 2018 года № 411).

    Про типовые уставы на Регфоруме не раз уже писали, поэтому ничего добавлять не буду. Тем более, что Приказ вступает в силу только 25 июня 2019 года. В общем, ждём июнь 2019, а также ждём новые формы Р11001, Р21001 и т.д., которые также должны быть запущены к этому сроку.  

    3.С 1 октября 2018 года заявитель, получивший отказ в регистрации ИП или ООО, сможет ещё раз подать документы без уплаты пошлины.

    Хорошая инициатива, особенно учитывая неразбериху с указанием сложных юридических адресов для ООО и ИП.

    4.С 1 января 2019 года заявители, направившие документы, подписанные электронной подписью, не платят пошлину.

    Это, конечно, здорово, тем более что пошлина отменяется не только за регистрацию ИП и ООО, но и за внесение изменений в устав, ликвидацию юрлица и снятие индивидуального предпринимателя с учёта. Но вряд ли обнуление пошлины значительно повысит количество заявителей на первичную регистрацию, как на это рассчитывают чиновники.

    С другой стороны, мы ожидаем, что обнуление пошлины при подаче документов, заверенных ЭЦП, существенно усилит позиции и поднимет популярность онлайн сервисов, которые массово внедряют электронную регистрацию.

    Пока не принято, но ожидается

    1.Новые регистрационные формы.

    Мы уже так долго ждём новые формы Р21001 и Р11001, что я даже забыл, когда всё это начиналось. Зашёл на портал проектов нормативно-правовых актов освежить память. Дата начала публичного обсуждения - 6 мая 2016 года, дата окончания публичного обсуждения - 4 июня 2016 года.

    То есть, пошёл уже третий год ожидания. А учитывая, что формы примут только после вступления в силу приказа про типовые уставы, то ждать ещё, как минимум, 9 месяцев. Всего получается больше трёх лет. Феноменально. Потом ещё начнется свистопляска с правилами заполнения новых полей, которых в действующих сейчас формах нет.

    Интересно, что в проект Р21001 добавлен всего один новый лист - для выбора способа направления готовых документов. Для доставки почтой можно будет указывать не только место жительства ИП по прописке, но и адрес его фактического проживания.

    Вот только в 2016 году ещё не было обязательной нормы направления решения о регистрации в электронном виде. И о том, что бумажные документы о регистрации выдают только после открытия ИП/ООО и по письменному запросу. То есть, направление бумажных документов по почте только на основании выбора этого способа в форме Р21001 противоречит изменениям, внесённым в закон «О регистрации».

    А вот форма Р11001 изменится очень сильно – вместо сегодняшних 24 страниц в проекте формы уже 37. Надеюсь, что ФНС даст достаточно времени, чтобы успеть разобраться с новыми формами перед тем, как они вступят в силу.

    2.Несколько ЕИО.

    На практике несколько руководителей в ООО может быть уже сейчас, но внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ можно только на основании Р13001 и Р14001.

    А возможность заявить о нескольких руководителях при первичной регистрации ООО появится только после принятия новой формы Р11001. На странице 3 листа Ж в дополнение к одному директору можно будет указать данные ещё трех физических лиц.

    3.Самозанятые в новом статусе.

    ФНС активно пиарит свой новый пилотный проект по самозанятым, который будет охватывать гораздо больше видов деятельности, чем разрешённые сейчас (домашний персонал и репетиторы). Учитывая, что законопроект уже внесён в Госдуму, вполне возможно, что проект действительно запустят с 1 января 2019 года (пока только в Москве, МО, Татарстане и Калужской области).

    И хотя самозанятые – это одна из форм предпринимательской деятельности, но для нас, регистраторов, они интереса не представляют. Постановка на учёт простая, через личный кабинет на сайте ФНС, кассовый аппарат, расчётный счёт, бухгалтерия и другие деловые услуги им не нужны.

    Я думаю, если проект заработает нормально, многие ИП без работников, которые зарабатывают меньше 200 тысяч рублей в месяц, снимутся с учёта и перейдут в статус самозанятых. Хотя, судя по законопроекту, новый налог на профессиональный доход смогут платить и действующие ИП.

    4.Другие мелкие полезные изменения.

    Здесь я воспользовался таблицей шеф-редактора Николая Андреева. Вот что показалось мне особенно ценным:

    • исключить нотариальное заверение доверенности на регистрационные действия;
    • ввести возможность регистрации ООО по адресу другого юрлица (бухгалтерской, секретарской, юридической фирмы и др.) для доставки юридически значимых сообщений;
    • узаконить возможность регистрации ООО по адресу жилого помещения, чтобы исключить возможность необоснованного отказа;
    • определить порядок проверки достоверности юридического адреса с обязательным предупреждением организации о такой проверке;
    • установить единообразные требования к указанию сложных юридических адресов (этаж, номера помещения, комната и др.);
    • дать право изменять объект налогообложения на УСН (Доходы или Доходы минус расходы) в течение 30 дней с момента регистрации ООО.

    Предполагается, что большинство этих изменений Рабочая группа по совершенствованию регистрации юрлиц примет до конца 2018 года, так что ждать осталось недолго. 

    Под большим вопросом

    Здесь я бы собрал все новые варианты регистрации юридических лиц по адресам, не связанным с физическим местонахождением руководителя:

    • на ящик почтового отделения;
    • на электронный адрес;
    • на почтовую ячейку в банке.

    Помню, что министр Орешкин даже презентовал красивую инфограмму о том, как просто и выгодно будет регистрировать ООО через банк. Про возможный передел рынка регистрации из-за экспансии банков я уже писал. Но пока ничего нового про это не слышно.

    Я думаю, что пока не изменят статью 54 ГК РФ с кучей сопутствующих нормативно-правовых актов, ООО будут регистрировать только там, где может физически размещаться руководитель. А ни один из вариантов юрадреса, указанных выше, сюда не вписывается. 

    Кроме того, регистрация ООО без привязки к конкретной территории делает невозможным территориальный учёт налогоплательщиков для целей ФНС. Да и просто разыскать контрагента, о котором известен только электронный адрес, будет проблематично.

    Коллеги, буду благодарен за комментарии и добавление к этому перечню. Возможно, упустил что-то важное. И как вам в целом – легче стало работать после внесения изменений или нет?

    И ещё такой вопрос – часто ли вы помогаете заявителю выбрать налоговый режим при подаче документов в ИФНС? Считаю это очень полезным умением для профессионального регистратора. Мы много пишем о расчёте налоговой нагрузки, даём бесплатные консультации по выбору самого выгодного режима. В итоге, привлекли к себе внимание Роскомнадзора, который заблокировал три наших статьи. Одну блокировку мы уже сняли в судебном порядке, ещё по одной статье судимся. Чуть позже об этом расскажу на Регфоруме.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    Благодарю за обзор.
    Разумеется, он не полный и не совсем точный.
    И это - понятно. Нельзя навести порядок там, что так сверху усиленно хаотизируется.
    И на мой личный взгляд, это делается осознанно и преднамеренно. Что ещё больше удручает.
    Вы не упомянули ещё, в частности, про совсем невинную проблему внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании филиалов и открытии представительств. По нынешним формам это сделать невозможно.
    А вот внести сведения в ЕГРЮЛ о нескольких ЕИО, действующих независимо, или нескольких лицах, действующих совместно, нынешние формы позволяют. А проект новых форм, который, надеюсь, не будет утверждён, приведёт к дополнительному хаосу и нарушению законодательства.

    Наверно, как всегда ошибаюсь.
    11 октября 2018 в 9:434
    Консультируем клиентов по режимам налогообложения при регистрации всегда, поскольку от этого зависит вся их дальнейшая работа. Некоторые ИП забывают о важности подачи заявлений в установленный срок, вынуждены потом решать проблемы с НДС...
    А вот по поводу получения документов в электронном виде хочется отметить, что регистрирующая инспекция в Алтайском крае до сих пор выдает все на бумаге, отказов по регистрации без указания электронной почты также нет... Зато есть отказы при использовании ЭЦП, столь активно внедряемых ФНС.
    Соглашусь с мнением коллег-регистраторов, что порядок в этой сфере навести, судя по всему, удастся нескоро.
    12 октября 2018 в 5:011

    Сообщение от Eva9

    «Соглашусь с мнением коллег-регистраторов, что порядок в этой сфере навести, судя по всему, удастся нескоро.»

    а его наводят?

    можно узнать фамилии, явки, адреса?
    18 октября 2018 в 4:17
    Очень интересный обзор. А подскажите, пож-та, номер проекта по новым формам для регистрации или дайте ссылку.
    17 октября 2018 в 9:28
    http://regulation.gov.ru/projects#npa=25226 Далее раздел "Размещение текста проекта", потом ниже "Информация по этапу", а там уже сможете скачать архив с новыми формами и другую полезную информацию.
    17 октября 2018 в 10:14
    спасибо!
    17 октября 2018 в 11:16
    Всегда консультирую по вопросам налогообложения. Это важно. Ряд клиентов остается на бухгалтерское обслуживание.
    Первая компания в Севастополе с ЦП была зарегистрирована в 2014 году мной. После этого была гора компаний в различных регионах РФ. Из уникальных отказов требовали - "платежка на госпошлину в бумажном виде".
    17 октября 2018 в 22:44

    Прямой эфир

    Александр МИРОЛЮБОВ19 октября 2018 в 17:56
    Два и более директора в хозяйственном обществе: ГК разрешает