Маркировка товаров: ожидания и последствия

  • 20 ноября 2018 в 9:26
  • 959
  • 1
  • 2
  • Пост актуален в 2018 году

    Привет, Регфорум!

    Государство хочет установить контроль за движением товаров путем их маркировки средствами идентификации и созданием в России единой информационной системы мониторинга за оборотом маркированных товаров. Так власти хотят бороться с контрафактом и уклонением от налогов. По планам правительства до 2024 года маркироваться должны все потребительские товары. В 2019 году маркировке будут подлежать уже 12 групп товаров: от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья. Проект маркировки товаров может охватить не только потребительский, но и промышленный сектор (авиационные, автомобильные запчасти, трубы и т.д.).

    Как сообщают «Ведомости» оператором единой системы премьер-министр Дмитрий Медведев назначил Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Эта компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому. Сейчас ЦРПТ маркирует табак и обувь, а в ноябре ФНС передала ему и систему маркировки лекарств.

    А что на законодательном уровне? В конце октября в Государственную Думу внесен законопроект № 575258-7 о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (далее – законопроект). Проект закона уже прошел первое чтение, не исключаю, что до конца этого года он может быть принят. Правительство РФ будет утверждать порядок создания, ввода и эксплуатации информационной системы, ее оператор, порядок взаимодействия с иными государственными информационными системами, порядок внесения в нее информации об обороте маркированных товаров. Законопроект не определяет перечень товаров, которые будут подлежать маркировке средствами идентификации, т.к. соответствующий перечень будет утвержден Правительством РФ.

    В пояснительной записке к законопроекту указывается, что это должны быть группы товаров в отраслях промышленности, закрепленных в Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2020 года и плановый период до 2025 года. К группам товаров относятся табачная, ювелирная, пищевая, легкая, фармацевтическая, медицинская, автомобильная, авиационная, топливная, химическая, электронная, кабельно-проводниковая промышленность, а также сельхозмашиностроение, производство строительных материалов, индустрия детских товаров, машиностроение.

    Среди ожидаемых положительных эффектов от принятия законопроекта авторы указывают следующие:

    • повышения качества товаров и обеспечение получения потребителями легального товара;
    • повышение эффективности противодействия незаконному обороту фальсифицированной и контрафактной продукции на территории РФ, а также незаконному ввозу товаров на территорию РФ и на таможенную территорию ЕАЭС;
    • рост уровня легального производства товаров и оказания услуг и снижение влияния недобросовестной конкуренции;
    • увеличение поступлений в бюджет за счет повышения собираемости налоговых и таможенных платежей;
    • повышение уровня информационного взаимодействия между таможенными и контролирующими органами, оптимизация и повышение качества работы контролирующих органов.

    Как предполагают создатели законопроекта выиграют от внедрения этой инициативы и предприниматели. Ожидается, что они смогут снизить свои операционные издержки на персонал за счёт маркировки и централизованных баз данных, сбор и отправка заказов будет происходить быстрее. Также снизятся издержки на логистику и осуществление замены/возврата товаров, снизится количество ошибок/замен при отгрузках. Увеличиться выручка у легальных производителей, так как ожидаемо сократиться доля нелегальных товаров.

    Отмечу, что при всех ожидаемых положительных моментах авторы законопроекта не упоминают о затратах, которые вынуждены будут понести участники рынка (производители, импортеры, дистрибьюторы) для внедрения новой системы. Это закупка соответствующего оборудования для маркировки, обеспечение подключения к Информационной системе, обучение персонала работе с новыми данными и т.п. Указанные затраты будут особо ощутимых для малых и средних производителей. Совершенно очевидно, что в конечном итоге эти все затраты производителей приведут к увеличению конечной стоимости товаров для потребителей.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    наконец-тозато снизятся издержки простоя на таможне, т.к. все документы заполняются автоматом за несколько минут вместо кучи дней и кучи взяток, программа была задумана давно с момента введения последнего классификатора ОКВЭД, + покупатель через приложение будет видеть цепочку от производства до магазина. И на шубах и др. товарах уже опробовано, сильно цены изменились? и в какую сторону?
    21 ноября 2018 в 5:14
    Добрый день! В своем посте я сделала только прогноз о возможных последствиях введения подобной системы, а не утверждение обязательного повышения стоимости. При этом, в настоящее время действует обязательная маркировка только для алкогольной продукции (цены на которую регулирует государство в лице Росалкогольрегулирования) и меховых изделий, средняя стоимость которых не является дешевой и исчисляется десятками тысяч рублей, поэтому стоимость маркировки не может существенно повлиять на цену. В рассматриваемом законопроекте речь идет о более широком перечне товаров, которые будут подлежать маркировке, совсем из другого сегмента рынка (продукты, лекарства и т.п.). В связи с их невысокой стоимостью (по сравнению с шубами), полагаю, что повышение цены  для определенных групп товаров, к сожалению, возможно.
    22 ноября 2018 в 14:04

    Прямой эфир

    Алексей29 минут назад
    Что, по-вашему, действительно облегчит регистрацию и ведение бизнеса?
    avtoriitet 038вчера в 21:33
    ГУПы и МУПы, возможно, в ближайшие 2 года прекратят существование