Посты
2
Лайки
11

«GR» (взаимодействие с органами власти) в практической деятельности юриста

  • 22 марта 2019 в 9:39
  • 1517
  • 1
  • 5

    Привет, Регфорум!

    Сегодня в России "GR" понимается по-разному; как и по-разному понимается, кто такой "GR"-щик, какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать. 

    "GR" или "Government Relations" дословно переводится, как «взаимодействие с органами государственной власти».

    В практике, в том числе и российской, под "GR" понимается деятельность специальных внутренних сотрудников компании или отдельной внешней "GR"-компании, направленная на продвижение интересов компании в политическом окружении в целях оказания влияния на действия органов власти, защиты прав и законных интересов компании, предотвращения вероятных угроз для компании в части негативных инициатив со стороны власти для предпринимательской деятельности. В российском сегменте есть "GR"-лоббисты, осуществляющие данный вид деятельности. Как правило, для ее осуществления не предполагается знание права; лоббированием занимаются специалисты, имеющие опыт работы в государственных структурах и/или опыт политических коммуникаций. HR-департаменты компаний, отбирая кандидатов на позицию, предусматривающую взаимодействие с органами власти, устанавливают различные требования: от наличия высшего образования до опыта работы в государственных структурах (владение административным ресурсом). 

    Правовое регулирование в России "GR" деятельности и требований к "GR" - специалисту отсутствует.

    На протяжении длительного времени происходят дискуссии о правовом регулировании деятельности по лоббированию. Впервые идея была зафиксирована в Концепции взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 года. Концепция одобрена решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Сформулирована следующим образом: подготовка предложений по созданию в Российской Федерации института лоббизма и его законодательному регулированию (определение понятия «лоббистская деятельность» и допустимые пределы ее применения, круг субъектов, наделенных правом лоббирования, эффективные механизмы лоббирования групповых интересов предпринимателей, последствия введения института лоббизма и др.), (пункт 2 раздела 1 протокола № 34 от 25.09.2012).

    Но это не наш "GR", юристов. Юристов в Праве. Наш "GR" — это именно взаимодействие с органами власти для эффективного урегулирования конфликтов и споров. Взаимодействие с органами власти для юриста естественно и является легальной деятельностью. Как и фактически в каждом нормативном правовом акте об органе власти, определяющем его компетенцию, функционально включено взаимодействие. Для примера можно открыть Положение (НПА) о любом органе власти в России. И "GR" в том понимании, в котором предлагаю его я, имеет законодательное закрепление.  

    Все правовые инструменты для взаимодействия с органами власти, кстати, являющиеся необходимой, неотъемлемой частью этого взаимодействия, у юристов имеются. Но как показывает практика, требуются весьма определенные умения. При наличии этих умений и навыков в практической деятельности юриста открываются новые горизонты, следовательно, и у компании, которую представляет юрист. А приобретать эти умения необходимо именно для достижения максимального положительного результата, эффекта при разрешении конфликта или спора, где одним из участников является орган власти. Не дожидаясь, когда появится административный ресурс с содействием или возможность «порешать» существующий конфликт.

    Сочетание в практической деятельности юриста административного ресурса и знаний права является взаимоисключающим, противоречащим ценности Права. Ведь Право само по себе имеет собственную ценность, которая приобретает доминирующее значение. Как отмечал выдающийся учёный-правовед С.С. Алексеев, Право имеет Силу, «Сила права раскрывает его ценность, действенность образующих его правовых средств, заложенную в них социальную энергию, его возможности в решении возникающих в обществе задач».

    Для эффективного взаимодействия юриста с государственной структурой, в первом приближении, необходимо осознать, что ценностью права пронизана изначально каждая государственная структура; в нее логично встроена способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, компаний, общества в целом. Деятельность государственного органа при создании (учреждении) направлена на организованность, устойчивость, согласованность, на принятие справедливых и законных решений. Поэтому верным ответом в практической "GR"-деятельности юриста будет «нет» в применении административного (коррупционного) ресурса при разрешении конфликта или спора. Такой ответ не противоречит построению взаимодействия с органом власти для разрешения конфликта. И правильным является то, что на любой конфликт или спор необходимо смотреть шире, чем обращение в суд. Всегда необходимо использовать возможность внесудебного разрешения спора и уметь продвигать этот законный интерес и через взаимодействие с органами власти, к компетенциям которых он относится.

    Для эффективного взаимодействия с органом власти, как правило, требуется следующее:

    1. Качественный анализ конфликта;
    2. Правильное и точное применение закона к отношениям, вытекающим из конфликта;
    3. Внесение (изложение) законного интереса представляемой стороны конфликта в государственную структуру. Верное движение по внесению законного интереса является залогом положительного разрешения конфликта органом власти, к компетенции которого относится конфликт. Изложение также должно быть с необходимостью на понятном языке для госструктуры и апеллировать к компетенциям должностных лиц; 
    4. Стратегия кураторства запроса в госструктуру;
    5. Построение устного общения с госструктурой для получения положительного результата по направленному запросу.

    Для результативных обращений к органам власти также важно понимать: задачи органа, планы, поручения данные государственному органу вышестоящими должностными лицами об улучшении качества работы с обществом, функциональность, компетенции. Важно уметь анализировать сложившийся опыт по взаимодействию (почему орган не разрешил конфликт?), правоприменительную практику, внутреннюю структуру, иметь определенную культуру общения и язык изложения. 

    Из опыта могу сказать, что даже в сегодняшних реалиях при имеющейся ситуации в судах, до боли и отчаяния известной всем практикам, многие юристы при урегулировании конфликтов и споров не обращаются к взаимодействию с органами власти, тем самым не используя в полной мере все имеющиеся возможности и инструменты для надлежащей, эффективной, ревностной защиты прав и законных интересов клиентов и компаний.

    В заключение обращаю ваше внимание и на другой аспект обсуждаемой темы, социально и общественно значимый. Через правильное взаимодействие с органами власти можно содействовать эффективному разрешению конфликтов или споров реальных людей и компаний, а, в конечном счете, преодолевать низкую эффективность, оптимизировать работу государственного органа, направлять деятельность госструктуры в правильное русло и «заставить чиновника» служить на благо каждому в нашем обществе.  

    Источник

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    Спасибо автору за статью, но не "вкупил посыл". А чем GR отличается от TS?И как вы думаете GR России нужен?или просто юристам пора "включать" голову, когда помогают клиенту?)А консалтерам меньше брать ООО/АО на обслуживание, что бы повышать качество юридических услуг?И возможен ли GR в России без административного ресурса?
    22 марта 2019 в 12:103

    Ряд джиарщиков без пользы потребляют ресурсы компаний, не разрешают фактически для компаний ничего. Мой опыт общения с корпоративными джирщиками, причем известных компаний в России, показал, что люди при внесении интересов компаний (важных для компаний в их деятельности) абсолютно не владеют вопросом и не имеют правовых знаний для его разрешения, за который ответственны в продвижении и получают вознаграждения от компаний. Предполагаю, что такой GR в компаниях рано или поздно будет оптимизирован, как безрезультативный для бизнеса, а функционал возложен на юристов, умеющих взаимодействовать с органами власти. Поэтому мой посыл был о том, что такое взаимодействие с властью в правовом русле не оценивается практикующими юристами. Эффективное взаимодействие с органами власти, законное, может способствовать разрешению споров вне суда. И это возможно без административного ресурса, есть практика. Что такое суды сегодня мы с Вами отлично понимаем. В том виде, в котором сейчас присутствует GR- бывает благо, порой - вред. И склоняюсь к точке зрения моего коллеги из ВШЭ, что в существующей парадигме порождает коррупционные проявления, эта деятельность вне регламентов. Предлагаю обсудить все эти вопросы, планирую бесплатную онлайн конференцию по этой теме. Приходите. 

    22 марта 2019 в 17:271
    Я тоже беру аксиому, что все действуют в области права, а не по коррупционным схемам. Про административный ресурс я имел в виду когда не $ решают вопрос, а когда кто-то "уважаемый" просит выслушать другого "уважаемого" вашего/нашего юриста.По мне GR в России нет и не надо. Есть юристы, которые понимают, что делают, а есть юристы, которые "щеки надувают". У нас и так есть в ВУЗах "государственное и муниципальное управление" - где студентам юристам объясняют все, просто они потом забывают или не хотят пользоваться знаниями. Плюс думаю, вы понимаете, что когда у нас "чиновники" в СМИ позволяют высказывания, так что они позволяют у себя на приемах, если вы чудом попали на прием должностному лицу)
    Вы пользуетесь порталом regulation.gov.ru? писали туда хоть раз? (думаю да судя по вашей карьере) получали ответ? или получали отписку?
    22 марта 2019 в 17:451
    Знаете, эта такая лабуда по части "уважаемого", по своему опыту точно могу сказать - все нужно фиксировать формально, такие беседы "ни о чем". Чуда нет попасть на прием, это обязанность каждого чиновника его проводить. Времени бывает много отнимает туда попасть, но эффект очень может быть от личного приема, такое правильное размещение в своем вопросе административного ресурса, и главное законное. Надо всегда анализировать к кому идешь на прием, зачем и ясно обозначать вопрос с которым пришел. Да, активно причем пользовалась regulation.gov.ru, но всегда параллельно использую другие возможности для продвижения инициатив, много векторов. В одно место слать есть опасность, что не дойдет интерес, потеряется. Нет государственного и муниципального управления. Точно могу сказать, и преподавание его это фантастика, утопия, проявление двойственности. Надувают щеки не профи, пустые, как правило. Их сразу видно. И это есть в любой профессии.
    22 марта 2019 в 18:27
    Полностью согласен с вами, за исключением ГМУ. Есть оно, только идут туда две категории людей:1. Которые не идут работать в ГМУ;2. Уже состоявшиеся чиновники, для продвижения по службе. Но как вы верно заметили, для них это "галочка" и отдых, они не слушают учебную программу и не вникают в нее. Следовательно ГМУ это фантастика, потому что существует только в теории) но оно есть))как суслик)
    25 марта 2019 в 9:04

    Прямой эфир

    Ответ ФНС на вопрос по отмене решения о смене места нахождения
    Владимир Мирсковсегодня в 14:22
    Изменение паспортных данных в ЕГРЮЛ
    Дмитрий Пашковсегодня в 11:14
    Для принятия наследства наследник должен принять: новые студенческие «перлы»
    Мариясегодня в 10:00
    Без бумажки: бухгалтерская отчетность теперь только в электронном виде