Юрист Юридической компании "ПРИОРИТЕТ"
Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»
Посты
17
Лайки
38

Новый законопроект об инвестиционной деятельности: детали и перспективы

  • 27 декабря 2019 в 15:05
  • 2.4К
  • 0
  • 0

    Добрый день, коллеги!

    10 декабря в Государственной думе в первом чтении был рассмотрен законопроект № 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (далее – Законопроект). Он был подготовлен Правительством РФ в рамках достижения одной из задач, поставленных президентом – увеличение доли частных инвестиций в валовом внутреннем продукте с 21 до 25% и повышение инвестиционной привлекательности России – и передан на рассмотрение в Государственную думу. По результатам первого чтения Государственной Думой было принято постановление с целью доработать законопроект ввиду выявленных недостатков. В чём же заключаются нововведения законопроекта, его недостатки, и какие перспективы несёт в себе новый законопроект?

    Во-первых, законопроект реформирует понятийный аппарат в сфере инвестиционной деятельности. Для сравнения можно рассмотреть два основополагающих понятия. В соответствии с новым законопроектом, под инвестиционной деятельностью понимается «вложение инвестором инвестиций в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта». При этом инвестиционный проект – «комплекс мероприятий, предусматривающих создание (строительство), модернизацию, реконструкцию и эксплуатацию имущественного комплекса и (или) создание и использование имущественных прав в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, в том числе предотвращения или минимизации негативного влияния на окружающую среду». В рамках нового понятия инвестиционная деятельность – это не любые инвестиции или действия для получения прибыли, а только те, которые осуществляются исключительно в рамках инвестиционного проекта. При этом реализация инвестиционного проекта связана не с абстрактным набором действий, а с созданием или модернизацией имущественного комплекса и созданием/использованием имущественных прав. Таким образом, основные понятия станут узконаправленными и отграничат вышеописанную деятельность от остальной. На первый взгляд изменения в определениях могут казаться незначительными, однако на этом примере можно наблюдать стремление законодателя сделать уже существующие понятия более детализированными и взаимосвязанными, что отражает более комплексный подход к реформированию инвестиционного законодательства.

    Во-вторых, участники инвестиционной деятельности смогут заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) – документы, предназначенные для закрепления договоренностей между публично-правовыми образованиями и организациями, реализующими проекты, о долгосрочных условиях реализации инвестиционных проектов. Такие соглашения позволяют обеспечить правовое регулирование отношений между инвесторами, Российской Федерацией и её субъектами путём установления прав, обязанностей и ответственности всех сторон для реализации инвестиционного проекта в рамках одного документа. Стоит отметить, что такие соглашения раньше заключались Россией на межгосударственном уровне (к таким соглашениям можно отнести, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 15 декабря 1997 г.), однако теперь этот механизм будет работать в том числе и внутри страны. Инвесторами может быть широкий круг субъектов, в том числе и иностранные лица. При этом заключение СЗПК возможно при соблюдении ряда ограничений, содержащихся в статье 14 Законопроекта. В частности, в этой статье перечислены сферы экономики, в которых реализация инвестиционного проекта невозможна (к примеру, в сфере игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива и т.д.), установлены минимальные объёмы общих бюджетов инвестиционных проектов и средств финансового обеспечения для инвестиционных проектов в различных сферах деятельности.

    Также проект предусматривает наличие общего и проектного инвестиционных режимов. Статья 6 Законопроекта не содержит понятия общего инвестиционного режима, однако исходя из её содержания, этот режим гарантирует иностранным инвесторам те же условия деятельности, что и российским инвесторам, путём обеспечения равного права на получение государственной (муниципальной) поддержки, обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства и т.д. Проектный инвестиционный режим может быть применён к участникам СЗПК и направлен на создание более благоприятных условий для осуществления инвестиционных проектов, которые соответствуют критериям статьи 14 Законопроекта. Среди этих критериев – общий бюджет проекта, источники финансирования, сфера деятельности. Для создания таких условий предусмотрены меры предоставления государственной (муниципальной) поддержки, среди которых можно выделить налоговые и таможенные преференции. Этот механизм дополняет те меры, осуществляемые в рамках действия режима территории опережающего развития, который также предусматривает различные льготы.

    Неоспоримым преимуществом таких инвестиционных режимов является то, что акты законодательства РФ о налогах и сборах, которые каким-либо образом ухудшают условия для инвесторов (увеличение налоговых ставок, порядок исчисления налогов, изменение налоговых льгот или их отмена, порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций и т.д.) вступают в силу для инвесторов, заключивших СЗПК, не ранее чем через три года после дня их официального опубликования. Это установлено ч. 1 ст. 7 Законопроекта. Такая норма является весомой юридической гарантией капиталовложений инвесторов: в случае ужесточения налогового законодательства у них будет достаточно времени для принятия мер, которые позволят обезопасить себя от неблагоприятных последствий.

    Вместе с тем, следует признать, что для доработки Законопроекта необходимо пойти по пути его дальнейшей детализации: например, можно было бы подробно регламентировать порядок заключения, изменения и прекращения СЗПК (несмотря на содержание статьи 19 Законопроекта, полноценного порядка там не содержится), установить условия для осуществления мониторинга соблюдения СЗПК, дополнив содержание частей 19-20 ст.18 Законопроекта, определить действия уполномоченного органа (лица) при проведении мониторинга и выявлении несоблюдения условий соглашения одной из сторон. Такие меры необходимы для предотвращения правовых пробелов, профилактики злоупотреблений расширительного толкования норм права сторонами СЗПК.

    Перечень тех преференций и льгот, которые могут быть обеспечены государством, также следует указать в новом законопроекте. Одной из значительных льгот могли бы быть вычеты по налогу на прибыль в размере стоимости инвестиций. Кроме того, есть потребность возмещения затрат инвестора, понесенных в целях строительства, модернизации, сопутствующей и (или) обеспечивающей транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта. Такой порядок возмещения затрат следует регламентировать в рамках законопроекта. Все детали, связанные с количественными характеристиками затрат, нужно будет закрепить на уровне подзаконного акта Правительства РФ.

    Законопроект входит в один «пакет» с законопроектами 828239-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» и 828241-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», которые обеспечат действие новых механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности. Все эти законопроекты планируется принять одновременно с законопроектом 828243-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации". Этот законопроект отменит старые законы, регулирующие сферу инвестирования, в том числе ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», статьи 21 и 22 которого регулируют основы функционирования иностранных компаний через аккредитацию филиалов и представительств. В соответствии с законопроектом № 828243-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации», все положения относительно аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, которые содержатся в старом законе об иностранных инвестициях, будут «перемещены» в виде отдельной главы в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Такое решение в плане структурности законодательства представляется оправданным, однако во избежание правовых пробелов аккредитующему органу будет необходимо принять новый акт, содержащий требования к документам для аккредитации, что может означать также утверждение новой формы заявления об аккредитации. Пока сложно предположить, будет ли этот акт отличаться чем-либо от ещё действующего Приказа ФНС, который содержит правила аккредитации. На наш взгляд, налоговой службе следует предпринять необходимые меры для предотвращения подачи заявлений по старой форме и возможных отказов в аккредитации на этом основании, а в случае возможных изменений в правилах аккредитации – заранее обеспечить доступ к проекту нового приказа ФНС, поскольку подготовка документов для аккредитации может занимать значительное время.

    В итоге можно сделать вывод, что новый законодательный акт призван систематизировать нормы права в сфере инвестиционной деятельности, усовершенствовать и дополнить правовые механизмы в этой сфере, но во избежание неблагоприятных последствий нуждается в детальной доработке. Оптимальным представляется законопроект, который в итоге стал бы полноценным кодифицированным нормативно-правовым актом, всесторонне и детально регулирующим инвестиционную деятельность. Остаётся надеяться, что к рассмотрению в третьем чтении законопроект будет дополнен с учётом имеющихся недочётов.

    Добавить
    Юрист Юридической компании "ПРИОРИТЕТ"
    Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:03
    А выдадут ли устав по любой компании в электронном виде?
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:00
    Копии уставов в электронном виде должны будут выдавать бесплатно