Спонсор рубрики
«Регистрация юрлиц и ИП»

Новые меры ФНС по контролю юрадресов при регистрации

  • 18 декабря 2013 в 13:42
  • 9569
  • 31
  • 18

На днях наш курьер в налоговой услышал разговор сотрудников, то ли отдела регистрации, то ли юристов, обсуждавших новые методические рекомендации ФНС относительно «работы по адресам» в целях борьбы с однодневками и незаконными миграциями. Он правильно сориентировался и сумел записать большую часть интересного разговора…

О чем речь

Вот что удалось узнать. ФНС в начале декабря 2013 г. утвердило методические рекомендации для своих органов, занимающихся государственной регистрацией и учетом ЮЛ по месту нахождения относительно работы с адресами при проверке достоверности сведений об адресе юридических лиц и принимаемых мер в случае выявления обратного.

На первый взгляд, ничего нового: для контроля достоверности планируется использовать сотрудников отдела оперативного контроля, обычная ситуация: компания вносит изменения в устав, меняя адрес места нахождения на другой регион, регистрирующий орган направляет запрос в инспекцию этого региона, сотрудники отдела оперативного контроля делают обследование адреса, в регистрирующий орган направляется ответ, на основе которого принимается решение о регистрации/отказе в регистрации изменения адреса. 

Однако, если прежняя методика регламентировала порядок взаимодействия налоговых органов при изменениях места нахождения ЮЛ (миграции) и проверка адресов при создании ЮЛ шла в инспекциях на местах в разнобой или вообще не проводилась, то теперь внимание уделяется контролю за достоверностью адресов не только при «переездах», но и непосредственно при создании ЮЛ.

Как собираются контролировать

В первую очередь предписывается осуществлять в регистрирующем органе «визуальный контроль» - предполагается, что налоговики-регистраторы должны или знать наперечет или уметь проверять на наличие в натуре все адреса в сфере ведения своего регистрирующего органа. Задача – определить есть ли такой адрес в принципе, и может ли он быть использован для осуществления связи с юридическим лицом. Прежде всего, тут пригодятся территориальные познания регистраторов-местных жителей и данные собственной базы данных регистрирующего органа, в том числе, о наличии запретов на регистрацию по некоторым адресам и использовании адреса для регистрации несколькими юридическими лицами (эта та информация, которая доступна на сайте ФНС в сервисе «Проверь себя и контрагента»).

Приводится перечень обстоятельств, так сказать, «индикаторов недостоверности адреса» при обнаружении которых контроль достоверности приобретает изощренную форму вереницы проверочных мероприятий. В случае обнаружения «индикаторов недостоверности», таких, как:

  1. наличие сведений об адресе в базе ИР «Ограничения»;
  2. использование адреса для регистрации несколькими юридическими лицами (по данным сервиса «Проверь себя и контрагента» сайта ФНС);
  3. отсутствие адреса в федеральной информационной адресной системе;
  4.  «массовость» заявителя, участника, учредителя, руководителя ЮЛ,

регистрирующему органу предписывается:

  • проверять факт нотариального заверения подписи заявителя;
  • сообщать об обнаруженных «индикаторах недостоверности адреса» в налоговый орган по месту нахождения адреса (с приложением представленных на регистрацию копий заявления о регистрации и документов, подтверждающих использование адреса для связи) для проведения проверочных мероприятий.

Состав проверочных мероприятий

Получившему названный «сигнал» налоговому органу по месту учета (или соответствующему подразделению, чаще – отделу оперативного контроля, если регистрирующий орган и налоговый орган совпадают) следует провести проверочные мероприятия в форме:

  • обследования помещения с составлением соответствующего акта (примечательно, что обсуждавшие сотрудники отметили, что в Рекомендациях акцент сделан на подписание акта обследования должностными лицами налогового органа, проводящими обследование и указана лишь возможность подписания иными лицами, участвующими в обследовании – это их обрадовало, «мол, извещать заявителя не обязательно»);
  • опроса собственника;
  • опроса заявителя;
  • опроса других лиц, например, из соседних помещений, зданий, работников почты;
  • проверки достоверности представленных заявителем доказательств, что связь с ЮЛ по данному адресу будет осуществляться;
  • если адрес «массовый», то еще и оценивать имеющуюся в инспекции информацию о возврате корреспонденции предназначаемой прописанным по данному адресу ЮЛ – это для установления указанного Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 61 обстоятельства в виде «адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна».

Также указано предлагать собственнику и заявителю представлять заявления о включении в ИР «Ограничения» данных о запрете регистрации на адрес или персональные данные соответственно, а при невозможности опроса кого-либо из подлежащих лиц – составлять докладную записку с указанием причин «не-опроса».

Еще обсуждавшие сотрудники отметили, что «хорошо, что не заставляют тупо делать одно и то же», поскольку в Рекомендациях сказано, что:

  • не нужно делать обследования и опросы, если в налоговом органе есть результаты ранее проведенных проверочных мероприятий, в ходе которых установлена невозможность получения доказательств недостоверности сведений об адресе места нахождения (то есть если ранее адрес хорошо обосновали при сходных обстоятельствах, например, адрес управляющей компании, значит, далее могут не проверять);
  • не нужно делать опросы собственника и заявителя, если в ИР «Ограничения» есть сведения о наличии запретов относительно адреса и персональных данных. 

Итоги проверки

По результатам проверки рекомендовано формировать заключение о достоверности / недостоверности сведений об адресе и направлять его в регистрирующий орган для использования информации при принятии решения о государственной регистрации. Если есть основания полагать недостоверность адреса, то отказывать в регистрации (с подробным обоснованием, как учит ВАС), если оснований недостаточно, то регистрировать.

Для регистрации изменения адреса – такие же меры

При регистрации изменений сведений об адресе порядок идентичный, с тем отличием, что на налоговый орган по месту предполагаемого нового адреса не возлагается обязанность опрашивать заявителя (что и понятно, ибо, они могут быть очень «далеки друг от друга»).

Если делали проверочные мероприятия – должны проверить снова

Далее – интереснее. Если в отношении адреса создаваемого ЮЛ имелись названные выше «индикаторы недостоверности» за номерами 1-4, но результат проверочных мероприятий положительный и решение о регистрации было принято, то ФНС считает, что «точку ставить рано». Напротив, такую компанию нужно «брать на карандаш» и не позднее месяца провести проверочные мероприятия (не только обследование адреса, его – в обязательном порядке, но и опросы!) снова.

В случае получения доказательств недостоверности адреса рекомендовано возбуждать дела об административных правонарушениях по части 3 или 4 статьи 14.25 КРФоАП, просить суд выдать представления в порядке ст. 29.13 КРФоАП – об устранении недостоверности адреса ЮЛ (за неисполнение таких представлений, кстати, налететь дисквалификацию), при наличии сведений о подложности представленных документов и иных признаков уголовно наказуемых деяний – направлять материалы в правоохранительные органы и сообщать в банки об установлении недостоверности адресов ЮЛ, имеющих в них счета, для принятия банками мер в рамках «борьбы с легализацией».

Средство для борьбы с миграциями

Далее – еще интереснее: повторные проверочные мероприятия предписано проводить и налоговым органом по новому месту учета, если государственная регистрация изменения места нахождения произведена регорганом:

  • при наличии надлежащих доказательств признаков недостоверности адреса, названных в пункте 2 Постановления ВАС по адресам и отсутствии достоверных данных, подтверждающих возможность осуществления связи с ЮЛ поэтому адресу;
  • либо при направлении налоговым органом по новому месту нахождения до даты принятия решения о регистрации иной документально подтвержденной информации о недостоверности адреса.

Как может случиться регистрация по «недостоверному адресу»? Ведь регистрация изменения адреса проходит с ведома принимающей стороны?

В том-то и дело, что такие ситуации происходят регулярно и возможны, например, по таким причинам:

  1. регорган порой рад или заинтересован, когда кто-то уезжает, например, фирма с долгами по налогам;
  2. на момент регистрации адрес проверили, его подтвердили (все денег заработали), а за подтверждение адреса "на повторную проверку", могут не заплатить (пока - по незнанию о наличии такого смысла, или по иным причинам).

И что ФНС указывает делать, если переехавшую «компанию через месяц после регистрации по новому адресу не нашли»? Обращаться в суд с требованием о признании незаконной регистрации или о ликвидации? Да, о возможности обращения с требованием о ликвидации сказано, но акцент относительно «мигрантов» сделан на другом.

Предписывается собрать материал и передать в вышестоящий налоговый орган для принятия им решения об отмене принятого ранее решения о государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица как незаконного. Надо полагать, расчет тут на применение нормы ст. 9 Закона «О налоговых органах Российской Федерации», которая предоставляет право вышестоящим налоговым органам отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Плюс, обсуждавшие сотрудники упомянули, что ФНС отметило - качество работы вышестоящих налоговых органов (управлений ФНС по субъектам) с обращениями по таким отменам будет учитываться ФНС-ом при распределении среди управлений средств материального стимулирования и сказали, теперь при наличии любых сомнений в достоверности изменяемого адреса в регистрации изменений проще отказать.

Резюме

Получается, что теперь факт регистрации изменений в устав при смене адреса места нахождения компании на другой регион приобретает меньшую достоверность, поскольку может быть умален в своем юридическом значении в подпольном административном порядке, когда о том, что «юридического лица по новому адресу» уже нет, могут не знать как само это ЮЛ и его владельцы, так и другие имеющие с ним отношения участники гражданского оборота.

Наверное, новый порядок контроля принесет пользу продавцам адресов, особенно при созданиях ЮЛ, поскольку вырастут в цене немассовые адреса и появится возможность увеличить доход за счет предоставления клиентам дополнительного сервиса по подтверждению расположения при вторичном контроле достоверности адреса. Зато при «переездах», которые, как правило, делают «с билетом в один конец», исполнителям, а особенно заказчикам, теперь станет гораздо сложнее, если новый порядок станет активно применяться: ну зарегистрировали переезд, а вдруг спустя месяц-другой отменят?  

Конечно, открытыми остаются вопросы, насколько устойчивы в арбитражных судах окажутся решения вышестоящих налоговых органов об отмене произведенных регистраций и насколько хватит сил сотрудникам регистрирующих органов «за всеми уследить», чтобы как следует выполнять новые директивы. 

Повод для размышлений, выводов и принятия мер имеется. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Желаю успехов!

Добавить
Спонсор рубрики «Регистрация юрлиц и ИП»
подготовка всех документов для регистрации ООО
КОНСАЛТА
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Если во время проверок на адресе будет сидеть представитель собственника и подтвердит факт сдачи в аренду помещения и связь с исполнительным органом юридического лица о средством передачи почты будет налажена, то ничего не поменяется. А вот тем кому продан (сдан в аренду) адрес без всякой связи придется туго, налоговые органы будут отменять решения о регистрации. Кстати вот тут идет обсуждение этой методички, там же ее можно получить

18 декабря 2013 в 16:08

методические рекомендации вызвали эффект разорвавшейся бомбы в рядах регистраторов

18 декабря 2013 в 17:16

да ладно...

18 декабря 2013 в 17:391

Тебе бы только бомбы взрывать! :)

18 декабря 2013 в 19:081

Василий, спасибо за инсайд! Какие хорошие у вас курьеры. Не курьеры, разведчики! Вот бы все сотрудники так к работе относились. Эххх... :)

18 декабря 2013 в 19:071

Александр, пожалуйста!

Мы своими кадрами дорожим, ибо они способны на такие чудеса, что не каждый поверит!

Например,поводу данной статьимне сделал такой комментарий знающий человек: "Сложилось впечатление , что курьер присутствовал при тематической учебе сотрудников отдела регистрации или оперативного контроля. Уж очень не убедительно то, что он услышал всё в таких подробностях"

19 декабря 2013 в 10:29

http://regforum.ru/showthread.php?t=135320 вот обсуждение на форуме, я так понимаю

18 декабря 2013 в 23:37

Это уже вторая ссылка в этой публикации на форум :) Обсуждайте тут!

19 декабря 2013 в 0:35

Да, я потом увидела в первом комменте, нажала на удалить - но не работает удаление=)

и кнопки пожаловаться на свой комментарий нет.

19 декабря 2013 в 9:22

То, что думает и планирует ФНС, - это одно. Интересна позиция по этому поводу ВАС. 30 июля 2013 года было принято Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда №61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".

19 декабря 2013 в 15:47

Вот инетересно, что собираются делать "Адресодатели"? Вроде продают как продавали. Думаю. никто не надеется на авось. Проведем сегодня перерегистрацию - смена адреса, пройдет, а через месяц, бац, отмена регистрации. Как быть? кто виноват? Потдтверждаемые адреса - это адреса на подтверждение на первый раз или и на повторную проверку?

19 декабря 2013 в 18:34

Спасибо, очень интересный материал

19 декабря 2013 в 19:49

Всегда с интересом читаю likvidatorooo. Методичку видел, но лень было изучать, а здесь все компактно и художественно. :) Благодарю!

Я вот ранее думал, "с какой целью новые формы запустили"?

Например, адрес местонахождения у меня: ул.Налогоплательщика, д.28, литера Б, оф.312. По новым формам фиг литеру добавишь. Поэтому приходится сейчас писать без литеры. Но бывает, литера - это отдельно стоящие здание, и бывает их много и все они многоэтажные. Почтальоны париться не будут, оставят письмо на первой вахте, поэтому с доставкой почты проблемы. Естественно, для того, что бы идентифицировать налогоплательщика и опросить собственника, инспектору придется отправляться в недельной пешее путешествие по всем этим литерам на адресе, где nnnnn квадратных метров. И конечно будет проще не найти, да и искать не будут, если адрес ул. Налогоплательщика, д.28 по базе налоговой бьётся как массовый, то все вновь созданные/переехавшие по _новым формам_ конторы будут уже на массовом адресе, хотя физически они могут быть вообще в другом здании (литере), где зарегистрировано всего несколько организаций.

Вроде небольшая такая помарочка , но можно налоговой "одним ударом - семь мух". И за работу отчитаться и госпошлин подсобрать. А добропорядочные арендодатели в литерах будут страдать.

20 декабря 2013 в 12:291

Допрашивался по новому опроснику. Кроме акта составили еще и протокол. На самом деле - ничего не поменяется. Просто подтверждать придется - при создании- ДВАЖДЫ.

При изменении адреса - не совсем понятно пока налоговикам даже самим процедура... Ждут дополнительных разъяснений из управлений по применению методички.

20 декабря 2013 в 15:03

Опросы, допросы, сбор материала, ограничения - значит будут перегибы. Как то все навевает на определенные негативные мысли :-(

Туда ли мы идем, господа?

21 декабря 2013 в 20:35

Какой негатив? Просто очередное мотивированное повышение цен на адреса :-)

21 декабря 2013 в 22:161

А сами рекомендации можно как-нибудь увидеть, а то которые ссылки были, не работают вроде больше.

22 мая 2014 в 21:06

Упомянутые в настоящей статье методические рекомендации ФНС были отменены. Подробности по ссылке: http://regforum.ru/posts/998_otmena_fns_metodicheskih_rekomendaciy_po_proverke_dostovernosti_adresov/

20 июля 2014 в 9:42