В настоящей статье автор подробно рассмотрит ситуацию запроса документов в рамках камеральной проверки налоговой декларации, ведь данное контрольное мероприятие — самый излюбленный фискалами способ сбора доказательств вины в получении необоснованной налоговой выгоды.
Содержание статьи:
I. Способы направления требований о представлении документов в рамках камеральной проверки
II. Что инспекторы должны указать в требовании о представлении документов в рамках камеральной проверки (формальные реквизиты).
III. Ситуации, когда ИФНС может потребовать документы в рамках КНП
Изо дня в день с запросами от налоговиков в рамках камералки сталкивается огромное число налогоплательщиков. При этом особое внимание стоит уделить запросам в рамках проверки декларации по НДС, т.к. при исчислении и сборе данного налога права налогоплательщиков нарушаются особенно часто. Поэтому в таких ситуациях компании важно грамотно выстроить свое поведение с чиновниками ФНС. Это избавит от обвинений в противодействии проведению проверки, необоснованного вмешательства в деятельность компании, от наложения штрафов за нарушение различных сроков.
I. Способы направления требований о представлении документов в рамках камеральной проверки
Передают лично
Как правило, при камеральной проверке инспектор, который запрашивает документы, находится на территории инспекции, а не компании. Поэтому на него не распространяется правило о приоритете личного способа вручения требования. Но если инспектор во время проверки находится на территории организации, то вручает требование ее представителю под подпись. День вручения и будет считаться днем получения требования.
Заказным письмом по почте
При отправке почтой запрос считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма (п. 1 ст. 93, абз. 2 п. 4 ст. 31 НК).
По ТКС
Порядок направления требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448. Организации, которые обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, отсчитывают 10 дней со следующего дня после получения электронного требования. Поскольку такие компании обязаны не реже одного раза в сутки проверять, не присылала ли ИФНС запросы, дата отправки и дата получения должны совпадать (п. 5, 9, 10 Порядка, утв. приказом ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448). Не позднее чем на шестой рабочий день после того, как инспекция отправила требование, компания должна подтвердить получение электронной квитанцией о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК).
Организации, которые не обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, могут не реагировать на поступление требований в электронной форме. Не получив от компании электронной квитанции, инспекция направит требование может дополнительно направить письмо по домашнему адресу директора или учредителя (п. 20 Порядка, утв. приказом ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448).
Почему так важно знать фактический день получения требования ФНС разными способами?
Ответ прост: документы, которые инспекция запросила при камеральной проверке, нужно предоставить в течение 10 рабочих дней со дня, когда компания получила требование. И правильность исчисления этого дня зависит от способа, которым ФНС направила запрос. По истечении этого срока инспекция вправе заблокировать банковский счет компании (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК), а также наложить штраф за несвоевременное представление или непредставление документов.
II. Что инспекторы должны указать в требовании о представлении документов в рамках камеральной проверки (формальные реквизиты).
В требовании налоговики обязаны указать:
- статью, в соответствии с которой запрашивают информацию;
- срок, в который нужно представить документацию;
- сведения о документах — наименования, реквизиты, период, к которому они относятся;
- полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
- конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого понадобились документы, например камеральная проверка по НДС за 3 квартал 2024 года;
- дата, подпись и Ф. И. О. лица, получившего бумажное требование, или дата и реквизиты электронной подписи, указанные в квитанции о приеме электронного требования.
Это следует из приложения 17 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
Подписывает требование инспектор, который проводит камеральную проверку (п. 1 ст. 93 НК). Печать инспекции не обязательна — в НК нет такого условия, в форме требования она тоже не предусмотрена (ст. 93 НК, приложение 17 к приказу ФНС № ММВ-7-2/628).
Форма требования о представлении документов утверждена приказом ФНС № ММВ-7-2/628.
Если требование получено по ТКС, сразу проверьте его формат. Инспекция обязана использовать тип электронного документооборота — «Документ». В случае нарушения формата получатель формирует уведомление об отказе в приеме электронного документа (приказ ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@).
Какие требования судебной практики стоит учесть при анализе требования:
- Верховный суд указал: требование инспекции действительно и без названий документов (Определение ВС от 07.07.2023 № 305-ЭС23-8206). Инспекция не конкретизировала в требовании названия запрошенных документов. Суд признает такое требование правомерным, если есть возможность идентифицировать документы из других формулировок требования. Например, из информации о периоде проверки, проверяемых вопросах и операциях, в связи с которыми оно направлено.
- И иногда суд отменяет требования, где запрашиваемые документы напрямую не названы. Примеры — постановления АС Северо-Кавказского от 15.08.2019 № А32-45413/2017, Центрального от 04.09.2018 № А36-9806/2017 округов. Но стоит учитывать, что такие решения суды принимают не часто.
- При этом судебная практика исходит из того, что формальные недостатки документа - такие как отсутствие части реквизитов (например, срок, в который нужно представить документацию; полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП; указание на мероприятие налогового контроля (его может уточнить налогоплательщик у инспекторов самостоятельно), количество документов и т.д. не станет законным основанием для неисполнения запроса (постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.02.2017 № А32-31691/2015, (постановление АС Московского округа от 13.12.2016 № А40-25588/2016). Так что если вы считаете требование расплывчатым, безопаснее обратиться в инспекцию для уточнений. А не надеяться на то, что суд отменит требование.
- Нет смысла ссылаться и на то, что ИФНС может ознакомиться с оригиналами документов на территории предприятия. Это не освободит от штрафа за невыдачу заверенных копий (постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.03.2021 № А20-1911/2020).
Теперь, когда мы разобрались с азами процедуры направления и получения требований, их легальной формой и сроками ответа на них, перейдем к более важному вопросу – в каких случаях фискалы вправе затребовать документы (и какие именно) в рамках камеральной налоговой проверки
III. Ситуации, когда ИФНС может потребовать документы в рамках КНП
Для камералки установлен закрытый перечень оснований для направления требований (ст. 88 НК). Инспекция вправе потребовать пояснения или подачи уточненки, но не первичку.
Запросить у организации документы налоговая вправе только в случаях, которые названы в НК (см. таблицу 1).

