Хотите, Регфорум подберет проверенного исполнителя для решения ваших задач?
Спонсор рубрики
«Регистрация юрлиц и ИП»
Юрист в сфере корпоративного права

Недостоверный юридический адрес грозит ликвидацией

  • 25 февраля 2014 в 13:32
  • 11587
  • 19
  • 19

При государственной регистрации юридическое лицо обязано указывать адрес, по которому в дальнейшем регистрирующие органы поддерживают с ним связь. Однако, зачастую юридический адрес не соответствует фактическому, из-за чего возникают споры в части применения законодательства. В связи с этим Федеральная налоговая служба направила в адрес территориальных инспекций письмо, которое рекомендует им обращаться в арбитражный суд с требованием ликвидировать юридические лица, связь с которыми невозможна. 

В частности, с 30 июля 2013 года вся служебная корреспонденция должна направляться налоговиками точно по адресу организации, который указан в ЕГРЮЛ, об этом говорится и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц". В случае, если компании по данному адресу нет (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), налоговая инспекция будет иметь основание обратиться в суд с требованием о ликвидации компании, ссылаясь на недостоверность представленных сведений об адресе юридического лица.

Что значит "недостоверность сведений"?

Одной из целей внесения адреса юридического лица в список ЕГРЮЛ является установление с ним связи. А это значит, если будет подтверждена информация о том, что компания указала адрес, исключая намерения связываться с регистрирующим органом, последний, в свою очередь, вправе отказать в государственной регистрации. Разумеется, данный отказ должен быть мотивирован.

Существует ряд обстоятельств, подтверждающих недостоверность:

  • указанный адрес уже занят другими ЮЛ, с большинством из которых связь невозможна;
  • адрес заведомо не может использоваться для связи, т. к по данному адресу располагаются органы гос. власти (например, Суд, Прокуратура и пр.);
  • адрес условен, т. к. объект находится на стадии строительства;
  • адрес не существует в реальности;
  • имеется заявление собственника объекта недвижимости о том, что он не дает согласия на присвоение этого адреса другими ЮЛ.

По любому из данных оснований регистрирующий орган можен признать сведения несоответствующими действительности.

Последствия предоствления недостоверного адреса

  • Ликвидация юридического лица 

Если регистрирующий орган придет к выводу, что связь с ЮЛ невозможна, он должен отправить уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. Данное уведомление будет направлено в адрес организации, генеральному директору и всем учредителям. Если требование не будет выполнено в разумный срок, уполномоченный орган будет вынужден обратиться в суд, чтобы ликвидировать данное ЮЛ.

  • Расторжение договора по банковскому счету

В силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10) при предоставлении недостоверных сведений об адресе организации, банк может расторгнуть договор.

  • Ответственность в рамках административного законодательства

В соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ, если лицо предоставило недостоверные сведения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, это будет являться административным правонарушением, ответственность в этом случае - предупреждение либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. рублей.

Если налоговый орган докажет, что руководитель знал о содержащихся в бумагах недостоверных сведениях, руководитель может быть дисквалифицирован на срок до трех лет согласно пункту 4 статьи 14.25 КоАП.

Можно ли устранить нарушения, если суд уже принял дело к рассмотрению?

Суд может предложить юридическому лицу устранить нарушения на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Для этого ЮЛ должно подать достоверные сведения о своем адресе в регистрирующий орган. Второй вариант - суд может отложить судебное разбирательство (статья 158 АПК РФ). В этом случае будет предложено представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока. Если данные требования не будут выполнены, суд решает вопрос о ликвидации ЮЛ.

ЮЛ может добровольно устранить нарушения после возбуждения судом производства по делу. Однако, в любом случае бремя судебных расходов несет организация. Исключением является установление судом факта, что регистрирующий орган не принимал никаких мер, направленных на побуждение юридического лица к устранению соответствующего нарушения (статья 111 АПК РФ).

Стоит ли беспокоиться?

Всем хорошо известно, что если не все, то по крайней мере, большое количество компаний имеет местонахождение, которое отличается от юридического адреса. Возникает вопрос: "Неужели все эти фирмы будут подвержены риску ликвидации?". На самом деле, все не так уж страшно, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, перед обращением в суд налоговики направляют письменное требование измененить сведения о местонахождении. Во-вторых, письмо направляется напрямую ЮЛ и всем его учредителям по домашнему адресу, что подразумевает извещение "в полном объеме". Более того, новые требования затронут в основном недобросовестные фирмы, которые уже занесены в реестр «Сведения о юридических лицах, связь с которыми отсутствует». Данные перечень опубликован на сайте ФНС. 

Добавить
Юрист в сфере корпоративного права
Спонсор рубрики «Регистрация юрлиц и ИП»
подготовка всех документов для регистрации ООО
КОНСАЛТА
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Цитата из статьи

«указанный адрес уже занят другими ЮЛ;»

ну не совсем так - правильнее уж писать по ПЛЕНУМУ:

адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невоз-можна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "истечение сро-ка хранения" и т.п.).


Тогда уж писать - адрес занят другими юр. лицами, с большинством которых связь НЕ осуществляется...

25 февраля 2014 в 14:156

Спасибо, Алексей, Ваше пожелание учтено)

25 февраля 2014 в 14:59

«корреспонденция должна направляться налоговиками точно по адресу организации, который указан в ЕГРЮЛ»

п.4 ст. 31, п.4 ст.52 НК РФ.

Цитата из статьи

«об этом прямо говорится в Постановлении Пленума»

Найдете в нем место, где говорится об обязанности налогового органа направлять письма налогоплательщику?

«А это значит, если будет подтверждена информация о том, что компания указала адрес, исключая намерения связываться с регистрирующим органом, последний, в свою очередь, вправе отказать в государственной регистрации.»

Не по русски звучит. Логичнее - "без намерения использовать его для связи с регистрирующим органом, налоговыми органами или контрагентами" либо как в самом пленуме - "о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом".

 

«уполномоченный орган будет вынужден обратиться в суд, чтобы ликвидировать данное ЮЛ.»

;) "вправе" и "вынужден" это две большие разницы, как, будем надеятся, скоро будут говорить у нас в Одэссе.

25 февраля 2014 в 19:563

Вопрос по 14.25...

3. ... представление недостоверных сведений о юридическом лице ...

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Дата регистрации ЮЛ - 16 января 2014 г. Документы готовы (в налоговой) и были получены 17.01.2014 г. (пятница).

В свете новых "рекоммендаций" - 20 января 2014 г. (понедельник) - была проведена "повторная" проверка адреса ЮЛ (оперативники решили "подгадить") - на адресе не нашли "представителей" ЮЛ (не получили копию договора аренды от собственника, т.к. в тот момент он был просто еще - не заключен) - составили акт осмотра - и передали матерал на возбуждение административки...

Соответствующее письмо с требованием "внести изменения" и с вызовом на составление протокола получил один из учредителей (не ИО)...

Договор аренды заключен - датирован 17.01.2014 г., но подписан сторонами 21.01.2014 г.

Вопрос - как Правильно "отъехать" от административки с минимумом временных и фин. затрат?

Вижу несколько вариантов:

1. Представить все документы и производство по 14.25 - возможно прекратят.

2. Идти штрафоваться учредителю - и уже в суде говорить об отсутствии события в действиях субъекта-учредителя (ненадлежащий субъект).

Третий вариант "решать" через "контакт" - не рассматриваю т.к. хочется понять алгоритм (на будущее).

26 февраля 2014 в 10:36

Сделать акт приема-передачи помещения 21.01. :) Заявить, что налоговая явилась на место до фактической передачи помещения, что не исключает возможности связаться с юридическим лицом. Но если честно это не к вопросу о 14.25. :) это уже шаг дальше.

По 14.25. - письмо от арендодателя в налоговую подавали? На момент подачи планировали располагаться по данному адресу, что подтверждается документами. В настоящий момент располагаетесь по данному адресу. То что организация через два дня после регистрации деятельность еще не начала (не подписала акт, не въехала в офис) не означает что сведения об адресе недостоверны. Да и вообще, нарушение незначительно и не повлекло никаких последствий, акромя растраты рабочего времени сотрудников налоговой инспекции.

26 февраля 2014 в 11:012

Можно сочетать п. 1 и 2 - на разборки идет учредитель, представляет все доументы, если таки штрафуют - обжаловать по основанию о ненадлежащем субъекте.

26 февраля 2014 в 11:251

RedReg

Постановление Пленума: в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. Однако, как Вы правильно отметили, п.4 ст. 31, п.4 ст.52 НК РФ закрепляет данное положение, которое введено Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ. Вместе с тем, Постановление издано 30.07.2013 г. (после внесения изменений в НК РФ) и никак не противоречит НК РФ, более того, дополняет его.

Что касается "нелогичности" второй цитаты, - то я, в свою очередь, не вижу здесь никаких противоречий, суть одна, вопрос лишь формулировки. Русский язык велик и могуч, на то она и статья, а не копирование идентичного текста с закона. Но в любом случае, выражаю Вам благодарность за комментарий!)

26 февраля 2014 в 11:29

Как процитированная часть Постановления связана с заявлением -

Цитата из статьи

«вся служебная корреспонденция должна направляться налоговиками точно по адресу организации, который указан в ЕГРЮЛ, об этом говорится »

слова "должна" и "постановление" не взаимосвязаны, а говорится об этом совершенно в других нормах. 

Сообщение от Светлана Светлова

«Русский язык велик и могуч,»

Что не дает права калечить его невразумительными фразами, сложными для понимания. ;).

26 февраля 2014 в 12:432

Ваше субъективное мнение имеет место быть;)

26 февраля 2014 в 15:48

Сообщение от RedReg

««А это значит, если будет подтверждена информация о том, что компания указала адрес, исключая намерения связываться с регистрирующим органом, последний, в свою очередь, вправе отказать в государственной регистрации.»»

Действительно, сложное по конструкции и для понимания, режущее слух (глаз))) предложение) я бы на Вашем месте прислушалась к замечанию)

26 февраля 2014 в 15:59

Цитата из статьи

«Если регистрирующий орган придет к выводу, что связь с ЮЛ невозможна»

- Проверяют ли адрес на предмет достоверности еще на уровне подачи документов? Т.е., могут проверить, или точно проверяют?

- Что является основанием для подтверждения "невозможности связи" по указанному адресу? Почтовые штемпели??

26 февраля 2014 в 10:42

Сообщение от Маша Соколовская

«- Что является основанием для подтверждения "невозможности связи" по указанному адресу? Почтовые штемпели??»

корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.)

Сообщение от Маша Соколовская

« Проверяют ли адрес на предмет достоверности еще на уровне подачи документов? Т.е., могут проверить, или точно проверяют?»

От территориальной налоговой зависит...

26 февраля 2014 в 10:501

Я диву даюсь, конечно... Т.е. по смыслу получается так: ФНС (раз это важный пункт, ведущий к итогу) ДОЛЖНА проверять адреса на достоверность, но делает это "по желанию"?

Либо же должна быть обязательная процедура проверки на уровне реги, либо должна быть процедура - через какой-то период проверять адрес на достоверность.

Сейчас это на уровне отстутсвия всякой общей статистики по закрытию ЮЛ и ИП из-за выпавших из системы проверки адресов...

Хотя, я смотрю, между терр.налоговыми вообще мало общего, кроме законов, интерпретация и исполнение которых и делает наши беды такими увлекательно-разными!)))

26 февраля 2014 в 13:11

Как верно отметили, "невозможность связи" подразумевает следующее: "При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.)" - п. 6 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 г. Однако, исчерпывающего перечня нет, как видно из объяснений Пленума...

Что касается проверки предмета достоверности на стадии подачи документов, то здесь не все так просто. Т. к. после некоторых изменений законодательства проверка проводится не на предмет юридической силы документов, а установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Вместе с тем, "регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо предусмотренных Законом" - п. 2 Постановления Пленума №61 от 30.07.2013. В том же пункте дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в гос. регистрации, который, как следует, расширению не подлежит.

В связи с множеством вопросов по данной теме, в ближайшее время будет подготовлена еще одна статья по аспектам, требующим разъяснения. Спасибо!

26 февраля 2014 в 12:14

К+ из свободно доступных:

Ознакомительное - КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 20 августа 2013 года. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" // СПС КонсультантПлюс. 2013.

Большие калибры - Эрделевский А.М. О месте нахождения юридического лица // СПС КонсультантПлюс. 2013.

Просто о разном:

Ланина И. Арбитражная практика. Спорные вопросы о достоверности адреса юрлица // Финансовая газета. 2013. N 37. С. 12.

Мишина М.К. Мнение ВАС: недостоверность адреса фирмы может создать проблемы // Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 5. С. 48 - 53.

Ручинская И. Споры о достоверности юрадреса компании // Просто для бизнеса. 2013. N 9. С. 34 - 35.

Кошкина Т.Ю. Адрес организации: важные разъяснения Пленума ВАС // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 9. С. 42 - 47.

Дашевская М. Во что может вылиться отсутствие по адресу // Практический бухгалтерский учет. 2013. N 10. С. 35 - 38.

Пленум ВАС РФ разъяснил судам, как разрешать споры, связанные с недостоверностью адресов юридических лиц // Российский налоговый курьер. 2013. N 18. С. 92 - 96.

Ермошина Е.Л. О последствиях недостоверности адреса юридического лица // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2013. N 17. С. 69 - 76.

26 февраля 2014 в 12:524

Светлана, дополню Вас: ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап – принятие решения о ликвидации – осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а судом.

26 марта 2014 в 16:161

Спасибо, Кирилл, хорошее дополнение!

26 марта 2014 в 17:28

Подскажите, мне пришло письмо о предоставлении достоверных сведений о юр адресе. Сейчас мне нужно поменять ген дира. Как Вы думаете, откажут в регистрации? И какие документы "достоверные"нужно предъявлять. Заранее спасибо!

18 мая 2014 в 0:24

Добрый день! у меня другой вопрос , как можно аннулировать юр адрес  если я собственник и предоставляют помещение в аренду  и меня просят дать согласие на юр адрес

Через месяц ООО может уехать  а адрес останется и как его аннулировать ?  Олег

13 августа 2015 в 13:53