Спонсор рубрики
«Управление бизнесом»

Росфинмониторинг — кто должен встать на учет?

  • 2 апреля 2014 в 16:21
  • 15461
  • 7
  • 10

Привет всем!

Я хотел бы рассказать о некоторых аспектах деятельности Росфинмониторинга, а именно, почему и кому необходимо отчитываться перед этой организацией.

Вместо вступления

В последнее время, многие компании в России, в том числе как вновь созданные, так и работающие уже длительное время, помимо привычных процедур в налоговом органе столкнулись с необходимостью постановки на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Такая обязанность подчас вызывает недоумение, а иногда и откровенное раздражение, и как следствие, вопрос — зачем вообще это надо.

А все дело в том, что бурное развитие и усложнение всей финансовой системы, к большому сожалению, сопровождается и развитием криминальной, теневой финансовой деятельности организованных преступных сообществ. При этом размах и масштабы криминала в экономической сфере ставят перед организаторами преступной деятельности в качестве первоочередной задачи — поиск путей и средств легализации денежных средств, полученных незаконным путём. Проще говоря, отмывание денег – это конечная цель по превращению преступности в эффективное высокодоходное производство, и как следствие, концентрации экономической и политической власти в руках криминальных лидеров.

Учитывая то разнообразие преступных схем, связанных с отмыванием денег, увеличение объёмов финансовых средств, используемых криминальными лидерами, закономерен вопрос об организации эффективной системы государственного контроля и надзора по борьбе с легализацией таких доходов. Ведь не секрет, что все эти доходы могут быть направлены на финансирование деятельности террористических организаций, на распространение оружия, в том числе и оружия массового поражения, а также иные преступные цели.

Именно в целях устойчивого и безопасного функционирования нашей финансовой системы создан Росфинмониторинг, деятельность которого расширяется и становится особенно значимой в последнее время.

Для чего необходимо встать на учёт?

В Российской Федерации учёту подлежат финансовые операции в любой валюте на сумму от 600 000 руб., а при проведении сделок с недвижимостью — от 3 млн. руб. (Федеральный закон от 7.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма").

 В данном случае речь идёт:

  • о снятии или зачислении на банковский счёт организации наличных денежных сумм, а также о внесении в уставный капитал компании наличных денег;
  • о покупке (продаже) наличной иностранной валюты физлицами;
  • о размещении наличных денежных средств в пользу третьего лица на вкладном счёте в банке;
  • о предоставлении беспроцентных займов некридитной организацией;
  • о получении (предоставлении) имущества на условиях лизинга.

Кроме того, Росфинмониторинг проверяет деятельность некоммерческих организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской или террористической деятельности (п. п. 1.2 и 2 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

Кто именно должен становиться на учёт

Учитывая характер и разнообразие вышеперечисленных операций в сферу интересов Росфинмониторинга попадает довольно внушительный список организаций и индивидуальных предпринимателей, которых преступники могут использовать в своих целях, в том числе и «в слепую». Поэтому, с целью обезопасить себя от криминальных сделок, организациям просто необходимо взаимодействовать с «финансовой разведкой». К числу таких организаций законодатель относит (ст. 5 Закона N 115-ФЗ):

  • кредитные, страховые, лизинговые и микрофинансовые компании, общества взаимного страхования, а также индивидуальные предприниматели — страховщики;
  • участники операций на бирже, федеральная почта, ломбарды;
  • организации и индивидуальные предприниматели, проводящие операции с драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями и ломом из них;
  • организаторы азартных игр: тотализаторы и букмекерские конторы, лотереи и иные основанные на риске игры (в том числе электронные);
  • управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов;
  • риэлторы;
  • компании — операторы по приёму платежей;
  • компании — финансовые агенты по договорам финансирования под уступку денежного требования;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные.
  • операторы подвижной радиотелефонной связи.

Постановка на учёт строго определена Административным регламентом (Приказ Росфинмониторинга от 14.02.2012 № 44). Чтобы заявить о себе законом выделено 30 дней. Но для некоторых компаний, действуют дополнительные условия, например:

лизинговым компаниям дается 30 календарных дней с даты их госрегистрации как юрлиц, или внесения изменений в учредительные документы и в сведения в ЕГРЮЛ (но при этом, не позднее рабочего дня, накануне заключения первого лизингового договора);

ломбардам — отведено 30 календарных дней с даты госрегистрации как юрлица, либо внесения соответствующих изменений в учредительные документы;

организаторам азартных игр — определены 30 календарных дней с даты выдачи лицензии (получения разрешения) на целевые виды деятельности;

организаторы (операторы) лотереи (за исключением государственных и муниципальных лотерей) — 30 календарных дней с даты получения разрешения на проведение лотерей, либо с даты направления уведомления о проведении стимулирующей лотереи, либо с даты заключения договора (контракта) с организатором лотереи (для операторов лотереи);

операторы по приёму платежей — после заключения договора на целевую деятельность — в течение 30 календарных дней;

риэлторские компании — в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации, или внесения изменений в учредительные документы, но не позднее даты заключения первого целевого договора;

организации, выступающие в качестве финансовых агентов по договорам финансирования под уступку денежного требования – не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора финансирования под уступку денежного требования.

Документы в Росфинмониторинг могут представляться на бумажном носителе (адреса подразделений указаны в Приложении 2 к Административному регламенту, а также на официальном сайте — www.fedsfm.ru) или в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (http://www.gosuslugi.ru). Для подачи обращения в электронной форме заявителю необходимо иметь квалифицированную электронную подпись.

Непосредственно пакет документов состоит из заявления о постановке на учёт (образец приведён в Административном регламенте) и карты по форме 2–КПУ (Приказ Росфинмониторинга от 30.11.2005 № 164 «Об утверждении формы карты постановки на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы»).

Если одного из документов нет или он оформлен неправильно, в постановке на учёт откажут. В таком случае организация должна устранить причины отказа и предпринять новую попытку зарегистрироваться в течение 5 рабочих дней.

Организациям, уже состоящим на учёте, повторно регистрироваться не надо.

Добавить
Спонсор рубрики «Управление бизнесом»
Система управления дебиторской задолженностью и ведения претезионно-исковой работы
IT-решение
Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Хорошая информационная статья. Жаль только, что в основном добросовестные предприниматели будут вынуждены отчитываться. А криминал найдет лазейки.

2 апреля 2014 в 17:335

Доброе утро.

Благодарю за ваш комментарий. Боюсь, вы совершенно правы. Кроме того, я думаю, что нельзя исключать "человеческий фактор" по отношению к самим работникам РФМ. Ведь недобросовестные чиновники вполне могут использовать полномочия РФМ, чтобы "кошмарить" неугодные компании.

3 апреля 2014 в 10:132

Цитата из статьи

«Чтобы заявить о себе законом выделено 30 дней»

Последствия за нарушение срока??

3 апреля 2014 в 15:471

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (Статья 15.27. КоАП РФ)

4 апреля 2014 в 2:13

Ни много ни мало, я бы сказала - соответствующее наказание)) Спасибо за ответ

4 апреля 2014 в 7:46

Да уж, штраф немаленький...

10 апреля 2014 в 1:36
Евгений, подскажите, пожалуйста, в каком акте посмотреть дополнительные условия по срокам постановки на учет? -- не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора финансирования под уступку денежного требования
10 апреля 2014 в 13:201

Пункт 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу
организаций, осуществляющих операции с денежными
средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей,
в сфере деятельности которых
отсутствуют надзорные органы"

10 апреля 2014 в 20:11
file:///C:/Users/Admin/Documents/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3/%D0%9070-808-2016__20160406.pdf
10 февраля 2017 в 14:38
file:///C:/Users/Admin/Documents/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3/%D0%9070-808-2016__20160406.pdf
10 февраля 2017 в 14:39