Хотите, Регфорум подберет проверенного исполнителя для решения ваших задач?

Госинспекция труда: так ли страшен этот «зверь»

  • 7 мая 2014 в 9:55
  • 12406
  • 8
  • 9

Трудовые взаимоотношения возникают на любом, даже самом малом предприятии. При мнимой простоте сферы труда работодатели совершают огромное количество ошибок, которые приводят к обращениям их сотрудников за помощью в трудовую инспекцию. Что должен знать работодатель и как вести себя при проверке, читайте в этой статье.

Что такое ГИТ и за чем она следит

Государственные инспекции труда (ГИТ) являются территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости (далее – Роструд). Основная цель их деятельности – выявление и пресечение нарушений в сфере охраны труда, информирование и оказание консультационной поддержки работодателям, обобщение практики и анализ причин нарушений. Также на трудовую инспекцию возложена обязанность по расследованию несчастных случаев на производстве. Подробно полномочия ГИТ изложены в постановлении Правительства РФ от 01.09. 2012 № 875. По сути основными рычагами трудинспекций в сфере надзора являются:

  • проведение проверок;
  • выдача предписаний об устранении нарушения (являются обязательными для исполнения);
  • составление протоколов об административном правонарушении.

Следует отметить, что проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми, а также документальными и выездными. Основания и порядок проведения проверки определен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...» и названным выше Постановлением Правительства. Проверка может быть как исключительно документальной, так одновременно выездной и документальной (когда инспектор выезжает к работодателю для ознакомления с документами).

Плановые проверки проводятся один раз в три года согласно ежегодному плану проведения проверок, который ежегодно публикуется на сайте Генпрокуратуры. Поэтому, во-первых, вы будете заранее извещены о грядущей проверке, следовательно, сможете подготовиться А, во-вторых, если вы только зарегистрировали компанию или ИП, то трудинспекция «нагрянет» к вам не ранее, чем через 3 года, за исключением случаев, когда может быть проведена внеплановая проверка.

Назначение внеплановой проверки требует веских оснований. Такими основаниями являются (п. 10 постановления № 875):

  • истечение срока исполнения предписания по правонарушению;
  • поступление сообщения о нарушении соответствующих прав и возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • заявление работника о нарушении его прав, а также запрос работника о проверке условий охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителя (замруководителя) ГИТ или Роструда о проведении проверки.

За что накажут

Основные правонарушения, за которые может быть назначено административное наказание, перечислены в главе 5 КоАП РФ. Их можно подразделить на группы:

1. Общие нарушения (ст. 5.27 КоАП РФ). Под действие данной статьи подпадает обширный список трудовых нарушений, поскольку их перечень Кодексом четко не определен. Это могут быть нарушения законодательства при оформлении на работу, увольнении, по вопросам заработной платы, предоставлением гарантий и прочее.

2. Нарушение специальных норм права (ст. 5.28 – 5.36 КоАП РФ). Данная категория содержит квалифицирующие (уточняющие) составы правонарушений.

Из наиболее распространенных видов нарушений можно назвать:

  • Нарушения в области охраны труда (самая обширная по количеству видов нарушений категория). Среди них: непроведение медицинских осмотров работников, необеспечение работников спецодеждой и обувью, непроведение аттестации рабочих мест. Причем в практике встречаются «удивительные» случаи, например, при проверке сертифицированной организации в сфере охраны труда ООО « С..» (<данные изъяты>) выявлены нарушения по непроведению обучения работников по охране труда (ст. 212, 225 ТК РФ), не проведены медицинские осмотры работников и т. д.

  • Нарушения в области трудового договора. Чаще всего среди таких нарушений встречаются: отсутствие письменного оформления взаимоотношений с работником, отсутствие в договоре условий труда, переквалификация договора ГПХ при фактическом выявлении трудовых отношений, нарушение норм закона при переводе работника, изменении условий договора, определении режима работы, нарушение порядка увольнения при ликвидации или сокращения штата. Важным нарушением в данной категории также является нарушение порядка ведения и учета трудовых книжек (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04. 2003 № 225).

При проведении проверки представитель ГИТ также может выявить нарушения относительно локальных актов в сфере труда. Наиболее распространенными в этой подгруппе являются нарушения, связанные с неознакомлением под роспись работника с внутренними актами компании/ИП (ст. 22 ТК РФ), выявление в содержании таких актов положений, нарушающих или ущемляющих права работников организации (ст. 8 ТК РФ).

Важно отметить, что ответственным за подобные действия может быть как хозяйствующий субъект, так и руководитель организации. При этом ответственность одного не исключает ответственности другого (ст. 2.1 КоАП РФ).

Следует помнить, что при обнаружении нарушения максимальный объем ответственности – приостановление деятельности организации или индивидуального предпринимателя на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). И то исключительно при условии повторного привлечения.

Относительно повторности совершенного правонарушения следует пояснить, что ГИТ часто допускает грубейшие ошибки при квалификации деяния повторным, применяя названный вид наказания. Так, работодатель, ранее привлеченный к ответственности за увольнение женщины в положении, в случае привлечения к ответственности по другому случаю, может быть привлечен ГИТ к ответственности с применением квалифицирующего признака. Однако, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 выражена противоположная точка зрения и дано понятие повторности совершения правонарушения. Так, повторным считается лишь то же самое деяние, совершенное более одного раза. Полагаю, работодатель может использовать положения названного постановления для защиты своих прав.

Важно также помнить, что недавно обсуждаемая в СМИ информация относительно значительного увеличения штрафов за нарушение норм о труде, не во всех случаях достоверна. Согласно Федеральному закону от 28.12. 2013 года № 421-ФЗ, обновленная версия статьи 5.27 КоАП РФ начнет действовать с 1 января 2015 года, пока же применяются старые правила.

Что должен знать работодатель

В первую очередь следует помнить, что при проведении любого рода проверок работодатель находится под защитой Закона № 294-ФЗ, а также Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле. Работодателю не надо бояться проверки ГИТ, наоборот, стоит подготовиться к ней.

В первую очередь «знания» понадобятся при проведении внеплановой проверки, так как о плановых мероприятиях сообщается заблаговременно. При проведении внеплановой проверки инспектор уведомляет проверяемого о своем визите не позднее, чем за сутки.  Но из данного положения есть исключения: в случаях, когда такое предупреждение может снизить эффективность контроля и у инспектора имеются обоснованные опасения, что проверяемое лицо может уничтожить или скрыть «улики», он может обойтись и без уведомления. Однако, такое решение не может быть сумбурным, при проведении проверки без уведомления инспектор обязан обосновать такое решение. При отсутствии обоснования результаты проверки могут быть обжалованы в суд.

Итак, если к Вам пришли с проверкой важно знать, что любые мероприятия в соответствии с Законом № 294-ФЗ могут проводится исключительно на основании распоряжения вышестоящего органа или руководителя территориальной ГИТ (форма – в приложении). Поэтому прежде всего следует запросить у инспектора соответствующее распоряжение. В него обязательно должны быть включены данные об основаниях проведения проверки, сроках ее проведения (по общему правилу – не более 20 дней), а также о запланированных мероприятиях. Если все в документе в порядке, Вы точно будете знать какие документы от Вас потребуют.

При этом следует иметь ввиду, что отсутствие законных оснований, а также нарушение процедуры проведения проверки является основанием для признания проверки незаконной, а принятых в ее ходе документов – недействительными. Однако, если инспекция допустила процессуальные ошибки, а нарушения законодательства о труде были, то для предъявления требования относительно результатов проверки обязательным условием будет устранение нарушений. В противном случае требование признают необоснованным (ст. 2, 17, 18 Конституции РФ).

В ходе проверки инспекторы запросят ряд документов (конкретный перечень зависит от основания проведения проверки). Можно назвать лишь общий перечень, который встречается в наиболее распространенных случаях:

  • учредительные документы (предоставляются в оригинале только в помещении компании или предпринимателя, для приобщения к делу передаются копии);
  • трудовые договоры со всеми дополнениями к ним, коллективные договоры (особое внимание – на отсутствие положений, ущемляющих права трудящихся);
  • трудовые книжки, журнал учета трудовых книжек;
  • внутренние локальные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положения о подразделениях предприятия, о дисциплинарных взысканиях, т. д.);
  • приказы работодателя (о приеме на работу, увольнении, депремировании, применении различных форм ответственности).

Еще до проведения проверок работодателю стоит побеспокоиться о наличии и содержании подобных документов, чтобы в дальнейшем минимизировать риски привлечения к ответственности.

Важно знать, что, согласно статьям 21, 22 Федерального закона № 294-ФЗ, государственный инспектор имеет право знакомиться, запрашивать и изымать документы только в рамках основания для проведения проверки (только по конкретному лицу или ситуации, если, например, подана жалоба работником). При несоблюдении данных требований, такие действия можно обжаловать (ст. 361 ТК РФ).

По завершению проверки обязательно составляется акт, по установленной законом форме (см. приложение). В случае явного выявления административного правонарушения составляется протокол. Он должен быть представлен руководителю для ознакомления под роспись. В ходе ознакомления он имеет право вносить письменные замечания и пояснения. Также инспектор выносит постановление об устранении нарушения, в котором указаны нарушения и срок их устранения. До истечения этого срока руководитель обязан предоставить письменные пояснения и доказательства устранения.

В заключение отмечу, что рано или поздно ГИТ посетит каждое предприятие, поэтому вместо наивных опасений следует приступить к активным действиям для минимизации своих рисков и благоприятной репутации предприятия с учетом рекомендаций, указанных выше. При грамотном вооружении «опасный зверь» становится «ручным зверьком».

Добавить
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Познавательная статья, спасибо автору. Из собственного опыта: к нам однажды пришла с внеплановой проверкой трудовая инспекция. К ним поступила жалоба, но инспектор долго скрывал от кого жалоба, сославшись на правовые нормы, защищающие автора жалобы (если автор в жалобе сам указывает на опасения за свою жизнь и просит не упоминать его ФИО). Но позже в процессе проверки, сопоставив все факты, мы выяснили автора. Им оказалась девушка, приходившая к нам устраиваться уборщицей, но в связи с тем, что у нее не было ни гражданства РФ (!), ни разрешения на работу в РФ (!) (она была гражданкой Узбекистана), мы её не взяли. Письменный отказ, конечно же не дали, устно порекомендовав ей сначала получить все необходимые разрешения. Так она посчитала, что ее права нарушены и обратилась с жалобой в трудовую инспекцию. Инспектор прибежал быстро, все документы у нас (хвала нашей кадровой службе) оказались в порядке, но он прицепился к вопросу аттестации рабочих мест. В результате отсутствия аттестации рабочих мест оштрафовали нашего руководителя, мы сделали аттестацию (заплатив более 50 тысяч рублей), а буквально через 2 месяца аттестацию отменили. Обидно, что на деньги попали. И даже не знаешь от кого может последовать следующая жалоба.

 

7 мая 2014 в 17:442

Спасибо,интересно

8 мая 2014 в 11:09

Спасибо за очень полезную статью.

8 мая 2014 в 11:43

Цитата из статьи

«В заключение отмечу, что рано или поздно ГИТ посетит каждое предприятие»

С этим несовсем согласна, конечно обращаться туда стали все чаще в связи с участившимися случаями нарушений, однако большинство организаций стараются, чтобы конфликтных ситуаций с сотрудниками не возникало.

8 мая 2014 в 14:54

Да, но помимо внеплановых праверок существуют и плановые. Именно поэтому когда-нибудь каждая организация попадет в план мероприятий. И в этом случае, как отмечено в статье, не обязательно, что плановая проверка закончится плачевно для работодателя.

8 мая 2014 в 15:07

Понятно, не учла этот момент, спасибо.

Однако, думаю плановые проверки носят зачастую формальный характер, нежели проверка на основании поступившей жалобы.

Еще вопрос, кто несет ответственность за нарушения ведениия кадрового учета, руководитель организации или специалист отдела кадров? Почему - то кадровые службы больше всего боятся таких проверок. И еще интересно было бы узнать, допустим в организации не ведется воинский учет и данное нарушение будет выявлено госинспекцией, на кого может быть возложена отвественность за такое нарушение?

8 мая 2014 в 15:20

В моей практике было несколько фактов внеплановых проверок со стороны ГИТ. Так вот, самое интересное, все они происходили на фоне заявлений о нарушении прав, то есть носили внеплановый характер. Но важно даже не это. Все они предусматривали фактически двойные проверки как со стороны ГИТ, так и со стороны прокуратуры. И сотрудники данных структур приходили одновременно, проверяя одно и тоже.

В целом же, если исходить из моей практики, большинство проверок были внеплановыми. Плановые - это одно, здесь, действительно, можно подготовиться и т.д. А вот с внеплановыми ситуация другая. Насколько мне известно, ГИТ сами охотно принимают заявления о якобы нарушениях прав, видя в этом реальный шанс не просто что-то проверить, а реально что-то найти, заявившись внезапно и в представителями прокуратуры, которые обладают рядом прав, не доступных ГИТ.

12 мая 2014 в 19:43

Что касается внеплановых проверок прокуратуры - так это вообще отдельная песня. Прокуратура приходит внепланово (по поступившей жалобе (!), и, как правило, кого-нибудь с собой приводит. В Москве в последнее время приводит с собой МЧС. Пожарные хоть к чему-нибудь, да придерутся. Несколько раз пытались ознакомиться с материалами проводимой проверки в прокуратуре, но так и не смогли под разными предлогами. А потом нам просто дали понять, что не стоит дальше пытаться - себе дороже выйдет. На проводимые прокуратурой проверки не распространяется ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".  Могут ходить хоть каждый месяц при поступлении жалобы, приводя с собой проверяющих теперь уже из других гос. органов. Короче, работать просто некогда, все время будет занято на бумажную "войну" с прокуратурой.  

13 мая 2014 в 15:09

Да, согласна. Действительно, прокуратура на местах весьма своеобразно подходит к проверкам в рамках трудового законодательства. Насколько мне известно, у них спускаются определенные планы по количеству и, так скажем, качеству проверок, проще говоря "надо хоть что-то найти". Поэтому для них, в принципе, любая жалоба, независимо от того, обоснована или нет, - лакомый кусочек для организации внеплановой проверки. Соответственно, и возможности это позволяют, стараются привлечь как можно больше проверяющих структур. То есть вполне возможно, что жалоба касается одной темы, а когда приходит целая бригада проверяющих, выявляется еще куча нарушений. И в данном случае практически невозможно предсказать, что и как будут проверять, и подстраховаться.

13 мая 2014 в 16:42