Сенаторам рекомендовано вернуть в Госдуму закон о единых реестрах залогов и доверенностей
Профильный комитет Совета Федерации рекомендовал верхней палате отклонить закон, предусматривающий создание в России Единой информационной системы нотариата (ЕИСН), который будет рассматриваться на пленарном заседании СФ в среду, сообщается в материалах Государственной Думы.
Вчера в ходе обсуждения закона в Комитете СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам сенаторы пришли к выводу, что в документе "много моментов, которые нуждаются в доработке". Члены комитета проголосовали за отклонение закона и создание согласительной комиссии обеих палат парламента, сообщает пресс-служба Федеральной нотариальной палаты.
Напомним, что закон "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Госдумой 18 сентября, призван решить проблему фальсификации нотариально удостоверенных документов.
ЕИСН будет включать в себя единые реестры: удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний; удостоверенных доверенностей и распоряжений об отмене доверенностей; открытых наследственных дел; удостоверенных брачных договоров; уведомлений о залоге движимого имущества. Нотариусов предполагается обязать предоставлять сведения в ЕИСН в течение двух рабочих дней. Создание системы поручено Федеральной нотариальной палате.
Претензии последней к тем положениям закона, которые предусматривают создание реестра уведомлений о залоге движимого имущества на базе ЕИС нотариата, и поддержал сенатский комитет. Как отмечала ФНП, нотариус, внося сведения в этот реестр, не удостоверяет саму сделку и соответственно не несет ответственности за ее правовые последствия. "Необязательность этого нотариального действия (гражданин или юридическое лицо, согласно изменениям в законе "О залоге", лишь имеют право, а не обязаны уведомить нотариуса о возникновении залога) ставит под сомнение, как экономическую состоятельность эксплуатации, так и саму возможность создания подобного реестра за счет средств нотариального сообщества", — подчеркивали в ФНП.
Сенаторы во многом согласились с тем, что "ведение государственного реестра не может быть поручено некоммерческой организации за счет привлечения ее собственных средств".
При этом Госдуме намекнули, что ведение реестра залога автомобилей логичнее было бы возложить, например, на ГИБДД. "Согласно действующему законодательству регистрация (учет) объектов движимого имущества осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в данной области (например, Федеральным законом "Об оружии" от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ предусмотрено, что регистрация оружия осуществляется соответствующими органами внутренних дел; согласно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ регистрацию транспортных средств осуществляют подразделения ГИБДД МВД России)", — говорится в заключении комитета СФ за подписью его председателя Андрея Клишаса. Спорным же законом на органы нотариата "возлагаются несвойственные им функции, которые по содержанию целесообразно было бы отнести к полномочиям федеральных органов исполнительной власти".
http://pravo.ru/news/view/77787/
Добавлено через 8 минут 55 секунд
Выдержка из заключения комитета СФ по конституционному законодательству:
Безусловно, следует согласиться с актуальностью и необходимостью решения самого вопроса создания реестра залога движимого имущества, однако относительно положений данного Федерального закона необходимо отметить следующее.
Данным Федеральным законом предлагается дополнить часть первую статьи 35 «Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами» Основ пунктами 20 и 21, согласно которым на нотариусов возлагается полномочие по осуществлению регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и предоставление выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества.
Новой главой XX1 Основ предлагается урегулировать порядок регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, причем при осуществлении такой регистрации нотариус не обязан проверять подлинность и достоверность сведений об объекте залога, возникновении, изменении, прекращении права залога.
При этом согласно проектируемой статье 111 Закона Российской Федерации «О залоге» залогодатель, залогодержатель имеют право уведомить нотариуса о возникновении залога движимого имущества (направить уведомление о залоге движимого имущества), согласно же проектируемой статье 171 данного Закона залогодержатель обязан направить нотариусу уведомление о залоге движимого имущества, содержащее сведения о прекращении права залога.
Таким образом, очевидно, что реестр уведомлений о залоге движимого имущества будет содержать неполную информацию, кроме того, остается неясным статус такого документа, как уведомление о залоге.
В то же время полагаем, что подобный вид деятельности, который не требует юридических знаний, соблюдения требований, предшествующих совершению нотариального действия, и сводится, по существу, к проставлению соответствующих отметок, отнести к нотариальной деятельности не представляется возможным. Кроме того, возложение на Федеральную нотариальную палату данных полномочий потребует больших материальных затрат из небюджетных средств нотариата.
Опять нотариусы "за кошелек опасаются"...
Согласно действующему законодательству регистрация (учет) объектов движимого имущества осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в данной области (например, Федеральным законом «Об оружии» от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ предусмотрено, что регистрация оружия осуществляется соответствующими органами внутренних дел; согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ регистрацию транспортных средств осуществляют подразделения ГИБДД МВД России).
Таким образом, полагаем, что на органы нотариата возлагаются несвойственные им функции, которые по содержанию целесообразно было бы отнести к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
Полагаем необходимым также сообщить, что при решении вопроса о целесообразности принятия данного Федерального закона следует учесть, что в связи с принятием Государственной Думой законопроекта № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью, четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации в качестве федерального закона предусмотрено принятие Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности», который в настоящее время находится в стадии обсуждения и согласования.
Добавлено через 23 часа 23 минуты 27 секунд
Не прошло и суток, как КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ПРАВОВЫМ И СУДЕБНЫМ ВОПРОСАМ, РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, "выдал на гора" новое заключение на законопроект -
рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
"Я хозяин своего слова! Я слово дал! Я слово взял обратно." (с)
Добавлено через 23 часа 26 минут 26 секунд
Кому интересно - почитайте два варианта заключения на АСОЗД:drunk: