МЭР (Минэкономразвития) представил законопроект об отнесении экономических преступлений к делам частно-публичного обвинения
Фото Право.Ru
Сегодня Минэкономразвития РФ представило на своем сайте "эпохальный" законопроект, направленный "на исключение возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследовании". Напомним, что к переквалификации так называемых экономических преступлений в дела частно-публичного обвинения в последние годы в связи с целым рядом резонансных процессов ("дело ЮКОСа", дело Алексея Козлова и др.) призывали власть как сами предприниматели, так и большинство представителей юридического сообщества.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, он разработан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
Как признают разработчики законопроекта, "в ряде случаев, в целях решения своих разногласий с контрагентами предприниматели используют ресурсы правоохранительной системы. Для оказания давления на противоположную сторону хозяйственного спора или устранения конкурента с рынка инициируется возбуждение уголовного дела, в рамках которого проводятся следственные действия, приводящие к невозможности дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности."
Поскольку "провести параллель между возникновением хозяйственного спора и возбуждением уголовного дела или осуществлением оперативно-розыскных мероприятий в отношении одного из участников спора невозможно", предлагается решить данные проблемы внесением ряда изменений в нормы Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Законопроектом, в частности, устанавливается уголовная ответственность должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование за заведомо незаконное возбуждение уголовного дела, а также за проведение заведомо незаконных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В этих целях помимо общих составов в 31 главе УК РФ предлагается дополнить главу 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" составом, предусматривающим уголовную ответственность за совершения вышеуказанных действий в случае если они осуществляются в целях незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
В целях устранения проблемы необоснованного уголовного преследования предпринимателей по часто "используемым" статьям УК РФ предлагается отнести статьи 159, 160, 165, 167 и часть первую статьи 176, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, к делам частно-публичного обвинения, которые могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.
Пунктом 4.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста" судам предлагается при решении вопроса о том, является ли соответствующая деятельность предпринимательской руководствоваться пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ. Как считают разработчики законопроекта, для дальнейшего четкого разграничения необходимо законодательно закрепить критерии, при которых преступления будут считаться совершенными в сфере предпринимательской деятельности. Для этого статья 20 УПК РФ дополняется следующим примечанием:
"Для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса преступления признаются совершенными в сфере предпринимательской деятельности при одновременном соблюдении следующих условий: 1) в совершении преступлений подозреваются или обвиняются лица, являвшиеся на момент их совершения индивидуальными предпринимателями, учредителями и (или) участниками коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, либо исполнявшие функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), а также иные лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполнявшие на момент совершения преступления организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации, зарегистрированной в установленном порядке, независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением; 2) преступления были совершены лицами, указанными в подпункте 1 настоящих примечаний, с использованием прав и полномочий, предоставленных им законом, договором, доверенностью, учредительными или внутренними документами коммерческой организации, учредителями и (или) участниками которой они являются либо в которой исполняют функции исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) или в которой постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.".
http://pravo.ru/news/view/77867/
На сайте Минэкономразвития:
http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/doc20120926_01
Новые составы:
«Статья 169.1. Вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
1. Вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица посредством проведения заведомо незаконных оперативно-розыскных мероприятий, заведомо незаконных следственных действий, заведомо незаконного возбуждения уголовного дела,-
наказывается штрафом от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, повлекшие причинение крупного ущерба, -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.»;
2) дополнить статьей 299.1 следующего содержания:
«Статья 299.1. Незаконное возбуждение уголовного дела
1. Заведомо незаконное возбуждение уголовного дела,-
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двенадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, а равно повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается штрафом в размере от двухсот пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.».
3) дополнить статьей 299.2 следующего содержания:
«Статья 299.2. Незаконные оперативно-розыскные мероприятия, незаконные следственные действия.
1. Заведомо незаконные оперативно-розыскные мероприятия, заведомо незаконные следственные действия, повлекшие тяжкие последствия, -
- наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.».
Фото Право.Ru
Сегодня Минэкономразвития РФ представило на своем сайте "эпохальный" законопроект, направленный "на исключение возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследовании". Напомним, что к переквалификации так называемых экономических преступлений в дела частно-публичного обвинения в последние годы в связи с целым рядом резонансных процессов ("дело ЮКОСа", дело Алексея Козлова и др.) призывали власть как сами предприниматели, так и большинство представителей юридического сообщества.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, он разработан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
Как признают разработчики законопроекта, "в ряде случаев, в целях решения своих разногласий с контрагентами предприниматели используют ресурсы правоохранительной системы. Для оказания давления на противоположную сторону хозяйственного спора или устранения конкурента с рынка инициируется возбуждение уголовного дела, в рамках которого проводятся следственные действия, приводящие к невозможности дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности."
Поскольку "провести параллель между возникновением хозяйственного спора и возбуждением уголовного дела или осуществлением оперативно-розыскных мероприятий в отношении одного из участников спора невозможно", предлагается решить данные проблемы внесением ряда изменений в нормы Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Законопроектом, в частности, устанавливается уголовная ответственность должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование за заведомо незаконное возбуждение уголовного дела, а также за проведение заведомо незаконных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В этих целях помимо общих составов в 31 главе УК РФ предлагается дополнить главу 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" составом, предусматривающим уголовную ответственность за совершения вышеуказанных действий в случае если они осуществляются в целях незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
В целях устранения проблемы необоснованного уголовного преследования предпринимателей по часто "используемым" статьям УК РФ предлагается отнести статьи 159, 160, 165, 167 и часть первую статьи 176, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, к делам частно-публичного обвинения, которые могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.
Пунктом 4.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста" судам предлагается при решении вопроса о том, является ли соответствующая деятельность предпринимательской руководствоваться пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ. Как считают разработчики законопроекта, для дальнейшего четкого разграничения необходимо законодательно закрепить критерии, при которых преступления будут считаться совершенными в сфере предпринимательской деятельности. Для этого статья 20 УПК РФ дополняется следующим примечанием:
"Для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса преступления признаются совершенными в сфере предпринимательской деятельности при одновременном соблюдении следующих условий: 1) в совершении преступлений подозреваются или обвиняются лица, являвшиеся на момент их совершения индивидуальными предпринимателями, учредителями и (или) участниками коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, либо исполнявшие функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), а также иные лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполнявшие на момент совершения преступления организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации, зарегистрированной в установленном порядке, независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением; 2) преступления были совершены лицами, указанными в подпункте 1 настоящих примечаний, с использованием прав и полномочий, предоставленных им законом, договором, доверенностью, учредительными или внутренними документами коммерческой организации, учредителями и (или) участниками которой они являются либо в которой исполняют функции исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) или в которой постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.".
http://pravo.ru/news/view/77867/
На сайте Минэкономразвития:
http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/doc20120926_01
Новые составы:
«Статья 169.1. Вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
1. Вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица посредством проведения заведомо незаконных оперативно-розыскных мероприятий, заведомо незаконных следственных действий, заведомо незаконного возбуждения уголовного дела,-
наказывается штрафом от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, повлекшие причинение крупного ущерба, -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.»;
2) дополнить статьей 299.1 следующего содержания:
«Статья 299.1. Незаконное возбуждение уголовного дела
1. Заведомо незаконное возбуждение уголовного дела,-
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двенадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, а равно повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается штрафом в размере от двухсот пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.».
3) дополнить статьей 299.2 следующего содержания:
«Статья 299.2. Незаконные оперативно-розыскные мероприятия, незаконные следственные действия.
1. Заведомо незаконные оперативно-розыскные мероприятия, заведомо незаконные следственные действия, повлекшие тяжкие последствия, -
- наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.».