Фирмодел

Модератор
4 Апр 2007
6,240
2,238
Мегаполис
Обзор: Юридические компании


z.gif
Автор: Валерий Уткин. ytkin@dksamara.apress.ru
4 (87) от 24 февраля 2009
Экономический кризис усилил расслоение между участниками рынка юридических услуг. Крупные игроки переориентируются на арбитражные споры, взыскание долгов и смежные отрасли консалтинговых услуг. Мелкие юридические компании постепенно покидают рынок — из-за ограниченности своих ресурсов они не могут приспособиться к новым условиям.

эксперты
Наталья Краснослободцева
директор ООО «Защита бизнеса»
Наиля Насыбуллина
управляющий ГК «Бизнес-актив»
Людмила Паймукова
исполнительный директор ООО «АдвокатКонсалтКомпани»
Илья Руднев
генеральный директор ГК «Бизнес-Гарант»
Лариса Фурсова
генеральный директор ООО «Бизнес-право»
Дмитрий Цибизов
генеральный директор консалтинговой группы «ДСТС Финанс Консалтинг»

Какие изменения вызвал финансовый кризис на рынке юридических услуг?


Почему юридические агентства переквалифицируются в коллекторов?


Как определить стоимость юридической услуги?

Впериод финансового кризиса эксперты выделяют на самарском рынке юридических услуг две основные тенденции. Во-первых, резко упал спрос на одну из самых простых и распространенных услуг юридических агентств — регистрацию предприятий. При этом значительно увеличилось количество обращений к юристам за услугами по ликвидации бизнеса, взысканию дебиторской задолженности, представлению интересов клиентов в арбитражном суде и разрешению налоговых споров. Управляющий группы компаний «Бизнес-Актив» Наиля Насыбуллина: «Если раньше многие компании стремились урегулировать свои хозяйственные споры, не доводя дело до судебного заседания, то в период кризиса предприниматели обращаются в арбитраж даже при минимальной величине иска».

Вторая заметная тенденция — постепенное «вымывание» с рынка мелких фирм, штат которых состоит из одного-двух юристов. Она напрямую связанна с изменением структуры спроса: в период финансового кризиса востребованными становятся более сложные продукты, например, сопровождение ликвидации предприятия, а мелкие юридические компании не всегда в состоянии оказать подобные услуги, поскольку изначально создавались под выполнение простых, однотипных юридических операций. «Безусловно, достаточно просто открыть фирму по регистрации юридических лиц, — рассуждает директор ООО «Защита бизнеса» Наталья Краснослободцева. — Но рынок движется, и задачи, которые клиенты ставят перед юристами, усложняются». Ужесточения конкуренции из-за ухода с рынка юристов-одиночек эксперты не прогнозируют. Генеральный директор консалтинговой группы «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов говорит от том, что небольшие компании покидают рынок, но на их место приходят новые игроки. «Это нормальная ситуация. Специфика юридического бизнеса такова, что клиентов хватит на всех. Конечно, это касается более или менее крупных игроков», — добавляет эксперт.

Постоянное появление новых участников на рынке юридических услуг во многом связанно с довольно низким порогом вхождения в этот бизнес. По мнению экспертов, любой выпускник юридического факультета может открыть свою фирму без особых проблем — если он не намерен заниматься уголовными делами, то лицензия не требуется. Поэтому на рынке, по разным оценкам, работают от 200 до 300 мелких юридических фирм. Ежемесячный оборот многих их них фактически равен заработной плате юриста-директора и может варьироваться от 15 до 30 тыс. руб. Однако, по словам экспертов, в последнее время в кадровые службы крупных юрагенств поступает все больше резюме от юристов-«надомников», которые из-за сложной финансовой ситуации вынуждены оставить частную практику и искать работу в штате более значимых операторов рынка.

Кризис выведет крупные компании вперед


По сравнению с данными ТОП-листа «ДК» за прошлый год лидеры рынка практически не изменились. Первые строчки рейтинга занимают «Бизнес-гарант», «Бизнес-Актив», «Бизнес-право», «АдвокатКонсалтКомпани», «ДСТС Финанс Консалтинг». Однако эксперты оставляют вопрос о лидерстве открытым, ссылаясь на то, что определить истинные масштабы работы конкурентов невозможно. Например, генеральный директор ГК «Бизнес-Гарант» Илья Руднев замечает: «В юридическом бизнесе достаточно трудно выделить лидеров рынка. Я не стану с уверенностью говорить о том, что одна компания, например, занимает доминирующее положение, а другая в какой-то момент развития немного утратила свои позиции. Принцип работы таков, что юридическое агентство может обслуживать свой пул клиентов — одно или несколько крупных предприятий — и вообще себя не рекламировать. Но это не значит, что она является аутсайдером на рынке. Публичных юридических фирм не так много».

Крупные юридические компании кризис практически не затронул. Для них, напротив, наступило благоприятное время: появилась возможность избавиться от демпингующих мелких конкурентов и более или менее урегулировать рынок. «Заказов на традиционную юридическую услугу по регистрации предприятий, конечно, стало меньше, — констатирует Наиля Насыбуллина, — но, поскольку одновременно растет процент более сложных дел по представлению интересов клиентов в арбитражном суде, то на прибыли крупных юридических компаний это фактически никак не отразилось».

По некоторым оценкам, ежегодный оборот «раскрученной» юридической фирмы, которая существует на рынке несколько лет и уже наработала круг клиентов, составляет 1-5 млн руб., у лидеров рынка он может доходить до 20-30 млн руб.

На рынке юруслуг нет единой ценовой политики


Финансовый кризис спровоцировал небольшой рост цен на рынке. Хотя, по мнению экспертов, правила ценообразования действуют на нем весьма условно. «Юридические агентства пытаются отслеживать информацию о стоимости услуг конкурентов, — говорит исполнительный директор ООО «АдвокатКонсалтКомпани» Людмила Паймукова. — Но каждая компания определяет цены исходя из собственных предпочтений. Цены формулируются «под клиента». Этот вопрос не урегулирован никакими нормативными актами».

Как отмечают участники рынка, плавный рост цен на юридические услуги наблюдался всегда. По словам Натальи Краснослободцевой, прайсовая стоимость юридических услуг весьма условна. «Стандартизовать цены в этой сфере можно только на самые простейшие услуги, например, на ту же регистрацию юридических лиц, — говорит она. — Что же касается более сложных вопросов, то здесь возможен только индивидуальный подход, и стоимость своих услуг в юридическом агентстве, скорее всего, назовут только после предварительного ознакомления со всеми материалами дела».

Цены на стандартные унифицированные услуги у всех юристов примерно одинаковы: регистрация фирмы стоит порядка 4 тыс. руб, без учета госпошлины, составление договора купли-продажи, его регистрация и получение свидетельства на право собственности оценивается в 5-7 тыс. руб.

Разница в стоимости типовых услуг у различных компаний объясняется различной глубиной проработки деталей. «Например, можно составить простой учредительный договор, — объясняет генеральный директор ООО «Бизнес-право» Лариса Фурсова, — и в дальнейшем больше не возвращаться к нему. Но часто в юридическую компанию обращаются несколько учредителей, и каждый из них ставит свои условия, которые необходимо отразить в договоре. Цена в этом случае, естественно, будет выше».

У крупных юридических фирм есть возможность снижать цены на стандартные услуги за счет большего объема заказов и обширного штата. В частности, в одной из юридических компаний сообщили, что держат цены несколько ниже, чем в среднем по рынку, за счет того, что у них больше сотрудников могут заниматься оформлением подобных документов, поэтому заказы обрабатываются оперативнее.

Рассчитать стоимость работы юристов по судебным спорам сложнее. Представление интересов клиента в суде общей юрисдикции без выработки совместной правовой позиции будет стоить примерно 2 тыс. руб., за одно заседание, в арбитражном суде — 5-7 тыс. руб. Полное представление интересов клиента в судах общей юрисдикции будет стоить от 15 тыс. руб., в арбитраже — 30 тыс. руб.

Юристы вынуждены становится коллекторами


В кризис юридическим агентствам приходится больше внимания уделять разрешению экономических споров в судебном порядке и также активно развивать коллекторское направление деятельности. Дмитрий Цибизов констатирует, что сегодня юридические компании в основном зарабатывают именно на корпоративном праве и взыскании долгов. «Многие предприятия малого и среднего бизнеса вынуждены прекращать свою деятельность или реорганизовывать свой бизнес. Естественно, для этого они прибегают к помощи юридических агентств, — говорит эксперт. — По сути, многие юркомпании постепенно переквалифицируются из регистраторов в ликвидаторов. Кроме того, юристы начинают практиковать взыскание долгов не по фиксированной стоимости, а, как коллекторы, за процент от возвращенной суммы».

Эксперты отмечают еще одну характерную для кризиса тенденцию: если раньше юридические фирмы работали по стопроцентной предоплате, то теперь, чтобы клиенты могли оплатить их услуги, юристы вынуждены идти на предоставление максимальных отсрочек платежа.

Юридические агентства осваивают смежные отрасли консалтинга


В отличие от московских юридических агентств, где конкуренция значительно серьезнее, чем в Самаре, местные игроки пока не стремятся специализироваться. Эксперты выделяют только две известные компании, которые в основном ориентируются на работу в одной отрасли права: это федеральная компания «Городисский и партнеры», занимающаяся вопросами авторского и патентного права, и «Автоюрист-Самара», оказывающая услуги в сфере административного права.

«Юридические фирмы редко отказывают клиенту в помощи, ссылаясь на «непрофильность» той или иной услуги, — говорит Наталья Краснослободцева. — Хотя сложность и противоречивость современного законодательства неизбежно будет толкать всех участников рынка к более узкой специалиации, но на это нужно время».

Пока же самарские юрфирмы делают ставку на широкий охват рынка и стремятся развивать не только юридическое направление, но и смежные отрасли консалтинга, позиционируя себя как «юридические магазины». Так, в октябре 2008 г., когда финансовый кризис набирал обороты, Илья Руднев объявил об открытии в своей компании — в дополнение к юридическим, коллекторским и бухгалтерским услугам — риэлторского отдела. «Мы понимали, что во время финансового кризиса риэлторская деятельность большого дохода не принесет, более того, это направление на определенном этапе может быть даже убыточным, — говорит г-н Руднев. — Но сознательно пошли на этот риск. Большинство мелких игроков сейчас практически прекратили работу, не в лучшем положении и крупные сетевые агентства, в связи с этим порог вхождения в риэлторский бизнес снизился, и мы рассчитываем, что именно в этот период сможем занять определенную долю рынка. Кризис не вечен. Но, в отличие от других риэлторов, у нас есть козырь — более прибыльные коллекорское, юридическое и бухгалтерское направления, за счет которых мы будем развивать риэлторский бизнес». По словам Ильи Руднева, развивая риэлторское направление, его компания активно будет использовать базу клиентов, наработанную по юридической и бухгалтерской практике, поскольку клиент, который уже имел положительный опыт работы с компанией, априори к ней лоялен.

«По одним направлениям происходит стагнация продаж, по другим прибыль увеличивается. В итоге у нас сохраняется позитивная динамика, — говорит г-н Руднев. — Нельзя сказать, что кризис нас совсем не коснулся. Но благодаря тому что у нас диверсифицированный подход к бизнесу, мы способны более эффективно ему противодействовать».

Диверсифицирует бизнес и консалтинговая группа «ДСТС Финанс Консалтинг», которая в конце прошлого года объявила, что в дополнение к юруслугам, бухгалтерскому и кадровому консалтингу вводит направление страхового брокериджа. «Комплексный консалтинг рассчитан на одну целевую аудиторию, но продукты, которая предлагает компания, не конкурируют друг с другом, поэтому мы можем оказывать другие финансовые услуги, востребованные потребителями», — объясняет Дмитрий Цибизов.

Диверсификация бизнеса, по мнению большинства экспертов, — наиболее логичный путь развития компаний, оказывающих юридические услуги.



http://dkvartal.ru/samara/magazines/dk-samara/2009/n04/obzor_juridicheskie_kompanii
 

Molot

Местный
21 Апр 2007
566
32
Москва
По некоторым оценкам, ежегодный оборот «раскрученной» юридической фирмы, которая существует на рынке несколько лет и уже наработала круг клиентов, составляет 1-5 млн руб., у лидеров рынка он может доходить до 20-30 млн руб.

Хорошо, что я не в Самаре.
 

nomad

Местный
15 Июл 2007
110
2
валить надо
Вторая заметная тенденция — постепенное «вымывание» с рынка мелких фирм, штат которых состоит из одного-двух юристов. Она напрямую связанна с изменением структуры спроса: в период финансового кризиса востребованными становятся более сложные продукты, например, сопровождение ликвидации предприятия, а мелкие юридические компании не всегда в состоянии оказать подобные - это бредят они! это им трудно выживать и по ценам гонят волну! в крупной фирме расценки тарифы, утверждены! небольшим игрокам легче упасть по цене!
 
Последнее редактирование модератором:

Елина

Новичок
12 Июл 2016
6
2
Самара
Коллеги, может кто поможет. Юр.лицо хочет заключить договор на оказание юр. услуг. От чего отталкиваться при расчете стоимости договора? Как вы рассчитываете соразмерность обслуживания того или иного юр. лица? Количество контрагентов у юр. лица или может быть по оборотам фирмы?
 

Елина

Новичок
12 Июл 2016
6
2
Самара
на дату то я и не посмотрела) ну вдруг, кто откликнется, поможет определиться со стоимостью договора)
 

LegO NSK

Активист
7 Мар 2013
7,682
3,368
Нск
Любых-любых юруслуг, которые теоретически могут потребоваться?