Крестовый поход Асгата Сафарова против теневой экономики Татарстана

Albept

Пользователь
14 Июл 2009
72
52
КАЗАНЬ
ПОД ПОДОЗРЕНИЕ В ОБНАЛИЧИВАНИИ СРЕДСТВ В РТ ПОПАЛИ 5 ТЫС. КОМПАНИЙ, СРЕДИ КОТОРЫХ 44 - С ОБОРОТОМ БОЛЕЕ 1 МЛРД. РУБЛЕЙ

Рабочая группа по борьбе с фирмами-однодневками, которую возглавляет вице-премьер Асгат Сафаров, подвела итоги своей деятельности за полгода. В числе достижений борцы с «обналом» указывают уголовные дела против создателей «однодневок», миллиард доначисленных налогов, усиление «миграции» фирм из Татарстана в другие регионы и блокирование 22 адресов «массовых регистраций». При этом эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что схемы обналичивания используются бизнесом вынуждено - для снижения налоговых нагрузок и выплаты взяток, и опасаются, что кампания по борьбе с «тенью» может ударить по нормальному малому бизнесу.


В июле 2012 года была создана рабочая группа по борьбе с фирмами-однодневками во главе с вице-премьером РТ Асгатом Сафаровым
ОБЛАВА НА МИР ОБНАЛА

В распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» оказался отчет совета при президенте РТ по противодействию коррупции по борьбе с фирмами-однодневками за второе полугодие 2012 года.

Напомним, что новый виток борьбы с теневым сектором экономики, а именно использование серых финансовых схем, начался после прошлогоднего июньского заседания президентского совета у Рустама Минниханова. В июле 2012 года была создана рабочая группа во главе с вице-премьером РТ Асгатом Сафаровым. Тема однодневок периодически поднималась президентом на различных совещаниях, и в первую очередь в контексте потерь бюджета от недополученных налогов. И вот на днях рабочая группа, куда вошли налоговики, силовики, банкиры (Национальный банк РТ), подвела итоги полугодовой борьбы с теневым рынком.

Но, будто подчеркивая, что чиновники только в начале пути, на сайте минюста в разделе «Рабочая группа по выработке предложений по сокращению теневого оборота денежных средств в экономике Республики Татарстана» появился список под нейтральным названием «Информация об организациях, деятельность которых проверяется правоохранительными органами (14.01.2013 г.)» почти из 5 тыс. организаций…

А рядом разместился «Список 437 юридических лиц, имеющих косвенные признаки так называемых «фирм-однодневок» (21.12.2012 г.)». К слову, готовили его сотрудники ФСБ. Надо отметить, что многие «подозреваемые» в «однодневничестве» не лишены чувства юмора. Достаточно взглянуть на названия компаний: «Гривенник», «Ворчун», «Курчак» (тат. «кукла»), «Унтер», управляющая компания «Дирекция», «Аварийно-диспетчерская служба», «Благое начинание»…

БОЛЕЕ 44 МЛРД. РУБЛЕЙ ОБОРОТА «ОДНОДНЕВОК-ГИГАНТОВ»

Итак, совместными силами налоговиков и силовиков в Татарстане выявлено около 2 тыс. «подозрительных» фирм. Далее приводятся данные различных ведомств.

Так, налоговики обнаружили 1212 «проблемных» организаций, 1011 мест массовой регистрации и 1451 организацию, отсутствующую по месту регистрации. При этом МВД называет несколько иную цифру - 1812 организаций. В ходе их проверки выяснилось, что 1775 компаний зарегистрированы в налоговых органах РТ, 579 - снялись с учета в связи с изменением места реорганизации, у 76 – отсутствуют открытые расчетные счета. Приостановлено движение по счетам 496 организаций.

По данным налоговиков, в 2012 году из поставленных на учет 10,8 тыс. организаций у 554 были обнаружены признаки «массовости» руководителя или учредителя. А по 55 фирмам было подтверждено, что они являются однодневками. При этом 450 физлиц, которые являются учредителями компаний, отрицали свое участие в их капитале.

Ни одно ведомство не приводит объем рынка обналичивания в республике, но некоторые выводы можно сделать по косвенным данным. Так, в ходе проверок были выявлены 53 компании, стоящие на учете в РТ и имеющие оборот более 1 млрд. рублей, а долю платежей в бюджет – менее 0,02%. Из них оказалось, что 9 являются действующими, «остальные имеют признаки фирм-однодневок» и не предоставляют отчетность. То есть выводят в теневую экономику более 40 млрд. рублей.

Список этих компаний власти держат в строжайшем секрете. В налоговой службе корреспонденту «БИЗНЕС Online» не стали раскрывать названия компаний.

ВАРЯГОВ-ОБНАЛЬЩИКОВ В РТ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ

Как известно, одним из способов уклонения от налогов является смена места регистрации компаний. Эта практика достаточно популярна не только в РТ, но и по всей России. В последние годы, как отмечали татарстанские налоговики, миграция фирм в другие регионы из РТ лишь усиливалась.

В то же время статистика за 2012 год как будто говорит об обратном. Число мигрировавших в РТ увеличилось, а эмигрировавших из РТ уменьшилось. Так, в 2012 году снято с учета в другие регионы из Татарстана 2 527 организаций, из других регионов перерегистрировано 2 774 организации. Для сравнения: за 2011 год снято с учета из переезда в другие субъекты 2853 организации, поставлено на учет из других регионов 2419 организаций. То есть отмечалось снижение количества организаций, снятых с учета в другие регионы, на 11,4% (326) и увеличение поставленных на учет организаций из других регионов на 14,6% (355 организаций).

Но, как известно, все познается в сравнении, и в отчете «антиотмывочной» рабочей группы указывается, что с августа (как раз в начале работы группы) происходит снижение желающих перерегистрировать свои фирмы в РТ:

«В итоге, по данным рабочей группы, с августа число желающих перерегистрироваться в Татарстане из других регионов уменьшилось. В августе 2012 года пришли 136 организаций или на 44,5% меньше, чем в августе 2011 года (245). Сентябрь 2012 года – 100 или на 52% меньше, чем в сентябре 2011 года (209). Октябрь 2012 – 195 или на 15,6% меньше, чем в октябре 2011 года (231). Ноябрь 2012 – 222 или на 32,7% меньше, чем в ноябре 2011 года (330)».


Одним из способов уклонения от налогов является смена места регистрации компаний
«СНАЧАЛА МЕНЯЕМ ДИРЕКТОРА, А ПОТОМ ВЫ УЖЕ НЕ УЧАСТНИК»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» решили лично убедиться, как работает система миграции и освобождение от долгов. Механизм оказался донельзя прост.

Набрав в интернет-поисковике запрос «ликвидация фирм», компьютер выдал длинный список предоставляющих данные услуги компаний.

Мы наобум выбрали два сайта. По первой легенде, необходимо было ликвидировать компанию с долгами перед контрагентами, но не перед бюджетом. В этом случае ликвидация займет три месяца и обойдется в 30 тыс. рублей, рассказали в юрцентре «Империя права». Из документов для данной процедуры необходимо предоставить копию выписки, паспортные данные директора, ИНН директора и печать. «Происходит ликвидация в форме присоединения к другой фирме. В другом регионе специально создается фирма, начинается реорганизация, и уже через три месяца фирмы с вашим названием, ИНН, ЕГРН не существует. Просто у нее есть правопреемник, и все свои претензии кредиторы предъявляют новому лицу, к которому вы присоединились. Вы не учредитель, не директор и уже не имеете никакого отношения к этой компании», - рассказали газете «БИЗНЕС Online» подробности схемы. На вопрос о законности нам ответили, что все происходит в рамках закона, Гражданского кодекса РФ и закона о государственной регистрации, это официальная процедура реорганизации.

В другую компанию - «Премиум-юрсервис» - мы обратились с вопросом о ликвидации компании с долгами перед бюджетом в размере более 1 млн. рублей, существующими с 2006 года. В данном случае ликвидация фирмы будет стоить 135 тыс. рублей плюс 5% от суммы долга. «Срок закрытия составит 3,5 месяца, потому что будет необходимо менять директора, - рассказали нам. - Первым этапом мы меняем директора, вторым этапом выводим участника и вводим своего участника. После этого происходит закрытие путем реорганизации», - пояснили на другом конце трубки. И опять-таки все - в рамках действующего законодательства…

КАРТОЧНЫЙ ДОЛГ

Далее в объединенном отчете описываются отдельные элементы обнальных схем.

Считается, что одной из самых излюбленных форм обналичивания средств является использование банковских карт, оформленных на подставных лиц (студенты, бомжи, алкоголики). Также часто карты используются при проведении неформальных расчетов с чиновниками. Летом прошлого года татарстанские налоговики решили бороться с этим злом - доначислять НДФЛ.

Это ноу-хау татарстанского управления ФНС стало даже предметом изучения головного офиса в Москве и попало в поле зрения федеральной прессы. Так, в июле 2012 года в «Ведомостях» появилась информация о том, что татарстанское управление федеральной налоговой службы доначислило 19 млн. рублей подоходного налога 13 владельцам банковских карт. На их счета поступали деньги от фирм-однодневок и в этот же день или на следующий снимались через банкоматы.


Бизнес-центр на Спартаковской, 2, где уже зарегистрировано 424 организации
«МАССОВЫЙ» ЗИЦ-ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Налоговые инспектора и силовики выявили 162 случая использования недействительных документов (как утверждается в отчете, это лишь вершина айсберга), 47 случаев подделки подписей и печатей нотариусов (в 2011 году – 37 случаев), 608 случаев указания недостоверных сведений об адресе организации (в 2011 году – 401 случай).

В отчете говорится, что выявлено 9 нотариусов, которые чаще всего заверяли подписи руководителей «проблемных» организаций, а также «заявления для регистрации юрлиц, содержащие сведения о недействительных паспортах»…

Также налоговики выслали в МВД список более 500 компаний, которые регистрировали так называемые «массовые» руководители (физлица, на которых числятся десятки, а то и сотни компаний). Видимо, после профилактических бесед с данными «массовыми директорами» некоторые из них подали в ФНС заявления с просьбой не регистрировать новые фирмы по их паспортам.

Настоящую охоту устроили налоговики на компании, которые взаимодействуют с фирмами-однодневками. По итогам 180 выездных проверок подозреваемым в дружбе с однодневками компаниям доначислили более 1 млрд. рублей (1,074 млрд.) налоговых платежей. Как сообщают налоговики, это четверть от всех доначисленных сумм по выездным проверкам в РТ.

Также наказали налоговики и контрагентов, доначислив им 37,4 млн. рублей и отказав в возмещении НДС на 20,2 млн. рублей.

УБЕДИТЬ СОБСТВЕННИКА И ПОСЧИТАТЬ ПЛОЩАДЬ

Излюбленной темой всех совещаний по борьбе с "обналом", как известно, являются адреса массовой регистрации фирм. Главный налоговик Татарстана Марат Сафиуллин в апреле прошлого года рассказывал, что таких адресов только по Казани около 860.

Теперь, после возмущения Минниханова данным фактом, налоговики придумали способ, как бороться с местами массовых регистраций. На юрадрес, где зарегистрировано, по мнению налоговиков, слишком много компаний, выезжают инспектора и представители Роспотребнадзора. Последние осматривают помещения и дают заключение, сколько рабочих мест можно здесь создать.

После получения санитарно-эпидемиологического заключения на основания этих документов УФНС отказывает в регистрации фирмы по этому адресу. Всего подобных заключений было получено по 22 адресам «массовой» регистрации. В итоге уже принято решение о 8 отказах по регистрации.


Собственник помещений по ул. Зинина, 34 обратился к налоговикам с просьбой отказывать фирмам в регистрации по данному адресу
Не менее действенным способом борьбы с местами массовых регистраций, похоже, являются «душеспасительные» беседы с собственниками помещений. Видимо, после них двое собственников помещений по ул. Зинина, 34 и Спартаковская, 2 обратились к налоговикам с просьбой отказывать фирмам в регистрации по данным адресам. Отметим, что бизнес-центр на Спартаковской, 2, где зарегистрировано 424 организации, был приведен как хрестоматийный пример на совещании у президента РТ. «Получается, что каждая организация ведет работу на 7 квадратных сантиметрах», - заявил тогда Сафиуллин.

В результате на Спартаковской, 2 и Зинина, 34 с сентября по декабрь 2012 года больше никто зарегистрироваться не пытался.

КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ…

Среди других контрмер татарстанских налоговиков - активное сотрудничество с коллегами из других регионов. В качестве такого положительного примера приводится обмен информацией между МРИ ФНС России №18 по РТ и ИНФС России №34 Москвы. Республиканские налоговики отказали в перерегистрации в Москве 99 организациям, из которых 37 собирались переехать на Ленинградский проспект, 62, а остальные 62 фирмы - на ул. Саляма Адиля, дом 9 и дом 3. По сути, эти адреса являются местами массовой регистрации.

Однажды газета «БИЗНЕС Online» посвятила одному из этих адресов – Москва, ул. Ленинградский проспект, 62 – отдельный материал. В ноябре 2011 года компания «Юридический центр «ПРИС» Сергея Хапугина (он получил скандальную известность в начале 2000-х, когда через суды пытался отменить обязательное изучение татарского языка в школах республики) попала в поле зрения ведомства Сергея Степашина. В ноябрьском номере бюллетеня Счетной палаты России ее аудитор Игорь Васильев рассказал о результатах проверок предприятий налоговыми органами Москвы. Выяснилось, что по итогам 2009 года Татарстан на первом месте по «миграции» компаний из республики в российскую столицу. При этом отдельный эпизод был посвящен татарстанскому ООО «Юридический центр «ПРИС», которое обвинили в оказании услуг по предоставлению юрадреса для компаний-мигрантов. Вот цитата из доклада: «Например, организация ООО «Юридический центр «ПРИС», созданная в Республике Татарстан, имеет в собственности помещение по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, 62, общей площадью 100 квадратных метров, в течение 2009 - 2010 годов предоставила адрес места нахождения более чем 800 организациям, из которых 500 - мигрировали из Республики Татарстан. Попытки инспекции ФНС России №14 по г. Москве вызвать представителей общества для дачи пояснений, а также привлечь налоговые органы Республики Татарстан к опросу должностных лиц мигрирующих организаций привели к тому, что ООО «Юридический центр «ПРИС» подало иск в суд о неправомерных действиях налогового органа».

После этого эпизода Хапугин стал активно писать письма в органы власти РТ с предложениями о том, как бороться с коррупцией и «обналом». Одно из них было адресовано лично Минниханову. Из аппарата президента его для изучения переслали в прокуратуру и МВД. Резолюция силовых ведомств на предложения Хапугина была похожа: «Предлагаемые автором обращения меры носят абстрактный и по большей части популистический характер и не направлены на обеспечение противодействия деятельности обналичивающих организаций».

Согласно заключению рабочей группы Сафарова, главная причина миграции компаний из Татарстана – «уклонение от налогового контроля». Из 1775 организаций, «имеющих признаки однодневок», треть (579) перерегистрировалась на следующий день после проверки. В целом после проверок ФНС из Татарстана снялись с учета 220 компаний с задолженностью перед бюджетом в полмиллиарда рублей (505,2 млн. рублей), при этом до завершения проверок мигрировали в другие регионы еще 24 компании (им было доначислено 834,5 млн. рублей).

1,5% ОТКАЗАЛИ В ОТКРЫТИИ СЧЕТА

Как известно, обнальщики часто тесно взаимодействуют с кредитными учреждениями. Развитая банковская система и сеть учреждений микрокредитования Татарстана - как раз то, что нужно для функционирования теневых схем. Составители объединенного отчета констатируют, что Татарстан - первый в ПФО по количеству банковских организаций и второй в России после Москвы по числу крупных банков (9 банков имеют уставной капитал свыше 1 млрд. рублей).

Итак, всего коммерческим банкам в 2012 году было направлено 226 тыс. сообщений с требованием проверить операции, которые вызвали подозрение в «отмывании преступных доходов». Подозрительными считались все операции по зачислению на счет или списанию со счетов компаний, которые работают менее трех месяцев. Это самая большая категория действий – 43%.

Следующее, что привлекло внимание, – это выделение и получение беспроцентных займов, выдаваемых юрлицами и физлицами. За 2012 год число таких действий выросло с 21% до 23%.

Всего же, по данным татарстанских банкиров, с июля по декабрь в РТ 15104 компании открыли 15180 счетов. Причем было отказано в открытии 233 счетов. То есть в число отказников по открытию счета попало всего 1,5% заявителей...

КОМИССИЮ ОТЫГРАЛИ НАЗАД

Также в «антиотмывочной» кампании активное участие принял Банк России, получивший права банковского надзора. По его инициативе было возбуждено 38 административных дел по нарушению закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вынесено 6 предупреждений должностным лицам, а один сотрудник был оштрафован. Всего же на банки было возбуждено 12 дел, наложено штрафов на 1,3 млн. рублей.

В зону критики «антиотмывочной» рабочей группы попали даже конкретные банки. Правда, откровенно говоря, эти нарекания носят формальный характер и касаются незначительных упущений. Так, в список попал БинБанк (здесь претензии к кассовой дисциплине, не соблюдался срок направления сведений о сомнительных банковских операциях), «БТА-Казань» (не оказалось программы по обучению сотрудников противодействию легализации доходов), «Девон-Кредит» (нарушения в правилах внутреннего контроля). Нурлатский и Аксубаевский допофис Чистопольского филиала «АК БАРС» Банка и бавлинское отделение Сбербанка покритиковали за то, что они не обновляют сведения о составе руководства компаний-клиентов.

Что интересно, помимо отделений и филиалов банков проверке подверглись и кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ). Как говорят специалисты, эти КПКГ активно используются в схемах вывода наличных средств благодаря меньшей подверженности контролю.

Так, КПКГ «Доверие» Буинский прокурор обвинил в отсутствии правил внутреннего контроля. Похожие нарушения обнаружены в Альметьевском, Лениногорском, Заинском, Бугульминском районах, Набережных Челнах. Приволжский прокурор Казани выявил, что КПКГ «Содействие» принял 730 тыс. рублей, а уполномоченный орган об этом не оповестил. В центре микрофинансирования Казани был превышен предельный размер расчетов наличными деньгами и расходования наличных денег. Заинский прокурор выявил, что ООО «Центр Микрофинансирования» не соблюдает сроки на разработку правил внутреннего контроля.

Была также попытка татарстанских властей по повышению банками комиссий. Так, Нацбанк РТ рекомендовал представленным в республике кредитным учреждениям поднять ставки с 3% до 10%. Правда, не все банки следуют этой рекомендации, в итоге поток клиентов переместился к конкурентам. В целом эксперты считают, что повышение комиссии банками лишь наоборот играет на руку теневикам, услуги которых становятся еще более востребованными.

МВД ВЗЯЛО ТРОИХ УЧРЕДИТЕЛЕЙ ОТМЫВОЧНОЙ ЦЕПИ

МВД возбудило ряд уголовных дел (всего выявлено 42 преступления), связанных с новыми, введенными указом президента России, статьями УК РФ – ст. 173.1 «Незаконное образование (созданное, реорганизация) юридического лица» и 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица». Как говорят сами оперативники, возбудить по данным статьям уголовное дело сложно, поскольку надо доказать факт создания компании «через подставных лиц». Последнее возможно только в случае добровольного признания. Но, похоже, татарстанскому МВД удалось раскрутить одну из таких цепочек фирм-однодневок и их учредителей. В результате было раскрыто 42 преступления, совершенных тремя гражданами России (для сравнения приводится, что всего по стране за 2012 год был привлечен к ответственности 71 человек). Но вся остальная информация о данных уголовных делах в интересах следствия закрыта пока даже от членов антикоррупционной рабочей группы. Впрочем, о некоторых подробностях этого дела газета «БИЗНЕС Online» уже писала.

По материалам налоговиков, было возбуждено 7 уголовных дел. Также МВД провело 19 «гласных оперативно-розыскных мероприятий», то бишь обысков, в офисах фирм, осуществляющих обналичивание денежных средств. Сообщается, что полиция создала базу данных фирм, печатей и оттисков, которые изымаются при проведении мероприятий, в которых содержится информация по 1350 организациям.


Одной из самых излюбленных форм обналичивания средств является использование банковских карт, оформленных на подставных лиц
«ОБНАЛИЧИВАНИЕ СУЩЕСТВУЕТ, ПОТОМУ ЧТО ЕСТЬ КОРРУПЦИОННЫЙ РЫНОК»

Газета «БИЗНЕС Online» опросила экспертов о теневом рынке и эффективности мер, принимаемых татарстанским правительством против фирм-однодневок.

Александр Боломатов - ассоциированный партнер юридической фирмы «ЮСТ» (Москва):

- Проверка нотариусов по документам понятна, отказ в регистрации по месту массовой регистрации также понятен. Увеличение банками комиссии за обналичивание средств – совсем из другой области. Мне кажется, что обмен информацией ФНС – это нормальная рабочая ситуация.

Идея в том, чтобы каждый из названных институтов (кроме обмена информацией) регулировал отдельные отрасли. Увеличение комиссии – это предмет регулирования банковского законодательства, ситуация с нотариусами самоуправляемая. Адреса массовой регистрации – не совсем понятная история, непонятно, чем это регулируется, почему Роспотребнадзор. Например, по определенному адресу есть бизнес-центр, в котором фактически находится огромное количество компаний. Человек может одновременно работать в 10 организациях, и это будет вполне законно. И налагать какие-то подобные обременения на владельцев торговых центров нет необходимости. Мне кажется, что такие требования (кроме обмена информацией) являются дополнительной нагрузкой на нормальный бизнес. Наверное, эти меры в какой-то степени будут эффективны, но они нивелируются тем, что дополнительно будут беспокоить нормальное течение бизнеса обычных предпринимателей, которые не нарушали никаких правил.

То же и с проверками нотариусов. Если действительно есть факт, что документы подделаны, это очень серьезно, и в таком случае налоговая должна выходить на председателя республиканской нотариальной палаты и писать на него представление. Но, насколько я знаю, обычно у нотариусов делают поддельную печать и оформляют документы. Лучше наличие подтвержденного факта и лишение нотариуса лицензии после второго предупреждения.

Из всего перечисленного я больше всего ратую за обмен информацией между инспекциями ФНС. Но это не должно лечь тяжким бременем ни на участников оборота, ни на участников юридического рынка, тех же нотариусов.

Система обналичивания денег существует, потому что есть коррупционный рынок, который требует наличных расчетов. Если коррупционный рынок будет меньше, то и потребность в обналичивании будет меньше. А пока участники оборота так и будут придумывать, как получать средства.

Кирилл Парфенов - президент НП «Клуба банковских бухгалтеров», директор консалтинговой фирмы и издательства «Парфенов.ру»:

- Применяемые для борьбы меры вполне понятны. Теневой рынок разный, и в зависимости от условий разные будут и ставки. Но думаю, что если считать таковыми 3 - 6 процентов (по данным экспертов «БИЗНЕС Online», стоимость обналичивания в Казани на уровне 9 - 10% - ред.), то это будет правильно. Обналичивать, конечно, проще с точек, где больше наличности, например с рынков. А систему обналичивания надо вообще побеждать. Или все-таки надо делать какие усилия, чтобы она себя изжила. Вообще, метод запретный может работать, но разумнее создавать «условия, чтобы не создавать условия» для необходимости обналички. С помощью обнала закрыть можно очень много. И товары купить дешевле, и расчеты провести «из рук в руки», опять же чемодан с налом можно кому-нибудь подарить. Можно подарить и за что-нибудь.

«КОНКУРЕНТНУЮ БОРЬБУ ВЫИГРЫВАЕТ ТОТ, КТО ПРИМЕНЯЕТ СЕРЫЕ СХЕМЫ»

Рустем Ганеев - председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Консалтинг.ру», член совета по противодействию коррупции:

- Я считаю, что комплекс предпринимаемых мер очень своевременен, потому что все понимают, какие объемы имеют теневые сферы. Прежде всего это зарплатные налоги, социальные отчисления. Конкурентную борьбу выигрывает тот, кто применяет серые схемы. Соответственно, адекватная борьба будет эффективна только в комплексном подходе. Все должны быть на равных условиях и правах. Как правило, борьба в этой сфере, к сожалению, ограничивается переделом рынка. Особенно сводится к этому в Москве и других крупных городах.

Однако если борьба будет только в одном субъекте, а в другом – нет, то, конечно, эффективности мероприятий не будет. Если человек работает здесь, а схемы применяет в другом субъекте РФ, если не будет проводиться работа по всем субъектам, то нужных результатов не будет. На федеральном уровне должны приниматься такого рода законы. Например, как можно ограничить регистрацию фирмы, если предоставлен адрес массовой регистрации? По закону это сделать нельзя. Если принесли документы об аренде, то отказать по формальным признакам сложно, так как нужен единый закон и правила. Локальные запреты не будут соответствовать закону. Локальной борьбой вряд ли можно достичь каких-то результатов. Борьба идет уже десятилетия, но пока эффекта желаемого не видно.

Я отслеживаю работу по республике, и она дает положительный эффект. Идет взаимодействие и с банковскими структурами, идет и активизация работы с налоговыми органами. Можно привести такой пример: предприниматель, который платит все налоги и не использует серых схем, и предприниматель, который использует серые схемы, обналичивает и так далее. Как вы думаете, кто выиграет конкуренцию, если будут изготавливаться равновеликие товары и услуги? Тот, кто применяет серые схемы, экономит зарплаты, социальные налоги, а честный все выплачивает. К сожалению, выиграет явно тот, кто работает нечестно. Поэтому я и говорю о необходимости комплексной борьбы на федеральном уровне.

Я слышал, что комиссия за обналичивание бывает и 5, и 10 процентов. Это получается эффективнее для предпринимателей, нежели платить огромные налоги. Поэтому предприниматели и оказываются перед таким выбором. Объем рынка обналичивания средств, о котором говорят и сами представители Центрального банка, достигает нескольких триллионов долларов.

К обналичиванию средств, я считаю, чаще всего прибегают строители, в этой сфере достаточно большие обороты. Там, где количество работников превышает тысячу человек, к сожалению, многие применяют конвертные схемы выплаты зарплат. Страдают работники, их будущие пенсии. Также это те отрасли, где задействовано большое количество работников.

«ОРГАНЫ САМИ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО БЕЗ «ОБНАЛА» МНОГИЕ ОТРАСЛИ И ПРЕДПРИЯТИЯ
МОЖНО ПРОСТО ЗАКРЫВАТЬ»

Экономист (на условиях анонимности):

- На мой взгляд, все это малоэффективные косметические меры. Да, время от времени проводятся подобные разовые акции. Их минус - бессистемность и непоследовательность. Кроме того, про многие акции организаторы «обнала» предупреждены заранее, благо это стоит недорого. Это позволяет заранее подготовиться и согласовать с теми же органами (правоохранительными и налоговыми) плановую сдачу «гномов» (людей из люмпемензированных слоев населения согласившихся быть «зис-председателями»). Кроме того, «обнал» очень трудно (практически невозможно) довести до реальных посадок.

Вся «обналичка» держится за счет экономии на налогах (главным образом НДС - 18 процентов). День, когда весь «обнал» умрет, это будет день, когда НДС опустят до 10 процентов, тогда «обнал» потеряет смысл. Но этого в ближайшие лет 10 не будет, т.к. наш бюджет еле-еле балансируется при 100 долларах за баррель нефти. А с такими темпами завтра он перестанет балансироваться и при 120 долларах за баррель. А это значит, что налоговое бремя будет еще больше ужесточаться. Хотя куда уж больше - специалисты говорят, что по налоговому давлению на бизнес мы идет на уровне Африки и диких стран Южной Америки. А это значит, что «обналу» в ближайшее время ничего не грозит. Думаете, что органы сами не понимают, что без «обнала» многие отрасли и предприятия можно просто закрывать? Прекрасно все знают и жить на нищенскую госзарплату не хотят, поэтому никогда они не будут заинтересованы в 100-процентном искоренении обнала.

Сомневаюсь, что удалось за этот период как-то снизить теневой рынок. Да, закрывают банки и привлекают к ответственности отдельных «гномов», но серьезных организаторов не трогают. Единственный случай - Матвей Урин...

Комиссия обналичивания на теневом рынке сейчас 9 - 10 процентов. Выше 11 - 12 процентов уже не будет - не имеет смысла...

Система обналичивания обслуживает коррупцию, а также работу в условиях невыносимого налогообложения. Кстати, видя размах коррупции наших чиновников в виде неэффективных государственных расходов, даже законопослушные граждане стараются минимизировать налоги. Зачем платить государству, если его, по сути, нет...

«В БОРЬБЕ С ОБНАЛИЧИВАНИЕМ И ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ»

Казанский аудитор (на условиях анонимности) :

- Отказ в регистрации компаний по адресам массовой регистрации на основании заключения Роспотребнадзора, на мой взгляд, создает трудности для регистрации добропорядочных юрлиц, приведет к снижению поступлений в бюджет госпошлины от регистрации юрлиц и не помешает создать фирмы-однодневки.

Увеличение комиссии банка за обналичивание повысит спрос на услуги фирм-однодневок. Любая организация нуждается в наличных средствах, в том числе на закупку необходимых товаров и материалов. Повышение комиссии нанесет удар, скорее, по простым гражданам, чем по теневикам. Кроме того, существуют банковские карты, с которых можно снять любую сумму денег (комиссия составляет 0,5 - 1 процент).

Проблема «нелегальной перерегистрации» стоит очень остро. Вопрос не в обналичивании, а в уходе от налоговой ответственности. Здесь необходимы законодательные изменения, ограничивающие смену учредителя «пустых» компаний. Любая продажа бизнеса (именно по этой причине необходимо вносить изменения о смене собственника) экономически обоснована, если передаваемый бизнес обладает какой-либо ценностью. Если меняется учредитель в компании, где нет зарегистрированного имущества, то такая перерегистрация необходима только для целей «слить» компанию.

Что касается услуг нотариусов, то регистрация юридического лица действительно невозможна без их участия. Проблема в том, что такая проверка, проведенная точечно, не даст должного эффекта, так как нелегалы могут обратиться к нотариусам из другого региона. Здесь также необходимо внести изменения в законодательстве по вопросам, касающимся ответственности нотариусов.

Что касается того, что налоговики начислили НДФЛ владельцам карт, где снимались большие суммы, то нельзя забывать, что время, когда "обналом" занимались лишь банковские работники, ушло. На сегодняшний день "обнал" – это бизнес, довольно широко распространенный, с легким барьером на вход и большим спросом. Проверки в банках могут не дать результата, так как многие нелегалы приноровились покупать наличку у торговцев на рынке. А начислять НДФЛ бессмысленно, так как любой суд оправдает это физлицо. Так как условием начисления НДФЛ должен быть факт получения дохода, что доказать в суде практически невозможно.

Поскольку, как я уже говорила, "обнал" – это широко распространенный бизнес, то этим занимаются не только «специализированные» компании. Это выгодно обеим сторонам: один получает увеличение оборота, другой -необходимые наличные средства, кроме того, увеличение затрат и снижение налогов.

Единственный способ решения этой проблемы – неотвратимость наказания. Если по указанным основаниям лишать права занимать руководящую должность и быть собственником или директором компании, то мало найдется желающих заработать столь рискованным способом.

Система обналичивания денег существует для снижения налоговых платежей и страховых взносов, получения наличных средств для оплаты взяток. То есть зарплаты «в конвертах», откаты должностным лицам (государственных и коммерческих организаций).

Чаще всего прибегают к обналичиванию средств в строительстве (из-за большой трудоемкости работ), оптовых продажах.

Нужно работать с соцсетями и почтой. На нашу почту регулярно приходят предложения по созданию любого количества юрлиц, предложения быть «подставным» директором. Необходимо регулярно выявлять подобные предложения в соцсетях и сделать этот ресурс недоступным для предложения услуг по обналу.

Но самое главное – это снижение ставок по страховым взносам. Одной из причин обращения к услугам подобных компаний являются высокие ставки страховых взносов. Если рассчитать, то налоговая нагрузка составляет 43 процента от ФОТ (13 процентов - НДФЛ, 30 процентов - страховые взносы). Это особенно чувствительно для сферы услуг, где трудовые затраты составляют до 50 процентов от выручки.

Нужно создавать базы данных добропорядочных контрагентов. Суть создания подобной базы данных состоит в том, что в эту базу данных смогут войти: 1) только реальные компании (после собеседования с руководителем); 2) компании, работающие на рынке более двух лет (без смены руководителя учредителей и руководителя); 3) по результатам проверки выездной комиссии имеют все необходимое (производственные мощности, трудовые ресурсы, товары) для осуществления заявленной деятельности.

Также необходимо закрыть рынок «продажи налички». Одним из источников наличных средств являются наличные средства, полученные от розничной торговли на рынке. Дополнительным доходом для них (около 2 процентов) является возможность «продажи налички». Репрессивные меры в данном случае не дадут должного эффекта из-за сложности в системе контроля. Если банки установят плату за сдачу наличных в банк, то торговцам станет невыгодно продавать наличку нелегалам. Против этого банки пытаются взять плату со сдачи наличных в банк.

В борьбе с обналичиванием и теневой экономикой важно соблюдать осторожность, так как полное их уничтожение приведет к снижению предпринимательской активности, сокращению рабочих мест и к прочим негативным последствиям, восстановить которые потом будет очень сложно.

Источник