ВАС РФ - споры о достоверности адреса юридического лица

Крыс

Местный
6 Авг 2010
179
174
Саратов
Проект Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"

Проектом постановления Пленума ВАС РФ предполагается разъяснить соответствующие нормы ГК РФ и Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и определить, в частности:

значение достоверности адреса юридического лица, отраженного в ЕГРЮЛ;

примерный перечень случаев и основания принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с недостоверностью представленных сведений о его адресе;

необходимость учета регистрирующим органом возможности отличия адреса постоянно действующего исполнительного органа юридического лица от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица (производственный цех, торговая точка и т.п.);

последствия удовлетворения арбитражным судом требования владельца объекта недвижимости к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом;

основания и порядок принятия арбитражным судом заявления регистрирующего органа о ликвидации юридического лица в связи с получением информации о невозможности связи с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ;

надлежащий адрес юридического лица в случае изменения сведений об адресе в ЕГРЮЛ регистрирующим органом в связи с изменением административно-территориального деления либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта РФ.


http://www.consultant.ru/law/hotdoc...ign=twitter&utm_source=twitter&utm_medium=rss

текст проекта постановления: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/vas_120313-2.pdf
 
Re: ВАС РФ предполагает разъяснить вопросы практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица

Прокет Постановления находится здесь.
http://www.arbitr.ru/vas/presidium/prac/80549.html

В Проекте указано, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия в указанном месте своего представителя, при этом такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 3 статьи 52 и пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее – ГК РФ).

Также отмечено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, в том числе в следующих случаях:
1) адрес, указанный в документах, представленных для государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (корреспонденция, возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.; представители юридического лица по данному адресу не располагаются);
2) адрес, указанный в документах, представленных для государственной регистрации, в действительности не существует либо он заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
3) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает использовать адрес данного объекта недвижимости для целей регистрации юридических лиц по этому адресу.

Ну и самое интересное для собственников:
При наличии вышеперечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться (например, заявление собственника соответствующего объекта недвижимости, разрешающего использовать адрес данного объекта недвижимости для целей регистрации юридического лица).

И дается правовой механизм для "изгнания" плохих юр. лиц с адреса:4. Собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в суд с требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Такое требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 304 ГК РФ. В случае удовлетворения судом указанного требования, юридическое лицо обязано принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например, наложение судебного штрафа (статья 332 АПК РФ), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

По-моему, санкция по 332 АПК не более 100 000 руб., или до 1 млн.?

Добавлено через 10 минут 30 секунд
А вот еще интересное:
"регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо того вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации, в том числе в случаях, когда такие объекты недвижимости являются жилыми." (!!!)


Но это пока лишь проект....
 

С.К.А

Активист
5 Апр 2007
5,883
1,502
Москва
Постановление Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»
12.03.2013

В связи с возникающими в судебной практике вопросами по спорам о достоверности адресов юридических лиц при их государственной регистрации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. При разрешении споров, связанных с вопросами о достоверности адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) адрес юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия в указанном месте своего представителя, при этом такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 3 статьи 52 и пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее - ГК РФ).

2. При рассмотрении споров, связанных с отказом в регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, в том числе в следующих случаях:

1) адрес, указанный в документах, представленных для государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (корреспонденция, возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.;представители юридического лица по данному адресу не располагаются);

2) адрес, указанный в документах, представленных для государственной регистрации, в действительности не существует либо он заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

3) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает использовать адрес данного объекта недвижимости для целей регистрации юридических лиц по этому адресу.

При наличии вышеперечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться (например, заявление собственника соответствующего объекта недвижимости, разрешающего использовать адрес данного объекта недвижимости для целей регистрации юридического лица).

Вместе с тем судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 9 Закона регистрирующие органы не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных на регистрацию сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо предусмотренных Законом.

Регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации путем указания на все обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица. Если при рассмотрении спора об отказе в регистрации или во внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ по мотиву недостоверности адреса суд установит, что отказ регистрирующего органа, хотя и был правомерным, не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, судебные расходы относятся на ответчика в связи с допущенным им злоупотреблением независимо от результатов рассмотрения дела (статья 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (далее - АПК РФ).

3. Учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо того вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации, в том числе в случаях, когда такие объекты недвижимости являются жилыми.

4. Собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в суд с требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Такое требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 304 ГК РФ. В случае удовлетворения судом указанного требования, юридическое лицо обязано принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например, наложение судебного штрафа (статья 332 АПК РФ), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Поданное по изложенным выше мотивам собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительной государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает использовать адрес данного объекта недвижимости для целей регистрации юридических лиц по этому адресу.

5. При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.; представители юридического лица по адресу не располагаются), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу и его участникам уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд направляет соответствующие судебные извещения (глава 12 АПК РФ) в рамках данного дела также в адрес участников юридического лица.

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона, допущенном при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

Отказ регистрирующего органа от требования о ликвидации в случае добровольного устранения юридическим лицом нарушений путем указания достоверного адреса юридического лица после возбуждения производства по делу судом не является основанием для возмещения судебных расходов юридического лица - ответчика за счет истца, за исключением случаев, когда суд установит, что до обращения с иском о ликвидации регистрирующий орган не принял мер, направленных на побуждение юридического лица к устранению соответствующего нарушения (статья 111 АПК РФ).

Рассматривая вопрос о принятии заявления регистрирующего органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (статья 21.1 Закона).

В случае, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении.

6. Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и т.п.), а равно смена лица, имеющего права действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.

7. При рассмотрении споров о признании незаконными действий регистрирующего органа, внесшего по своей инициативе изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе юридического лица, связанные с

изменением административно-территориального деления либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта Российской Федерации, судам следует учитывать, что надлежащим адресом юридического лица является адрес, определенный с учетом соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления, повлекшего указанные изменения.

8. Судам следует учитывать, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта и (или) муниципального образования. В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в уставе, не требует внесения изменений в устав независимо от того, был ли ранее в уставе указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено уставом юридического лица.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

А.А. Иванов

Секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
http://taxpravo.ru/sudebnie_dela/st..._s_dostovernostyu_adresa_yuridicheskogo_litsa
 

almira

Активист
20 Сен 2007
14,718
6,960
Санкт-Петербург
Re: Постановление Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"

бред

полный бред
 

tanya_pro_uchet

Активист
4 Май 2007
7,642
3,526
Москва
Большая просьба перед размещением статьи просматривать последние темы раздела, или пробивать тему в поиске.
 

RedReg

Активист
7 Окт 2009
3,670
1,588
Re: Постановление Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"

Не, частичный.
Отдельные пункты - шутки юмора.
 

Morozz

Местный
27 Окт 2011
889
747
Екатеринбург
Re: Постановление Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"

бред

полный бред

Тем не менее:

Новости
«Налоговая политика и практика» разъясняет, в каких случаях ФНС России руководствуется арбитражной практикой
Дата публикации: 19.03.2013

Федеральная налоговая служба и Минфин России следуют по пути выработки единой позиции в отношении спорных вопросов. То есть разъяснения финансового ведомства, которые доведены до налоговых органов, становятся для них обязательными к применению. Это касается всей системы налогового администрирования — от центрального аппарата до территориальных инспекций.

Все обязательные к применению разъяснения согласованы с Минфином России и размещены на сайте Службы. Электронным сервисом могут пользоваться как налогоплательщики, так и сотрудники налоговых органов. Если налогоплательщик столкнется с тем, что действия налоговой инспекции противоречат указанным разъяснениям, он может обратиться в ФНС России и сообщить о данном факте. Служба незамедлительно отреагирует на такое сообщение.

Иногда арбитражные суды по какому-либо вопросу занимают позицию, отличную от позиции Минфина России. То есть судебная практика в значительной мере влияет на подходы ФНС России не только в методологических вопросах, но и в отношении самих контрольных мероприятий.

Если по какому-либо вопросу сложилась устойчивая арбитражная практика (тем более в случае рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ), Служба не считает целесообразным отстаивать противоположную позицию, даже когда она поддерживается Минфином России. Мнение ВАС РФ доводится до сотрудников налоговых органов, оно размещается на сайте для информирования и руководства к действию. Соответственно, единой согласованной позиции можно не следовать, а пользоваться решением ВАС РФ.

Понятно, что те налогоплательщики, которые руководствовались разъяснениями Минфина России, освобождаются от уплаты штрафов и пеней. Что касается суммы налога, то в данной ситуации налоговое законодательство не дает налоговым органам права на освобождение налогоплательщиков от ее уплаты.

Подробности об этом, а также о подходах к решению спорных вопросов налогообложения ценных бумаг — в материале, подготовленном по результатам круглого стола, проведенного редакцией журнала с участием заместителя руководителя ФНС России Д.В. Егорова, журнал «Налоговая политика и практика», № 3/2013.
http://nalog.ru/rub_mns_news/4113734/

Меня фраза
единой согласованной позиции можно не следовать, а пользоваться решением ВАС РФ
просто ""убила" :D