Письмо УФНС по г. Москве от 11.02.05 № 26-06/08383
По вопросам государственной регистрации юридических лиц Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве направляет для руководства и использования в работе письмо Федеральной налоговой службы от 01.02.2005 № 14-1-04/253. Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве М.В.Третьякова. Приложение к письму УФНС по г. Москве от 11.02.05 № 26-06/08383 Письмо Федеральной налоговой службы от 01.02.05 № 14-1-04/253 По вопросам государственной регистрации юридических лиц Федеральная налоговая служба о работе по государственной регистрации юридических лиц в г. Москве сообщает следующее.
1. По вопросу адресов массовой регистрации. Из аналитической записки следует, что в налоговые органы поступает информация, в том числе от собственников помещений и правоохранительных органов, о незаконном использовании юридическими лицами адресов, указанных в документах при государственной регистрации в качестве места нахождения организации.
При наличии у регистрирующего органа документированной информации о незаконном использовании юридическими лицами адресов, указанных в документах при государственной регистрации в качестве места нахождения организации, ФНС России считает возможным отказ в государственной регистрации юридического лица, указавшего в документах адрес (место нахождения), в отношении которого имеется вышеуказанная информация, по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица при создании (в т. ч. путем реорганизации) в регистрирующий орган представляется заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
При заполнении заявления о государственной регистрации в соответствующих пунктах указывается адрес (место нахождения) создаваемого юридического лица. В случае указания в заявлении адреса (места нахождения) создаваемого юридического лица, в отношении которого в регистрирующем органе имеется документированная информация о его незаконном использовании, соответствующие пункты заявления считаются незаполненными, заявление - оформленным ненадлежащим образом и, следовательно, непредставленным. Таким образом, в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и т. п.) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа - заявления.
2. По вопросу о возможности выхода с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части установления обязательного нотариального оформления доверенности на подачу документов, необходимых для государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы при государственной регистрации представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением.
При этом в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем, регистрирующий орган выдает ему расписку в получении документов. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Таким образом, непосредственное представление документов в регистрирующий орган может осуществляться любым физическим лицом независимо оттого, является оно заявителем или нет, в том числе и курьерами, функции которых аналогичны функциям почтальонов, и не требуют специальных полномочий, тем более нотариально засвидетельствованных. Кроме того, учитывая, что документы, необходимые для государственной регистрации, могут быть направлены в регистрирующие органы по почте, требование у лиц, представляющих указанные документы непосредственно, документа, подтверждающего их полномочия на осуществление указанных действий, в том числе нотариально оформленной доверенности, не достигнет желаемого результата.
Учитывая изложенное, внесение изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части обязательного нотариального оформления доверенности на осуществление лицом, не являющимся заявителем, полномочий по представлению документов, необходимых для государственной регистрации, в регистрирующий орган, не целесообразно.
3. По вопросу возможности обращения напрямую регистрирующих органов к базе паспортных данных МВД России, а также возможности принимать решения об отказе в государственной регистрации в случае, если паспортные данные, указанные в документах, представленных в регистрирующие органы, являются недействительными.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется регистрирующими (налоговыми) органами на основании документированной информации, в том числе с использованием сведений о действительности (недействительности) паспортов, полученных от органов МВД России в соответствии с приказом МНС России и МВД России от 31.12.2003 № БГ-4-09/34дсп/1040дсп «О взаимодействии налоговых органов Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по предоставлению сведений о физических лицах», зарегистрированным Минюстом России 16.01.2004 № 5418. Информация, содержащаяся в документах, полученных налоговыми органами на основании вышеназванного приказа МНС России МВД России, вводится в Справочник недействительных паспортов ПИК «Недействительные паспорта».
Таким образом, в случае представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица, в соответствующих графах которого содержатся сведения о паспортах, являющихся на основании информации, содержащейся в Справочнике недействительных паспортов ПИК «Недействительные паспорта», недействительными, регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа - заявления.
Учитывая изложенное, следует отметить, что выполнение всеми налоговыми органами Российской Федерации положений Методических указаний для налоговых органов по порядку работы со сведениями о паспортах граждан, поступающими в налоговые органы от органов МВД России и от других источников, утвержденных приказом МНС России от 21.07.2004 № САЭ-3-09/433, обеспечит результативную работу по проверке паспортных данных при обращении к Справочнику недействительных паспортов граждан.
Вместе с тем по информации Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных в настоящее время от налоговых органов по г. Москве поступило крайне мало сведений, полученных от органов МВД России и подлежащих включению в Справочник недействительных паспортов. Данные сведения, при условии их включения в ПИК «Недействительные паспорта», могли бы использоваться не только налоговыми органами на территории г. Москвы, но и налоговыми органами, расположенными на всей территории Российской Федерации.
Так, в соответствии с отчетом «О результатах работы налоговых органов с информацией о недействительных паспортах граждан Российской Федерации» (по форме № 1-НЕДП), полученным от Управления ФНС России по г. Москве, в 2004 году в налоговые органы по г. Москве от органов МВД России поступило 7739 ответов на запрос по форме П, из которых в 843 случаях содержалась информация о том, что запрашиваемый паспорт является недействительным, утрачен, объявлен в розыск.
Вместе с тем в ПРИ ЦОД ФНС России от данного Управления поступило всего 17 записей о том, что запрашиваемый паспорт является недействительным, утрачен, объявлен в розыск. Из этого следует, что имеющаяся в настоящее время в налоговых органах по г. Москве информация о более чем 800 недействительных паспортах граждан не включена в Справочник недействительных паспортов и может быть использована только тем регистрирующим (налоговым) органом, в который она была представлена органом МВД России. Нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлена обязанность органов МВД России по делению базы паспортных данных, упомянутой в аналитической записке. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 вышеназванного приказа МНС России и МВД России Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных ФНС России направляет в МВД России в электронном виде сведения, содержащиеся в Справочнике недействительных паспортов и осуществляет их актуализацию не реже одного раза в месяц.
В настоящее время в соответствии с пунктом 5 Протокола заседания Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 37 «О мерах по совершенствованию налогового администрирования» Минфину России, Минэкономразвития России и МВД России поручено, в частности, определить этапность осуществления мероприятий и уточнения объемов средств, необходимых для создания единой базы по утраченным паспортам, и пунктом 12 Перечня мер по совершенствованию налогового администрирования, уточненного с учетом обсуждения на упомянутом заседании Правительства Российской Федерации, МВД России, Минфину России и ФНС России поручается создание единой базы данных о паспортах.
Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
С.Н. Шульгин
По вопросам государственной регистрации юридических лиц Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве направляет для руководства и использования в работе письмо Федеральной налоговой службы от 01.02.2005 № 14-1-04/253. Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве М.В.Третьякова. Приложение к письму УФНС по г. Москве от 11.02.05 № 26-06/08383 Письмо Федеральной налоговой службы от 01.02.05 № 14-1-04/253 По вопросам государственной регистрации юридических лиц Федеральная налоговая служба о работе по государственной регистрации юридических лиц в г. Москве сообщает следующее.
1. По вопросу адресов массовой регистрации. Из аналитической записки следует, что в налоговые органы поступает информация, в том числе от собственников помещений и правоохранительных органов, о незаконном использовании юридическими лицами адресов, указанных в документах при государственной регистрации в качестве места нахождения организации.
При наличии у регистрирующего органа документированной информации о незаконном использовании юридическими лицами адресов, указанных в документах при государственной регистрации в качестве места нахождения организации, ФНС России считает возможным отказ в государственной регистрации юридического лица, указавшего в документах адрес (место нахождения), в отношении которого имеется вышеуказанная информация, по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица при создании (в т. ч. путем реорганизации) в регистрирующий орган представляется заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
При заполнении заявления о государственной регистрации в соответствующих пунктах указывается адрес (место нахождения) создаваемого юридического лица. В случае указания в заявлении адреса (места нахождения) создаваемого юридического лица, в отношении которого в регистрирующем органе имеется документированная информация о его незаконном использовании, соответствующие пункты заявления считаются незаполненными, заявление - оформленным ненадлежащим образом и, следовательно, непредставленным. Таким образом, в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и т. п.) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа - заявления.
2. По вопросу о возможности выхода с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части установления обязательного нотариального оформления доверенности на подачу документов, необходимых для государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы при государственной регистрации представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением.
При этом в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем, регистрирующий орган выдает ему расписку в получении документов. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Таким образом, непосредственное представление документов в регистрирующий орган может осуществляться любым физическим лицом независимо оттого, является оно заявителем или нет, в том числе и курьерами, функции которых аналогичны функциям почтальонов, и не требуют специальных полномочий, тем более нотариально засвидетельствованных. Кроме того, учитывая, что документы, необходимые для государственной регистрации, могут быть направлены в регистрирующие органы по почте, требование у лиц, представляющих указанные документы непосредственно, документа, подтверждающего их полномочия на осуществление указанных действий, в том числе нотариально оформленной доверенности, не достигнет желаемого результата.
Учитывая изложенное, внесение изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части обязательного нотариального оформления доверенности на осуществление лицом, не являющимся заявителем, полномочий по представлению документов, необходимых для государственной регистрации, в регистрирующий орган, не целесообразно.
3. По вопросу возможности обращения напрямую регистрирующих органов к базе паспортных данных МВД России, а также возможности принимать решения об отказе в государственной регистрации в случае, если паспортные данные, указанные в документах, представленных в регистрирующие органы, являются недействительными.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется регистрирующими (налоговыми) органами на основании документированной информации, в том числе с использованием сведений о действительности (недействительности) паспортов, полученных от органов МВД России в соответствии с приказом МНС России и МВД России от 31.12.2003 № БГ-4-09/34дсп/1040дсп «О взаимодействии налоговых органов Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по предоставлению сведений о физических лицах», зарегистрированным Минюстом России 16.01.2004 № 5418. Информация, содержащаяся в документах, полученных налоговыми органами на основании вышеназванного приказа МНС России МВД России, вводится в Справочник недействительных паспортов ПИК «Недействительные паспорта».
Таким образом, в случае представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица, в соответствующих графах которого содержатся сведения о паспортах, являющихся на основании информации, содержащейся в Справочнике недействительных паспортов ПИК «Недействительные паспорта», недействительными, регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа - заявления.
Учитывая изложенное, следует отметить, что выполнение всеми налоговыми органами Российской Федерации положений Методических указаний для налоговых органов по порядку работы со сведениями о паспортах граждан, поступающими в налоговые органы от органов МВД России и от других источников, утвержденных приказом МНС России от 21.07.2004 № САЭ-3-09/433, обеспечит результативную работу по проверке паспортных данных при обращении к Справочнику недействительных паспортов граждан.
Вместе с тем по информации Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных в настоящее время от налоговых органов по г. Москве поступило крайне мало сведений, полученных от органов МВД России и подлежащих включению в Справочник недействительных паспортов. Данные сведения, при условии их включения в ПИК «Недействительные паспорта», могли бы использоваться не только налоговыми органами на территории г. Москвы, но и налоговыми органами, расположенными на всей территории Российской Федерации.
Так, в соответствии с отчетом «О результатах работы налоговых органов с информацией о недействительных паспортах граждан Российской Федерации» (по форме № 1-НЕДП), полученным от Управления ФНС России по г. Москве, в 2004 году в налоговые органы по г. Москве от органов МВД России поступило 7739 ответов на запрос по форме П, из которых в 843 случаях содержалась информация о том, что запрашиваемый паспорт является недействительным, утрачен, объявлен в розыск.
Вместе с тем в ПРИ ЦОД ФНС России от данного Управления поступило всего 17 записей о том, что запрашиваемый паспорт является недействительным, утрачен, объявлен в розыск. Из этого следует, что имеющаяся в настоящее время в налоговых органах по г. Москве информация о более чем 800 недействительных паспортах граждан не включена в Справочник недействительных паспортов и может быть использована только тем регистрирующим (налоговым) органом, в который она была представлена органом МВД России. Нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлена обязанность органов МВД России по делению базы паспортных данных, упомянутой в аналитической записке. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 вышеназванного приказа МНС России и МВД России Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных ФНС России направляет в МВД России в электронном виде сведения, содержащиеся в Справочнике недействительных паспортов и осуществляет их актуализацию не реже одного раза в месяц.
В настоящее время в соответствии с пунктом 5 Протокола заседания Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 37 «О мерах по совершенствованию налогового администрирования» Минфину России, Минэкономразвития России и МВД России поручено, в частности, определить этапность осуществления мероприятий и уточнения объемов средств, необходимых для создания единой базы по утраченным паспортам, и пунктом 12 Перечня мер по совершенствованию налогового администрирования, уточненного с учетом обсуждения на упомянутом заседании Правительства Российской Федерации, МВД России, Минфину России и ФНС России поручается создание единой базы данных о паспортах.
Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
С.Н. Шульгин