Ряды бухгалтеров поредеют втрое
Эксклюзив Юлия Синяева, Евгений Новиков Сегодня, 00:05
Фото: ИТАР-ТАСС
Количество бухгалтеров в стране может быть сокращено почти втрое. Как стало известно РБК daily, их обязанности хотят сблизить с функциями налоговых консультантов. Вчера министр финансов Антон Силуанов поддержал это предложение. Выгоды как минимум две: помощь бизнесу и оптимизация финансовой отчетности и рабочей силы, считают в Белом доме.
Вчера на площадке «открытого правительства» прошло обсуждение основных направлений налоговой политики на ближайшие три года (2014 год и плановый период 2015—2016 годов). Впервые свои планы налоговики обсуждали публично, с привлечением экспертов.
Часть новшеств в обнародованном документе направлена на упрощение ведения бизнеса. Например, предлагается передать функции по администрированию страховых взносов от внебюджетных фондов в «одни руки» — в Федеральную налоговую службу (ФНС). Это позволит избежать двойной нагрузки на бизнес, считают чиновники.
Важный пункт программы — сближение требований налогового и бухгалтерского учета, рассказал РБК daily министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. «Раз♫общение этих функций — серьезная нагрузка на бизнес. И мы обсуждали замену бухгалтерского сопровождения на налогового консультанта», — сообщил он. В США при численности населения свыше 300 млн человек бухгалтеров и специалистов по налогам всего 1,25 млн, а в России их 3 млн при населении 143 млн, привел пример г-н Абызов. «Огромное количество людей заняты в секторе, который не приносит экономической выгоды, не создает стоимости. Поэтому необходимо в целом оптимизировать систему отчетности», — делает вывод министр. По данным РСПП и «Русала», в России 5 млн бухгалтеров. Эти цифры были озвучены в презентации аудиторской компании PwC на заседании рабочей группы по формированию «открытого правительства» в апреле 2012 года. «Хорошая, интересная информация про 5 млн бухгалтеров и аудиторов, я не знал, — прокомментировал тогдашний президент Дмитрий Медведев. — У нас юристов, наверное, уже больше, чем в Америке, мы в этом смысле хорошо двигаемся вперед, но если и бухгалтеров 5 млн, то тогда все в порядке, тогда мы создали надежный способ забюрократизировать все что угодно».
Первый вице-президент «ОПОРА России» по аналитической деятельности Владислав Корочкин не ожидает в ближайшие годы падения спроса на услуги бухгалтеров. Более того, с этого года вести бухучет должны даже предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, ранее им было достаточно книги учета доходов и расходов, напоминает он.
Правительство также рассматривает возможность сблизить нормы бухучета по российским стандартам (РСБУ) с международными нормами (МСФО), говорит г-н Абызов. Эти предложения были высказаны экспертами «открытого правительства», и ответственные министерства работают над их реализацией. Вчера их поддержал и глава Минфина Антон Силуанов. «Сближение налогового и бухгалтерского учета поддерживаю, предлагаю также включить их в направления налоговой политики», — сказал он. По его словам, планы фискалов будут презентованы главе кабмина Дмитрию Медведеву на следующем заседании правительства 30 мая.
Сейчас плательщики ведут два вида учета — бухгалтерский и налоговый, и это создает массу неудобств для бизнеса, поясняет один из членов экспертного совета при правительстве. «Идея в том, чтобы сократить количество отчетности и освободить тем самым руки, направив силы на развитие института налоговых консультантов», — добавляет он.
Насколько сократить количество бухгалтеров и как это провести законодательно — пока вопрос дискуссионный. «Обсуждается вариант сократить их количество как минимум вдвое», — знает правительственный чиновник. «Если брать опыт зарубежных стран, то можно сократить и в три раза. Сейчас бухгалтеры в основном оформляют отчетности, могли бы заняться производительным трудом. Сблизить их функции с обязанностями налоговых консультантов — грамотная идея», — считает завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров. «Если мы будем развивать институт налогового аутсорсинга, то тогда один бухгалтер сможет вести больше экономических субъектов», — говорит г-н Абызов.
Грамотный бухгалтер может и должен выполнять функции налогового консультанта, соглашается ведущий эксперт журнала «Главбух» Сергей Шилкин. «Вводить отдельную должность нет никакого смысла, тем более если речь идет о небольшой компании. Если же возникает какой-то действительно сложный вопрос, всегда есть возможность обратиться за консультацией в аудиторскую компанию», — уверен он.
Председатель исполкома Межрегионального профсоюза аудиторов и бухгалтеров Леонид Блинков предполагает, что от «лишних» бухгалтеров могут избавиться, введя обязательный экзамен. Он напоминает, что так был «зачищен» рынок аудиторских услуг. Так называемый упрощенный экзамен в 2011—2012 годах сдали лишь 13% аудиторов. Остальные попали во «второй сорт» — им нельзя заниматься аудитом финансовых, страховых, инвестиционных и некоторых других организаций, рассказывает глава профсоюза.
Агентство стратегических инициатив разработало «дорожную карту» «Совершенствование налогового администрирования». Она призвана значительно сократить время на налоговую отчетность и упростить бухучет. Рабочую группу по подготовке документа возглавляет директор компании «1С» Борис Нуралиев. «Работа по подготовке «дорожной карты» завершена, она ждет своего одобрения на ближайшем заседании нашего наблюдательного совета», — сообщил РБК daily гендиректор АСИ Андрей Никитин. Ближайшее заседание наблюдательного совета АСИ (председатель — Владимир Путин) запланировано на июнь, рассказал РБК daily источник в администрации президента.
Тэги: налоги, открытое правительство, АСИ, бухучет
http://rbcdaily.ru/economy/562949987060654
Эксклюзив Юлия Синяева, Евгений Новиков Сегодня, 00:05
Количество бухгалтеров в стране может быть сокращено почти втрое. Как стало известно РБК daily, их обязанности хотят сблизить с функциями налоговых консультантов. Вчера министр финансов Антон Силуанов поддержал это предложение. Выгоды как минимум две: помощь бизнесу и оптимизация финансовой отчетности и рабочей силы, считают в Белом доме.
Вчера на площадке «открытого правительства» прошло обсуждение основных направлений налоговой политики на ближайшие три года (2014 год и плановый период 2015—2016 годов). Впервые свои планы налоговики обсуждали публично, с привлечением экспертов.
Часть новшеств в обнародованном документе направлена на упрощение ведения бизнеса. Например, предлагается передать функции по администрированию страховых взносов от внебюджетных фондов в «одни руки» — в Федеральную налоговую службу (ФНС). Это позволит избежать двойной нагрузки на бизнес, считают чиновники.
Важный пункт программы — сближение требований налогового и бухгалтерского учета, рассказал РБК daily министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. «Раз♫общение этих функций — серьезная нагрузка на бизнес. И мы обсуждали замену бухгалтерского сопровождения на налогового консультанта», — сообщил он. В США при численности населения свыше 300 млн человек бухгалтеров и специалистов по налогам всего 1,25 млн, а в России их 3 млн при населении 143 млн, привел пример г-н Абызов. «Огромное количество людей заняты в секторе, который не приносит экономической выгоды, не создает стоимости. Поэтому необходимо в целом оптимизировать систему отчетности», — делает вывод министр. По данным РСПП и «Русала», в России 5 млн бухгалтеров. Эти цифры были озвучены в презентации аудиторской компании PwC на заседании рабочей группы по формированию «открытого правительства» в апреле 2012 года. «Хорошая, интересная информация про 5 млн бухгалтеров и аудиторов, я не знал, — прокомментировал тогдашний президент Дмитрий Медведев. — У нас юристов, наверное, уже больше, чем в Америке, мы в этом смысле хорошо двигаемся вперед, но если и бухгалтеров 5 млн, то тогда все в порядке, тогда мы создали надежный способ забюрократизировать все что угодно».
Первый вице-президент «ОПОРА России» по аналитической деятельности Владислав Корочкин не ожидает в ближайшие годы падения спроса на услуги бухгалтеров. Более того, с этого года вести бухучет должны даже предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, ранее им было достаточно книги учета доходов и расходов, напоминает он.
Правительство также рассматривает возможность сблизить нормы бухучета по российским стандартам (РСБУ) с международными нормами (МСФО), говорит г-н Абызов. Эти предложения были высказаны экспертами «открытого правительства», и ответственные министерства работают над их реализацией. Вчера их поддержал и глава Минфина Антон Силуанов. «Сближение налогового и бухгалтерского учета поддерживаю, предлагаю также включить их в направления налоговой политики», — сказал он. По его словам, планы фискалов будут презентованы главе кабмина Дмитрию Медведеву на следующем заседании правительства 30 мая.
Сейчас плательщики ведут два вида учета — бухгалтерский и налоговый, и это создает массу неудобств для бизнеса, поясняет один из членов экспертного совета при правительстве. «Идея в том, чтобы сократить количество отчетности и освободить тем самым руки, направив силы на развитие института налоговых консультантов», — добавляет он.
Насколько сократить количество бухгалтеров и как это провести законодательно — пока вопрос дискуссионный. «Обсуждается вариант сократить их количество как минимум вдвое», — знает правительственный чиновник. «Если брать опыт зарубежных стран, то можно сократить и в три раза. Сейчас бухгалтеры в основном оформляют отчетности, могли бы заняться производительным трудом. Сблизить их функции с обязанностями налоговых консультантов — грамотная идея», — считает завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров. «Если мы будем развивать институт налогового аутсорсинга, то тогда один бухгалтер сможет вести больше экономических субъектов», — говорит г-н Абызов.
Грамотный бухгалтер может и должен выполнять функции налогового консультанта, соглашается ведущий эксперт журнала «Главбух» Сергей Шилкин. «Вводить отдельную должность нет никакого смысла, тем более если речь идет о небольшой компании. Если же возникает какой-то действительно сложный вопрос, всегда есть возможность обратиться за консультацией в аудиторскую компанию», — уверен он.
Председатель исполкома Межрегионального профсоюза аудиторов и бухгалтеров Леонид Блинков предполагает, что от «лишних» бухгалтеров могут избавиться, введя обязательный экзамен. Он напоминает, что так был «зачищен» рынок аудиторских услуг. Так называемый упрощенный экзамен в 2011—2012 годах сдали лишь 13% аудиторов. Остальные попали во «второй сорт» — им нельзя заниматься аудитом финансовых, страховых, инвестиционных и некоторых других организаций, рассказывает глава профсоюза.
Агентство стратегических инициатив разработало «дорожную карту» «Совершенствование налогового администрирования». Она призвана значительно сократить время на налоговую отчетность и упростить бухучет. Рабочую группу по подготовке документа возглавляет директор компании «1С» Борис Нуралиев. «Работа по подготовке «дорожной карты» завершена, она ждет своего одобрения на ближайшем заседании нашего наблюдательного совета», — сообщил РБК daily гендиректор АСИ Андрей Никитин. Ближайшее заседание наблюдательного совета АСИ (председатель — Владимир Путин) запланировано на июнь, рассказал РБК daily источник в администрации президента.
Тэги: налоги, открытое правительство, АСИ, бухучет
http://rbcdaily.ru/economy/562949987060654