Противодействие незаконным финансовым операциям. Изменения в ГК и Закон о госрегистрации.

bip

Пользователь
13 Май 2009
35
15
11.06.2013 ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ

Москва. ИНТЕРФАКС-АФИ

Госдума на пленарном заседании во вторник приняла в третьем чтении комплексный закон о противодействии незаконным финансовым операциям. Документ внесло в Госдуму правительство РФ. В первом чтении документ был принят 22 февраля, во втором - 24 мая 2013 года. Документом вносятся изменения в целый ряд законов и кодексов РФ, касающиеся, помимо прочего, применения антиотмывочного законодательства, предоставления банковской информации правоохранительным органам, процедур регистрации, ликвидации юрлиц. Ряд изменений вносятся с учетом новых рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

ГОСРЕГИСТРАЦИЯ ЮРЛИЦ

Поправки вносят изменения в закон о госрегистрации юрлиц и в Гражданский кодекс (ГК) РФ. Так, предусмотрена презумпция достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, за исключением сведений, неправомерно включенных в реестр. В частности, прописано, что лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юрлицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимися на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не внесенные в него, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если данные внесены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица, отмечается в поправках. До госрегистрации юрлица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести проверку достоверности данных. Устанавливается обязательное информирование заинтересованных лиц о предстоящей госрегистрации изменений устава и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ. При этом заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный орган возражения против регистрации или внесения изменений в данные. Госрегистрация может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Убытки, причиненные незаконным отказом в госрегистрации юрлица, уклонением от нее, внесением недостоверных данных о юрлице либо нарушением порядка по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны РФ. Изменениями в закон о госрегистрации юрлиц предусматривается право физлица направить в регистрирующий орган возражения против предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ. Ранее глава думского комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина пояснила, что таким образом физическое лицо сможет обратиться в регистрирующий орган и заявить, что не участвует ни в каких организациях и не собирается это делать в дальнейшем. "Я могу заранее подать в регистрирующий орган заявление о том, что я, Иванов Иван Иванович, не хочу участвовать ни в каких организациях, не принимал участие и не собираюсь этого делать. Поэтому если кто-то подаст от моего имени заявление на регистрацию, то при регистрации будет учтено мое мнение, что я таких заявлений не подавал", - сказала она. Такие нормы исключат возможность регистрации фирм по чужим документам, добавила глава комитета. Поправки направлены также на ликвидацию мошеннических схем при ликвидации организаций. "При ликвидации возникает такая схема, когда в момент ликвидации к организации присоединяется другая организация с убытком. Процедура присоединения не запрещена в момент ликвидации. Таким образом, происходит ликвидация компании вместе с долгами. Эту лазейку мы тоже прикрываем", - отметила депутат. В тексте документа говорится, что внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что юрлицо находится в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юрлиц не допускается в случае участия в реорганизации юрлица, в отношении которого принято решение о ликвидации. Кроме того, поправки расширяют перечень случаев, когда юрлицу может быть отказано в госрегистрации.

БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

Поправки лишают органы внутренних дел права прямого доступа к банковской тайне юридических и физических лиц. Изменения вносятся в статью 13 закона "О полиции" и статью 26 закона "О банках и банковской деятельности". Признается утратившей силу норма, по которой в соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Вместо этого прописывается, что справки по операциям и счетам юрлиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц выдаются банком на основании судебного решения должностным лицам органов оперативно-розыскной деятельности при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд, при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни должностных лиц, которые по суду будут иметь доступ к банковской тайне, устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Прописывается также, что сведения о счетах, операциях и вкладах юрлиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, физических лиц сообщаются банком налоговым органам в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ СТРАХОВЩИКОВ И ПРОФУЧАСТНИКОВ

Документ содержит положения, которые устанавливают требования к деловой репутации руководителей и владельцев финансовых организаций - страховых компаний, профучастников, инвестфондов. В соответствии с поправками руководящие должности не смогут занимать лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими компаниями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии, или нарушений, за которые было приостановлено действие этих лицензий и они впоследствии были аннулированы из-за неустранения нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет. Также эти должности не сможет занимать лицо, в отношении которого не истек срок, в течение которого он считаются подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации. Другим требованием станет отсутствие судимости за преступление в сфере экономической деятельности и против государственной власти. Если действующий член совета директоров организации не соответствует требованиям, то он считается выбывшим с даты вступления в силу соответствующего решения уполномоченного органа либо суда. При этом устанавливается обязанность в предварительном согласовании с регулятором кандидатур на руководящие должности профучастников. Поправками также запрещается физлицам, имеющим судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против госвласти, прямо или косвенно распоряжаться более 10% голосов, приходящихся на голосующие акции страховой организации или профучастника. Лица, которые прямо или косвенно имеют право распоряжения 10% голосов, должны направлять соответствующее уведомление как в саму организацию, так и в регулирующий орган. Если лицо все же владеет более чем 10% голосов, то оно будет иметь право распоряжаться количеством голосов, не превышающим 10%. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров организации не учитываются, говорится в поправках.

"АНТИОТМЫВОЧНЫЕ" ПОПРАВКИ

Блок поправок вносится в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Поправки содержат нормы, по которым счета и имущество физических и юридических лиц, подозреваемых в причастности к терроризму, должны будут блокироваться или замораживаться по решению межведомственного координационного органа по противодействию финансированию терроризма. Изменения вносятся в "антиотмывочный" закон. Как пояснил ранее агентству "Интерфакс-АФИ" начальник юридического управления Росфинмониторинга Павел Ливадный, речь идет о блокировке счетов лиц, которые обоснованно подозреваются в причастности к террористической или экстремистской деятельности. "Приниматься это решение будет межведомственным органом при президенте РФ, создаваемым по решению президента РФ. Таким образом, это относится к компетенции президента РФ. Если он определит, что это межведомственная комиссия, которая сейчас действует, значит, это будет она. Если он придет к выводу, что это должен быть какой-то другой орган с более узким составом или, наоборот, с более широким - все это в пределах компетенции президента", - сказал он. По его словам, речь идет о замораживании (блокировании) денежных средств и имущества, поэтому все активы лиц, которые обоснованно подозреваются в причастности к террористической деятельности, будут блокироваться по решению этого органа. Он добавил, что это также будет относиться к лицам, которые уже включены в перечень, который сейчас действует и включает в себя лиц, в отношении которых уже состоялись процессуальные решения о том, что они причастны к терроризму. "Исполнение этого решения находится в руках тех, кто физически обладает этими активами. Оно обращено к кредитным организациям, к иным субъектам 115-го федерального закона и к самим владельцам, к самим террористам. Потому что если они обладают каким-то имуществом, и в отношении них будет принято такое решение, они, не лишаясь этого имущества физически, будут обязаны обеспечить его блокировку. Это достаточно распространенная в мире практика", - добавил П.Ливадный. В соответствии с поправками банки и другие организации, в которых размещены счета и имущество, должны будут их заблокировать или заморозить в течение одного рабочего дня с момента размещения на официальном сайте этого межведомственного органа информации о включении лиц в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности с экстремизму или терроризму. Он также сообщил, что одной из поправок предусматривается право банков в одностороннем порядке отказываться от исполнения договора, если в течение года клиенты дважды будут замечены в нарушениях, которые свидетельствуют о том, что их деятельность направлена на легализацию преступных доходов либо финансирование терроризма. В то же время в ГК РФ право банка расторгнуть договор банковского счета в установленных законом случаях с обязательным письменным уведомлением клиента. Договор считается расторгнутым через 60 дней с момента направления уведомления. Если клиент не заберет остаток денежных средств на счете в течение указанного срока, эти средства зачисляются на спецсчет Банка России. Порядок открытия и ведения, а также зачисления и возврата средств с этого счета установит Банк России. В документе также дается определение понятия бенефициарного владельца. Под ним понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом - юрлицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Устанавливается обязанность клиентов предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, информацию о бенефициарных владельцах.

НАЛОГИ И БУХГАЛТЕРИЯ

В законе "О бухгалтерском учете" предусматривается обязанность обеспечения передачи документов бухучета при смене руководства организации. При этом порядок такой передачи определяется организацией самостоятельно. В Налоговом кодексе уточняется порядок обмена документами между налогоплательщиками и ФНС России в электронной форме и на бумажном носителе, порядок обращения взыскания налоговой задолженности. Устанавливается правило, согласно которому налоговый орган перед блокировкой банковского счета налогоплательщика (налогового агента) направляет ему в электронной форме требование о представлении документов (пояснений) или вызов в налоговый орган (распространяется на налогоплательщиков, представляющих налоговую декларацию в электронной форме).

Служба финансово-экономической информации Интерфакс

http://www.fedresurs.ru/news/112
 
Последнее редактирование модератором:

ИринаВл

Местный
11 Фев 2012
113
2
Санкт-Петербург
Имеет ли право банк запрашивать сведения о бенефициарном владельце-физическом лице, который только косвенно таковым является? Т.е. кто определяет-является ли учредитель другого общества, которое учредило зависимое общество- бенефициарным владельцем?...
В анкете банк ставит так вопрос-"укажите сведения о бенефициарных владельцах (физ.лицах, которые в конечном счете прямо или КОСВЕННО (ЧЕРЕЗ ТРЕТЬИХ ЛИЦ) владеют (имеют преобладающее участие более 25 % в капитале) вашей организации, либо имеют возможность контролировать действия вашей организации"....