На Ваше письмо сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) Нотариальная палата Новосибирской области (далее – Палата) является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. В связи с чем Палата не наделена полномочиями по осуществлению правовой оценки действий, совершаемых субъектами гражданско-правовых отношений, и толкованию норм законодательства.
Вместе с тем, полагаем необходимым пояснить, что в соответствии со статьей 5 Основ нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется действующим законодательством.
Согласно статье 15 Основ нотариус имеет право совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, а также истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.
Согласно статье 51 Основ формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 99 (далее – Приказ № 99) утверждены формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах. Данным Приказом, в частности, утверждена форма удостоверительной надписи при засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица (форма № 56), реквизитами которой являются, в том числе, должность, наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество представителя.
При смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица сложно проверить его полномочия, поскольку полномочия вновь избранного (назначенного) руководителя возникают не с момента внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а с момента его избрания (назначения). Данное обстоятельство может быть установлено достоверно только в случае засвидетельствования подлинности подписи участников юридического лица на протоколе (решении) учредителей(я), либо их личного присутствия у нотариуса.
Процедура и правовые последствия выхода участника общества из общества определяются не только Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (далее – Закон об ООО), но и уставом общества. В силу пункта 6.1. статьи 23 Закона об ООО в случае выхода участника общества из общества его доля переходит к обществу. Серьезностью последствий обусловлена необходимость проверки соблюдения принятия решения о выходе участника из общества.
В силу статьи 80 Основ, свидетельствуя подлинность подписи, нотариус подтверждает, что подпись сделана определенным лицом. Следовательно, указанное нотариальное действие в дальнейшем препятствует возникновению споров относительно легитимности избрания (назначения) нового руководителя, и совершения им действий как представителя юридического лица, а также споров относительно соблюдения установленной процедуры выхода участника из общества.
В свою очередь, согласно статье 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Поэтому свидетельствование подлинности подписи совершается в интересах защиты прав и законных интересов участников юридического лица.
Поскольку нотариат является бесспорной юрисдикцией, то нотариус может отказать в совершении нотариального действия при наличии к тому оснований. Согласно статье 48 Основ нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если с просьбой о совершении нотариального действия обратился представитель, не имеющий необходимых полномочий.
Совершение нотариального действия может быть отложено в случае необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц либо направления документов на экспертизу (статья 41 Основ).
Поэтому, если у нотариуса есть сомнения в наличии у представителя юридического лица необходимых полномочий, то он вправе отказать в совершении нотариального действия, либо отложить его совершение до устранения сомнений в подлинности документов.