Алгоритм законного получения земли многодетными родителями

МИА

Местный
27 Ноя 2010
458
195
Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ г. Москва "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации"
Изменения в Закон "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс РФ
Изменения в Закон "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс РФ
Дата подписания: 14.06.2011
Дата публикации: 17.06.2011 00:00
Принят Государственной Думой 3 июня 2011 года
Одобрен Советом Федерации 8 июня 2011 года
Статья 1
Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3617; 2009, N 52, ст. 6419) изложить в следующей редакции:
"4. Государственный кадастровый учет в связи с образованием земельных участков Фонда, иных объектов недвижимого имущества Фонда, прекращением их существования либо изменением уникальных характеристик земельных участков Фонда, иных объектов недвижимого имущества Фонда или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведений о земельных участках Фонда, об иных объектах недвижимого имущества Фонда осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или подведомственным этому федеральному органу исполнительной власти государственным бюджетным учреждением соответствующего заявления Фонда о государственном кадастровом учете.".
Статья 2
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 17, ст. 1782; N 27, ст. 2881; 2007, N 21, ст. 2455; 2008, N 30, ст. 3597) следующие изменения:
1) статью 19 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.";
2) пункт 2 статьи 28 дополнить абзацем следующего содержания:
"Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.";
3) в статье 33:
а) дополнить пунктом 21 следующего содержания:
"21 . Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.";
б) в пункте 3 слова "в пункте 1" заменить словами "в пунктах 1 и 21".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Д. Медведев
Материал опубликован по адресу: http://www.rg.ru/2011/06/17/zemlya-dok.html

Уже не первый раз я возвращаюсь к этой теме, но, всякий раз, на всё более и более глубоком уровне. И, думаю, так и придётся мне самому дожимать этот анализ.
Итак, тезис:
После вступления в силу данного ФЗ никто не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без подтверждённого отказа от данного конкретного участка всеми лицами, уже имеющими право на его получение.
В связи с тем, что кратко и развёрнуто мне уже приходилось высказываться по данному вопросу безуспешно, начну пространно.
Итак, цитата:
«2) пункт 2 статьи 28 дополнить абзацем следующего содержания:
"Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.";»
Что значит «имеют право»?
С законодательной точки зрения, говорить о чьём-либо праве на что угодно не имеет смысла до определения обязанностей по соблюдению (реализации) прав. То есть, например, мы можем реализовать приоритетное право движения на зелёный свет лишь при соблюдении обязанности останавливаться на красный. Нельзя говорить о наличии права на пенсионное обеспечение, если никто не несёт обязанностей по пенсионному обеспечению. Существуют, конечно, декларативные права (свобода вероисповедания) – то есть такие, реализация которых не требует ни чьих обязательств (никто же не знает, во что верит человек, объявивший себя атеистом или верующим в Бога: он может заявлять одно, а верить-то в другое), но и декларативные права накладывают отпечаток на работу госорганов по поддержанию этих прав (например, могут преследовать запрещенную религию или секту, как «Аум Сенрикё» или Православие в годы СССР, а могут и наоборот - поощрять, как тот же «Аум Сенрикё» в девяностые на радио «Маяк» или Православие сегодня).
О декларативных правах упомянул для того, чтобы было понятно, что в рассматриваемом нами ФЗ право на приобретение участка закреплено не декларативно, ибо определяет собственника, имеющего земельные участки, и наделяет правом граждан (конкретно определённую группу лиц – многодетных родителей) на приобретение этих самых участков (случаи и порядок устанавливают субъекты РФ). Это значит, что с момента вступления в силу данного ФЗ ни один земельный участок государственной или муниципальной собственности не может сменить собственника, если на территории субъекта есть многодетные граждане (в самом ФЗ нет даже ограничения количества таких бесплатных передач, например, «однократно» или «не более одного раза под жилищное строительство и не более одного раза под сельскохозяйственное производство», что, на мой личный взгляд, явная «дыра», ибо сметливый чиновник может выдать и много, и много-много участков одной-двум семьям), которые изъявили желание реализовать это своё право на получение земли.
Обращаю отдельное внимание: отсутствие соответствующего закона субъекта федерации не лишает права родителей на получение земли, то есть – заявил многодетный родитель о желании реализовать право – всё, стоп безжалостная машина землеотвода, замерла ручка чиновника, уже было замахнувшаяся заверить соответствующий документ. Теперь: сначала реализация ПРАВА (то есть, по сути, для госслужащего, исполнение своих обязанностей по передачи участков), потом – всё остальное. Надо отметить, что соответствующий закон на территории Приморского края был принят 08.11.11 – весьма оперативно. Тем не менее, во-первых, не все регионы приняли подобные законы столь оперативно, во-вторых, и после 17.06.11 осуществлялся землеотвод без предложения участков родителям и, самое главное, в-третьих, землеотвод по-прежнему осуществляется в субъектах мимо многочисленных очередей из многодетных родителей. Последнее же не просто констатация безнравственности позиции, а прямое нарушения ФЗ, между прочим, стоящего в иерархии правовой системы России выше и законов субъектов, и, тем более, актов и решений глав субъектов, не говоря уже о документах, издаваемых главами муниципальных образований.
Раз уж коснулся правовой системы, то процитирую непосредственно и высший закон:
«Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно…»
Что же мы видим на примере реализации законного права граждан? А вот что: есть федеральный закон и есть народ (тот, что осуществляет свою власть непосредственно), но есть и практика – обладая некоторыми должностными полномочиями группа лиц осуществляет передачу прав собственности на землю, не убедившись, что на передаваемые участки не претендуют лица, имеющие право получить их и заявившие об этом своём желании. Более того, перекосы в сознании собственных полномочий некоторых полномочных лиц настолько глубоки, что даже те земельные участки, что в свободном поиске разыскиваются родителями, передаются коммерсантам, что называется, «на голубом глазу», на глазах того самого единственного источника власти. Такое поведение представителей власти вызывает протест, в том числе активный (события в Волгограде этой осенью наглядно демонстрируют границы терпения многодетных родителей по земельному вопросу: голодовки, пикеты, митинги, взятие приёмной губернатора с последующим удержанием). Безусловно, и сам народ находится в некотором замешательстве. Так, например, те представители интересов родителей, которых не представляется возможным даже заподозрить в какой-нибудь двойной игре, абсолютно искренне находятся в заблуждении, утверждая, например, что «в законе написано «могут», а это не значит «обязаны»» или «речь идёт о праве на бесплатность, а не о том, что землю теперь обязаны выдавать». Это позволяет в наглую куражиться чиновникам: семь десятков дел в суде проиграно по одним и тем же основаниям, ещё столько же – в судопроизводстве, аргументация сторон неизменна, стороны одни и те же. Всё, что даёт такая система – затягивание времени (со 180 дней по закону, до полутора лет – в реальности) с целью передачи участков в руки прочиновничьих коммерсантов. По сути же, перед нами разворачивается спектакль, когда одна голова власти (выборная муниципальная) спорит с другой (исполнительной федеральной) посредством третьей (судебной), оставляя за кадром заказчика – распорядителя землёй (аппарат субъекта).
Вообще, думаю, стоит проанализировать расходование бюджетных средств на оплату госпошлины и труда юристов и судей (нескольких инстанций по каждому делу) и задать вопрос о служебном соответствии должностных лиц, принимающих решение об отказе раз за разом и ожидающих решения суда. Сама по себе смена такого руководителя исполнительного органа по данным основаниям – уже сильный ход. Ведь если исход дела ясен, то необходимо принимать решение не через суд, а непосредственно, иначе бы мы, вообще, все решения через суд принимали – зачем тогда такое лишнее руководящее звено. Другой вопрос, что необходимо, возможно, в последствии этому руководителю отстаивать свою позицию и, возможно, в суде, но так на то он и руководитель, чтобы принимать решения – правомерные, прежде всего.
Здесь я попробую последовательно опровергнуть некоторую аргументацию самих многодетных родителей против реализации своего права с позиции закона. Прежде всего, с той целью, чтобы и сам народ понимал и видел правовой выход из положения, а не только митинги-пикеты-челобитные (хотя, конечно, одно другое и не исключает). Таким выходом мне представляется запрос в прокуратуру на предмет проверки соблюдения права многодетных родителей на получение земельных участков, прямым свидетельством физического наличия последних может являться землеотвод, торги и прочие зарегистрированные переходы прав собственности на землю после 17.06.12г. и суды всех уровней, включая запрос в Конституционный суд (надеюсь, для решения данного вопроса не понадобится мнение и разъяснения всевозможных международных органов судебной власти).
Для ситуации внутри Приморского края это ещё и запрос в ФРС на предмет соответствия занимаемой должности руководителя службы, но это – отдельная тема.
Сама же по себе аргументация такова. В законе действительно указано, что
«"5. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.";»
То есть, действительно, разрешающая модель построения такого предложения допускает возникновения возможности (но не обязанности) на передачу участков. И с этим нельзя не согласиться: «могут быть переданы» действительно не означает, что «должны быть переданы» (разрешение не обязывает). Однако, при внимательном прочтении самой Главы и внесённых поправок, становится очевидно, что речь идёт о разрешительном характере безвозмездной передаче участков в муниципальную собственность (а так же гг. Москвы и Санкт-Петербурга), а не многодетным родителям. Это значит, что переход права собственности на землю не будет сопровождаться передачей денежных средств за участки при определённых условиях (в том случае, если цель передачи – реализация прав многодетных родителей): было бы странно – закрепить в ФЗ подобную норму в качестве безусловной обязанности. И даже более того, можно было бы обойтись и без промежуточной передачи в собственность от одного властного субъекта к другому, ибо это, на мой взгляд, порождает соблазны к коррупционному манипулированию, но, как есть, так и есть: данная поправка регулирует разрешительные возможности на передачу прав в муниципальную собственность, а не в собственность граждан, хотя и предусматривает необходимым условием для подобной передачи именно получение в собственность многодетными родителями этих самых «передаваемых безвозмездно муниципалитетам» участков.
Теперь об аргументе «поправка всего лишь закрепляет право на безвозмездность, без закрепления обязательства на выдачу земли». Тут я скакну сильно назад - в историю. Дело в том, что право на землю является одним из ключевых вопросов власти (ибо власть без права распоряжения землёй подвешена или, как сейчас говорят, виртуальна) и по отношению самой власти к решению этого вопроса осуществляется оценка этой самой власти и со стороны граждан, и со стороны международного сообщества, и с позиции истории.
Мы неоднократно сталкивались и в отечественной истории («вот тебе бабушка и Юрьев день», отмена крепостного права, «земля – крестьянам...»), и в мировой с вопросами собственности на землю и с отношениями, связанными с реализацией этих самых прав (и не только в правовом поле: многочисленные крестьянские и казачьи войны, бунты и восстания тому подтверждение). Конечно, тезис «всё вокруг колхозное - всё вокруг моё» никто не собирается доказывать, однако, в цепочке «власть принадлежит народу» - «земля принадлежит муниципалитету/субъекту федерации/федерации» явно пропущено звено. Дело в том, что ни муниципальное образование, ни субъект федерации, ни, даже в целом, Россия, не являются способными к обладанию такой категории, как волеизъявление (не путать с волеизъявлением граждан их населяющих). Это странное, на первый взгляд, утверждение означает следующее: землёй в нашей стране, владеют граждане – именно они и обладают тем самым правом на землю изначально – его не надо, собственно говоря, никому ни передавать, ни делегировать, ибо сама по себе Россия, как государство, это и есть совокупность граждан её составляющих, прежде всего (хотя и не только, но, с точки зрения источника власти, и не более). И право это возникло не в момент образования Российской Федерации или даже СССР, это право мы получили исторически – по наследству от наших предков, что освоили и заселили всю огромную территорию нашей страны. Это значит, что каждый гражданин нашей страны обладает правом на землю России от рождения. Безусловно, отмена регулирования распоряжением этого совместного, всенародного права была бы анархизмом (безвластием). Но, без понимания самой сути природы этого права на землю – не дарованного от имени какой-либо ветви существующей ныне государственной власти, а врожденного права (ибо существующая ныне власть не приростила ни пяди земли к России, да и все прошлые приращения суть есть не работа безликой государственной машины, а соборное творение всех наших предков по заселению и удержанию территорий), без этого самого понимания невозможно вырасти из кожи просителя в сущность хозяина, в тот самый конституционный «единственный источник власти».
Вот именно с этой позиции и необходимо смотреть на ФЗ за № 138: он не дарует нам право на получение земли и не жалует его, а всего лишь закрепляет безвозмездность при передаче земли определённой группе граждан (ещё раз подчеркну: не мигрантов или иностранцев, а граждан, причём наиболее сознательной части). Право же, само по себе, на получение земли в собственность, эти граждане имели и ранее, как и все остальные граждане России (это право, кстати, граждане не теряют и после получения земли – если и не бесплатно, то за плату-то уж точно). Это связано с тем, что переход права собственности в товарно-денежных отношениях означает не только передачу товара (в том числе, недвижимости, как вида товара) от одного собственника – другому, но и подразумевает некое обратное возмещение (например, труд, деньги, иной товар и прочее). В гражданско-правовых отношениях это закреплено необходимостью подтверждения факта оплаты за товар и отсутствие подтверждения факта оплаты может служить основанием для расторжения сделки, признания её мнимой со всеми дальнейшими вытекающими из этого расторжения (например, возврат сторон в состояние, предшествующее сделке). Кстати, земельный кодекс прямо предписывает возмездность передачи земли, причём, той же самой статьёй – 28, более того, тем же самым пунктом - 2:
«2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

http://www.consultant.ru/popular/earth/17_6.html#p599
© КонсультантПлюс, 1992-2013»
Действительно, при нашей-то разворотливости совершенно немыслимо не прописать это требование отдельно – тем законодатель пытается ограничить бесплатности и прочие вкусности от исполнительной власти: это правильно. Однако, так как на страже интересов народа стоит кодекс, то и предоставить право на бесплатное получение земли можно законодательным документом, находящимся в иерархии российских законов не ниже, чем сам же кодекс: законодатель потому на уровне кодекса и говорит –
«2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 138-ФЗ)


http://www.consultant.ru/popular/earth/17_6.html#p599
© КонсультантПлюс, 1992-2013»

Кроме того, аргумент по поводу того, что второй абзац устанавливает лишь право на бесплатность (безотносительно обязанности на передачу земли) не состоятелен ещё и по той причине, что бесплатность, сама по себе, безотносительно права на землю – ничтожна (причём, в законе конкретизированы участки, на которое распространяется это право/обязанность, как «находящиеся в государственной или муниципальной собственности»). Установить право на бесплатное получение земли без установления обязанности по передачи этой земли фактическим собственником, фактически, есть разрешение на получение чужой собственности бесплатно, в том числе, против воли текущего собственника (в нашем случае – распорядителя-чиновника): «мы вам право дали, как вы его реализуете – нам всё равно». Помимо ситуации 1861 года, это напоминает положение, сложившееся во Владивостоке несколько лет тому назад, с проездом в общественном транспорте. В виду того, что события эти не так широко освещались, напомню суть.
Ассоциация перевозчиков, в полном соответствии с законом, подала заявление о повышении платы за проезд в администрацию города Владивостока (за полгода, по-моему). Так как от администрации не последовало никакого ответа (по умыслу или нет – не знаю), то, опять-таки, в полном соответствии с законом, с 1.1 за проезд в транспорте стали взимать на два рубля больше (7р). Однако, в связи с заявлением прокуратуры о невозможности внесения изменений в общественный договор в одностороннем порядке, пассажиры продолжали платить по пять рублей. Таким образом, с десятки давали сдачи три рубля, за проезд же передавали пять. Так продолжалось месяц, неразбериху усугубляло и то, что не все водители требовали семь последовательно, да и пассажиры часто добровольно отдавали по семь. Тогда владельцы автобусов установили дружины на остановках. Дружинники с битами выбивали два рубля со строптивых. Городская власть безмолвствовала, не замечая накала. Кончилось всё тем, что один из пассажиров (возможно, предварительно обработанный дружиной) решил вопрос права собственности на сдачу в недостающие два рубля расстрелом водителя из травмата. В тот же день выступил мэр с разъяснениями: «пять-правильная цена» и добавил (видимо, чтобы никто не сомневался в серьёзности разъяснений) «и чтобы все водители у меня в городе были в белых перчатках и в кепках».
Несмотря на то, что многодетные родители России сегодня наиболее заинтересованная в стабильности активная часть общества, отказ от признания обязанности по передаче в собственность земли прямо провоцирует самостоятельно решение по реализации данного права. Таким образом, утверждение о фиксации права на нулевую стоимость без права на саму землю (то есть, без обязанности эту самую землю передать по этой самой нулевой цене) – абсурд с подозрением на злой умысел (или глупость, как минимум) законодателя.
Это значит, что наличие даже одного родителя, обладающего правом на бесплатное выделение земли на данной территории, автоматически накладывает обязанность на исполнительную власть по реализации данного права и любое выделение земли без отказа этого самого родителя (а при наличии очереди – каждого родителя) ставит под вопрос само постановление о землеотводе, ибо, прежде реализации прав (например, на проведение торгов, в том числе) надлежит исполнить обязательства, в том числе, по реализации прав граждан. Тем более, если эти права граждан прямо предусмотрены нормой федерального кодекса – как ни крути, вышестоящего источника права в правовой системе (про власть народа разворачивать уже здесь не буду, но упоминаю). В виду того, что земля это такой род собственности, с которым не сорвёшься за рубеж (как, например, деньги), то простое игнорирование этого самого права закладывает мину замедленного действия под сами участки, уже полученные в собственность после 17.06.2011 00:00 в обход лиц, имеющих законное право на получение земельных участков в собственность – нисколько не сомневаюсь, что обязательно найдутся желающие реализовать своё законное право, причём, с тем большей вероятностью, чем дороже будет земля и строения на ней. Тем же, кто этого недопонимает или думает, что решит все вопросы юридически (например, последующей реализацией «добропорядочному правоприобретателю» с банкротством или ликвидацией промежуточного собственника), как это у нас процветало последние два десятка лет, хочу обратить внимание на то обстоятельство, что шельмовать государство, пусть даже и с помощью продажных чинуш, и обманывать народ (который особо остро чувствует несправедливость, когда дело касается даже не самих граждан, а их детей), совсем не одно и то же: даже если все текущие очередники получат участки, вырастут новые – и они возьмутся за анализ каждого землеотвода, побуквенно просеют. Дабы не прослыть экстремистом или разжигателем какой бы то ни было ненависти, опускаю прогноз возможных событий при невозможности получить участок через суд.


На что ещё надо обратить внимание при анализе второго абзаца? Думаю, немаловажно, что законодатель счёл необходимым выделить отдельно, то есть подчеркнул, что право приобретение земли реализуется «без торгов и согласования мест размещения объектов». Давайте вместе попробуем рассудить, к чему стоит «без торгов». Какие же могут быть торги при бесплатном праве приобретения? Вроде бы, никаких. Тогда для каких целей указано «без торгов»? Дело в том, что
«2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса,


http://www.consultant.ru/popular/earth/17_6.html#p651
© КонсультантПлюс, 1992-2013»
законодатель прямо вводит запрет на предоставление участков под строительство в собственность мимо торгов – с целью максимизации пополнения бюджета, разумеется.
Требовать же предварительное согласование от многодеток – очевидное несоответствие возможностям (кто согласовывал хоть что-нибудь в нашей стране, тот в курсе) и, по сути, плацдарм для коррупции.
Таким образом, отсутствие фразы «без торгов» означало бы, со стороны федерального законодателя, предоставление права на бесплатное…участие в торгах). А уж порядок-то торгов, сам по себе, таков, что победить в них предложив ноль рублей – невозможно (и было бы, мягко говоря, странно, если бы это было не так или для того, чтобы так не могло получиться было бы сделано не всё).
Фраза же «без торгов и согласования мест размещения объектов» содержит в себе и вторую смысловую половину «без согласования мест размещения объектов», правовая оценка которой будет неполной без следующей цитаты:
«4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).


http://www.consultant.ru/popular/earth/17_6.html#p651
© КонсультантПлюс, 1992-2013»
Выделенное мной жирным курсивом в цитате и есть полный и исчерпывающий порядок предоставления (реализации) права «приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации» и точка.
Такой вывод не сужает права родителей на оценку приемлемости участков, принимающих участие в торгах (в том числе уже прошедших) к реализации права на бесплатное получение земли, но, перекрывает возможность «перехватывать» найденную родителями землю к дальнейшей реализации на торгах. К тому же, этот «жирнокурсивный порядок» даёт возможность родителям изучать участки уже найденные и заявленные к торгам с тем, чтобы требовать «принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов», а в случае отказа – обжаловать отказ (или отсутствие ответа с последующим нарушением права на бесплатное приобретение соответствующего участка) в установленном действующим законодательством порядке. Подобная возможность возникает из общего порядка очередности реализации существующих возможностей лишь после исполнения уже существующих обязанностей. Например, в ГК прописан порядок очерёдности платежей (выставляется в каждом платёжном поручении): нельзя, скажем, провести выплату дивидендов прежде погашения задолженности по зарплате, для тех же, кто нарушает этот порядок платежей законодатель прямо предусматривает меру уголовной ответственности. Ещё жёстче обстоит дело с лицом, находящимся в процедуре банкротства – совет кредиторов тщательно наблюдает за каждым движением денежных средств. Конечно, аналогия совета кредиторов с родительским советом, наблюдающим за каждым земельным актом (при недостаточности земли), слаба, как и всякое сравнение, тем не менее, думаю, что к этому всё и придёт, неизбежно, ибо, в этом заинтересован и сам законодатель и бюджет, в целом: коррупционная составляющая в земельных вопросах зашкаливает, а под пристальным общественным надзором не забалуешь.
Вот и получается, что за нами остаётся лишь властно проконтролировать неукоснительное исполнение 138-ФЗ и к этому у нас имеются все необходимые инструменты: суд, прокуратура, печать и, главное, правда, подкрепленная законом.
Ну и, в конце хочу опровергнуть услышанное мной мнение, что землю изымают, если «не построиться в течении пяти лет»: прямо указанная расшифровка «в том числе для индивидуального жилищного строительства», на самом деле, лишь снимает ограничения землепользования, а не устанавливает ограничения (даже добавлять ничего не буду, настолько это мне видится очевидным).
В сухом остатке, субъектам остаётся лишь определить кратность реализации права, данного 138-м законом, площадь участков, порядок формирования очереди, да некоторые технический нюансы (кстати, в 837-КЗ нет отсылки «в целях реализации прав граждан в соответствии со 138-ФЗ…», что может, формально, послужить поводом к повторному получению участка – не факт, что получиться, но, всё же, стоило бы как-то увязать КЗ с ФЗ, хотя бы во избежание коррупционных многоходовок).
Закон Приморского края от 08 ноября 2011 года № 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае"
8 ноября 2011 года N 837-КЗ
ЗАКОН
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
О БЕСПЛАТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ТРЕХ
И БОЛЕЕ ДЕТЕЙ, В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Принят
Законодательным Собранием
Приморского края
7 ноября 2011 года
(в ред. Законов Приморского края
от 20.03.2012 N 24-КЗ, от 10.08.2012 N 93-КЗ,
от 05.04.2013 N 187-КЗ)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для целей индивидуального жилищного строительства.
(в ред. Законов Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ, от 10.08.2012 N 93-КЗ)
Статья 2. Предоставление земельных участков
(в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
1. Под гражданами, имеющими трех и более детей (далее - граждане), в целях настоящего Закона понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке и имеющие трех и более детей, совместно проживающих с ними либо с одним из них, лица, не состоящие в зарегистрированном браке, но являющиеся родителями трех и более детей, совместно проживающих с ними либо с одним из них, а также лицо, не состоящее в браке, имеющее трех и более детей, совместно проживающих с ним.
(часть 1 в ред. Закона Приморского края от 05.04.2013 N 187-КЗ)
2. Под детьми в целях настоящего Закона понимаются:
1) дети, пасынки и падчерицы в возрасте до 18 лет;
2) дети, пасынки и падчерицы в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования по очной форме обучения;
(в ред. Закона Приморского края от 05.04.2013 N 187-КЗ)
3) сыновья и пасынки, проходящие военную службу по призыву, в возрасте до 21 года, а также сыновья и пасынки, ставшие инвалидами независимо от группы инвалидности в связи с прохождением военной службы по призыву;
4) дети, пасынки и падчерицы старше 18 лет, являющиеся инвалидами независимо от группы инвалидности, и имевшие в возрасте до 18 лет категорию "ребенок-инвалид".
3. При определении права граждан на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящим Законом не учитываются:
1) дети, в отношении которых граждане были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление;
2) дети, состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке.
4. Земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность, если на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим Законом:
1) граждане и их дети отвечают требованиям, установленным частями 1 - 3 настоящей статьи;
2) граждане и их дети являются гражданами Российской Федерации;
3) граждане и их дети являются жителями Приморского края;
4) граждане и их дети не получали земельные участки в собственность бесплатно на основании настоящего Закона.
5. Дети, ставшие собственниками земельного участка в соответствии с настоящим Законом, сохраняют право на однократное бесплатное получение земельного участка в собственность в соответствии с настоящим Законом в качестве граждан.
Статья 3. Предельные размеры земельных участков
1. Предельные минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей индивидуального жилищного строительства - 0,07 га.
(часть 1 в ред. Закона Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ)
2. Предельные максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей индивидуального жилищного строительства - 0,2 га.
(часть 2 в ред. Закона Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ)
Статья 4. Формирование и предоставление земельных участков
1. Формирование земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам осуществляется органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края).
2. Сформированные уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края земельные участки передаются безвозмездно в соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальную собственность в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам.
3. Формирование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в административном центре Приморского края, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков (далее - уполномоченные органы местного самоуправления).
3(1). Формирование земельных участков в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.
(часть 3(1) введена Законом Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
4. Сформированные земельные участки включаются в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно (далее - перечень земельных участков).
Перечень земельных участков формируется уполномоченным органом местного самоуправления и публикуется в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования, а также размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(часть 4 введена Законом Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ; в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
Статья 5. Порядок предоставления земельных участков
1. В целях бесплатного получения земельного участка гражданин подает в уполномоченный орган местного самоуправления заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (далее - заявление) с указанием фамилии, имени, отчества детей. По желанию граждан, состоящих в зарегистрированном браке и имеющих трех и более детей, совместно проживающих с ними либо с одним из них, а также граждан, не состоящих в зарегистрированном браке, но являющихся родителями трех и более детей, совместно проживающих с ними либо с одним из них, заявление может быть подано ими совместно либо одним из них.
К заявлению прилагаются:
копии документа (документов), удостоверяющего личность гражданина с предъявлением оригинала. В случае изменения фамилии, имени или отчества гражданина к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих изменения указанных персональных данных;
копии свидетельств о рождении детей, паспортов для детей, достигших 14-летнего возраста, с предъявлением оригиналов;
документ, подтверждающий проживание гражданина (граждан) и их детей по одному месту жительства на территории Приморского края;
документ, подтверждающий факт постоянного проживания гражданина на территории того муниципального образования, в уполномоченный орган местного самоуправления которого он подает заявление (в случае отсутствия такого документа - судебное решение об установлении факта его постоянного проживания на территории данного муниципального образования);
справка об обучении детей в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования по очной форме обучения в отношении детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в указанных учреждениях, выданная соответствующим учреждением не ранее чем за 30 календарных дней до дня обращения гражданина с заявлением;
документ, подтверждающий факт установления категории "ребенок-инвалид" ребенку в возрасте до 18 лет, и справка, подтверждающая факт установления указанному ребенку инвалидности после 18 лет, в отношении детей старше 18 лет, являющихся инвалидами независимо от группы инвалидности и имевших в возрасте до 18 лет категорию "ребенок-инвалид";
документ, подтверждающий прохождение военной службы по призыву, в отношении сыновей и пасынков, проходящих военную службу по призыву, в возрасте до 21 года;
справка, подтверждающая факт установления инвалидности в связи с прохождением военной службы по призыву, в отношении сыновей и пасынков, проходящих (проходивших) военную службу по призыву, в возрасте до 21 года, ставших инвалидами независимо от группы инвалидности в связи прохождением военной службы по призыву.
При подаче совместного заявления гражданами, указанными в абзаце первом настоящей части, а также при подаче заявления гражданами, имеющими пасынков и падчериц, к заявлению прилагается копия свидетельства о заключении брака с предъявлением оригинала. Указанное требование не распространяется на граждан, не состоящих в зарегистрированном браке.
(часть 1 в ред. Закона Приморского края от 05.04.2013 N 187-КЗ)
2. Гражданам, местом жительства которых является городской округ, земельный участок предоставляется в границах соответствующего городского округа. Гражданам, местом жительства которых является муниципальный район, земельный участок предоставляется в границах соответствующего муниципального района.
3. В соответствии с настоящим Законом земельные участки предоставляются гражданам и их детям в собственность однократно.
(в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
4. Земельные участки предоставляются в общую долевую собственность граждан и их детей.
5. Уполномоченный орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления принимает решение о включении гражданина (граждан) в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с настоящим Законом (далее - реестр), либо об отказе во включении в реестр.
В течение семи календарных дней со дня принятия решения о включении гражданина (граждан) в реестр либо об отказе во включении гражданина (граждан) в реестр уполномоченный орган местного самоуправления уведомляет о включении его (их) в реестр с указанием реестрового номера либо об отказе во включении его (их) в реестр.
Реестр формирует уполномоченный орган местного самоуправления.
(часть 5 в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
6. Реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой принятия решения уполномоченным органом местного самоуправления о включении гражданина (граждан) в реестр. Изменение присвоенного реестрового номера не допускается за исключением случая, установленного частью 2 статьи 5(1) настоящего Закона.
(в ред. Закона Приморского края от 05.04.2013 N 187-КЗ)
При подаче совместного заявления гражданами, указанными в абзаце первом части 1 статьи 5 настоящего Закона, им присваивается один реестровый номер.
(часть 6 в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
7. Основаниями для отказа во включении в реестр являются:
1) непредоставление (предоставление не в полном объеме) документов, указанных в части 1 настоящей статьи;
2) предоставление недостоверных сведений;
3) несоответствие требованиям, установленным в части 1 - 4 статьи 2 настоящего Закона;
(в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
4) утратил силу. - Закон Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ.
8. Уполномоченный орган местного самоуправления в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина (граждан) в реестр принимает решение о предоставлении в собственность гражданину (гражданам) и его (их) детям бесплатно земельного участка и направляет гражданину (гражданам) оригинал указанного решения.
(часть 8 в ред. Законов Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ, от 10.08.2012 N 93-КЗ)
8(1). Земельные участки предоставляются гражданам по результатам проведения жеребьевки в соответствии со статьей 5(1) настоящего Закона.
(часть 8(1) введена Законом Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ; в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
8(2). Земельные участки предоставляются гражданам без проведения жеребьевки по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 5(1) настоящего Закона.
(часть 8(2) введена Законом Приморского края от 05.04.2013 N 187-КЗ)
9. Уполномоченный орган местного самоуправления направляет копию решения о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям земельного участка в уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в течение семи календарных дней со дня принятия решения.
(в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
10. Уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края на основании представленных уполномоченными органами местного самоуправления решений формирует реестр граждан и их детей, в отношении которых принято решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно.
(в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
Статья 5(1). Проведение жеребьевки
(в ред. Закона Приморского края от 05.04.2013 N 187-КЗ)
1. Жеребьевка организуется и проводится уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном Администрацией Приморского края.
2. В случае неучастия гражданина (граждан) два раза в проводимых жеребьевках уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изменении присвоенного ему (им) реестрового номера на новый реестровый номер, соответствующий очередности на дату проведения последней жеребьевки, в которой не участвовал гражданин (граждане). Новый реестровый номер присваивается гражданину (гражданам) в соответствии с очередностью предыдущих реестровых номеров.
3. Земельный участок предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления без проведения жеребьевки, если на дату включения сформированного земельного участка в перечень земельных участков в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Закона в реестр включен только один гражданин (граждане).
Статья 5(2). Предоставление в собственность земельных участков, арендуемых гражданами
(введена Законом Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
1. Граждане, обладающие земельными участками на праве аренды для целей индивидуального жилищного строительства, решения о предоставлении которых приняты до 1 сентября 2012 года (далее - арендуемые земельные участки), вправе получить эти земельные участки в собственность бесплатно.
2. В целях бесплатного получения в собственность арендуемого земельного участка граждане подают в уполномоченный орган местного самоуправления заявление о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность бесплатно. К заявлению кроме документов, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Закона, прилагается копия договора аренды земельного участка с предъявлением оригинала.
3. Предельные размеры земельных участков, установленные статьей 3 настоящего Закона, не применяются в отношении арендуемых земельных участков.
4. Уполномоченный орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность бесплатно принимает решение о предоставлении гражданину (гражданам) и его (их) детям указанного земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в предоставлении и направляет указанное решение гражданину.
Основаниями для отказа в предоставлении арендуемого земельного участка в собственность являются основания, установленные частью 7 статьи 5 настоящего Закона, а также невозможность предоставления арендуемого земельного участка в собственность в соответствии с действующим законодательством.
5. Уполномоченный орган местного самоуправления направляет копию решения о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям арендуемого земельного участка в уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в течение семи календарных дней со дня принятия решения.
6. Граждане, получившие в собственность бесплатно арендованный земельный участок, считаются реализовавшими свое право на получение земельного участка в рамках настоящего Закона.
Статья 6. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор края
С.М.ДАРЬКИН
г. Владивосток
8 ноября 2011 года
N 837-КЗ