О защите прав юр.лиц при проведении проверок

o_leg

Местный
10 Мар 2009
516
79
Московская область
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.12.2008 N 294-ФЗ
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон) регулирует организацию и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за предпринимательской деятельностью и устанавливает меры защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля. Действовавший до принятия Закона Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" признан утратившим силу.
Закон должен был вступить в силу, за исключением его отдельных положений, с 1 июля 2009 года. Федеральным законом от 28.04.2009 N 60-ФЗ срок вступления Закона в силу, за исключением отдельных положений, перенесен на 1 мая 2009 года.
Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года; перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.
С 1 января 2010 года вступят в силу положения Закона, регулирующие координацию органами прокуратуры мероприятий по составлению планов проверок и устанавливающие следующее.
В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Порядок направления планов проверок в органы прокуратуры, форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.
Генеральная прокуратура РФ размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на своем официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (части 2, 6, 7, 9, 11 ст. 9, часть 2 ст. 27 Закона).
Внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Внеплановая проверка может также проводиться в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленных федеральными, региональными или муниципальными правовыми актами (части 2, 3 ст. 10 Закона).
Плановые и внеплановые проверки могут проводиться в форме документарной проверки и в форме выездной проверки (часть 11 ст. 9, часть 4 ст. 10 Закона).
Документарные проверки
Предметом документарной проверки, осуществляемой по месту нахождения органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений контрольных органов.
В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (о которых будет сказано ниже), акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю.
Органы контроля вправе направить в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. Указанные в запросе документы должны быть направлены в контрольный орган в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки или противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у контрольного органа, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки (части 1 - 5, 8, 11 ст. 11 Закона).
Выездные проверки
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие обязательным требованиям их работников, состояние используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю (части 1, 3 ст. 12 Закона).
Общие требования к порядку проведения проверок
Срок проведения как документарной, так и выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов в год для малого предприятия и пятнадцать часов в год для микропредприятия (предприятия с количеством работников не более пятнадцати человек). В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контрольного органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов (части 1, 2, 3 ст. 13 Закона).
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
По результатам проверки должностными лицами органа контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме (часть 1 ст. 14, части 1, 3, 8 ст. 16 Закона).
Типовая форма распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки, типовая форма акта проверки, типовая форма журнала учета проверок устанавливаются органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (часть 1 ст. 14, части 1, 8 ст. 16 Закона).
Дополнительные условия для назначения проверок малых и средних предприятий
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена на основании сообщений о возникновении угрозы причинения либо причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, сообщений об угрозе либо возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обязаны согласовать проведение проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки должно быть направлено в прокуратуру в день подписания распоряжения или приказа о проведении проверки. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов (части 5, 8, 10, 12 ст. 10 Закона).
Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности
С 1 июля 2009 года вступят в силу нормы Закона, регулирующие уведомительный порядок осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в сферах торговли, бытовых услуг и производства потребительских товаров.
Перечень работ и услуг, в отношении которых должно представляться уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности, утверждается Правительством РФ. Законом установлены виды деятельности, в составе которых должны быть определены соответствующие работы и услуги. К таким видам деятельности отнесены, в частности, предоставление гостиничных услуг, бытовых услуг, услуг общественного питания, розничная торговля, отдельные транспортные услуги, производство текстильных материалов, швейных изделий, производство одежды, производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви, и т.д.
В соответствии с Законом юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять о начале осуществления указанных видов предпринимательской деятельности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Уведомление направляется после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. В уведомлении сообщается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии обязательным требованиям их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, других подобных объектов и транспортных средств.
Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе указанных видов деятельности, не допускается (части 1 - 5 ст. 8, часть 1.1 ст. 27 Закона).
 
Последнее редактирование модератором:

Тортилла

Местный
29 Янв 2009
792
2,116
Москва и где-то рядом
Re: Интересно

28 октября подписано постановление № 847, тем самым официально подтверждены полномочия Генпрокуратуры контролировать проведение проверок юридических лиц. Теперь сводный план проверок должен будет подаваться в органы прокуратуры за год до того, как контролеры решат «совершить набег» на ту или иную компанию. Такое решение не только лишит контролеров права на внеплановые визиты, но и позволит бизнесменам заранее подготовиться к ревизиям или оспорить законность их проведения.

Если кому интересно, на сайте московской прокуратуры http://www.mosproc.ru опубликован сводный план проверок юриков на 2010 год. В числе проверяющих МЧС (пожарные и мигранты), Рострудинспекция, Департамент недвжимости и т.д. Список большой. Причины проверок в основном - отсутствие проверок в течение последних 3 лет, есть и другие (более серьезные). Указаны точные сроки проверок. Список фирм, подлежащих проверкам, очень большой. Интересующую Фирму можно найти по ИНН или наименованию. Мы по нашей фирме проверили, нас в списке нет.:yahoo:
такие же сводные планы проверок опубликованы по Московской области по всем регионам (на других сайтах естественно).
 
  • Мне нравится
Реакции: tanya_pro_uchet
8 Май 2007
7,944
2,131
Москва
Такое решение не только лишит контролеров права на внеплановые визиты, но и позволит бизнесменам заранее подготовиться к ревизиям или оспорить законность их проведения.
Вы серьезно так думаете? Вы правда полагаете, что не будет "исключительных" факторов и "заявлений, требующих немедленной проверки"?
 

КС

Активист
9 Апр 2007
8,655
4,405
Москва
Следует отметить, что это не относится к налоговым проверкам.
 

Тортилла

Местный
29 Янв 2009
792
2,116
Москва и где-то рядом
Вы серьезно так думаете? Вы правда полагаете, что не будет "исключительных" факторов и "заявлений, требующих немедленной проверки"?
Факторы конечно будт, но хоть к чему-то можно осоватльно подготовиться, Предупрежден, значит вооружен.

Добавлено через 242 часа 15 минут 9 секунд
Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ходе которой выявлены нарушения.
Так, установлено, что заработная плата на предприятиях отдельным категориям работников ниже установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями и Московским объединением работодателей.
Напомним, что данным документом предусмотрено двухэтапное повышение зарплаты с 01.01.2010 до 9500 рублей, с 01.01.2010 до 10000 рублей.
Таким образом, выплата заработной платы работникам ниже минимального размера оплаты труда, может повлечь нарушение права граждан на вознаграждение за труд, гарантированного Конституцией РФ.
Прокуратурой в адрес руководителей организаций направлены предостережения о недопустимости нарушений закона. (Официальный Интернет-сайт Прокуратуры г. Москвы)
 

Тортилла

Местный
29 Янв 2009
792
2,116
Москва и где-то рядом
С. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

http://www.glavbukh.ru/art/18905
В Минфине рассказали, как изменились правила проведения налоговых проверок

Я остановлюсь на важных вопросах налогового администрирования, по которым относительно недавно произошли изменения: о порядке проведения и оформления результатов камеральных и выездных проверок, представления документов и других.
Хочу начать с совета. Запишите почтовый адрес Министерства финансов: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. По этому адресу налогоплательщики могут обращаться за получением письменных разъяснений. В случае если полученное налогоплательщиком разъяснение оказалось ошибочным и было отменено, то в отношении налогоплательщика не могут быть применены финансовые санкции в виде начисления пеней и штрафа. Конечно, если именно следование такому ошибочному разъяснению повлекло за собой возникновение недоимки или иные нарушения. Это предусматривают статьи 75 и 111 Налогового кодекса РФ.
Камеральные проверки.

Первый вопрос, который я хочу рассмотреть, – это камеральные налоговые проверки. Согласно нормам статьи 88 НК РФ, камеральные проверки проводятся на основании налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам в течение трех месяцев со дня представления этих документов. Важный момент: этот трехмесячный срок не продлевается и не приостанавливается. До сих пор на практике остается открытым вопрос: является ли срок в три месяца пресекательным? Возможно ли привлечение налогоплательщика к ответственности по итогам камеральной проверки после истечения этого срока плюс десяти дней на составление акта. С одной стороны, есть информационное письмо Высшего арбитражного суда от 17 марта 2003 г. № 71. В нем говорится, что сам по себе пропуск срока на проведение камеральной проверки не препятствует налоговой инспекции обнаружить нарушения, привлечь к ответственности и принять меры по принудительному взысканию задолженности. Вместе с тем в последнее время начала формироваться судебная и правоприменительная практика, согласно которой все мероприятия налогового контроля в рамках камеральной проверки должны быть проведены в течение трех месяцев. Я назову важное постановление Высшего арбитражного суда от 17 ноября 2009 г. № 10349/09. В соответствии с ним было признано недействительным решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности за непредставление документов, подтверждающих вычеты по НДС. Их инспекция затребовала за пределами трехмесячного срока. Суд высказался о недопустимости этого. Право инспекции на истребование документов в рамках проверки налоговой декларации или расчетов по авансовым платежам ограничивается трехмесячным сроком.
Давайте вспомним, в каких случаях инспекция может истребовать документы в рамках камеральной проверки. Одна из ситуаций – использование налогоплательщиком налоговых льгот. Подчеркиваю: именно налоговых льгот, а не пониженной ставки налога. Следующий случай – уплата налогов, связанных с использованием природных ресурсов: НДПИ, водного, земельного налогов. И самый распространенный случай – применение налогоплательщиком вычетов по НДС при условии, что сумма налога по декларации подлежит возмещению. Обращаю внимание: если компания использует налоговые вычеты, но сама сумма налога к уплате, инспекция не вправе истребовать документы в рамках такой камеральной проверки. На эту тему есть письмо Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 03-02-07/2-209. Это разъяснение доведено до сведения налоговой службы, то есть является для инспекторов обязательным.
Согласно сложившейся арбитражной практике инспекция не может отказать в вычете по НДС даже при наличии сомнений в их правомерности, если не были истребованы документы. То есть в рамках камеральной проверки инспекция либо должна принять решение о возмещении налога, либо, если есть сомнения, истребовать у налогоплательщика подтверждающие документы. Если документы не были истребованы, но принято решение об отказе в возмещении, оно будет признано недействительным в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 65.
Выездные проверки.

Если говорить об отличиях камеральных и выездных налоговых проверок, то наиболее явным формальным отличием можно считать вынесение решения о проведении выездной проверки. В этом документе отражены очень важные сведения, влияющие на объем прав как проверяющих, так и проверяемого. В решении о проведении выездной проверки должна быть информация о том, кто именно ее будет проводить. По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция, в которой компания состоит на учете. Крупнейших налогоплательщиков может проверять только инспекция по крупнейшим.
Также в решении о проведении проверки должно быть прописано, кто именно проверяется: компания с учетом всех подразделений или же филиал или представительство. Должен быть определен предмет проверки: каких именно налогов она касается. Важная информация – глубина проверки. Согласно статье 89 НК РФ, выездная проверка может охватывать три года, предшествующих году принятия решения о ее проведении. Но по сложившейся судебной практике выездная проверка, в принципе, может охватывать и налоговые периоды года принятия решения о ее проведении.
Глубина проверки и ее предмет влияют на решение вопроса о повторности. По общему правилу нельзя проверять уже проверенные налоги за проверенные периоды. Если же возникает необходимость проверки нового периода или налога, не отраженных в первоначальном решении, инспекция должна принять новое решение о проведении выездной проверки.
Советую пристальное внимание обращать на состав проверяющей группы, отраженный в решении о проведении проверки: Ф.И.О., должность проверяющих. Именно они имеют право доступа на территорию проверяемой компании, истребования документов, и именно они подписывают акт по проверке. Безусловно, сейчас уже практически не встречается ситуаций, когда на проверку выходят сотрудники инспекции, не поименованные в решении. Но если такое все-таки произошло, то результаты подобных проверок признаются недействительными по формальным основаниям. Если возникает необходимость в изменении состава проверяющей группы, то инспекция должна принять соответствующее решение и предъявить его компании.
Срок на проведение выездной проверки – два месяца начиная со дня принятия решения о ее проведении. Течение этого срока, что важно, не зависит от фактического нахождения сотрудников налоговой инспекции на территории проверяемой компании. Вместе с тем Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность продления срока выездной проверки. По истечении двух месяцев инспекция должна либо завершить выездную проверку, либо предъявить решение о ее продлении. Инспекция должна прописать в этом документе основания и срок, на который проверка продлевается. Строго говоря, перечень оснований для продления выездной проверки носит открытый характер. Примерный перечень можно найти в приказе ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.
Второй случай, когда срок проведения выездной проверки может быть продлен, связан с принятием инспекцией решения о приостановлении проверки. Надо понимать, что инспекция не может быть заинтересована в бесконечном продлении или приостановлении проверок. Иначе может быть создана ситуация, когда крайний срок для проведения проверки соответствующих периодов будет закрыт в связи с истечением пресекательного трехлетнего срока.
Повторные проверки.

Я уже говорил о том, что по общему правилу нельзя проверять компанию повторно по тем же периодам и налогам. Но есть три исключения. Первое – принятие налогоплательщиком решения о реорганизации или ликвидации. В этом случае у инспекции есть право на повторную выездную проверку. Также она может быть назначена в случае, если представлена «уточненка» с уменьшением суммы налога по отношению к первоначальной декларации. За период, по которому такая уточненная декларация представлена, может быть назначена как первоначальная выездная проверка, так и повторная. Она будет посвящена только тому налогу, по которому представлена уточненная декларация.
И третий случай проведения повторных проверок связан с принятием соответствующего решения вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции. С учетом структуры налогового ведомства таких проверок может быть несколько. Но Налоговый кодекс не регулирует состав проверяющей группы. Поэтому в рамках повторной выездной проверки компанию может проверять тот же состав, что и при первоначальной проверке.
В отношении повторных проверок есть ограничение, которое выражено в решении Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П. Согласно ему в рамках повторной выездной проверки не могут переоцениваться обстоятельства, которые были предметом рассмотрения арбитражного суда и отражены в решении, сохраняющем законную силу. Таким образом, повторная проверка может быть назначена даже тогда, когда решение по первоначальной успешно обжаловано в арбитражном суде. Но в рамках такой повторной проверки инспекторы должны искать новые доказательства и обстоятельства, которые не рассматривались арбитражным судом.
Истребование документов.

Наиболее конфликтной ситуацией, связанной и с камеральными, и с выездными проверками, можно назвать истребование документов у налогоплательщика. Эта процедура регулируется статьей 93 НК РФ. Истребование документов производится на основании письменного требования. Его форма утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. В требовании должно быть наименование истребуемых документов. Поэтому компании, которая получила расплывчато сформулированное требование, лучше уточнить у инспекции, о каких именно документах идет речь.
Срок исполнения требования – десять рабочих дней со дня получения налогоплательщиком требования лично либо в случае использования почты – по истечении шести дней с направления заказным письмом.
Если содержание требования полностью понятно налогоплательщику, то ему необходимо с оригиналов документов изготовить копии. Если документ содержит несколько страниц, их надо прошить. На последней странице сшитого документа надо поставить подпись руководителя компании, печать и прописать количество страниц. Нотариального заверения, конечно, не требуется.
Правильное заверение копий документов – очень важный вопрос. Есть судебная практика, по которой документы признавались представленными не должным образом, потому что компания представила подшивку, состоящую из разных документов. И заверены они были только на последней странице подшивки.
Представлять документы нужно либо лично в налоговую инспекцию с обязательной отметкой о принятии, либо по почте с описью вложения. Из описи должно быть понятно, какие именно документы передаются в инспекцию.
Не стоит пренебрегать направлением в инспекцию ходатайства о продлении срока исполнения требования о представлении документов. Такое ходатайство составляется в произвольной письменной форме с перечислением причин, по которым требование не может быть исполнено в отведенные сроки. Продлит или нет этот срок инспекция – предугадать нельзя. Но если компания не уложится в десятидневный срок, то ходатайство о продлении срока может стать обстоятельством, смягчающим ответственность. Решение об этом может принять и сама налоговая инспекция.
Ответственность за непредставление документов увеличена и составляет 200 руб. за каждый документ. Эта норма действует со 2 сентября 2010 года в соответствии с поправками, внесенными в статью 126 НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ. Учитывая, что количество документов в определенных случаях может достигать и нескольких тысяч, штраф может выйти значительным.
Повторное истребование документов.

С 2010 года действуют ограничения по повторному истребованию документов у налогоплательщиков. Инспекторы не могут повторно истребовать у компании документы, ранее представленные ею в рамках камеральной или выездной налоговой проверки. Не важно, проводится ли повторная, первичная выездная проверка, проверка первичной или уточненной налоговой декларации.
Есть, конечно, и исключения. Налоговая инспекция имеет право истребовать документы повторно, если ранее полученные были утрачены. Так прописано в пункте 5 статьи 93 НК РФ. В требовании о повторном истребовании документов инспекция должна написать, что документы утрачены. Не думаю, что такая ситуация будет часто встречаться на практике. По общему правилу это означает утрату документов, составляющих налоговую тайну. А это уже может повлечь уголовную ответственность для сотрудников инспекции.
В то же время можно предположить, что налоговые инспекции нередко будут истребовать документы повторно, ссылаясь на их неправильное первичное представление. Возвращаюсь к тому, о чем я уже говорил: правильное представление документов – вопрос, которым нельзя пренебрегать.
Лучше один раз потратить время и силы на изготовление копий и их надлежащее заверение, чем потом сталкиваться с ситуацией их повторного представления.
Статья 93.1 НК РФ устанавливает процедуру истребований у налогоплательщиков документов о деятельности контрагентов. Обратите внимание, что речь идет не только о документах, но и об информации о сделках, совершенных компанией с контрагентами. В соответствии с поправками, внесенными законом № 229-ФЗ, повторное истребование документов при встречных проверках, представленных после 1 января 2011 года, также не допускается.
Оформление результатов проверки.

Переходим к вопросу оформления результатов налоговых проверок. После того как составлен акт, у компании есть 15 дней для представления возражений и замечаний. Налоговая инспекция не вправе начать рассмотрение материалов проверки до истечения этого срока. И уже после рассмотрения возражений принимается решение по проверке.
Срок для принятия решения может быть продлен в случае, если инспекция решит провести дополнительные мероприятия налогового контроля. В рамках таких мероприятий инспекция может истребовать документы, проводить экспертизы, опрашивать свидетелей.
Налоговый кодекс не говорит о том, сколько времени отводится компании для ознакомления с материалами мероприятий дополнительного контроля. Может ли налоговая инспекция предложить их налогоплательщику для ознакомления и на тот же день назначить рассмотрение материалов проверки? Думаю, что эта процедура еще будет выработана практикой. Но, по нашему мнению, этот срок должен быть разумным: несколько рабочих дней налогоплательщику все-таки должно быть предоставлено.
Также стоит обратить внимание на вопрос, связанный с вынесением решения по выездной проверке заместителем или руководителем налоговой инспекции, если они не принимали непосредственное участие в рассмотрении материалов проверки. Постановлением ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. № 4903/10 зафиксирована судебная позиция, согласно которой решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято только тем сотрудником инспекции, который принимал участие в рассмотрении материалов проверки.
Обжалование результатов.

Решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении десяти дней с момента его вручения налогоплательщику. Этот срок отводится компании для возможного обжалования этого решения.
Пока решение не вступит в силу, инспекция не принимает меры принудительного взыскания задолженности.
В течение этих десяти дней компания может подать апелляционную жалобу. Без этого налогоплательщик не сможет обратиться в арбитражный суд. Надо помнить, что срок на подачу апелляционной жалобы не продлевается вне зависимости от причин, по которой компания не подала апелляционную жалобу. Если срок все же был пропущен, у компании есть один год для подачи апелляционной жалобы. Но само решение по итогам проверки уже вступит в законную силу.
Рассмотрение апелляционной жалобы проходит без участия налогоплательщика на основании письменных доказательств, которые представила компания. Поэтому оформление жалобы – вопрос, который также требует от налогоплательщика скрупулезности и внимания. Если апелляционную жалобу подписывает представитель налогоплательщика, то нужно приложить доверенность на право подписания.
После рассмотрения апелляционной жалобы принимается решение, которое вступает в силу, и начинается этап принудительного взыскания задолженности. Согласно статье 70 НК РФ, инспекция должна направить компании требование по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу. По общему правилу срок для исполнения требования составляет восемь рабочих дней. Этот срок предусмотрен поправками, внесенными законом № 229-ФЗ в статью 69 НК РФ. Раньше срок составлял десять дней.
В течение этих восьми дней налоговая инспекция не вправе принимать решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика. Такое решение может быть принято после истечения срока на исполнение требования и не позднее двух месяцев. Если это решение принято, то инспекция еще в течение года может принять решение о взыскании налога за счет имущества.
Если решение о взыскании налога за счет денежных средств своевременно не принято, взыскивать недоимку за счет имущества инспекция не может. Тогда инспекция должна будет обращаться в суд о взыскании налога в судебном порядке. Сделать это инспекторы имеют право в течение шести месяцев со дня срока, отведенного на исполнение требования. Если и в этот период налоговая инспекция не уложилась, то она может заявить в арбитражный суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Если суд откажет в этом, то инспекция спишет задолженность как безнадежную к взысканию. Такое основание признания задолженности безнадежной закреплено в статье 59 НК РФ. Причем это положение распространяется и на задолженность, которая возникла в предшествующих периодах. На задолженность, по которой у инспекции потеряно право на взыскание, не начисляются пени.
 

Eloiza

Новичок
После рассмотрения апелляционной жалобы принимается решение,

В апелляционной жалобе просили: отменить решение ИФНС и прекратить производство по делу в связи с процессуальными нарушениями. Решение по апелляционной жалобе: 1. жалобу удовлетворить; 2. решение отменить.Мотив отмены – выводы сделаны без надлежащего исследования первичных документов.
О прекращении производства по делу нет ни слова.
Что это означает? Дело не прекращено? Еще год ожидать проблем или повторных проверок?