Нас ждет новый КоАП? Революция продолжается?

RedReg

Активист
7 Окт 2009
3,670
1,588
Госдуме предложат Административный кодекс

Автор: Татьяна Берсенева


Идея реформировать административное право так, чтобы материальные и процессуальные отношения регулировались отдельными кодексами, как и в других отраслях, воплотилась в законопроект. Депутат Госдумы Агеев обещает внести его в палату в ближайшее время. В проекте Общей части Административного кодекса есть целый ряд принципиально новых идей, но на поддержку со стороны администрации президента его разработчики вряд ли могут рассчитывать.

"На мой взгляд, ситуация близка к катастрофе" – так в феврале 2014-го говорила по поводу бесконечных корректировок Кодекса об административных правонарушениях Лариса Брычева, помощник Владимира Путина и начальник Государственно-правового управления президента. Затем в Госдуме состоялись парламентские слушания, где говорилось, что вместо нынешнего КоАП нужно принимать новый. Наиболее смелыми в реформаторском порыве были Виталий Юсупов из Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) и главный научный сотрудник ВНИИ МВД д. ю. н. Анатолий Шергин. Они считали необходимым разработать два разных кодекса, регулирующих материальные (Административный или Кодекс об административной ответственности) и процессуальные (Административно-процессуальный) отношения.

И теперь, после полугодовой работы, экспертная группа под руководством депутата Госдумы, эсера Александра Агеева презентовала проект общей части Административного кодекса РФ [есть у "Право.Ru"], над которым, в частности, трудились Юсупов и доктор юридических наук Павел Кононов. "[Разделение на два кодекса] всецело соответствует ст. 72 Конституции РФ и посланию президента 1997 года, в котором он обозначил необходимость подготовки административно-процессуального кодекса", – заявил сегодня на пленарном заседании палаты Агеев. По его словам, правоприменителю будет удобнее пользоваться двумя кодексами, а не одним. Проект общей части Административного кодекса на днях будет внесен в Госдуму, обещает Агеев.

Проект вводит новые понятия. К примеру, самостоятельной категорией субъектов административного правонарушения, отличной от должностных лиц, становятся индивидуальные предприниматели. Отдельной главой разработчики документа предлагают оформить обстоятельства, исключающие возможность привлечения лица к административной ответственности, и основания для освобождения от нее.

Сейчас КоАП разрешает последнее, если нарушение было малозначительным. Однако само это понятие не раскрыто, недовольны ученые и предлагают рецепт устранения проблены. "Малозначительным может быть признано такое противоправное действие (бездействие) лица, которое содержит формальные признаки административного правонарушения, но в то же время не повлекло нарушения интересов государства, прав и законных интересов граждан, организаций, не причинило и не создало реальную угрозу причинения вреда правоотношениям, охраняемым мерами административной ответственности", – говорится в проекте кодекса. Авторы документа также считают, что освобождать от наказания можно и тех, кто деятельно раскаялся в проступке и устранил нарушение и примирился с потерпевшим. Что касается обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности, то к уже существующим, например, совершению нарушения из крайней необходимости, добавляются физическое или психическое принуждение, а также исполнение приказа или распоряжения.

До года предлагается увеличить срок привлечения к ответственности абслютно по всем статьям (сейчас он начинается от двух месяцев), а систему наказаний подвергнуть существенной корректировке. Ключевой новеллой является возврат к старым традициям при расчете размера административного штрафа. Ученые предлагают определять его "исходя из расчетного показателя (базовой величины) для исчисления штрафа, устанавливаемого и периодически изменяемого постановлением правительства". Для граждан минимальные и максимальные значения установлены на уровне 0,1 и 10 этой величины, для должностных лиц – 1-50, для юридических лиц – 2-200. Это необходимо, по мнению разработчиков, "в целях установления единообразного упрощенного порядка исчисления размера административного штрафа, исключающего его различное понимание и применение на практике". При этом они ссылаются на опыт государств Таможенного союза – Беларуси и Казахстана. В России законодатель отказался от такого подхода в 2007 году, когда была ликвидирована увязка штрафов с минимальным размером оплаты труда (МРОТ).

Авторы проекта также желают более активно использовать "антидебоширскую" норму. Сейчас только буйных болельщиков можно лишить права посещать спортивные мероприятия, а разработчики предлагают установить запрет и на посещение мест проведения массовых политических и культурных мероприятий. Он будет применяться, согласно документу, "за допущенное нарушение правил организации и проведения указанных мероприятий, правил поведения зрителей на таких мероприятиях, создавшее препятствия в проведении мероприятия, либо послужившее причиной вынужденного прекращения его проведения, либо создавшее угрозу жизни или здоровью граждан, участвующих в нем". Такое ограничение предлагается вводить на срок от шести месяцев до трех лет.
Кроме того, проект расширяет сферу применения такого наказания, как лишение специального права. Сейчас по ст. 3.8 КоАП оно грозит только физлицам. А разработчики документа предлагают за нарушения лишать таких прав и юрлиц (срок от месяца до трех лет), например, возможности осуществлять определенные виды деятельности, предоставленные на основании лицензии или иного специального разрешения.

Впервые, обещают разработчики документа, в кодексе появится норма, разрешающая применять к нарушителю более мягкое наказание, чем предусмотрено законом. Это возможно, в частности, "при наличии не менее трех обстоятельств, смягчающих административную ответственность" (сейчас они сформулированы в ст. 4.2 КоАП).

Однако перспективы принятия Административного кодекса РФ весьма туманны. В единственной структуре в стране, реально задающей вектор законодательной инициативы – ГПУ президента – ранее эта идея энтузиазма не вызвала. "Разрывать материальные нормы и процессуальные пока преждевременно, – говорил главный советник ГПУ Анатолий Кирин. – Мы завязнем со срединным блоком кодекса, а именно в субъектах административной юрисдикции, потому что они содержат элементы и материальных, и процессуальных норм".
 
  • Мне нравится
Реакции: S^sam, Вуки и Morozz

RedReg

Активист
7 Окт 2009
3,670
1,588
Парламентарии предлагают разделить КоАП на административный и административно-процессуальный кодекс

В России может появиться административно-процессуальный кодекс
Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Елена Пальм

Депутаты Государственной думы от фракции «Справедливая Россия» подготовили законопроект, систематизирующий материально-правовые нормы об административной ответственности. Согласно законопроекту, предлагается разделить действующий Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) на два самостоятельных — административный и административно-процессуальный. Законопроект (имеется в распоряжении «Известий») подготовлен депутатами Александром Агеевым, Михаилом Емельяновым, Александром Бурковым и Александром Терентьевым. В законопроекте сформулированы основные принципы будущего административного кодекса.


В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находятся два самостоятельных вида законодательства — административное и административно-процессуальное. Но формально данного разграничения не существует, что, по мнению авторов, в определенной мере усложняет работу с действующим кодексом.


В пояснительной записке законопроекта говорится, что при подготовке проекта административного кодекса был учтен опыт государств-членов Таможенного союза — Белоруссии и Казахстана, у которых такое деление есть.


В целом, как поясняют авторы, новый кодекс конкретизирует многие понятия, которые до сих пор имеют расплывчатые формулировки: предложено обновленное определение понятия административного правонарушения и его состава. Впервые обстоятельства, исключающие основания привлечения к административной ответственности и основание и освобождения от нее, систематизированы в рамках отдельной главы кодекса. Они также отмечают, что в КоАП такая глава отсутствует.


Проект нового административного кодекса уточняет понятие административного наказания. Расширена сфера действий такого наказания, как обязательные работы: теперь они дополнены обязательными услугами и разрешено их применение в отношении юридических лиц. Предполагается расширение сферы применения такого вида наказания, как административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных мероприятий.


По замыслу авторов законопроекта, новый кодекс позволит уйти и от фиксированной суммы штрафа, существенно сократить количество органов, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административные взыскания. На сегодня таких органов более 90.

Соавтор проекта закона, первый заместитель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев считает, что новый кодекс очень актуален: более 60% вопросов, которые рассматриваются комитетом Госдумы по конституционному законодательству, — это вопросы совершенствования законодательства и проекты законов об административных правонарушениях.


— Не проходит ни одного заседания в нижней палате, в котором мы бы не рассматривали эти вопросы и не вносили изменения в соответствующий кодекс, — подчеркнул парламентарий.


Он уточняет, что в первом созыве Госдумы было принято пять поправок в кодекс. А в шестом было принято уже более 400 поправок и ожидают рассмотрения еще 150.


— Книгоиздатели не успевают уже печатать новые кодексы и завалы изменений, которые вносятся практически каждый день. Ежегодно половина граждан России привлекается к административной ответственности. Но сейчас настал тот момент, когда правоприменители не могут, а граждане не хотят оперировать кодексом, который по своему объему приблизился к Гражданскому кодексу, — отметил Александр Агеев.


Парламентарий отмечает, нынешний кодекс очень громоздкий и неэффективный.


— На сегодняшний день депутатам приходится рассматривать такие поправки, как увеличение штрафа на 100 рублей за выгул собак в неположенном месте. То есть вместо того, чтобы заниматься важными законопроектами, депутаты принимают незначительные поправки к КоАП. Поэтому одна из важных целей данного проекта — это разделение полномочий между федерацией и субъектами федерации, чтобы отдать часть полномочий рассмотрения различных изменений в субъекты. Предполагается, что у них будут выработаны свои кодексы, которые смогут отвечать актуальным нуждам региона, — считает парламентарий.


Александр Агеев рассказал «Известиям», что общая часть, разработанная под руководством заведующего кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), профессора Виталия Юсупова, получилась очень сильной. В ней впервые дается определение составу административного правонарушения, прописано более четкое разделение между субъектами федерации полномочий в принятии тех или иных норм и многое другое. Кроме того, парламентарий рассказал о том, что при разработке проекта учитывалось и административное законодательство стран-участниц Таможенного союза.


— Сейчас мы особенно ориентируемся на Таможенный союз, а там везде действует административно-процессуальный кодекс, которого у нас пока еще нет. Мы учитывали их законодательство в процессе разработки проекта: например, у них нет жесткой привязки к фиксированной сумме штрафов. Мы считаем, что необходимо каждый год, учитывая инфляцию, устанавливать определенную сумму, исходя из которой будет рассчитываться величина штрафов, — сказал Александр Агеев.


Один из соавторов законопроекта, первый заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов заявил «Известиям», что если взять качество законопроекта, то он представляет собой гораздо более высокий уровень административной правовой мысли, чем нынешний кодекс.


Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, член ЛДПР Александр Кропачев пояснил «Известиям», что к вопросам создания такого рода документов необходимо подходить с максимальной ответственностью и необходимо больше работать с правоприменителями.


— У нас требует доработки, реформирования и пересмотра норм не только административный кодекс, но и Гражданский, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс. Тот же Уголовный кодекс был принят еще в 1996 году, а время на месте не стоит. Безусловно, дорабатывать нужно всё наше законодательство, и не латать дыры, как нам всё время приходится делать, а разработать новую актуальную концепцию. Безусловно, такие вещи нужно делать с глубокой проработкой и с общением со всеми заинтересованными слоями общих структур и с теми, кто имеет к этому прямое отношение, — пояснил депутат.


Профессор, доктор юридических наук Сергей Старостин рассказал «Известиям», что на обсуждение нижней палаты парламента пока будет представлена общая часть, в которой сформулированы сами принципы нового административного кодекса.


— Общая часть — это основные институты административного права, само понятие административной ответственности, административного наказания, административного правонарушения и так далее. И вот от того, насколько четко общая часть прописана и структурирована, зависит, как четко будет написана особенная часть, — отметил профессор
 
  • Мне нравится
Реакции: Княжа и S^sam

RedReg

Активист
7 Окт 2009
3,670
1,588
Папа станет штрафником

Родителей могут штрафовать за нарушения детей

Текст: Владислав Куликов (блог автора)

23.10.2014, 00:52

Новый законопроект, внесенный в Госдуму, предлагает ввести принципиально новые подходы к административным наказаниям. Например, родителей могут обязать отвечать за проделки детей. Ребенок нашкодил, папа заплатит. По новым правилам предлагается назначать и административные штрафы.

Группа депутатов внесла в Госдуму проект Административного кодекса. По замыслу, этот документ должен прийти на смену Кодексу об административных правонарушениях. Собственно говоря, таких документов, по мысли авторов, должно быть несколько, данный - лишь первая ласточка.

Нынешний законопроект содержит лишь общую часть кодекса, то есть содержащую основные принципы. Впереди особенная часть (прописывающая уже собственно наказания за конкретные правонарушения). Также инициаторы считают необходимым принять и административный процессуальный кодекс, прописывающую процедуру рассмотрения таких дел.

Но уже первый из трех документов содержит немало горячих новостей. Например, проект четко прописывает, что "родители, дети которых до исполнения ими шестнадцатилетнего возраста совершили административное правонарушение, несут административную ответственность, предусмотренную за данное правонарушение". Поэтому воспитывать в семье хулигана будет себе дороже.

Нарушителю могут запретить в течение трех лет посещать массовые мероприятия, например, концерты

По новому предлагается назначать и штрафы. Проект предполагает, что базовую величину установит правительство страны. От этой единой суммы рассчитываются все виды штрафов. Минимальный размер административного штрафа, устанавливаемого для граждан, не может быть менее 0,1 расчетного показателя - от единой суммы. Максимальный размер административного штрафа, устанавливаемого для граждан, не может превышать 10 расчетных показателей. Для должностных лиц верхний порог не может превышать 50 расчетных показателей. Для юридических лиц - 200 расчетных показателей.

Любопытно, что такое наказание, как обязательные работы, смогут, согласно проекту, применять и к юридическим лицам. Например, нарушил санитарные нормы какой-нибудь магазин, вину может загладить не только рублем, но и делом. Напомним, что обязательные работы - это бесплатный, но полезный для общества труд, которым придется заниматься нарушителю.

Также расширяется и практика административных запретов на посещения каких-то мероприятий. Сейчас такое наказание предусмотрено для болельщиков-хулиганов, им могут закрыть вход на стадионы. Проект предлагает ввести запреты для нарушителей на посещение массовых культурных и политических мероприятий. Иными словами, если суд сочтет, что человек не умеет себя вести в обществе, ему запретят на какое-то время посещать концерты.

"Запрет на посещение мест проведения официальных массовых мероприятий в дни их проведения устанавливается и применяется на срок от шести месяцев до трех лет", говорится в проекте.

Еще новация. "Введена новая норма, определяющая правила устранения лицом, совершившим административное правонарушение, последствий данного правонарушения, в том числе возмещения причиненного имущественного или морального вреда", говорится в пояснительной записке.
 
  • Мне нравится
Реакции: dmb

RedReg

Активист
7 Окт 2009
3,670
1,588
Новое административное законодательство

23 октября 2014


Экспертное сообщество уже не первый год обосновывает позицию о необходимости принятия нового административного законодательства. Некоторые попытки создания отдельных его актов уже предпринимались – в частности, в марте прошлого года в Госдуму был внесен проект Кодекса административного судопроизводства1, который уже прошел первое чтение. Однако, на мой взгляд, необходимо прежде всего сосредоточить все усилия на принятии Административного кодекса РФ.

С чем это связано? По моему мнению, совпадающему с точкой зрения остальных разработчиков законопроекта, в действующий КоАП РФ только в VI созыве Госдумы (за период с декабря 2011 года по настоящее время) было внесено около 400 корректировок и еще примерно 150 поправок стоят на очереди. Такое колоссальное количество изменений свидетельствует о том, что КоАП РФ несовершенен и сложен в применении. Отдельными изменениями сложно это исправить, поэтому более целесообразно принятие нового документа.

Административный кодекс РФ, на наш взгляд, должен состоять из двух частей: Общей и Особенной. На этой неделе проект Общей части был внесен на рассмотрение Госдумы2, а Особенная часть пока находится в разработке и будет детально обсуждаться 30 октября на рабочем совещании в Госдуме.

В представленном нами проекте Общей части дается более четкое понятие административного правонарушения, детально расписаны элементы состава административного правонарушения (ст. 13 законопроекта). Отдельной главой закрепляется круг обстоятельств, исключающих привлечение лица к административной ответственности (гл. IV законопроекта).

Кроме того, мы предлагаем делегировать регионам больше полномочий по установлению административной ответственности и наложению административных штрафов. Разрешением локальных, несвойственных всей стране вопросов должны заниматься именно региональные законодательные органы. Отмечу, что изменение компетенции субъектов РФ не должно затрагивать правовое регулирование вопросов федерального значения.

Наша главная идея состоит в том, что если закон принят субъектом РФ, то и административная ответственность за его неисполнение должна быть закреплена на уровне региона.

Мы также предлагаем сократить количество органов власти, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях, примерно в два раза – на сегодняшний день их насчитывается более 90 (гл. 23 КоАП РФ). Полагаю, что нагрузка на другие органы исполнительной власти увеличиться не должна, хотя, возможно, она возрастет у судов. Но в качестве выхода из этой ситуации мы видим использование опыта Германии, где действует обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Там запрещено обращаться в суд до тех пор, пока дело не будет пересмотрено вышестоящим органом исполнительной власти. Только если вышестоящий орган оставляет решение по делу об административном правонарушении в силе, заявитель получает право обратиться в суд. Если суд сочтет доводы органа исполнительной власти несостоятельными, то наказание понесет само ведомство. Вследствие этого нагрузка на административные суды Германии минимальна, а исполнительные органы, привлекающие правонарушителей к административной ответственности, крайне осторожны в своих действиях.

К предлагаемым законопроектом нововведениям относится и увеличение минимального срока давности привлечения к административной ответственности до года. Напомню, сегодня срок давности привлечения к административной ответственности разнится от двух месяцев до шести лет (ст. 4.5 КоАП РФ) в зависимости от вида правонарушения. Но поскольку расследование некоторых административных правонарушений (в частности, нарушение правил тарифов газо-, водо-, энергоснабжения и т. д.), занимает длительный срок, было решено увеличить срок давности привлечения к ответственности и унифицировать его. Ведь практика применения КоАП РФ показывает, что двухмесячного срока часто оказывается недостаточно для полноценного изучения обстоятельств правонарушения и вынесения обоснованного решения по делу.

Высокий уровень инфляции приводит к тому, что поправки в КоАП РФ, увеличивающие размер административных штрафов, вносятся регулярно. Чтобы этого избежать, мы хотим отказаться от фиксированных сумм административных штрафов. Административный штраф должен определяться исходя из расчетного показателя, устанавливаемого Правительством РФ и выступающего в качестве базовой величины штрафа. По нашему мнению, минимальный размер административного штрафа для граждан должен составлять 0,1 расчетного показателя, для должностных лиц – один расчетный показатель, для юридических лиц – два расчетных показателя (ст. 35 законопроекта).

Механизм изменения размеров штрафа, который действует сегодня, слишком сложен и недостаточно оперативен: необходимо сначала разработать законопроект, затем дождаться, пока он пройдет все чтения в Госдуме и получит одобрение Совета Федерации и Президента РФ – и так для каждого правонарушения. Кабмин же сможет быстро реагировать на рост инфляции, а принимаемые им решения о корректировке размера расчетного показателя будут автоматически изменять размеры штрафов по всем правонарушениям.

Максимальный размер административного штрафа для граждан, по нашему мнению, не должен превышать 10 расчетных показателей, для должностных лиц – 50 расчетных показателей, для юридических лиц – 200 расчетных показателей.

Есть все основания полагать, что законопроект получит положительный отклик со стороны парламентариев. Добавлю, что следующая наша задача заключается в разработке Административно-исполнительного и Исполнительного кодексов РФ.

Агеев Александр,
Депутат Госдумы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"
 

RedReg

Активист
7 Окт 2009
3,670
1,588
Новый КоАП будет внесен в Госдуму сегодня // Компетенцию арбитражных судов решили не сокращать
18.12.2015

Сегодня в Госдуму будет внесен проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Об этом сообщил председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин во время брифинга для журналистов. Окончательная редакция отличается от текста, предложенного ранее для общественного обсуждения. В нее было внесено несколько десятков поправок, которые учитывают самые принципиальные замечания. Так, компетенцию арбитражных судов по рассмотрению административных дел разработчики решили не менять. Процесс будет идти по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом (АПК), но нормы об этом будут в Кодексе административного судопроизводства (КАС).

Работа над новым КоАП идет уже давно. Необходимость переработки действующего КоАП разработчики объясняли тем, что с момента принятия кодекса в 2001 году в нем появилось около 3000 изменений, а многие нормы стали трудными для восприятия. Кроме того, изменения были необходимы в связи с объединением Верховного и Высшего арбитражных судов (см. здесь).

В окончательной редакции авторы нового КоАП учли основные замечания, которые поступили во время обсуждения законопроекта. В частности, оспаривание постановлений о привлечении к административной ответственности оставлено в компетенции арбитражных судов. Ранее проект передавал эти споры судам общей юрисдикции (СОЮ), что вызвало критику Института правовых исследований Высшей школы экономики. Такой подход негативно отразится на качестве правосудия по этим делам и защите прав участников производства, так как у СОЮ нет необходимых экономических знаний и опыта для рассмотрения этой категории дел, отмечалось в докладе Института (см. здесь).

Сохранен будет и действующий по АПК порядок рассмотрения административных дел арбитражными судами. Однако нормы об этом будут перенесены в КАС, пояснил во время брифинга депутат Дмитрий Вяткин.

Понятие «административной ответственности» из нового КоАП разработчики решили убрать — при обсуждении проекта к нему также высказывались замечания. В частности, профессор Института государства и права Российской академии наук Надежда Салищева отмечала, что этого понятия не должно быть в КоАП, ведь «даже у теоретиков нет единого мнения, что это такое» (http://zakon.ru/discussion/2015/10/...hestvennoe_obsuzhdenie_proekta#comment_243332).

Окончательная редакция КоАП пока не учитывает штрафы по правонарушениям, которые должны появиться в кодексе по законопроектам Верховного суда о декриминализации ряда составов Уголовного кодекса (см. здесь). Поправки о штрафах будут внесены в КоАП ко второму чтению, но после того, как будут приняты эти законопроекты, рассказал Дмитрий Вяткин.

--

Гульнара Исмагилова, Закон.ру
 

M0L0T

Местный
31 Мар 2010
767
650
Москва, Ленинский
которые должны появиться в кодексе по законопроектам Верховного суда о декриминализации ряда составов Уголовного кодекса (см. здесь)

т.е. считаются уже фактически принятыми

Мини УК и УПК. И, кстати, доступ к правосудию через лиц с юр. образованием (представители представляют копию юр. диплома). На фоне грядущей адвокатской монополии, где каждый судейский.... может представление написать, с последующим разбором. Еще две итерации и мы в Северной Корее.