экономистам удалось за 27 лет организовать 142 кризиса

Vlad_pravo2000

Активист
19 Май 2007
1,669
199
Москва
Способ устранить причины, порождающие экономический кризис.
Чем мудрый человек отличается от умного?
Мудрый человек не попадает в такие ситуации,
из которых, умный человек, с честью выходит.
(Народная мудрость)

По следам выступления газеты 'Ведомости'
?193 (2215) от 13 октября 2008г.

Известно, что многие деятели, мелькающие на экране и на полосах экономических газет, имеют статус кандидатов, докторов и академиков экономических наук.
Экономистам удалось - они этого не скрывают, за последние 27 лет в мире организовать 124 системных кризиса, из которых 43 сопровождались девальвацией национальных валют; в 10 кризисах, плюс к девальвации, имел место дефолт по государственному долгу. Оказывается, что изучены только 42 кризиса, и известно, что в 7-и случаях чиновники выкупали активы, в 4-х случаях государства выкупали акции банков, в 11-и - их долги, в 12-и случаях прибегали к прямым инвестициям.
С одной стороны, экономика похожа на науку, поскольку есть безнравственные эксперименты над людьми. В одних случаях людей заставляют адаптироваться к элементам государственного влияния на экономику, в других экспериментах пытаются убедить народ в том, что придёт рынок с конкуренцией и всё встанет по местам, в третьих - ставят эксперимент: кто выживет народ или коррумпированное чиновничество?
С другой стороны, сколько нужно ещё кризисов, чтобы в этой, извините за выражение, 'науке - экономике', был задан вопрос 'Что сделать, чтобы кризисов не было?'. Чтобы, наконец, в этой, извините за выражение, 'науке - экономике' были попытки разработать предложения по созданию условий для исключения кризисов из жизни общества (уж не говоря о том, чтобы они, эти предложения по устранению причин кризисов, были внедрены)?
Кому выгодно сохранение экономики как описательной науки и статуса пожарного для тушения кризисов? Кто 'подставляет' сотрудников, в области экономики, под мнение, что у них не хватает знаний, опыта, умения, чтобы перевести эту область знаний в другое состояние, придав ей созидательный статус. Может быть, сотрудникам от экономики не хватает смелости выступить с нововведениями? Тогда следует, в том числе и средствам массовой информации, интервьюировать не только тех, кто уже много лет не может обеспечить созидательный характер науке: 'экономика'! Тогда следует печатать в журналах и газетах статьи не только тех авторов, кто допускает кризисы, а потом с честью из них выходит (на некоторое время), но и тех, кто добился созидательности в других областях знаний и умеет мыслить созидательно и конструктивно? Кто не боится показаться смешным, предлагая оригинальное решение!?
Если исключить из причин кризисов глупость экономистов и их трусость, то может возникнуть предположение о том, что меры по устранению кризисов из жизни общества не внедряются потому, что кризисы нужны членам правительства и депутатам парламентов разных стран. Однако, похоже, что это не так. Руководителей правительств разных стран тревожит сложившаяся ситуация в экономике. Это следует из высказываний сегодняшних VIP персон:
 АРКАДИЙ ДВОРКОВИЧ (помощник Президента РФ). 'Кризис провёл водораздел, изменив не только мир, но и образ мыслей. Сегодня уже нет табу на действия, которые могут предпринимать власти, а тезис, что предпринимательство может действовать без поддержки государства, является неадекватным. Ещё несколько месяцев назад нельзя было ожидать, что США или Великобритания предпримут национализацию компаний'.
Комментарий.
Что нет табу - это хорошо. Спорный тезис о необходимости поддержке действий государством предпринимательства. Контроль - это понятно, а поддержка предполагает выборность объекта поддержки и, естественно - откат за поддержку. Что изменяется с национализацией компаний? Их финансовое состояние не улучшается. Появляется возможность тратить средства из бюджета на их санацию (не без откатов, естественно).

 НИКОЛЯ САРКОЗИ (Президент Франции). 'Идея того, что рынки всегда правы, - безумная идея. Идея, что саморегулирование может решить проблемы, умерла. Идея невмешательства государства умерла. Идея всемогущих рынков умерла.'.
Комментарий.
Очень хочется верить, что ... 'идея вмешательства государства может включать и преследование спекулянтов на рынке, как было в СССР, вплоть до тюремного наказания с конфискацией имущества.
 Редакционная статья (Женьминь Жибао, Китай 17.09.2008). 'Миру срочно нужна новая, диверсифицированная валютная и финансовая система, справедливый и по-настоящему глобальный финансовый порядок, не зависящий от США'.
Комментарий.
Ни добавить - ни убавить - только какой он будет этот порядок?

 Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони заявил, что Европейский союз и "большая восьмерка" обсуждают идею закрытия мировых финансовых рынков до тех пор, пока не будут переписаны правила международных финансов, сообщает "Финмаркет" со ссылкой на Bloomberg.
'Идея остановки рынков на время, необходимое для переписки правил, обсуждается", - сказал он после завершения заседания кабинета министров Италии.
Комментарий.
В круг тех, кто обсуждает новые правила должны быть приглашены люди заинтересованные, люди из реального сектора экономики. Только тогда можно надеяться на положительное решение вопроса. В противном случае, когда решение принимают те, кто с сотворения капитализма потворствовал спекуляции, у кого рыльце в пушку прибыли от спекуляции на рынке валюты и ценных бумаг - будут приниматься предложения косметического характера, которые только сократят периодику циклов и увеличат глубину очередных кризисов.

К сожалению, после встречи в формате 20 тональность речей VIP персон изменилась настолько, что создалось впечатление о том, что банкиры научили этих персон греть руки на пожаре!
Существует тяжелое наследие привычек (устранять плесень, но не сырость. Посмотрите на публикации в прессе - обсуждаются способы спасения прибыли инвесторов - спекулянтов-игроков рынка и есть только намёки VIP персон на то, что решение следует искать в области пересмотра правил игры.
В свете этих предложений можно посмотреть на сложившиеся правила игры и недостатки этих правил. К чему они привели, эти правила? Появились дополнительные формулировка экономического закона деятельности человечества.
Кроме основной формулы : 'товар - деньги - товар', появились следующие:
- 'деньги - откат - деньги';
- 'деньги - пузырь ликвидности - деньги'.
Приходится обсуждать все варианты формулы. Но, можно и привычной формулой объяснить многое из негативных явлений экономики, приведшей к финансовому кризису.
При рассмотрении следует помнить, что ЕСЛИ некие продукты, товары, услуги или бумаги, выступают на рынке как предмет торговли, ТО в результате торговли, тот, кто продаёт, всегда хочет получить за проданный объект больше, чем он в него вложил (производитель - за свой произведенный продукт, спекулянт - за перепродаваемый продукт). Если предмет - объект - продукт, перепродаётся много раз, то его стоимость всё больше отклоняется от его товарного покрытия - происходит набухание пузыря ликвидности этого объекта. Пусть это будет хлеб, нефть, акции, страховые обязательства, деньги, право пользование деньгами!
Нужно исключить возможность перепродажи - спекуляции, любым объектом рынка, только тогда его стоимость будет соответствовать товарному покрытию и появятся предпосылки к расширенному характеру производства товаров и продуктов. Объект торговли должен покупаться тем субъектом рынка, который в нём заинтересован своей основной производственной деятельностью по созданию новых товаров, услуг в производительной сфере экономики. Продаваться купленный объект торговли может его покупателем, но в доработанном виде, объединённый с другими объектами, в новый товар, услугу, появляясь на рынке повторно с приобретенными новыми потребительскими свойствами.
По мере развития разных видов деятельности, в качестве товара - объекта перепродажи стали выступать разные объекты, а для удобства перепродажи, без изменения товара, для облегчения работы спекулянтов созданы биржи. Спекулянтов на биржах стали называть инвесторами, а сами они себя называют более правильно (игроками на понижение или на повышение). Спекулянтов перестали преследовать в уголовном порядке с конфискацией имущества (в СССР, преследование спекулянтов было правильным решением).
Итак: кто же выступает на биржах в качестве спекулянтов и чем спекулянты торгуют.

Рассмотрим рынок Банковских услуг.
Обслуживание движения денежных средств - инкассация, хранение, изъятие поношенных купюр, выполнение операций по платёжным поручениям, содержание расчётных счетов и банковских ячеек - стали каплей в море доходов от других видов деятельности банка.
Самым одиозным и вредным видом деятельности является кредитование - в особенности, потребительское кредитование. Из каких средств Банк кредитует заёмщика? Из своих средств? Это было бы не обидно и не вредно для экономики!
Нет. Банк берёт деньги взаймы у вкладчиков, покупая у них право пользоваться деньгами вкладчика, кроме того, получает средства из межбанковской системы кредитования, в том числе, у Центробанка, покупая право пользоваться деньгами у Центробанка или .другого банка.
При покупке у населения права на пользование деньгами банк устанавливает бонус для вкладчика, в виде ставок по вкладам. Когда банк продаёт право на пользование средствами заёмщику, то он получает с заёмщика проценты по кредиту. Существенно другое. Проценты по кредиту существенно выше ставки рефинансирования и ставок процентов по вкладу. По сути дела, банк выступает в роли спекулянта. В одном месте купил право пользования средствами, в другом месте продал с наценкой, наценку положил в свой карман.
Государство, устанавливая высокую ставку рефинансирования, тоже становится участником спекулятивных операций. Оно бесплатно приобретает (пользуясь административным ресурсом) право пользования средствами, собранными в виде налогов и не пускает эти средства на развитие экономики и инфраструктуры государства. Государство не строит дома для престорелых, новые школы и детские сада, не вкладывает средства в науку и инфраструктуру. Государство продаёт право на пользование деньгами, причем, дорого, банкам. Банки не выпускают продукцию, но право на пользование средствами, отобранными у граждан посредством налоговых законов, перепродают по большей цене в реальный сектор экономики, увеличивая тем самым долю ВВП, не обеспеченную товарным покрытием.
Если бы не было банка, как посредника-спекулянта, промышленности стало бы жить намного проще, привлекая средства в обход банка. Стоимость продукции могла бы быть ниже на 8 -10%. Плюс ко всему, граждане - вкладчики не теряли бы деньги, вкладывая их в банк, если бы размещали средства непосредственно у заёмщика - промышленного предприятия. Деньги, вложенные в производство, всегда повышают свою покупательную способность, какой бы высокой инфляция ни была в стране.
Наоборот, банк всегда устанавливает ставку по вкладам меньше, чем инфляция, потому, средства граждан, размещённые в банках, растут в количественном отношении, но теряют покупательную способность.
Альтернативой банковскому кредитованию является развитая инфраструктура другой услуги: покупки /погашения облигаций с одинаковой (по году) разницей цен покупки и погашения, с гарантией от государства погашения облигации по установленной цене и в установленные строки (по типу гарантии банковских вкладов при банкротстве банка).

И это не весь вред от банковского кредитования! Банк-спекулянт на рынке кредитов и вкладов - пустячок, по отношению к другой вредности от 'деятельности' банков. Лучше сказать - функционирования, чтобы не опошлять слово деятельный (созидательный).
Классический пример - ипотечное кредитование.
Всем известно, что цена квадратного метра жилья запредельная высокая. Казалось бы, при таких ценах у застройщика должна быть сверхприбыль! Однако у строительных фирм проблемы с начальным капиталом для застройки. Куда уходит прибыль? Известно, что застройщики-строительные фирмы жилья, вынуждены искать клиентов, готовых покупать недвижимость с частичной предоплатой покупки. Но, все квартиры заранее продать не удаётся и средств по предоплате не хватает для начала строительства, а за недостающими средствами застройщик вынужден обращаться в банк с просьбой о предоставлении ему кредита в восполнение оборотных средств.
Если бы не грабительские проценты по кредитам, у застройщика оставалось бы достаточно средств для развёртывания нового строительства.

Если бы отсутствовала услуга по потребительскому кредитованию или ипотечному кредитованию, застройщик имел бы возможность понять тот факт, что платежеспособный спрос на жильё (по установленной цене за метр квадратный) достиг предела. С получением такого сигнала застройщик стал бы снижать издержки при строительстве, чтобы снижать отпускную стоимость построенного квадратного метра площади. Снижением цен он привлёк бы новых покупателей и сохранил бы объём прибыли.
При наличии потребительского (ипотечного) кредитования, на розничном рынке (и не только жилья) пропадет такой показатель, как реальный платежеспособный спрос. Отсутствие такого показателя не даёт сигнала производителю, требуя от него мероприятий по снижению издержек, и строители не снижают себестоимость своего продукта.
Сегодняшняя экономика не понимает направления, которое называется: 'снижение затрат' - она идет по пути: 'повышение цен'. Зачем снижать цены? Покупатель, если ему хочется жильё, возьмёт кредит или оденет ярмо ипотеки, но купит жильё!?. Так считает застройщик и банкир.
Банкиры довольно потирают руки два раза:
- первый раз, когда выдают большие ссуды застройщикам, чтобы они не морочили себе голову снижением затрат, а покупали дорогой цемент, платили взятки и оплачивали 'пользование инфраструктурой', не боялись больших транспортных расходов;
- второй раз, когда выдают покупателям дорогой недвижимости потребительский или ипотечный кредит. Чем выше стоимость квадратного метра - тем больше ссуда - тем больше сумма процентов!
Аналогично в автопроме, в платном обучении, платном лечении и пр.
Даже за рубежом, фирма 'Subaru' сообщает, что все предложения по инновациям от авторов - не сотрудников фирмы, выбрасываются в мусорную корзину.
В качестве примера, можно привести сведения из другой области деятельности. Разработана программа внедрения бестопливной энергетики, в которой теплоносителем является бесплатная и везде доступная теплота окружающей среды.
Внедрение бестопливной энергетики позволило бы снизить тариф на отопление, горячую воду, электроэнергию до 6 раз. Себестоимость цемента могла бы быть сокращена в 2 раза, транспортные расходы в 1.5 раза, отпала бы необходимость создавать инфраструктуру в виде централизованных линий электропередач, теплотрасс для отопления, фекальной канализации, водопровода при строительстве жилья.
Однако, за 5 лет открытой возможности - ни энергетики, ни цементники, ни транспортники, ни строители, ни, тем более, банки - не заинтересовались предложением по возможному снижению себестоимости продукции и повышения прибыли за этот счёт. За это же время, отпускная стоимость продукции возросла, как минимум в 2 раза! Все получают прибыль банальным увеличением отпускных цен.
Рассуждают производственники и банкиры одинаково: кому нужно купить товар, даже дорогой - возьмёт кредит и купит нашу услугу. А куда денется? Других-то товаров нет!
Итак, банк виноват в двух несуразностях:
- в спекуляции на рынке правом пользования чужими деньгами: 'проценты-по-вкладам/проценты-по-кредитам;
- в разрушении рынка путём вымывания из него такого показателя как 'платежеспособный спрос'.
Банк посредством спекуляции на деньгах и размывая основной показатель рынка - обеспечивает отток оборотных средств из экономики, той её части, которая занимается не спекуляцией, а реальным производством хлеба, нефти, машин, медицинских услуг, обучением детей и взрослых. Банк спекуляцией на деньгах навязывает добавочную стоимость производимых предприятиями товаров, причем навязанная добавочная стоимость (проценты по кредитам оборотных средств) не имеет товарного покрытия.
Банк паразитирует на реальной экономике, обеспечивает высокую оплату труда своих сотрудников, строит дворцы под рабочие места своих сотрудников, замки учредителям.
Да, скажут многие, это так, но паразитирование - то, законное!
Значит, плохие законы. Это то, о чем начали говорить VIP персоны - смотри выше.

Существует ещё и такая мерзость, как страхование.
Страхование - это покупка права на риск. Страховая фирма, продав клиенту право на риск, уменьшает своё право на риск. Тогда она стремится уменьшить сумму выплат по страхованию, и приобретает право на риск у перестрахователя.
Страхование однозначно связано со спекуляцией правом на риск.
Получается, что без страхования, но при правильной работе УВД, можно было бы снизить нагрузку на реальный сектор экономики, но приходится содержать (реальному сектору экономики), и страхователей и пере-страхователей и пере-пере-страхователей. Причем, средняя заработная плата у страхователей и банкиров много больше, чем в производственном секторе экономики, где создаются товары и продукты питания.
Получается, что девочка, которая стучит по клавишам компьютера, вводя показания с бланков, заполненных в реальном секторе экономики, получает больше, чем тот, кто заполнял бланк, чем тот, кто что-то умеет (умеет работать на станке, придумывать механизмы и программы, умеет доить коров), в отличие от этой девочки и её начальника. Начальник умеет паразитировать, но по закону!?
Зачем и кто придумал такие мерзкие законы?
Почему за сохранность груза в пути не отвечает УВД, и груз приходится страховать? Все граждане платят налоги. По сути, они уже уплатили взнос за работы по предупреждению от несчастных случаев, но поскольку УВД, пожарные, ГИБДД - работают плохо - приходится обращаться к страховым агентствам дополнительно.
За что тогда отвечают УВД, ГИБДД, Пожарные? Где тот показатель, за снижение ниже которого летят головы у начальников этих органов?
В этом и мерзость страхования. Страхование страхует УВД, ГИБДД, Пожарных от необходимости качественного исполнения своих обязанностей (во всяком случае, таких обязанностей, как их хотели бы понимать граждане, а не руководители этих служб!).
Ну и, полный абзац - торговля на бирже. Особенно вредная деятельность - торговля ценными бумагами, акциями и валютой.
Участники этой торговли считают себя инвесторами (но проговариваются, иногда, и называют себя правильно - ближе к истине - игроками). На самом деле, как правило, большинство торговцев на биржах - спекулянты. На фондовом рынке - все спекулянты.
Присутствие на бирже спекулянтов делает не возможным поддержание стабильных цен.
Спекулянт, ради получения прибыли в том секторе, в котором, как ему кажется, можно получить больше прибылей - выбрасывает на рынок свои запасы по низкой цене, получает деньги и играет в другом секторе рынка.
Совсем не до игры получается предприятиям, которые, уверовав в некую цену товара на рынке, занялись инвестиционной деятельностью, или геологоразведкой.
С оттоком спекулянтов с рынка, падает надутая спекулянтами цена на товар, производимый предприятием, падают прибыли производителя товара и предприятию приходится сворачивать инвестиционные программы. Уж лучше бы цены никогда не достигали тех значений, на которые их раскрутила спекуляция - предприятия бы медленно, но верно, не попадая в убытки, занимались бы и инвестиционной деятельностью и разведкой ископаемых. Без спекулянтов была бы уверенность в том, что разработанный бизнес-план, в котором ожидается прибыль, будет реализован и принесёт пользу обществу.
Почему привлекательным является фондовый рынок - рынок акций?
Потому, что банкирам выгодно, чтобы альтернативное и выгодное для граждан и промышленности обращение со свободными средствами (широкое применение облигаций и гарантии их погашения), организовано не было. Почему банкирам?
Потому, что банки стали государствами в государствах - это они назначают президентов и премьер министров. Центробанк - коммерческое предприятие, но читаем: Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления'. Так указано в статье 1 Федерального закона от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)'.
Потому и играет Центробанк ради своей прибыли стабилизационными средствами государства против сбережений граждан, произвольным образом изменяя курс рубля к доллару, чтобы не стойкие, гоняясь за более выгодной на сегодня валютой, оставляли Центробанку маржу за обмен валюты.
Потому банкиры и против облигаций, потому и протащили законы усложняющие их обращение, потому и предусмотрели, чтобы государство не гарантировало владельцам облигаций их погашение по строку и по прибыльности, что при широком внедрении облигаций лопнет спекулятивный рынок перепродажи права пользования чужими деньгами. На какие тогда деньги банкиры будут строить дворцы и скупать по всему миру фамильные замки?

Вернёмся к началу.
В реальном секторе экономики до сих пор работает известная формула: - 'товар - деньги - товар', которая всё же является обобщённой и работающей.
На этапе продажи у продавца всегда остаётся некоторое превышение денег над себестоимостью проданного товара. Эту прибыль можно направить:
- на расширение производства, улучшение качества товара, условий труда и оплаты труда;
- можно направить на потребление акционерами;
- можно эти временно свободные средства отдать в рост, если известно, что на своём предприятии они растут медленнее.
Вопрос: 'Где же деньги растут быстрее?'
Ответ: 'Деньги быстрее растут в пирамидах, на их начальной стадии, в других мафиозных процедурах, абстрактных по отношению к производству реальных товаров и услуг: т.е. в спекулятивных операциях на биржах, в том числе, на фондовой и валютной.
Вот туда и направляются средства, временно изъятые из производства и даже заёмные, в ущерб реальной экономике.
Современные научные сотрудники от экономики придумали оправдание этому факту (значит, знает кошка, чьё сало съела) и оправдывают отток средств из реального сектора экономики в пирамиды, якобы полезной для общества конкуренцией видов деятельности, забывая, что спекуляция - это не деятельность, а вредительство!
Сколько бы граждане не теряли на пирамидах типа МММ, желание обогатиться на халяву - неистребимо. Потому, 'иннвесторы' спекулянты, идут на фондовый рынок, рынок драгоценных металлов и прочих биржевых товаров и играют. Государства должны дать сигнал, что со спекуляцией пора кончать - это не производительная деятельность, более того - вредная.
Сигналом должно быть полное прекращение торгов акциями, валютой и преследование спекулянтов в других сегментах рынка. Прозорливые люди в список которых вошли глава одного из американских хедж-фондов Джон Полсон (John Paulson), аналитик Мередит Уитни (Meredith Whitney), экс-глава рейтингового агентства Standard & Poor's Кэтлин Корбет (Kathleen Corbet) и инвестор-миллиардер Джордж Сорос., грозили бурей на финансовых рынках задолго до того, как она разразилась. Увы, но решения в этот период принимали совсем другие люди.

Самый главный спекулянт планеты Д.Сорос обратился, как он говорит, в ущерб собственным интересам, к главам правительств всех стран с призывом ограничить спекуляцию, ради сохранения реального сектора экономики. Если призывы Д.Сороса не восприняты до сих пор, значит, у кого-то другие интересы перевешивают над интересами спасения реального сектора экономики?
Даже если это и интересы спасения, и если не реального сектора, то какого? Естественно, банковского, как '...кровеносной системы экономики страны'.
Не помните, кто последний раз об этом говорил?
 

Vlad_pravo2000

Активист
19 Май 2007
1,669
199
Москва
ыводы (предложения):
 Нужно запретить романтизировать спекуляцию, называя спекулянтов инвесторами (в том числе спекуляцию на разности ставок по вкладам и кредитам в банках). Спекулянты - презренные игроки за карточным столом, если не сказать, что не игроки, а шулеры.
 Нужно запретить романтизировать спекуляцию, называя этот вид деятельности конкурирующей отраслью народного хозяйства. Иначе грабёж и воровство тоже нужно будет узаконить, как конкурирующие виды деятельности;
 Нужно приказать всем предприятиям и банкам выкупить свои акции у населения по их номинальной стоимости, с учётом инфляции;
 Нужно запретить выдавать потребительские кредиты населению и промышленности. Отсутствие лишних (потребительского кредита) денег на рынке заставит продавцов снижать цены на свою продукцию;
 Разрешить свободные средства граждан и предприятий размещать только в облигации предприятий, которым не хватает средств на расширение производства и на улучшение качества продукции, а также в облигации новых бизнесов. Государство должно установить одинаковую доходность облигаций и гарантию погашений облигаций по сумме и сроку, как государство сегодня гарантирует возврат вкладов из банка;
 Свободные средства фондов (пенсионного, социального), должны вкладываться только в производство товаров и продуктов;
 Бюджет государства не должен сводиться с положительным сальдо. Свободные средства государства должны инвестироваться в науку и технологию. До появления в России экспертов международного уровня (появление их можно будет заметить по возросшему уровню индекса цитирования работ экспертов до уровня цитирования учёных с мировым именем), при отборе проектов (в том числе по санации спекулятивных рынков) запретить привлекать одиночных экспертов, так называемых 'специалистов' и даже группу "специалистов". Инвестиционные проекты должны оцениваться взаимно - авторами конкурирующих проектов в своей области деятельности. Если "специалист" предоставил проект на конкурс - он специалист и должен выступить в качестве экспертов для других проектов, а если ему нет чего предложить на конкурс, то какой же из него специалист и тем более, эксперт?
 Государство не должно выделять средства на сохранение прибылей у спекулянтов нефтью, валютой, акциями и пр., не должно поддерживать производителей товаров и продуктов, которые превысили в своей отрасли разумные отпускные цены. Что такое разумные цены? Это когда 80% нуждающихся в товаре или услуге может её приобрести за счёт собственных сбережений, или с помощью кредита предприятия, где гражданин работает. Спекулянтов можно "поддержать" только так, как это было в СССР - уголовным преследованием с конфискацией имущества.
 Следует перейти на казначейскую форму исполнения бюджета, чётко следить, чтобы деньги, поступившие в казну оперативно перечислялись по тем направлениям, которые определены в бюджете страны на текущий год.;
 Следует установить фиксированный курс рубля к многовалютной корзине, а за отклонение реального курса рубля к фиксированному, строго спрашивать с министерств, отвечающих за развитие производства товаров и продуктов, социальное развитие страны и торговлю.

Тот, кто ратует за сохранение фондового рынка, за права банков на игры со вкладами и кредитами, за сохранение положительного сальдо бюджета - ратует за то, чтобы хирело производство, ибо фондовый рынок, банковское кредитование и положительное сальдо бюджета оттягивает средства из реального производства, лишая его средств к развитию и модернизации.
Пример тому - не использованный коэффициент 6.0 в снижении расходования топлива в России на выпуск единицы ВВП.
Очень бы хотелось узнать мнение Кудрина по этому сообщению. Или мнение ведущего специалиста министерства. Однако, из минфина не отвечают. Минфин не читатель, минфин- писатель.

Перечень обвинений в адрес агентов рынка можно было бы продолжить.

Это и рекламщики, которые тоже не создают товарного покрытия, но помогают раздувать отпускные цены. Если бы производители не в рекламу вкладывали средства а в технологии, направленные на сокращение затрат производства - то и реклама бы не требовалась бы.
У производственников не было выбора: или народ обдурить, навязать товар броской рекламой, за его же деньги, или качество увеличить и уменьшить себестоимость!
Можно и производственников ругать. В период, когда экономика более-менее работала - нужно было не жалеть средства на НИР и ОКР, которые могут сокращать издержки производства и сбыта. Но...нельзя производственников обвинять в том, что они не управляются принятыми законами, а законы требуют получать прибыль с минимумом новых вложений - вот и идут производственники по простому пути - реклама. Этот путь увеличивает отпускные цены, а банкиры радуются, ибо увеличение отпускных цен их радует дважды.
Обидно в другом - политики и экономисты спелись. До междусобойчика глав правительств на 20 членов, каждый из членов начинал говорить умные вещи про изменение мирового порядка, а после междусобойчика замолчали. Видно сговорились или научил их кто, как греть руки на пожаре!

Можно ли не греть руки на пожаре, а тушить пожар, причем навечно?
Можно! И быстро, за один - два квартала!

КАК СТАБИЛИЗИРОВАТЬ ЭКОНОМИКУ И ЗАСТАВИТЬ ЕЁ РАБОТАТЬ НА ГРАЖДАН, А НЕ НА БАНКИРОВ.
Опыт Л.Эрхарда, в модифицированном виде, может быть применен и сегодня.
Чтобы запустить экономику в работу требуется избавиться от пляски цен.
Первоочередной задачей выпустить свод законов, запрещающих спекуляцию любыми товарами, услугами.
Во-вторых, нужно установить взаимоувязанные цены услуг монополистов.
Первое уже работало в СССР, второе работало в ФРГ, при Л.Эрхарде.

Предлагается установить взаимоувязанные цены монополистов расчётным путём. При этом, законодательно нужно установить некоторые парамектры:

 Нет определения в понятии: 'допустимая сверхприбыль';
 Нет понятия 'предельная оплата труда менеджерам';
 Нет нормативной базы по ценам товаров и услуг других предприятий. Т.е. никто не знает, что и сколько должно стоить при составлении сметы?!
 Никто не знает зарплату президента России с учётом получаемых им льгот (чтобы установить предельный порог оплаты труда менеджерам компаний). Лучше всего отменить президенту льготы, но поднять зарплату до уровня, чтобы он мог пользоваться, за плату всем, что предоставляют ему сегодня льготы (но - это не предмет данной статьи);

Однако основное, для проведения работ по установлению взаимоувязанных цен - есть. Закон о защите прав потребителя признаёт за потребителем право получать достойное качество услуги за потраченные на оплату услуг средства. Если цена товара включает сверхприбыль, то это ситуация, когда за свои деньги клиент получает товар недостойного качества! Сверхприбыль не получилась бы, если бы производитель уделил больше внимания качеству товара или услуги.
Оплата сверхприбыли - навязанная услуга, а иск по навязанным услугам, в соответствии с законом, бесплатный для потребителя!
В развитых странах и сегодня не подадут руку тому предпринимателю, у которого рентабельность производства выше 10%!
Успешной работе алгоритма Эрхарда содействовало то, что в развитых странах давно существует понятие: 'минимальная почасовая оплата труда', и предел зарплаты для менеджеров, равный оплате труда Президента страны. Поскольку Западная Германия не богата полезными ископаемыми, и многие товары были импортными, то была ориентировка на мировые цены товаров и услуг, включенных в смету. Это облегчало немцам составление смет и проверку смет в суде.
В России нет ни норм этики для определения нормы прибыли, ни мировых цен (они сегодня прыгают как зайчики), ни требования по минимальной почасовой оплате труда и, главное, нет предела оплаты труда менеджеров.
Есть дурость, которая называется: 'минимальный размер оплаты труда - МРОТ', но кто-нибудь пробовал прожить на сумму МРОТ?
Столь громкое название: 'МРОТ' придумано, но имеет два значения:
- одно - для единицы определения суммы штрафов и прочих поборов в государственных и муниципальных конторах за навязанные услуги, не более того;
- другое - для определения константы, на которую умножается коэффициент тарифной сетки зарплат чиновников и бюджетников.
К числу сложностей с определением базовых цен в России следует отнести и существенное различие в инфраструктуре регионов, где происходит производственная деятельность. Затраты на обеспечение жизнедеятельности разные в г. Мурманске, г. Краснодаре и г. Анадыре, разный будет состав затрат при производстве одинаковых товаров и услуг, разные расходы по одинаковым статьям затрат.
Возможен ли в этих условиях элемент государственного регулирования цен?
Советская Россия проходила через эту проблему введением, например, поясных коэффициентов. Поэтому для начала просто примем за факт, что проблема с разными условиями, в том числе климатическими, существует, однако в настоящее время существуют прямо противоположные примеры. Например, стоимость квадратного метра нового жилого дома в г.Юрьевец (Владимирская область), построенного из панелей, привезённых из Москвы, в 8 (восемь) раз меньше, чем в доме, построенном в Москве из таких же панелей.
Значит, не пояса и зоны влияют на цену!?.

Суть модернизации алгоритма Людвига Эрхарда по устранению инфляции.

Российская экономика крайне монопольна. И это не плохо! В составе затрат (пусть меня поправят) товаров и услуг любого предприятия содержится до 90% затрат на оплату услуг монополистов.
Оплата электроэнергии, воды, аренды помещения, железнодорожных перевозок, услуг почты и проводной связи, отопления, штрафы за охрану воздушного бассейна, средства на приобретение металла и инструмента, навязанные расходы по оплате обучения основам пожарной безопасности, измерению сопротивления заземления, сертификации и лицензированию - это всё оплата услуг монополистов (региональных или Федеральных).
Если это так, то задача создания нормативной базы по стоимости услуг, перечисляемых в смете затрат на выпуск товаров и услуг несколько упрощается.
Получается, что достаточно определиться с ценами товаров и услуг монополистов, и сметы будут составляться с точностью до 5%?

Чтобы остановить инфляцию быстро и без перерегулирования цен, следует выполнить процедуру установления взаимоувязанных цен монополистов. Для этого:

3.3.1. составить список предприятий и продукции предприятий, которые создают до 90% объёма валового национального продукта, далее - монополистов. Эта задача для Госкомстата (можно установить предел не 90%, а 50% или 60%.). Разослать список монополистов всем монополистам;

3.3.2. обязать монополистов составить к указанному сроку сметы затрат на выпуск своей продукции, которая составляет у них до 90% объёма продаж (а можно и до 50 -60% продаж). Сметы должны исходить, на день их составления, из затрат предприятий при производстве своих товаров, по счетам монополистов, а стоимость услуг не монополистов вынести в раздел: 'услуги прочих предприятий';

3.3.3. обязать монополистов расшифровать состав затрат на амортизацию оборудования и определить в текущих ценах оборудования и строительства стоимость удельных затрат на строительство нового оборудования, существующей мощности (на котором монополист выпускает товар или услугу - себестоимость которых расшифровывается);

3.3.4. в состав затрат включать затраты на содержание непроизводственных служащих (не более 10%), оплату труда менеджеров (зарплату не более, чем у президента России).

3.3.5. объяснить монополистам их пользу от проводимой работы и вред от саботажа, а именно: - Если товар монополиста прошёл процедуру установления взаимоувязанных цен, то никто не имеет права вызывать монополиста в суд и требовать с него расшифровку затрат по смете, как сильно он не сократил бы внутренние расходы для получения прибыли. Монополист, в этом случае, может рационализировать производство, получить прибыль большую, чем она определена взаимоувязанными ценами и никто не заставит его снизить прибыль и снизить стоимость товара, который он производит.
- В противном случае, по мере снижения затрат на производство, в судебном порядке монополиста могут наклонить на снижение цен, чтобы подровнять прибыль этого производителя продукции под стандартную.

Предположительно, (в рамках п. 3.3.1.) в число монопольных должны попасть следующие виды деятельности:
1. Производство электроэнергии и тепла,
2. Железнодорожные перевозки,
3. Нефтедобыча,
4. Нефтепереработка,
5. Добыча газа,
6. Доставка газа,
7. Горнодобывающая промышленность,
8. Металлургическая промышленность,
9. Машиностроительная промышленность,
10. Бесплатное обязательное среднее и высшее образование,
11. Бесплатное медицинское обслуживание населения,
12. Услуги связи и почты,
13. Услуги по предоставлению эксплуатационных услуг для квартиры установленной нормы по площади,
14. Услуги монополистов, перечисленные при описании потребительской корзины, таких, как ЖКХ и затраты на содержание и на воспитание одного ребёнка, умноженных на желательный коэффициент воспроизводства с учётом естественной убыли,
15. Производство сельскохозяйственных продуктов, котирующихся на сырьевых биржах,
16. Переработка сельхоз продукции и получение продуктов, котирующихся на товарных и продуктовых биржах,
17. Услуги местной администрации по управлению регионом,
18. Услуги Земельного комитета по улучшению инфраструктуры для обеспечения и поддержания заданной стоимости земли по земельному кадастру,
19. Услуги по предоставлению нежилых помещений в аренду,
20. Банковские услуги,
21. Производство основных продуктов химической промышленности, используемые монополистами при создании ими товаров и услуг,
22. Налоги (федеральные, местные и сборы),
23. Затраты на страхование и охрану,
...
...
N.
Определившись с перечнем монополистов и получив от них сметы на производство своей продукции (п. 3.3.3.) следует:
составить и решить систему N уравнений, с N неизвестными, причём каждое равенство системы представляет собой отпускную стоимость продукции отрасли (левая часть равенства), выраженную через стоимость продукции и услуг других отраслей (правая часть уравнений).
В число слагаемых правой части (затрат) входят и следующие затраты на:
- оплату труда основных рабочих и служащих;
- оплату труда менеджеров и вспомогательных рабочих;
- амортизационные отчисления на материальные и нематериальные активы;
- плановую прибыль;
- плановые благотворительные отчисления.
Не исключено, что подобную работу следует проводить в каждом регионе отдельно, если там существенно отличается состав затрат при производстве одного и того-же продукта.

После решения системы уравнений следует:
- определить такие показатели как:
 Суммарная заработная плата всех предприятий монополистов;
 Налоги всех предприятий монополистов;
 Объём реализации всех предприятий монополистов.
Для этого, для каждого монополиста:
- величину заработной платы на производство единицы продукции следует умножить на объём реализации этой продукции отрасли и сложить эти значения для всех монополистов, участвующих в решённой системе уравнений;
- величину налогов на производство единицы продукции умножить на объём реализации этой продукции отрасли и сложить эти значения для всех монополистов, участвующих в решённой системе уравнений;
- выделить из товаров, участвующих в построении и решении системы уравнений взаимоувязанных цен монополистов товары народного потребления и для них, этих монополистов, величину отпускной цены единицы продукции умножить на объём реализации этой продукции отрасли, разделить на долю этих товаров Российского производства к полному объёму рынка и сложить эти значения для всех монополистов отрасли товаров народного потребления, участвующих в решённой системе уравнений. Результат сложения - это объём реализации отрасли (включая иностранные товары на внутреннем рынке) - 'товары народного потребления'.
Величина налогов всех предприятий монополистов нужна для оценки усреднённой величины оплаты труда государственных служащих, чтобы, сложив величину оплаты труда государственных служащих (бюджетников), с величиной суммы оплата труда монополистов, получить величину платежеспособного спроса населения.

После проведения вышеописанных процедур нужно сравнить цифры 'объём реализации товаров народного потребления' и 'величина платежеспособного спроса населения'.
В случае, если значение 'объём реализации товаров народного потребления' окажется меньше значения 'величина платежеспособного спроса населения' - следует произвести коррекцию статьи расходов на оплату труда у всех работодателей. Сокращение статьи: 'величина платежеспособного спроса населения'.нужно произвести уменьшением почасовой ставки, или сокращением числа сотрудников, что предпочтительнее.
Это сокращение ФОТ делается не ради уменьшения инфляции, а ради сохранения продуктов и товаров на прилавках магазинов и рынков. Такой коррекцией выравнивается расчётное значение платежеспособного спроса и товарного покрытия спроса.
Есть возможность безболезненно снизить число чиновников в России на 2 миллиона человек. Предложение тоже может быть представлено в виде статьи.
При расшифровке статьи затрат 'заработная плата', монополисты перемножали почасовую ставку на трудозатраты. Из подобных расшифровок можно сделать расчёт потребности в рабочей силе и сравнить эту величину с численностью дееспособного населения в стране, определить необходимость экономики в гастарбайтерах.
Из анализа соотношения потребной численности в трудовых ресурсах и с учётом их наличия в стране, охвата доли продукции, участвующей в процедуре взаимоувязки цен монополистов, можно сделать вывод о желательном коэффициенте повышения рождаемости. Или о необходимости привлечения иностранной рабочей силы или о необходимой степени увеличения рабочих мест в стране, чтобы занять всё дееспособное население.
Другим рычагом приведения в соответствие платежеспособного спроса и товарного покрытия является снижение нормы планируемой прибыли (которая учитывается в уравнениях отпускной цены товаров отрасли). Практика зарубежных экономик показала, что совсем не обязательно иметь рентабельность в 300%. Устойчивая работа с рентабельностью 10% , при условии, что правильно учтены амортизационные расходы - гарантирует владельцам бизнеса интерес к его продвижению и развитию.

Результатом решения системы уравнений на электронной вычислительной машине будут значения отпускной стоимости продукции каждой отрасли, каждой услуги, охваченной отдельным уравнением. Далее следует согласовать эти цены с монополистами и:
- призвать потребителей продукции не покупать продукцию по цене выше указанной, с учётом нормированной величины добавленной цены в розничной торговле. В случае отсутствия замещающей продукции по оговоренной цене, рекомендовать покупателю требовать смету затрат на эту продукцию.
- если цена покажется завышенной, рекомендовать покупателю обращаться в суд. Смету всегда можно будет проверить, исходя из утверждённых, на основании решения системы уравнений, цен основных товаров и услуг. Судопроизводство не должно быть сложным, если большая часть продукции в стране будет выпускаться по взаимоувязанным ценам и выступать стоимость такой продукции будет как известная величина в смете расходов изготовителя товаров, стоимость которых обсуждается в суде.

Срок рассмотрения дел подобного рода в суде установить не более 2 суток, а делопроизводство - бесплатным для граждан.

Товарищ Л. Эрхард призывами к населению о содействии в деле контроля за ценами, действиями населения и судов, остановил инфляцию, а через год началось снижение цен.
В открытой печати Л.Эрхард регулярно давал ориентировку на рациональные цены, установившиеся на рынке, для разных видов продукции и услуг.

В России есть службы, которые могут провести описанную работу. Это антимонопольный комитет, Госкомстат и его региональные отделения, региональные комиссии по тарифам. Вместе они должны выполнять функцию Государственного комитета по ценообразованию - Госкомцен.
В обязанности Госкомцен будет входить анализ последствий введения взаимоувязанных цен, выпуск бюллетеня социально оправданных цен.
В настоящее время, работа, подобная решению системы уравнений проводится. Она заключается в составлении ориентировки на изменение цен монополистов, при повышении цен одним из них. Эти сведения составляет, например энергетическая корпорация, перед обращением в региональную комиссию по тарифам об утверждении новых тарифов. Сведения содержат прогноз воздействия от повышения цен на электроэнергию и тепло на отпускные цены других видов производств - железнодорожного транспорта, отопления в ЖКХ, стоимости металлов и продукции машиностроения.

По какому признаку можно судить о правильности работы в деле поддержания стабильными взаимоувязанные цены?

Людвиг Эрхард определил, что самым чувствительным барометром состояния экономики является текущее значение объёма розничных продаж.
По его представлениям, если объём розничных продаж растёт, то это значит:
1. что на рынок предоставлено достаточное количество товаров ожидаемого качества и по приемлемым ценам, а также значит, что рынок удобно организован;
2. что покупательская способность населения не исчерпана, и количество средств для покупок растёт (если при этом не тают сбережения граждан).
При нарушении одного из условий объём розничного оборота падает. Если объём розничного оборота падает или сокращаются сбережения (в облигациях), значит, нужно что-то менять, чтобы восстановить объём продаж.
Людвиг Эрхард приветствовал круглосуточный режим работы магазинов, резко возражал против сокращения времени работы магазинов в субботу и возражал против лицензирования.

Какие же способы воздействия на ситуацию могут быть у Гокомцен?
Должны отслеживаться уровни цен на товары и услуги, выявляться причины попыток повышения цен. От имени Госкомцен должны привлекаться суды для исключения необоснованных повышений цен, должны устранять причины, заставляющие повышать взаимоувязанные цены.
В обязанности Госкомцен должно входить ведение реестра предприятий, работающих по взаимоувязанным ценам. Предприятия, внесённые в реестр не могут быть привлечены к судебным разбирательствам, если цены на их продукцию не выше обозначенной в реестре. Госкомцен должен вносить другие предприятия в реестр, если отпускная стоимость их продукции рассчитана на основе цен, взятых из реестра.
В обязанности Госкомцен должно входить право хадатайствовать перед бюджетом о выделении средств для строительства объектов, устраняющих дефицит некоторых товаров и услуг на рынке.

Особое внимание Госкомцен должен уделять важным аспектам планирования развития страны.
Ценообразование должно обеспечивать восстановление основных средств в объёме и в сроки, удовлетворяющие требованиям расширенного воспроизводства в сферах промышленного, сельскохозяйственного, производства услуг, включая банковские, с коэффициентами, заложенными в бюджете страны.
Ценообразование должно обеспечивать восстановление численности работоспособного населения страны за счёт рождаемости среди граждан коренных национальностей страны в объёме и в сроки, удовлетворяющие требованиям плана социального развития страны.

Юрий Виноградов
11 февраля 2009г.