Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Москве на 2010-2012 гг. утверждена на очередном заседании городского правительства. По словам столичного мэра Юрия Лужкова, в целом документ подготовлен добротно и толково.
С основным докладом по вопросу выступил руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев. Он напомнил, что на сегодняшний день в городе действует более 360 тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых 149 тыс. – индивидуальные предприниматели, а также около 1,5 тыс. средних предприятий. Вклад МП в экономическое развитие региона выше, чем в среднем по России, и характеризуется почти четвертой частью валового регионального продукта и третью занятого в городе населения. Несмотря на начавшийся в 2008 г. финансово-экономический кризис, все задачи, поставленные ныне действующей программой, выполняются в заданных объемах, на уровне или с превышением установленных индикативных показателей.
В настоящее время, по словам докладчика, наблюдается стабилизация ситуации и даже положительная динамика, что наглядно характеризует эффективность своевременно разработанных и реализуемых антикризисных мер. «Так, с марта мы отмечаем постепенный рост ожиданий предпринимателей в позитивных оценках возможных условий их деятельности в 2009 г. По данному показателю к началу июня превышен докризисный показатель ноября прошлого года (27,4% к 25,1% соответственно). Мы наблюдаем также устойчивое снижение доли предприятий, намеренных сокращать масштабы деятельности», - сказал министр и добавил, что столичные малые предприятия сегодня предлагают около 2,5 тыс. рабочих вакансий со средней зарплатой в 20-30 тыс. рублей.
Он сообщил, что особенностью представленной сегодня программы является то, что она разрабатывалась в период неопределенной экономической ситуации. В связи с этим документ направлен прежде всего на решение двух важнейших задач: максимальное смягчение для малых и средних предприятий последствий кризиса и проведение комплекса мер, содействующих их успешному развитию в посткризисный период. В программе присутствуют существенные элементы новизны – в частности, более четкое определение оказываемых предпринимателям детализированных услуг, расходов, показателей учета их выполнения и результативности. ДПиРМП будет ежегодно утверждать перечень проектов, в рамках которых осуществит комплексную поддержку предпринимателей. «Таким образом, мы обеспечим абсолютную прозрачность и целевое использование бюджетных средств. С другой стороны, сможем оперативно учитывать изменения в экономике, то есть максимально учитывать актуальные потребности предпринимателей», - отметил М.Вышегородцев.
Помимо этого, новая программа задает главный вектор поддержки малых и средних предприятий Москвы – стимулирование их инновационной активности. «Модернизация и переход российской экономики на инновационную модель – именно так поставлена сегодня Президентом РФ общегосударственная задача. В этой связи примечательно, что городская программа предусматривает меры, направленные на обеспечение опережающего по сравнению с федеральной программой роста количественных показателей развития инновационного и производственного малого и среднего бизнеса», - заявил глава ДПиРМП. Инновационный бизнес будет пользоваться особым приоритетом в предоставлении финансовой, имущественной и других видов поддержки; кроме того, особое внимание будет уделяться созданию условий для привлечения частного капитала при реализации проектов венчурного инвестирования, создания бизнес-инкубаторов и технопарков. Будет активно вестись работа по выявлению наиболее динамичных инновационных МП.
Среди других приоритетных групп получателей поддержки выделены производственные и социально-значимые малые предприятия, в том числе использующие труд лиц с ограниченными физическими возможностями, осуществляющие деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, молодежные, ремесленные, а также начинающие предприниматели.
Говоря о количественных показателях представленной программы, М.Вышегородцев сообщил, что при сохранении ресурсного обеспечения в 2010 г. на уровне текущего года, увеличение количества адресных услуг по различным их видам запланировано на уровне 15-25%. Общее их число составит 230 тыс. в 2010 г. и за три года вырастет до 250 тыс. – в 2012 г. Объем привлеченных кредитных ресурсов субъектов МСП к 2012 г. предполагается довести до 8,6 млрд рублей; плановое количество получателей этой услуги до 2012 г. – свыше 3 тыс. предприятий. Получит дальнейшее развитие деятельность микрофинансовой сети, через офисы которой в каждом административном округе предприниматели могут в быстром беззалоговом режиме получить до 350 тыс. рублей. План микрофинансовых услуг за три года - почти 22 тыс. Кроме того, планируется значительно увеличить объемы субсидирования. Общий объем средств, выделяемых на субсидии, увеличен уже в первый год реализации программы на 68 млн рублей, или 26,8%, по сравнению с планом этого года. Предоставить субсидии планируется почти 2 тыс. предпринимателей на общую сумму более 1,15 млрд рублей, что должно обеспечить создание свыше 3,5 тыс. рабочих мест и прирост выручки неторгового сектора малого и среднего предпринимательства более чем в 7 млрд рублей. Всего финансовую поддержку за три года должны будут получить 26 610 малых и средних компаний. Что касается имущественной поддержки, то с 2010 по 2012 гг. планируется ввести в строй 1,2 млн кв. м площадей для малого бизнеса", - сообщил М.Вышегородцев.
Количество посещений интернет-порталов Системы информационного обеспечения малого предпринимательства планируется довести до 18 млн в год. Общее количество адресных консультационных услуг в 2010 г. составит 80 тыс., а в 2012 г. - 81,7 тыс. Не менее 1,3 тыс. юридических услуг в режиме «Неотложной правовой помощи» ежегодно будет оказываться с выездом к субъектам малого и среднего предпринимательства, и еще 7,5 тыс. услуг - в рамках исполнения договоров об оказании безвозмездной правовой помощи в режиме абонентского обслуживания. Наряду с этим, более 22 тыс. человек смогут за 3 года пройти обучение по направлениям, предлагаемым ДПиРМП.
Помимо этого, в документе предусмотрены следующие меры: помощь в выходе на новые рынки сбыта путем проведения «деловых миссий» в регионах РФ и за рубежом; налаживание производственной кооперации между малыми, средними и крупными предприятиями, в том числе через проведение «бирж cубконтрактов», «кластеризацию» малых и средних предприятий вокруг крупных (якорных) компаний; поддержка участия малых и средних предприятий в выставочно-ярмарочных мероприятиях; создание отраслевых и территориальных брендов субъектов малого и среднего предпринимательства и продвижение их на региональные и международные рынки.
«Одной из важнейших задач, решение которой заложено в программе, является пропаганда предпринимательской деятельности как достойного образа жизни, с целью вовлечения в предпринимательскую деятельность большего числа москвичей и, в первую очередь, молодежи. Малый бизнес в очередной раз доказал свою жизнеспособность и устойчивость к негативным изменениям макроэкономической ситуации - об этом говорит еще и такая цифра, что в текущем, кризисном, году не более 5% предприятий малого бизнеса столкнулись со значительными трудностями при выплате своих кредтов», - резюмировал М.Вышегородцев.
С содокладом на заседании выступил председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе. Он подчеркнул, что программа является органичным продолжением работы городских властей по поддержке МСП и наверняка станет примером для других регионов. При этом А.Иоффе сформулировал несколько важных моментов, которые, на его взгляд, должны найти свое отражение в документе.
Во-первых, он высказал мнение, что в части развития инновационного бизнеса необходимо сконцентрировать усилия на создании мини-кластеров в так называемых прорывных секторах. «Для этого необходимо разобраться, сколько инновационных и смежных с ними предприятий работает в Москве, сгруппировать их по интересам, выделить самых перспективных, а в дальнейшем – всячески поддерживать эти мини-кластеры, в полной мере используя возможности отраслевых функциональных подразделений правительства города», - считает глава ОЭС. Во-вторых, необходимо четче прописать, какие именно услуги предлагаются средним предприятиям – ведь их потребности в корне отличаются от нужд начинающих компаний. В-третьих, больше внимания должно быть уделено развитию франчайзинга. «Малый бизнес при данной схеме получает немало преимуществ от владельца франшизы. Мы упустили из виду это направление, и программу нужно дополнить в этом ключе», - сказал А.Иоффе. Также он вернулся к теме создания на одном из центральных телеканалов программы, посвященной малому предпринимательству. «Об этом уже говорилось давно, но до конца эта идея доведена не была. Нужно это исправить. Такая передача должна быть в первую очередь увлекательной, интересной широкому кругу зрителей», - добавил он.
Глава ОЭС также затронул тему, важную для организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. «У многих из них подходят к концу сроки договоров аренды помещений, где они располагаются. 159-ФЗ предусматривает предоставление этих помещений на конкурсной основе, хотя в 209-ФЗ прописаны нормы имущественной поддержки таких организаций. Этот вопрос нужно срочно решить – либо предоставлением имущества в безвозмездное пользование, либо каким-то другим способом», - заявил А.Иоффе.
Еще один момент, освещенный в содокладе, – исключение представителей ОЭС из состава городской комиссии по финансово-экономической поддержке МСП. «Наш совет существует с 1990 г., мы инициировали множество решений по поддержке бизнеса, федеральным законодательством предписано создание общественно-экспертных советов по МСП в регионах, поэтому я считаю, что наших представителей в состав комиссии нужно вернуть», - сказал он.
Наконец, глава ОЭС напомнил о проблеме, которая вскоре может встать очень остро: с 1 июля вступает в силу 312-ФЗ, который обязывает до 1 января 2010 г. пройти перерегистрацию все общества с ограниченной ответственностью. В Москве их около 250 тыс. «Мотивы неплохие, но сроки просто чудовищные. Если их не пролонгировать, мы получим сумасшедший дом, а посреднические компании – огромные прибыли. Необходимо обратиться в органы государственной власти с этим вопросом», - заключил А.Иоффе.
С основным докладом по вопросу выступил руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев. Он напомнил, что на сегодняшний день в городе действует более 360 тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых 149 тыс. – индивидуальные предприниматели, а также около 1,5 тыс. средних предприятий. Вклад МП в экономическое развитие региона выше, чем в среднем по России, и характеризуется почти четвертой частью валового регионального продукта и третью занятого в городе населения. Несмотря на начавшийся в 2008 г. финансово-экономический кризис, все задачи, поставленные ныне действующей программой, выполняются в заданных объемах, на уровне или с превышением установленных индикативных показателей.
В настоящее время, по словам докладчика, наблюдается стабилизация ситуации и даже положительная динамика, что наглядно характеризует эффективность своевременно разработанных и реализуемых антикризисных мер. «Так, с марта мы отмечаем постепенный рост ожиданий предпринимателей в позитивных оценках возможных условий их деятельности в 2009 г. По данному показателю к началу июня превышен докризисный показатель ноября прошлого года (27,4% к 25,1% соответственно). Мы наблюдаем также устойчивое снижение доли предприятий, намеренных сокращать масштабы деятельности», - сказал министр и добавил, что столичные малые предприятия сегодня предлагают около 2,5 тыс. рабочих вакансий со средней зарплатой в 20-30 тыс. рублей.
Он сообщил, что особенностью представленной сегодня программы является то, что она разрабатывалась в период неопределенной экономической ситуации. В связи с этим документ направлен прежде всего на решение двух важнейших задач: максимальное смягчение для малых и средних предприятий последствий кризиса и проведение комплекса мер, содействующих их успешному развитию в посткризисный период. В программе присутствуют существенные элементы новизны – в частности, более четкое определение оказываемых предпринимателям детализированных услуг, расходов, показателей учета их выполнения и результативности. ДПиРМП будет ежегодно утверждать перечень проектов, в рамках которых осуществит комплексную поддержку предпринимателей. «Таким образом, мы обеспечим абсолютную прозрачность и целевое использование бюджетных средств. С другой стороны, сможем оперативно учитывать изменения в экономике, то есть максимально учитывать актуальные потребности предпринимателей», - отметил М.Вышегородцев.
Помимо этого, новая программа задает главный вектор поддержки малых и средних предприятий Москвы – стимулирование их инновационной активности. «Модернизация и переход российской экономики на инновационную модель – именно так поставлена сегодня Президентом РФ общегосударственная задача. В этой связи примечательно, что городская программа предусматривает меры, направленные на обеспечение опережающего по сравнению с федеральной программой роста количественных показателей развития инновационного и производственного малого и среднего бизнеса», - заявил глава ДПиРМП. Инновационный бизнес будет пользоваться особым приоритетом в предоставлении финансовой, имущественной и других видов поддержки; кроме того, особое внимание будет уделяться созданию условий для привлечения частного капитала при реализации проектов венчурного инвестирования, создания бизнес-инкубаторов и технопарков. Будет активно вестись работа по выявлению наиболее динамичных инновационных МП.
Среди других приоритетных групп получателей поддержки выделены производственные и социально-значимые малые предприятия, в том числе использующие труд лиц с ограниченными физическими возможностями, осуществляющие деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, молодежные, ремесленные, а также начинающие предприниматели.
Говоря о количественных показателях представленной программы, М.Вышегородцев сообщил, что при сохранении ресурсного обеспечения в 2010 г. на уровне текущего года, увеличение количества адресных услуг по различным их видам запланировано на уровне 15-25%. Общее их число составит 230 тыс. в 2010 г. и за три года вырастет до 250 тыс. – в 2012 г. Объем привлеченных кредитных ресурсов субъектов МСП к 2012 г. предполагается довести до 8,6 млрд рублей; плановое количество получателей этой услуги до 2012 г. – свыше 3 тыс. предприятий. Получит дальнейшее развитие деятельность микрофинансовой сети, через офисы которой в каждом административном округе предприниматели могут в быстром беззалоговом режиме получить до 350 тыс. рублей. План микрофинансовых услуг за три года - почти 22 тыс. Кроме того, планируется значительно увеличить объемы субсидирования. Общий объем средств, выделяемых на субсидии, увеличен уже в первый год реализации программы на 68 млн рублей, или 26,8%, по сравнению с планом этого года. Предоставить субсидии планируется почти 2 тыс. предпринимателей на общую сумму более 1,15 млрд рублей, что должно обеспечить создание свыше 3,5 тыс. рабочих мест и прирост выручки неторгового сектора малого и среднего предпринимательства более чем в 7 млрд рублей. Всего финансовую поддержку за три года должны будут получить 26 610 малых и средних компаний. Что касается имущественной поддержки, то с 2010 по 2012 гг. планируется ввести в строй 1,2 млн кв. м площадей для малого бизнеса", - сообщил М.Вышегородцев.
Количество посещений интернет-порталов Системы информационного обеспечения малого предпринимательства планируется довести до 18 млн в год. Общее количество адресных консультационных услуг в 2010 г. составит 80 тыс., а в 2012 г. - 81,7 тыс. Не менее 1,3 тыс. юридических услуг в режиме «Неотложной правовой помощи» ежегодно будет оказываться с выездом к субъектам малого и среднего предпринимательства, и еще 7,5 тыс. услуг - в рамках исполнения договоров об оказании безвозмездной правовой помощи в режиме абонентского обслуживания. Наряду с этим, более 22 тыс. человек смогут за 3 года пройти обучение по направлениям, предлагаемым ДПиРМП.
Помимо этого, в документе предусмотрены следующие меры: помощь в выходе на новые рынки сбыта путем проведения «деловых миссий» в регионах РФ и за рубежом; налаживание производственной кооперации между малыми, средними и крупными предприятиями, в том числе через проведение «бирж cубконтрактов», «кластеризацию» малых и средних предприятий вокруг крупных (якорных) компаний; поддержка участия малых и средних предприятий в выставочно-ярмарочных мероприятиях; создание отраслевых и территориальных брендов субъектов малого и среднего предпринимательства и продвижение их на региональные и международные рынки.
«Одной из важнейших задач, решение которой заложено в программе, является пропаганда предпринимательской деятельности как достойного образа жизни, с целью вовлечения в предпринимательскую деятельность большего числа москвичей и, в первую очередь, молодежи. Малый бизнес в очередной раз доказал свою жизнеспособность и устойчивость к негативным изменениям макроэкономической ситуации - об этом говорит еще и такая цифра, что в текущем, кризисном, году не более 5% предприятий малого бизнеса столкнулись со значительными трудностями при выплате своих кредтов», - резюмировал М.Вышегородцев.
С содокладом на заседании выступил председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе. Он подчеркнул, что программа является органичным продолжением работы городских властей по поддержке МСП и наверняка станет примером для других регионов. При этом А.Иоффе сформулировал несколько важных моментов, которые, на его взгляд, должны найти свое отражение в документе.
Во-первых, он высказал мнение, что в части развития инновационного бизнеса необходимо сконцентрировать усилия на создании мини-кластеров в так называемых прорывных секторах. «Для этого необходимо разобраться, сколько инновационных и смежных с ними предприятий работает в Москве, сгруппировать их по интересам, выделить самых перспективных, а в дальнейшем – всячески поддерживать эти мини-кластеры, в полной мере используя возможности отраслевых функциональных подразделений правительства города», - считает глава ОЭС. Во-вторых, необходимо четче прописать, какие именно услуги предлагаются средним предприятиям – ведь их потребности в корне отличаются от нужд начинающих компаний. В-третьих, больше внимания должно быть уделено развитию франчайзинга. «Малый бизнес при данной схеме получает немало преимуществ от владельца франшизы. Мы упустили из виду это направление, и программу нужно дополнить в этом ключе», - сказал А.Иоффе. Также он вернулся к теме создания на одном из центральных телеканалов программы, посвященной малому предпринимательству. «Об этом уже говорилось давно, но до конца эта идея доведена не была. Нужно это исправить. Такая передача должна быть в первую очередь увлекательной, интересной широкому кругу зрителей», - добавил он.
Глава ОЭС также затронул тему, важную для организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. «У многих из них подходят к концу сроки договоров аренды помещений, где они располагаются. 159-ФЗ предусматривает предоставление этих помещений на конкурсной основе, хотя в 209-ФЗ прописаны нормы имущественной поддержки таких организаций. Этот вопрос нужно срочно решить – либо предоставлением имущества в безвозмездное пользование, либо каким-то другим способом», - заявил А.Иоффе.
Еще один момент, освещенный в содокладе, – исключение представителей ОЭС из состава городской комиссии по финансово-экономической поддержке МСП. «Наш совет существует с 1990 г., мы инициировали множество решений по поддержке бизнеса, федеральным законодательством предписано создание общественно-экспертных советов по МСП в регионах, поэтому я считаю, что наших представителей в состав комиссии нужно вернуть», - сказал он.
Наконец, глава ОЭС напомнил о проблеме, которая вскоре может встать очень остро: с 1 июля вступает в силу 312-ФЗ, который обязывает до 1 января 2010 г. пройти перерегистрацию все общества с ограниченной ответственностью. В Москве их около 250 тыс. «Мотивы неплохие, но сроки просто чудовищные. Если их не пролонгировать, мы получим сумасшедший дом, а посреднические компании – огромные прибыли. Необходимо обратиться в органы государственной власти с этим вопросом», - заключил А.Иоффе.
Последнее редактирование модератором: