- 19 Май 2007
- 4,983
- 2,774
Налоговые сборы в федеральный бюджет в первом полугодии 2009 года рухнули на треть – до 1,4 трлн руб. Правительству придется либо ужесточать налоговую политику, либо серьезно сокращать бюджетные расходы.
Еще год назад налоговики с гордостью сообщали о досрочном и полном выполнении плана по собираемости налогов, извещали о постоянном росте объемов перечисляемых денег. Сейчас красивая статистика не более чем радужные воспоминания. В январе-июне 2009 года федеральная казна получила на 29,5% меньше, чем в первом полугодии 2008 года – в федеральный бюджет пришло 1,4 трлн руб. налоговых поступлений, говорится в материалах Федеральной налоговой службы (ФНС). Между тем именно налоговые сборы являются одной из основных доходных статей российского бюджета.
Упавшие сборы
Сильнее всего в январе – июне этого года рухнули поступления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций – их объем составил 118 млрд руб. Это более чем втрое ниже аналогичного показателя прошлого года. Причина столь резкого снижения – ухудшение результатов деятельности компаний (количество убыточных предприятий выросло, а прибыльных, наоборот, уменьшилось), отмечают в ФНС. Налоговая база рухнула более чем на 50%, говорит заместитель директора компании Центр фискальной политики Александр Дерюгин. Кроме того, по мнению специалиста, федеральный бюджет очень сильно потерял из-за изменения налогового законодательства – в частности, сокращения ставки налога на прибыль с января текущего года с 24% до 20%.
На втором месте по темпам падения – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В январе-июне сборы по НДПИ в федеральный бюджет снизились в два раза и составили 384,2 млрд руб. (наибольшая часть этих средств приходилась на добычу нефти). Основной причиной стало снижение цены на нефть в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом более чем вдвое, отмечают в ФНС.
Чуть меньше – в 1,6 раза – снизились доходы от акцизов в федеральный бюджет – они составили в январе-июне 36,8 млрд руб. Это связано с изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты: с начала 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта РФ в полном объеме.
Статьи расходов Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин заявлял, что расходы российского бюджета в 2010 году почти на 73% будут социальными. Какой конкретно объем средств будет выделен из бюджета на соцрасходы, Путин не пояснил. Однако отметил, что на первом месте будут стоять такие расходы, как выплата пенсий, соцпособий, а также на реализацию демографических программ, в том числе – выплату материнского капитала, программ по образованию и медицине.
Налоговые меры
Проблема налоговых поступлений является довольно острой, признало российское правительство, поручив в мае этого года профильным ведомствам принять меры по увеличению сбора налогов. Результаты этой работы Минэкономразвития, Минфин и другие профильные ведомства должны сообщить до 1 августа 2009 года.
Речь идет о «закручивании гаек» по отношению к налогоплательщикам, которые пытаются уходить от уплаты налогов, говорит Александр Дерюгин. Дело в том, что сейчас многие компании, терпящие убытки, испытывают проблемы с уплатой налогов, не зависящих от результатов экономической деятельности – в основном это НДС и налог на имущество организаций. В результате собираемость налогов падает – компании теперь вовремя перечисляют меньший процент начисленных фискальных платежей, чем до кризиса.
Однако, по мнению эксперта, меры правительства вряд ли будут носить глобальный характер и серьезным образом затронут жизнь налогоплательщиков: кризис – это не то время, когда нужно усиливать налоговое давление, отмечает Дерюгин. По его мнению, проблему снижения налоговой базы решить только лишь с помощью ужесточения налоговой политики невозможно. «Если нет налоговой базы, то, как не ужесточай, вернуть прошлогодние доходы невозможно, можно лишь скорректировать текущую ситуацию. Либо мы задушим бизнес и увеличим собираемость в бюджет, либо оставляем все как есть»,- говорит Александр Дерюгин.
Таким образом, остается единственный способ решить проблему бюджетного дефицита – сократить расходы, считает Дерюгин. Так, если в 2010 году дефицит можно будет покрыть за счет средств резервного фонда и фонда национального благосостояния, то в 2011 году, если не будет серьезного экономического прорыва, расходы федерального бюджета придется серьезно сокращать.
http://news.mail.ru/politics/2755207/
Еще год назад налоговики с гордостью сообщали о досрочном и полном выполнении плана по собираемости налогов, извещали о постоянном росте объемов перечисляемых денег. Сейчас красивая статистика не более чем радужные воспоминания. В январе-июне 2009 года федеральная казна получила на 29,5% меньше, чем в первом полугодии 2008 года – в федеральный бюджет пришло 1,4 трлн руб. налоговых поступлений, говорится в материалах Федеральной налоговой службы (ФНС). Между тем именно налоговые сборы являются одной из основных доходных статей российского бюджета.
Упавшие сборы
Сильнее всего в январе – июне этого года рухнули поступления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций – их объем составил 118 млрд руб. Это более чем втрое ниже аналогичного показателя прошлого года. Причина столь резкого снижения – ухудшение результатов деятельности компаний (количество убыточных предприятий выросло, а прибыльных, наоборот, уменьшилось), отмечают в ФНС. Налоговая база рухнула более чем на 50%, говорит заместитель директора компании Центр фискальной политики Александр Дерюгин. Кроме того, по мнению специалиста, федеральный бюджет очень сильно потерял из-за изменения налогового законодательства – в частности, сокращения ставки налога на прибыль с января текущего года с 24% до 20%.
На втором месте по темпам падения – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В январе-июне сборы по НДПИ в федеральный бюджет снизились в два раза и составили 384,2 млрд руб. (наибольшая часть этих средств приходилась на добычу нефти). Основной причиной стало снижение цены на нефть в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом более чем вдвое, отмечают в ФНС.
Чуть меньше – в 1,6 раза – снизились доходы от акцизов в федеральный бюджет – они составили в январе-июне 36,8 млрд руб. Это связано с изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты: с начала 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта РФ в полном объеме.
Статьи расходов Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин заявлял, что расходы российского бюджета в 2010 году почти на 73% будут социальными. Какой конкретно объем средств будет выделен из бюджета на соцрасходы, Путин не пояснил. Однако отметил, что на первом месте будут стоять такие расходы, как выплата пенсий, соцпособий, а также на реализацию демографических программ, в том числе – выплату материнского капитала, программ по образованию и медицине.
Налоговые меры
Проблема налоговых поступлений является довольно острой, признало российское правительство, поручив в мае этого года профильным ведомствам принять меры по увеличению сбора налогов. Результаты этой работы Минэкономразвития, Минфин и другие профильные ведомства должны сообщить до 1 августа 2009 года.
Речь идет о «закручивании гаек» по отношению к налогоплательщикам, которые пытаются уходить от уплаты налогов, говорит Александр Дерюгин. Дело в том, что сейчас многие компании, терпящие убытки, испытывают проблемы с уплатой налогов, не зависящих от результатов экономической деятельности – в основном это НДС и налог на имущество организаций. В результате собираемость налогов падает – компании теперь вовремя перечисляют меньший процент начисленных фискальных платежей, чем до кризиса.
Однако, по мнению эксперта, меры правительства вряд ли будут носить глобальный характер и серьезным образом затронут жизнь налогоплательщиков: кризис – это не то время, когда нужно усиливать налоговое давление, отмечает Дерюгин. По его мнению, проблему снижения налоговой базы решить только лишь с помощью ужесточения налоговой политики невозможно. «Если нет налоговой базы, то, как не ужесточай, вернуть прошлогодние доходы невозможно, можно лишь скорректировать текущую ситуацию. Либо мы задушим бизнес и увеличим собираемость в бюджет, либо оставляем все как есть»,- говорит Александр Дерюгин.
Таким образом, остается единственный способ решить проблему бюджетного дефицита – сократить расходы, считает Дерюгин. Так, если в 2010 году дефицит можно будет покрыть за счет средств резервного фонда и фонда национального благосостояния, то в 2011 году, если не будет серьезного экономического прорыва, расходы федерального бюджета придется серьезно сокращать.
http://news.mail.ru/politics/2755207/