Это хороший вопрос.
Пока я не вижу оснований, по которым плата за вывоз ТБО не учитывалась бы (хотя бы в части) в составе платы за содержание общего имущества.
Дальше много букв. Скажите, если я здесь в чем-то не прав.
Посмотреть скрытую информацию
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 ст. 39 ЖК).
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491), содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Соответственно, расходы на вывоз ТБО являются составной частью расходов на содержание общего имущества.
Правильность данного вывода подтверждается судебной практикой. Так Верховный Суд РФ в Решении от 21.11.2007 N ГКПИ07-985 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491., указал следующее:
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, что и закреплено в оспариваемой норме.
Необходимо отметить, что приведенная правовая позиция Верховного Суда основывалась на положениях ЖК РФ в редакции, действовавшей до 31.12.2015. Вместе с тем, с 01.01.2016 вступили в силу изменения в ЖК РФ, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ, в соответствии с которыми плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в плату за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В то же время, особенности применения ч. 4 ст. 154 ЖК РФ в части обращения с твердыми коммунальными отходами установлены ч. 9 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ).
Согласно указанной норме, в случае, если до 1 января 2016 года в субъекте Российской Федерации заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем десять лет, в данном субъекте Российской Федерации до окончания сроков действия указанных государственных контрактов или прекращения обязательств по указанным государственным контрактам в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами осуществляется подрядчиками, исполнителями по вышеуказанным государственным контрактам, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих управление такими многоквартирными домами, не применяются положения ч. 4 ст. 154 ЖК РФ и некоторых иных норм ЖК РФ в части обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом плата за обращение с твердыми коммунальными отходами входит в состав платы за содержание жилого помещения для собственников помещений и нанимателей жилых помещений (п. 2 ч. 9 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).
Учитывая, что в г. Москве в рамках эксперимента по обращению с отходами, заключен государственный контракт на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, образующимися в многоквартирных домах (МКД) на территории ЦАО г. Москвы, положения ч. 4 ст. 154 ЖК РФ в части включения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в состав платы за коммунальные услуги не применяется к собственникам помещений в МКД на территории ЦАО г. Москвы.
Следовательно, и после 01.01.2016 плата за вывоз мусора (твердых бытовых (коммунальных) отходов) подлежит оплате собственниками таких помещений не в составе платы за коммунальные услуги (в том числе, при заключении отдельного договора с ресурсоснабжающей организацией - оператором по обращению с ТКО), а в составе платы за содержание общего имущества МКД, уплачиваемой управляющей организации.