Ниже информация, которую не я готовил, но с которой согласен. Выводы делайте сами
Целесообразность обращения в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС России) при нарушении прав на товарные знаки:
ФАС или суд: что предпочесть?
ТЕЗИСЫ
По своему определению[1] товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических лиц или физических лиц-предпринимателей.
Товарные знаки являются для предпринимателей эффективным легальным средством завоевания и удержания конкурентного преимущества на рынке. Именно с целью получения конкурентного преимущества они и регистрируются. И, как правило, с той же целью действуют нарушители прав на товарные знаки, пытаясь приобрести конкурентное преимущество, воспользовавшись репутацией чужого товарного знака.
Поэтому споры о нарушении прав на товарный знак зачастую происходят именно между конкурирующими хозяйствующими субъектами, что позволяет правообладателю товарного знака защищать свои права не только с помощью Закона о товарных знаках, но и с помощью Закона о конкуренции.
Итак, если Ваш товарный знак нарушен конкурентом, Вы можете смело прибегать к помощи двух законов:
- Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. N 3520-I (в ред. от 24 декабря 2002 г.),
- Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-I (с изменениями).
В случае, если действия нарушителя прав на товарный знак представляют собой одновременно нарушение Закона о конкуренции, правообладатель может обратиться за защитой своих прав не только в арбитражный суд, но и в специализированный административный орган по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Таким органом в РФ является Федеральная антимонопольная служба. В каких же случаях имеет смысл обращаться за помощью именно туда и какого рода помощь там можно получить?
Условия, при которых имеет смысл обращение в ФАС.
1) Важно помнить, что Закон о конкуренции распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав только в двух случаях, если 1)соглашения, связанные с их использованием направлены на ограничение конкуренции либо 2)приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые 1) противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и 2) могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Это означает, что в заявлении в антимонопольный орган правообладатель товарного знака, чье право нарушается, должен будет доказать, что:
во-первых, действия нарушителя противоречат Закону о товарных знаках, то есть осуществляется несанкционированное использование товарного знака.
В доказательство этого могут быть представлены упаковки контрафактных товаров с размещенным на них товарным знаком, рекламные материалы, где с использованием чужого товарного знака привлекается внимание потребителей к однородным товарам, заверенные нотариусом материалы сети Интернет, подтверждающие использование нарушителем товарного знака правообладателя. Разумеется, следует представить правоустанавливающий документ, подтверждающий наличие у заявителя прав на товарный знак (свидетельство на товарный знак, зарегистрированный лицензионный договор о передаче исключительных прав).
Во-вторых, подлежит доказыванию, что действия нарушителя уже причинили или могут причинить ущерб правообладателю либо нанести ущерб его деловой репутации. Как правило, ущерб может быть причинен, если качество товаров и/или услуг нарушителя ниже качества товаров правообладателя. Это влечет снижение объемов продаж правообладателя и ухудшение отношения потребителей к продукции правообладателя. При этом имеет место как реальный имущественный ущерб, так и ущерб деловой репутации правообладателя. Несоответствие качества можно подтвердить поступающими от потребителей претензиями к качеству товаров, результатами лабораторных исследований товаров.
В-третьих, правообладателю необходимо доказать, что нарушитель является его конкурентом, а именно действует на одном рынке с правообладателем, производя продукцию или оказывая услуги, однородные продукции или услугам правообладателя, на одной и той же территории для одинаковых групп потребителей.
2) ФАС является контролирующим органом не только в отношении законодательства о конкуренции, но и в отношении законодательства о рекламе. Поэтому очень часто возможность обращения в ФАС возникает в связи с тем, что лицо, незаконно использующее чужой товарный знак, нарушает своими действиями и законодательство о рекламе. Как правило, имеет место нарушение п.5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), допускающего использование в рекламе объектов интеллектуальной собственности только в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Рекламируя свои товары (услуги) под чужим незаконно используемым товарным знаком, лицо нарушает указанную норму закона. Такого рода реклама может быть признана недостоверной на основании абзаца 8 ст. 7 Закона о рекламе, либо заведомо ложной на основании ст. 9 Закона о рекламе.
Если Вы решили защищать свои права при помощи законодательства о рекламе, важно правильно определить круг лиц, которых возможно привлечь к ответственности. В создании рекламы и доведении ее до потребителей участвуют 3 лица: рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.
Рекламодатель как источник рекламной информации отвечает за содержание этой информации. (Указание чужого товарного знака в рекламе своих услуг, реклама своих товаров, маркированных чужим товарным знаком). Рекламодатель наиболее часто выступает в качестве ответчика, поскольку он непосредственно заинтересован в действии рекламы на потребителей и использует для этого чужой товарный знак.
Рекламопроизводитель отвечает, если допущенные нарушения относятся к оформлению, производству, подготовке рекламы. (Например, к таким нарушениям можно отнести включение в рекламный материал при его изготовлении ярких слоганов, зарегистрированных на имя третьих лиц в качестве товарных знаков в отношении товаров, однородных рекламируемым.)
Рекламораспространитель отвечает, если допущенные нарушения касаются времени, места и средств размещения рекламы. (Например, реклама товара осуществляется в СМИ, название которого совпадает с зарегистрированным товарным знаком, либо реклама размещается на сайте с доменным именем, повторяющим чужой зарегистрированный товарный знак. И в том и в другом случае рекламируемые товары должны быть однородными тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак.)
Преимущества и недостатки
защиты прав в административном и судебном порядке
Критерий сравнения
ФАС
Арбитражный суд
Правовое основание для возбуждения дела
Абзац 5 п. 1 ст. 10
Закона о конкуренции.
П. 2 ст. 10
Закона о конкуренции.
П. 5 ст. 5, абзац 8 ст. 7, ст. 9 Закона о рекламе
П. 2 ст. 4
Закона о товарных знаках.
Ст. 46 Закона о товарных знаках.
Необходимость уплаты пошлины при подаче заявления
Нет
Да
Инициатор разбирательства
ФАС
Истец
Куда направляется заявление ?
Соответствующее территориальное управление ФАС, на территории деятельности которого было совершено правонарушение, либо находится (проживает) лицо, совершившее правонарушение.
НЕТ возможности выбора для заявителя, если нарушителей двое и более, то есть по каждому предполагаемому нарушителю возбуждается отдельное дело – идет несколько дел в разных субъектах РФ.
Если ответчиков несколько, подсудность определяется по выбору истца по месту нахождения любого из ответчиков (можно выбирать арбитражный суд).
В отношении всех ответчиков ведется единое производство, если требования к ответчикам связаны между собой.
Сроки рассмотрения
Предварительное рассмотрение – 1 мес. (может быть продлен до 3 мес.)
Рассмотрение по существу –
3 мес. с момента вынесения определения о возбуждении дела (может быть продлен еще на 6 мес. – итого 9 мес.)
Общий срок рассмотрения без приостановлений –
12 месяцев.
Решение вопроса о возбуждении дела – 5 дней
Подготовка к судебному разбирательству – 2 мес.
Рассмотрение дела по существу – 1 мес.
Общий срок рассмотрения без приостановлений –
3 месяца.
Основания приостановления
1) Нахождение на рассмотрении в ФАС России (территориальном органе), в суде или арбитражном суде, в правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения;
2) Необходимость проведения экспертизы или получения заключения специалиста независимой организации;
3) Необходимость установления местонахождения лица, в отношении которого возбуждено дело.
Дело возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.
Обязательные для суда:
1) Невозможность рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом;
2) пребывание в Вооруженных силах;
3) смерть;
4) утрата дееспособности.
Дающие суду право приостановления:
1) экспертиза,
2) реорганизация,
3) привлечение для выполнения гос. обязанности,
4) болезнь, командировка,
5) дело, рассматриваемое в международном суде, суде иностранного государства.
Итоговый акт
Решение
Предписание об устранении нарушений, неисполнение которого является основанием для привлечения к административной ответственности (размер административного штрафа 300 – 500 руб. для граждан
10.000 – 20.000 руб. для юридических лиц).
Решение
Результат рассмотрения
(Чего можно
достичь?)
Признание факта нарушения.
Прекращение нарушения.
Направление решения в компетентные органы (Роспатент – п. 3 ст. 10 Закона о конкуренции).
Взыскание дохода, полученного в результате нарушения в федеральный бюджет (ст. 23 prim Закона о конкуренции).
Прекращение нарушения.
Взыскание убытков или компенсации в размере 100.000 – 5.000.000 руб.
Публикация судебного решения.
Возможность повторного рассмотрения
Да
Нет
Возможность обжалования
Да, в течение 3 месяцев путем подачи в суд заявления о признании решения и предписания недействительными полностью или частично.
Да, в порядке, предусмотренном АПК РФ.