Мнение Дмитрия Александровича Желнина Советника директора Ассоциации СРО "Балтийское объединение проектировщиков", Члена Экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере и Члена Комитета по саморегулированию НОПРИЗ, на весьма актуальный вопрос, затрагивающий все компании с государственным и муниципальным участием, которые ФЗ-372 освободил от членства в СРО с 01 июля 2017 года, тем самым позволив выполнять работы в строительной сфере без вступления в СРО соответствующего вида.
Мнение автора материала:
"Интересный вопрос задали коллеги: а должны ли государственные и муниципальные служащие быть включенными в НРС?
Попробовал разобраться, получается, что да!
Как мы все знаем, с 01 июля 2017 года многим предприятиям не обязательно быть членами СРО строительной сферы. Их перечень закреплен в статьях 48 и 52 Градостроительного кодекса. Мы же перечислять их не будем, обобщив их под названием: "госкомпании".
Итак, госкомпании могут свободно от СРО заниматься строительной (проектной, изыскательской) деятельностью наряду со всеми остальными компаниями. Остальным же компаниям, помимо членства в СРО, необходимо иметь в штате минимум 2-х сотрудников, включенных в Национальный реестр специалистов. Собственно, включение таких ребят в реестр является условием членства в СРО, как гласит часть 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
Идем дальше. Только сотрудники, включенные в НРС имеют право подписывать документацию, которой сопровождается всякий процесс строительства (или проектирования, или изысканий) - это части 3 и 5 статьи 55.5-1 нашего любимого кодекса. При этом сказано, что (цитирую часть 1 той же статьи): "Специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства".
Я специально выделил "трех китов" этой нормы: физическое лицо в НРС - трудовой договор - юридическое лицо. И в статье нет ни слова упоминания о членстве в СРО кого бы то ни было.
Тем самым напрашивается вывод о том, что сотрудники госкомпаний (как мы с вами договорились их называть), участвующие от лица таких компаний в организации выполнения работ по изысканиям, проектированию или строительству, должны подать сведения о себе в Национальный реестр специалистов. Даже с учетом того, что их работодатели и не должны быть членами соответствующей саморегулируемой организации. В противном случае, такие сотрудники не могут ставить свои подписи на документах, перечисленных в частях 3 и 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса.
Кто-то может возразить, что, мол, статья статья 55.5-1. "Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства" является подразделом главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ, а всё, что написано в этой главе, касается только саморегулирования. Но, позвольте, тогда почему законодатель не указал специально в процитированной мной выше части 1 статьи 55.5-1, что речь идет только о юридических лицах, претендующих на получение членства в СРО? Речь идет обо всех юридических лицах, коими и госкомпании являются по своему правовому статусу. И не так важно, в какой главе кодекса закреплены те или иные нормы, ведь в данном случае толкование, вряд ли, может быть неоднозначным. Ну а юридическую технику "нормотворцев" обсуждать и осуждать не будем.
Так что, уважаемые госкомпании, добро пожаловать к операторам ведения НРС или в национальные объединения!"
обсуждение
Мнение автора материала:
"Интересный вопрос задали коллеги: а должны ли государственные и муниципальные служащие быть включенными в НРС?
Попробовал разобраться, получается, что да!
Как мы все знаем, с 01 июля 2017 года многим предприятиям не обязательно быть членами СРО строительной сферы. Их перечень закреплен в статьях 48 и 52 Градостроительного кодекса. Мы же перечислять их не будем, обобщив их под названием: "госкомпании".
Итак, госкомпании могут свободно от СРО заниматься строительной (проектной, изыскательской) деятельностью наряду со всеми остальными компаниями. Остальным же компаниям, помимо членства в СРО, необходимо иметь в штате минимум 2-х сотрудников, включенных в Национальный реестр специалистов. Собственно, включение таких ребят в реестр является условием членства в СРО, как гласит часть 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
Идем дальше. Только сотрудники, включенные в НРС имеют право подписывать документацию, которой сопровождается всякий процесс строительства (или проектирования, или изысканий) - это части 3 и 5 статьи 55.5-1 нашего любимого кодекса. При этом сказано, что (цитирую часть 1 той же статьи): "Специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства".
Я специально выделил "трех китов" этой нормы: физическое лицо в НРС - трудовой договор - юридическое лицо. И в статье нет ни слова упоминания о членстве в СРО кого бы то ни было.
Тем самым напрашивается вывод о том, что сотрудники госкомпаний (как мы с вами договорились их называть), участвующие от лица таких компаний в организации выполнения работ по изысканиям, проектированию или строительству, должны подать сведения о себе в Национальный реестр специалистов. Даже с учетом того, что их работодатели и не должны быть членами соответствующей саморегулируемой организации. В противном случае, такие сотрудники не могут ставить свои подписи на документах, перечисленных в частях 3 и 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса.
Кто-то может возразить, что, мол, статья статья 55.5-1. "Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства" является подразделом главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ, а всё, что написано в этой главе, касается только саморегулирования. Но, позвольте, тогда почему законодатель не указал специально в процитированной мной выше части 1 статьи 55.5-1, что речь идет только о юридических лицах, претендующих на получение членства в СРО? Речь идет обо всех юридических лицах, коими и госкомпании являются по своему правовому статусу. И не так важно, в какой главе кодекса закреплены те или иные нормы, ведь в данном случае толкование, вряд ли, может быть неоднозначным. Ну а юридическую технику "нормотворцев" обсуждать и осуждать не будем.
Так что, уважаемые госкомпании, добро пожаловать к операторам ведения НРС или в национальные объединения!"
обсуждение