ФНС рассказала, как будет искать теневых бенефициаров

13 Авг 2014
229
110
Москва
Федеральная налоговая служба подготовила письмо о субсидиарной ответственности контролирующих лиц. В нем она рассказывает, как заставить платить не номинального директора, а теневого бенефициара, когда отвечать по долгам компании должен юрисконсульт и какие схемы ведения бизнеса грозят его хозяевам "субсидиаркой". ФНС толкует недавние новеллы закона о несостоятельности, которые вступили в силу в июле 2017 года. В письме она объясняет, как противостоять злоупотреблению управляющих и как заставить субсидиарного ответчика явиться в суд. Поэтому "банкротным" юристам в любом случае будет не лишним ознакомиться с инструкциями ведомства.

Поиск «теневых» бенефициаров по принципу «ищи, кому выгодно»
Чтобы привлечь контролирующее лицо к ответственности, надо доказать, что оно давало обязательные для должника указания или могло иначе направлять его деятельность в период, который начинается за три года до банкротства. Здесь пригодятся презумпции, ключевая из которых должна помочь на практике решить сложную задачу – вывести «на свет» «теневых» бенефициаров: "Предполагается, что человек контролировал компанию, если он извлекал выгоду из незаконного или недобросовестного поведения директора" (подп. 3 п. 4 ст. 61.10 закона о банкротстве).
В письме уделяется большое внимание разъяснению этого пункта. Поскольку закон не дает понятия выгоды, ФНС инструктирует, что под ней понимаются любые благоприятные изменения – как имущественные, так и неимущественные (нематериальные). Что же касается денежного выражения выгоды, то это «доходы, которые лицо, воспользовавшись нарушением права, получило или должно будет получить, обретение чужого имущества, а также полученные доходы, которые это лицо не получило бы без нарушения прав».
Ведомство рассказывает, какие могут быть способы получения такой выгоды.

Один из популярных способов получения выгоды от незаконного или недобросовестного поведения директора – схема разделения бизнеса на две части: рисковую («центр убытков») и безрисковую («центры прибылей»). Если долги накапливаются, рисковую компанию банкротят и переходят на новую, чтобы сохранить активы и продолжить работу. Это как раз и показывает, что обе части бизнеса управлялись из одного центра – письмо ФНС.

По мнению ведомства, выгодой также можно назвать доход (выручку) фирмы-должника, которую контролирующее лицо (или связанные с ним лица) получили в нерыночных условиях: например, без встречного представления или по фиктивным договорам.
ФНС толкует еще одну новеллу закона о несостоятельности, которая позволяет суду признать лицо контролирующим по любым другим основаниям, которые прямо не указаны в законе. По мнению ведомства, это могут быть неформальные личные отношения (в том числе установленные оперативно-разыскные мероприятия), например, совместное проживание (в том числе «гражданский брак»), совместная служба (гражданская или военная) или обучение (одноклассники, однокурсники) и т. п.

От номинальных директоров к реальным

Привлечь к ответственности «номинального» директора или учредителя не должно быть целью налоговых органов, ведь с них нечего получить, подчеркивается в письме ФНС. Формальные фигуры нужно привлекать соответчиками наряду с реальными контролирующими лицами. Если последних невозможно определить на стадии подачи заявления, письмо предписывает обязательно выявлять их позднее.
ФНС объясняет, как действует новелла закона о банкротстве – аналог «сделки со следствием» для контролирующего лица-«номинала». Он может частично или полностью освободиться от субсидиарной ответственности, если поможет установить настоящих бенефициаров

«Номинальный» учредитель или директор, по сути, не теряет статус контролирующего лица, потому что теоретически сохраняет возможность управлять фирмой. Чтобы снизить или исключить свою ответственность, ему недостаточно просто указать на «теневого» собственника. «Номинал» должен помочь доказать это: например, раскрыть сведения о его имуществе и доходах либо поделиться схемой вывода активов, что поможет применить обеспечительные меры –
письмо ФНС.


В письме затрагивается злоупотребление арбитражных управляющих, которые подают заведомо безрезультатные заявления о привлечении к субсидиарной ответственности. Они плохо обоснованы и значатся в них лишь «номиналы». Указывать настоящего бенефициара управляющий не желает, а кредиторы не имеют права уточнить его заявление. ФНС инструктирует нижестоящие органы, что можно делать в этом случае: можно привести свои доводы в отзыве на заявление (и приложить к нему доказательства) или вовсе направить новое заявление в отношении реального контролирующего лица.

Недействительные сделки и документы
Одна из презумпций, предусмотренная п. 3 ст. 61.11, позволяет поставить вопрос о привлечении к субсидиарной ответственности из-за существенного вреда, причиненного недействительной сделкой, которая не была оспорена (например, суд отказал из-за истечения сроков). Эта норма позволяет в одном обособленном споре привлечь контролирующее лицо к ответственности и указать основания, по которым сделка недействительна, обращается внимание в письме. ФНС считает, что эту презумпцию можно использовать и в случаях, когда уполномоченный орган не имеет достаточно голосов, чтобы оспорить сделку.
Ведомство дает свое понимание понятия «существенный вред», которое в законе не раскрывается. По мнению налоговой службы, здесь можно ориентироваться на 20–25% балансовой стоимости активов (по аналогии с законами об АО и ООО).
Другая презумпция (подп. 2 п. 2 ст. 61.11) устанавливает виновность контролирующих лиц, если документы бухучета или отчетности не содержат обязательной информации или она искажена. Здесь привлекать к ответственности можно не только директора, но и тех, кто непосредственно ведет хранение и учет документов – бухгалтеров, юрисконсультов, других лиц в рамках компетенции, говорится в письме. «Это, однако, не освобождает от доказывания их статуса как контролирующих должника лиц», – делает ремарку ведомство.

Свидетели, обеспечительные меры и распоряжение правом требования
В письме ФНС настраивает уполномоченные органы на активную и жесткую позицию в том, что касается явки в суд субсидиарного ответчика и свидетелей. Нужно добиваться, чтобы их опросили в заседании, а если не придут сами – просить об их принудительном приводе.
Затрагивается вопрос обеспечительных мер. Суды в целом неохотно налагают судебный арест на имущество. Но пока идет разбирательство, бенефициар может выводить активы. П. 5 ст. 61.1 закона о банкротстве дал возможность убедить суд в необходимости ареста в ходе состязательного процесса. Если налоговики опасаются вывода имущества, но получили первый отказ в применении обеспечительных мер – письмо предписывает им попробовать добиться своего еще раз в состязательном заседании (об этом надо попросить суд ходатайством). Также обращается внимание, что арест можно наложить на имущество, которое принадлежит не самому ответчику, а другим его компаниям (абз. 2 п. 5 ст. 61.11).
Что касается распоряжения полученным правом требования, здесь ФНС требует выбирать из трех возможных способов уступку кредитору части этого требования в размере требования кредитора. Выбрать другой путь (взыскание задолженности или продажу требования) нижестоящие органы могут только по согласованию с ФНС России. Для этого им нужно будет обосновать, что другие способы помогут получить больше денег или быстрее.

https://pravo.ru/news/view/144027/
 

KOLIZEY

Новичок
8 Дек 2017
15
6
Оперативно-разысканные мероприятия... сделки со следствием... а почему бы сразу не обьединить 127 фз с уголовным кодексом)))
 

Товарищ П.

Местный
17 Июн 2017
120
15
Ну, давайте, расскажите мне, что это означает.

Смогли ли договориться о сферах влияния между собой арбитражные управляющие и представители Главного Кредитора, решившие полностью занять его место?

https://zakon.ru/blog/2017/05/12/umeet_li_schetnaya_palata_schitat__pyatnichnoe

 

kabanchik

Новичок
5 Окт 2016
15
1
чего только не придумают, непонятно как это будет работать на практике
 

Товарищ П.

Местный
17 Июн 2017
120
15
Как, как..

"Правомочие пользования своими правами и свободами в гарантированном Конституцией беспрепятственном режиме, являющееся правомочием субъекта экономической деятельности, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации, предполагает взаимоподдержку и их симбиотический обмен благами, которые могут быть опосредованы через правовые результаты их процессуальнх действий и (договорного участия) представителей лиц, заинтересованных в установлении фактов нарушения и/или оспаривания общих прав со стороны, противостоящей им сугубо в материально-правовых отношениях, возникаюших при наступлении факта объективной неспособности должника удовлетворить требования кредиторов".

Ибо сказано в Послании к Римлянам (глава 8, стих 31): " Если Бог с нами, то кто против нас?"

"Не в жестокости, а в неизбежности наказания заключается один из наиболее эффективных способов предупредить не праведные поступки. И как следствие того, и в неусыпной бдительности властей, и в строгости неумолимых судей, которая, однако, лишь при добром законодательстве становится полезной обществу" (Чезаре Беккариа Бонесано).

Как-то так.
 
  • Мне нравится
Реакции: AristoS и likvidatorooo
ФНС рассказала, как будет искать теневых бенефициаров

в неизбежности наказания

Через годик посмотрим, сколько они бенефициаров наловят.

Если речь идет о простой недоимке по налогам, там нечего ловить по субсидиарке - схемы нет. Бизнес не пошел. Если вовремя подались на банкротство и передали документы арбитражному управляющему у налоговой шансов нет.

Основной порок умозаключений, что налоговики охотятся за чернухами и помойками. Они им не нужны, там очевидно нечего взять. ВНП, как правило, назначаются в отношении компаний с которых есть что взять, т.е. с активами, либо в которых четко светятся финансово-промышленные группы тоже с активами. А там все по-другому. Опять же, если вовремя подались на банкротство и передали документы арбитражному управляющему банкротство - бодяга (с распродажей активов) на многие лета и до бенефициаров - как до китайской границы раком.
 

Товарищ П.

Местный
17 Июн 2017
120
15
Ой, да ладно. Мы ему про Фому, а они мне про Ерёму.

Считаете необходимым перейти в режим пикировки и коммендации?
Бред. Компетенция и аналитика тех кто это сочинял - ниже плинтуса, садитесь, двойка!

Компетенция у Вас, может, и есть, но вот есть ли компетентность?
 

Товарищ П.

Местный
17 Июн 2017
120
15
Я, наверное, сделал недостоверный анализ из-за недостатка эмпирических данных, но тем не менее :D
Короче, написал в "Ъ". Посмотрим, где обшибся. Тупо привожу текст, править нет времени

"Здравствуйте.
Тема регулирования отношений, связанных с явлением несостоятельности субъектов экономического оборота РФ, на Вашем ресурсе как-то сошла на нет.
Между тем на телеканале РБК вышел короткий выпуск, посвещённый наболевшей проблеме (http://tv.rbc.ru/archive/levchenko/5aa808289a7947df6a014b98), появились новостные заметки в Интерфаксе (http://www.interfax.ru/business/602417) и Федресурсе (https://fedresurs.ru/news/551c1820-b259-419a-9bc4-a7229be9adfd).
На сайте же РССОАУ (http://www.rssoau.ru/01.01.02.01/152) появились сведения, что 5 марта 2018 года в Минэкономразвития России состоялось совещание, на котором обсуждался проект федерального стандарта «Правила проведения арбитражным управляющим анализа финансового состояния должника», который позволит среднестатистическому арбитражному управляющему провести корректное исследование документации и сделать адекватные выводы о деятельности должника на основании рассчитанных показателей. Как признали в РССОАУ, из текста законопроекта "исключён пункт о внесении в стандарт требования экспертизы документов, подготовленных арбитражными управляющими, лишь экспертами национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих".
Из этого следует, что на основании поготовленной Минэкономразвития России методики любое заинтересованное лицо сможет самостоятельно верифицировать сведения из заключений о наличии (отсутствии) признаков "недобросовестного" банкротства.
Видимо, именно эта тема готовилась к праздничному анонсированию и будет широко обсуждаться общственностью и в профессиональных кругах.
Таким образом, в результате наступающих событий профессионально подготовленная статья в "Ъ" могла бы стать завершающей частью трилогии, начавшейся год назад (https://www.kommersant.ru/doc/3282894, https://www.kommersant.ru/doc/3294360).
К сожалению, найти копии документов, фигурирующих в открытых источниках, мне не удалось.
Найдутся ли у Вас авторы, готовые взяться за написание свежей статьи?"

Ставлю десять к одному. Кто рискнёт поставить больше?
 

Товарищ П.

Местный
17 Июн 2017
120
15
Недавно в мессенджерах появился неофициальный текст законопроекта, направленного на совершенствование деятельности арбитражных управляющих
Источник: https://www.eg-online.ru/article/368512/

Кто не жмот, прошу репост: поделитесь текстом с соратниками.
 
  • Мне нравится
Реакции: kseniya.cat