Саморегулирование. СРО в строительстве. Противоречия. Проблемы.

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
1. Виды саморегулирования

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях" (далее – « 315-ФЗ)).

№ 315-ФЗ вводит два вида саморегулирования:

1. Предпринимательское саморегулирование - объединение субъектов предпринимательской деятельности - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, в саморегулируемые организации.

2. Профессиональное саморегулирование – объединение субъектов профессиональной деятельности - физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами, в саморегулируемые организации.
 

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
2. Типы саморегулируемых организаций

№ 315-ФЗ вводит три типа саморегулируемых организаций:

1. Предпринимательские саморегулируемые организации – объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 3 № 315-ФЗ).

2. Профессиональные саморегулируемые организации – объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ч. 3 ст. 3 № 315-ФЗ).

3. Смешанного типа саморегулируемые организации - объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами ч. 2 ст. 3 № 315-ФЗ).
 

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
3. Разнообразие саморегулируемых организаций в России

В 2016 году Министерство экономического развития Российской Федерации представило ежегодный доклад, составленный по результатам мониторинга саморегулируемых организаций в отраслях экономики и сегментах рынка за 2015 год в соответствии с распоряжением Правительства «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования».

По состоянию на конец 2015 года в России насчитывалось 1015 СРО, 592 из которых созданы в 11 сферах с обязательным членством участников рынка. Наибольшее количество СРО приходилось на строительный комплекс - 502 организации или 49,5% всех СРО. В сферах с обязательным участием в СРО насчитывается более 251 тыс. членов, из них 51% - в сфере строительства, 20% - в СРО проектировщиков, 10% - в сфере аудиторской деятельности и 9% в сфере оценочной деятельности. Совокупный заявленный размер компенсационных фондов составил порядка 116,67 млрд. рублей. (http://www.all-sro.ru/Resources/File...г+СРО+2015.pdf)

На 01.01.2016 г.

1. СРО арбитражных управляющих – 54 СРО профессионального типа (Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") – одно национальное объединение.

2. СРО оценщиков – 15 СРО профессионального типа (Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

3. СРО аудиторов – 5 СРО предпринимательского типа (Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

4. СРО в строительном комплексе – 502 СРО предпринимательского типа ("Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ), 2 обязательных национальных объединения.

5. СРО кредитных потребительских кооперативов - 9 СРО предпринимательского типа (Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации").

6. СРО актуариев – 2 СРО профессионального типа (Федеральный закон от 02.11.2013 N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации").

7. СРО в сфере азартных игр – 1 СРО предпринимательского типа (Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

8. СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов – 2 СРО предпринимательского типа (Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации").

9. СРО в сфере энергетического обследования – 122 СРО трех типов (Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), обязательных НО не предусмотрено.

10. СРО медиаторов (Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" предусмотрено три типа СРО.
 

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
4. Виды саморегулируемых организаций в сферах строительства

Градостроительный кодекс определил три вида СРО в сферах строительства:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство (ст. 55.3 Градостроительного кодекса).

5. Цели саморегулируемых организаций в сферах строительства

Все СРО в сферах строительства являются предпринимательскими СРО, т.к. объединяют субъектов предпринимательской деятельности - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность.

Прием в члены СРО в сферах строительства осуществляется на основании соответствия предпринимательской деятельности виду СРО ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст)), сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Членами строительной СРО может стать лицо, имеющее, коды видов экономической деятельности, содержащиеся в «Разделе F Строительство», например: 41.20 (Строительство жилых и нежилых зданий), 42.11 (Строительство автомобильных дорог и автомагистралей), 42.12 (Строительство железных дорог и метро), 42.22.3 (Строительство электростанций), 42.9 (Строительство прочих инженерных сооружений), 43.11 (Разборка и снос зданий) и т.д.

Предпринимательские СРО в сферах строительства обязаны иметь стандарты и правила предпринимательской деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации, т.е. стандарты и правила, в которых последовательно определен порядок предпринимательской деятельности, направленной на достижение основных целей саморегулированияв сферах строительства:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 55.1 Градостроительного кодекса);

3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).
 

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
6. Права саморегулируемых организаций

Среди основных функций СРО имеются две:

- представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 5 ч. 1 ст. 6 № 315-ФЗ);

- организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами (п. 6 ч. 1 ст. 6 № 315-ФЗ).

Они являются правом СРО, которое становится обязанностью после обращения членов.

Некоторые СРО не спросив своих членов с огромным энтузиазмом за средства членов (членские взносы) занимаются всевозможными пиар-акциями по продвижению в политику своих руководителей или членов коллегиального органа, тем самым нецелевым образом используют полученные средства.

Продолжим о правах Саморегулируемой организации (ч. 3 ст. 6 № 315-ФЗ):

от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения (п. 2 ч. 3 ст. 6 № 315-ФЗ);

участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в форме документов на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов (п. 3 ч. 3 ст. 6 № 315-ФЗ);

вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования (п. 4 ч. 3 ст. 6 № 315-ФЗ);

запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке (п. 5 ч. 3 ст. 6 № 315-ФЗ).

Принятие № 372-ФЗ повлекло нарушение прав членов многих СРО, особенно строительных, члены которых должны были состоять в региональных СРО, хотя не во всех регионах были законопослушные СРО. Строители соответствовали всем требованиям своей СРО, но изменение законодательства России привело к необходимости переходу в новые СРО, тем самым нести дополнительные затраты на уплату, как минимум, вступительного взноса и предоставление заново всех документов.

Увы, но не оказалось такой СРО, которая попыталась что-то изменить в № 372-ФЗ.

В № 315-ФЗ имеется интересная норма, что саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части (ч. 4 ст. 4 № 315-ФЗ).

Много ли известно случаев применения данной нормы саморегулируемыми организациями?

С принятием изменений в Градостроительный кодекс в 2016 году появились документы, существенно меняющие предыдущие правоотношения.

Требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса).

Постановление Правительства РФ от 11.05.2017 N 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов», ввело расширительное толкование норм Градостроительного кодекса в целом или его части, предъявляя минимальные требования к членам СРО.

Однако ни одна СРО не попробовала защитить права своих членов и не обратилась в суд.

Складывается впечатление, что СРО боятся пользоваться указанным правом.
 

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
7. Формирование предложений по государственной политики

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч. 2 ст. 6.1 Градостроительного кодекса).

В настоящее время в Градостроительном кодексе или ином законе нет положений, определяющих государственную политику в Российской Федерации в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

СРО, согласно ч. 3 ст. 6 № 315-ФЗ должны самостоятельно, без оглядки на национальные объединения, сформировать предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики в отношении предмета саморегулирования, соответственно в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и направить их в Минстрой, Президенту России, иным источникам законодательной инициативы.

Ориентировочные предложения.

Государственная политика в сфере строительства, архитектуры, градостроительства направлена на достижение следующих целей:

1. охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, в том числе высокое качество жизни в целом;

2. проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, разработку и внедрение инновационных и безопасных технологий и материалов;

3. распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по созданию комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека;

4. участие государства в финансировании мероприятий по созданию комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека;

5. подготовка специалистов в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и их дополнительное профессиональное образование;

6. международное сотрудничество в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;

7. проведения социально ориентированной политики в области страхования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;

8. обеспечение государственного контроля за саморегулируемыми организациями в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;

9. обеспечение безопасного строительства объектов капитального строительства, их эксплуатации и утилизации в Российской Федерации;

10. создание условий для повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) российских организаций, осуществляющих производственную и иную деятельность в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;

11. повышения энергетической эффективности путем экономного потребления ресурсов;

12. предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

13. повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
 

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
8. Реестры как информационные ресурсы

Единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - государственные реестры, которые являются федеральными информационными ресурсами (ст. 4, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Государственные реестры ведутся федеральными органами исполнительной власти, которые отвечают за их актуальность и достоверность (Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ст. 7.31, 14.25), "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ст. 170, 170.1, 285.3)).

Реестр членов СРО (ч. 1 ст. 55.17 Градостроительного кодекса) – реестр некоммерческой организации, который является информационным ресурсом некоммерческой организации (саморегулируемой организации).

Единый реестр членов СРО (п. 8 ч. 8 ст. 55.20 Градостроительного кодекса) – реестр некоммерческой организации, который является информационным ресурсом некоммерческой организации (национального объединения).

Национальный реестр специалистов (п. 11ч. 8 ст. 55.20 Градостроительного кодекса) – реестр некоммерческой организации, который является информационным ресурсом некоммерческой организации (национального объединения).

Реестры ведутся юридическими лицами, которые должны отвечать за их актуальность и достоверность, однако, из перечисленных, только саморегулируемая организация может быть привлечена к ответственности за недоработки при ведении реестра членов.

Национальные объединения не несут ответственность за актуальность и достоверность реестров, которые они ведут, из-за чего данными реестрами не могут в полной мере пользоваться органы власти.
 

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
9. Абсурдность и противоречия саморегулирования в строительстве

Ассоциация (союз) - организационно-правовая форма некоммерческой организации, получившей статус саморегулируемой организации в сферах строительства, позволяет принимать в члены Ассоциации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно действующему законодательству решение о приеме в члены принимает постоянно действующий коллегиальный орган управления, который не несёт какой-либо имущественной (материальной) и моральной ответственности за голосование о приеме в члены лица, имеющего подмоченную репутацию.

Цели у членов Ассоциации и членов постоянно действующего коллегиального органа управления существенно отличаются, так как являются противоположными.

Члены Ассоциации чтобы не вносить дополнительные средства в компенсационный фонд будут более тщательного подходить к приему в члены, стараясь не допустить рискованных лиц с запятнанной репутацией.

Члены постоянно действующего коллегиального органа управления, не рискующие ничем, будут стремиться принять в члены, с подачи исполнительных органов Ассоциации, большее количество членов, чтобы повысить поступление вступительных и членских взносов на содержание Ассоциации, формально относясь к рассматриваемым документам, представленным кандидатами в члены.

Снятие этого существенного противоречия позволит сделать саморегулируемые организации в сферах строительства устойчивыми и независимыми от некомпетентности и безответственности членов постоянно действующего коллегиального органа управления.

Прием в члены Ассоциации (СРО) должен осуществляться высшим органом Ассоциации, то есть самими членами, которые могут профессионально оценить кандидата в члены Ассоциации (все строители друг друга знают как облупленных) и не пустить в «свой огород козла, могущего съесть всю капусту», то есть «распаковать чемодан» с компенсационными фондами.

Это потребует внесения изменений в законодательство, хотя раньше (до 1.09.2014) только с согласия членов Ассоциации в нее мог войти новый член (ч. 4 ст. 123 Гражданского кодекса (ред. от 02.11.2013) «С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления»).
 

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
4. Виды саморегулируемых организаций в сферах строительства

Градостроительный кодекс определил три вида СРО в сферах строительства:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство (ст. 55.3 Градостроительного кодекса).

5. Цели саморегулируемых организаций в сферах строительства

Все СРО в сферах строительства являются предпринимательскими СРО, т.к. объединяют субъектов предпринимательской деятельности - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность.

Прием в члены СРО в сферах строительства осуществляется на основании соответствия предпринимательской деятельности виду СРО ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст)), сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Членами строительной СРО может стать лицо, имеющее, коды видов экономической деятельности, содержащиеся в «Разделе F Строительство», например: 41.20 (Строительство жилых и нежилых зданий), 42.11 (Строительство автомобильных дорог и автомагистралей), 42.12 (Строительство железных дорог и метро), 42.22.3 (Строительство электростанций), 42.9 (Строительство прочих инженерных сооружений), 43.11 (Разборка и снос зданий) и т.д.

Предпринимательские СРО в сферах строительства обязаны иметь стандарты и правила предпринимательской деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации, т.е. стандарты и правила, в которых последовательно определен порядок предпринимательской деятельности, направленной на достижение основных целей саморегулированияв сферах строительства:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 55.1 Градостроительного кодекса);

3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).


Вопрос:

Градостроительный кодекс определил три вида СРО в сферах строительства:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство (ст. 55.3 Градостроительного кодекса).

Правильно ли утверждение, что все СРО в сферах строительства являются предпринимательскими СРО, т.к. объединяют субъектов предпринимательской деятельности - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность?

Правильно ли утверждение, что все СРО в сферах строительства являются предпринимательскими СРО, т.к. прием в члены СРО в сферах строительства осуществляется на основании соответствия предпринимательской деятельности виду СРО ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст)), сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей?

Например, членами строительной СРО может стать лицо, имеющее, коды видов экономической деятельности, содержащиеся в «Разделе F Строительство», например: 41.20 (Строительство жилых и нежилых зданий), 42.11 (Строительство автомобильных дорог и автомагистралей), 42.12 (Строительство железных дорог и метро), 42.22.3 (Строительство электростанций), 42.9 (Строительство прочих инженерных сооружений), 43.11 (Разборка и снос зданий) и т.д.

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

При этом согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 17 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что саморегулируемыми организациями в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - саморегулируемые организации в сфере строительства) являются некоммерческие организации, созданные в форме ассоциации (союза) и основанные на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц.

С учетом изложенного, саморегулируемые организации в сфере строительства объединяют субъектов предпринимательской деятельности.

из письма Минстрой от 03.10.2018
 

Eulenspiegel

Новичок
18 Апр 2013
18
9
Странный ответ от Минстроя. Впрочем, у них традиционно плохо с гражданским правом:rofl:

В строительные, проектные и изыскательские СРО иногда вступают организации, вообще предпринимательской деятельностью не занимающиеся.

Я бы сказал, что "градостроительные" СРО вообще не являются ни предпринимательскими, ни профессиональными. Их статус в этой части не регулируется в 315-ФЗ, так как определен специальными нормами Градостроительного кодекса (а именно п. 17 ст. 1). Эта как раз та "особенность", которую предусматривает п. 2.1 ст. 1 315-ФЗ.

Так что не всё так просто.
 

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
Странный ответ от Минстроя. Впрочем, у них традиционно плохо с гражданским правом:rofl:

В строительные, проектные и изыскательские СРО иногда вступают организации, вообще предпринимательской деятельностью не занимающиеся.

Я бы сказал, что "градостроительные" СРО вообще не являются ни предпринимательскими, ни профессиональными. Их статус в этой части не регулируется в 315-ФЗ, так как определен специальными нормами Градостроительного кодекса (а именно п. 17 ст. 1). Эта как раз та "особенность", которую предусматривает п. 2.1 ст. 1 315-ФЗ.

Так что не всё так просто.

Как раз в этой части 315-ФЗ всё четко регламентирует, а Градкодекс даже не пытается.

СРО в области строительства легко и однозначно квалифицируются как "предпринимательские" или "коммерческие".
 

Eulenspiegel

Новичок
18 Апр 2013
18
9
Как раз в этой части 315-ФЗ всё четко регламентирует, а Градкодекс даже не пытается.

СРО в области строительства легко и однозначно квалифицируются как "предпринимательские" или "коммерческие".

Ну а как же быть с теми членами "градостроительных" СРО, которые не являются предпринимательскими и коммерческими? В СРО состоит достаточно всякого рода унитарных и корпоративных некоммерческих организаций, и далеко не все из них занимаются предпринимательской деятельностью...

Надо полагать, это противоречие мнимое; оно вполне укладывается в действующую доктрину конкуренции общих и специальных норм. "Градостроительные" СРО не являются ни объединением коммерческих организаций (коммерсантов-ИП), ни объединением физических лиц. Эти категории не применимы к означенным СРО в силу прямого указания закона. Посмотрим:

Как справедливо отмечено, по 315-ФЗ СРО объединяют физлиц-профессионалов или предпринимателей - ИП и юрлиц. Это общая норма.

В п. 2.1 ст. 1 ФЗ о СРО указано, что в саморегулировании деятельности "градостроительных" СРО имеются "особенности". Это намек на то, что где-то существует специальная норма. Надо отметить, что пункт слегка идиотский. Одному черту известно, кому и зачем понадобилось его туда пихать.

Градостроительный кодекс в ст. 4 прямо указывает, что ФЗ о СРО применяется только в той степени, в какой соответствующие отношения не урегулированы кодексом. Это оформление иерархии общей и специальной нормы.

В п. 17 ст. 1 Градостроительного кодекса абсолютно однозначно указано, кого же объединяет саморегулируемая организация в области в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Это специальная норма. В деятельности СРО обязаны руководствоваться именно ей. Кстати, там прямо указано, что членами СРО являются региональные операторы, каковые операторы суть фонды и права осуществлять предпринимательскую деятельность, как правило, не имеют.

Как видно, в специальной норме нет ни намека на предпринимательскую деятельность членов как критерий для правосубъектности СРО или отнесения ее к какому-либо типу по 315-ФЗ.

В общем, если подвести итог: норма 315-ФЗ о том, что СРО бывают или "предпринимательскими", или "профессиональными", в отношении "градостроительных" СРО не применяется, так как для сих означенных имеются специальные нормы Градостроительного кодекса. Эти нормы содержатся в п. 17 и п. 22 ст. 1; согласно ним СРО объединяют ИП и юрлиц, выполняющих изыскания, проектирование и т.д., а также выполняющих функции технического заказчика. Безотносительно предпринимательской деятельности.

А касаемо разъяснений Минстроя отмечу, что незнание им теории государства и права в части конкуренции общих и специальных норм (первый курс, первый семестр), в общем, никого уже не удивляет. Как и издание взаимоисключающих разъяснений по три раза в год.
 
  • Мне нравится
Реакции: AristoS

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
В СРО состоит достаточно всякого рода унитарных и корпоративных некоммерческих организаций, и далеко не все из них занимаются предпринимательской деятельностью...

Вы хотите сказать, что им запрещено заниматься деятельностью, приносящей доход?

А может быть Вам слово "предпринимательское" не понравилось?

Суть от этого не меняется.

Однозначно СРО в сфере строительства не могут быть отнесены к "профессиональным" СРО!

Не забывайте, что закон о СРО - это базовый закон, которой регулирует основные правоотношения.

Соглашусь, что специальный закон что-то может видоизменить, но если он молчит, то читаем 315-ФЗ и работаем.
 

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
В дополнение.

3. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:

Общая норма из 315-ФЗ

1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;

установление иного, т.е. не 25, а 100, а остальное Градкодекс не изменяет (в этой части)

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, снос объектов капитального строительства на основании договора о сносе объекта капитального строительства, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (далее - договор подряда на осуществление сноса), индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, снос объектов капитального строительства, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство, снос объектов капитального строительства и указанных в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

специальная норма
2) отсутствие у некоммерческой организации территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована;

специальная норма
3) наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса;

специальная норма
4) наличие у некоммерческой организации стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.5 настоящего Кодекса являются обязательными.

ст. 55.4, "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018) {КонсультантПлюс}
 

AristoS

Местный
24 Окт 2007
662
122
Санкт-Петербург
Вопрос:

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее – « 315-ФЗ)) указывает типы саморегулируемых организаций.

Правильно ли высказывание, что № 315-ФЗ вводит три типа саморегулируемых организаций:
1. Предпринимательские саморегулируемые организации – объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 3 № 315-ФЗ).
2. Профессиональные саморегулируемые организации – объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ч. 3 ст. 3 № 315-ФЗ).
3. Смешанного типа саморегулируемые организации - объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами ч. 2 ст. 3 № 315-ФЗ)?

Ответ:

Департамент контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу объединения в саморегулируемой организации (далее - СРО) субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида и в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Министерство не обладает полномочиями по разъяснению законодательства по запрашиваемому вопросу.

Вместе с тем полагаем возможным ответить следующее.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о СРО) не содержит понятий "предпринимательские саморегулируемые организации", "профессиональные саморегулируемые организации", "саморегулируемые организации смешанного типа".

При этом в соответствии со статьей 2 Закона о СРО под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о СРО одним из условий признания некоммерческой организации саморегулируемой организацией является объединение в ее составе в качестве членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о СРО объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Таким образом, Законом о СРО предусмотрена возможность формирования:

- саморегулируемой организации, основанной на членстве субъектов предпринимательской деятельности определенного вида;

- саморегулируемой организации, основанной на членстве субъектов профессиональной деятельности определенного вида;

- саморегулируемой организации, основанной на членстве субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности определенного вида, при условии, что объединение субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида в одной СРО предусмотрено федеральными законами.

из письма Минэкономразвития от 10.10.2018

ссылка