4. Отзыв участником заявления о выходе из общества с ограниченной ответственностью
Основные применимые нормы:
- п. 6.1 ст. 23, ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью).
В процессе деятельности общества с ограниченной ответственностью может сложиться ситуация, когда участник, подавший заявление о выходе из ООО, обратится к нему с просьбой об отзыве заявления. В связи с этим возникают следующие вопросы. В каких случаях такая просьба может считаться удовлетворенной? Можно ли оспорить отказ в ее удовлетворении и если да, то в каком порядке?
4.1. Вывод из судебной практики: Участник ООО в случае отказа общества удовлетворить его просьбу об отзыве заявления о выходе из общества вправе оспорить такое заявление в судебном порядке по правилам о недействительности сделок.
При рассмотрении споров суды основывались на разъяснениях, содержащихся в п. 16 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому последствия, предусмотренные п. 2 ст. 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в ред. до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ), не могут быть изменены в одностороннем порядке. Однако это не лишает участника, вышедшего из общества, права требовать признания его заявления о выходе из общества недействительной сделкой.
Судебная практика:
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.10.2018 N Ф05-16289/2018 по делу N А40-122838/2017
"...Таким образом, заявление участника общества о выходе из общества является односторонней сделкой, направленной на прекращение прав участия в обществе.
Суды правомерно указали, что указанное обстоятельство не лишает участника права в случае отказа общества удовлетворить его просьбу об отзыве заявления о выходе из общества оспорить такое заявление в судебном порядке применительно к правилам о недействительности сделок, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, например, по мотивам подачи заявления под влиянием насилия, угрозы либо в момент, когда участник общества находился в таком состоянии, что не был способен понимать значение своих действий или руководить ими.
Вместе с тем истец факт собственноручного подписания заявления о выходе из общества и его подачу не оспаривал, о фальсификации не заявил, а поименованное заявление не содержит неясностей относительно цели и правовых последствий подачи заявления.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований..."