Наказуемая дача
В Кремле нашли новый рецепт борьбы с коррупцией
Павел Арабов
Борьба с коррупцией сосредоточится на взяткодателях. Контрольное управление президента России (КУП) предлагает скорректировать законодательство, чтобы ужесточить борьбу с теми, кто дает взятки. Ведь до сих пор антикоррупционные меры в основном были сосредоточены на "получателях". Теперь же разработан целый комплекс дополнений в президентский план по противодействию коррупции, который облегчит жизнь бизнесу, рассказал на семинаре в Высшей школе экономики глава КУП Константин Чуйченко.
Для Дмитрия Медведева борьба с коррупцией стала одной из первых и важнейших задач на посту главы государства. Всего через неделю после инаугурации он провел первое совещание президентского совета по противодействию коррупции. Еще через два месяца был утвержден и первый план по противодействию этому злу. Но сейчас в администрации президента решили подойти к борьбе с несколько иной стороны.
Дело в том, что до сих пор этот "антикоррупционный план" в основном сосредоточен на противодействии коррупционному спросу, отметил Чуйченко. То есть на борьбе с "берущими". А вот вопросы борьбы с "предложением", то есть со взяткодателями, отражены недостаточно. Это стало ясно после проведенных КУП двух проверок корпоративного законодательства: в части "антикоррупционности" и противодействия рейдерству.
Главное изменение может коснуться закона об акционерных обществах. Его предлагается сделать толще и детальнее. Зато постоянное приведение устава компании в "соответствие с законодательством" тогда отойдет в прошлое, потому что учредительные документы компании уместятся на паре листочков. И предпринимателям не придется после каждого изменения закона ходить на поклон к чиновникам и перерегистрировать устав.
- Меняя закон, нет необходимости менять устав, потому что все вопросы функционирования корпоративного управления акционерного общества могли бы регулироваться законом. А устав - одна страница, где были бы ответы на вопросы, которые закон ставит перед эмитентами, не более десяти: количество человек в совете директоров, кворум и т.д. Мы бы так изъяли огромный сегмент из почвы, где произрастает коррупция, - заявил Чуйченко. Обратят внимание и на деловую коррупцию, когда подкуп происходит внутри частных компаний. Яркий пример этого - откат, который поставщики могут разделить со службой закупок. "В принципе решено" добавить в антикоррупционный план специальный раздел, как раз посвященный борьбе со взяточничеством и откатами в корпоративном секторе, уточнил Чуйченко.
В результате удастся побороть и рейдерство, потому что "90% незаконных захватов имущества основаны на недобросовестной регистрации юридических лиц... все рейдерские захваты построены на коррупции", полагает глава КУП.
Изменения могут коснуться и огласки зарплат и бонусов топ-менеджеров. Пока компании обязаны раскрывать сводные сведения об общих выплатах всем руководителям. Теперь же топ-менеджеры крупных компаний могут попасть под те же требования, которые применяются к чиновникам, - вроде ежегодной публикации декларации о доходах.
Зато непубличные компании (те, которые не являются открытыми акционерными обществами) получат больше свободы.
- Если участники общества с ограниченной ответственностью хотят заключать соглашение о, скажем, непропорциональном распределении дивидендов - это их право. Если акционеры хотят заключать соглашение о тех или иных действиях в принятии корпоративных решений - это их право. Только так мы можем добиться, чтобы бизнес не бежал из России, - предложил Чуйченко.
Новая редакция президентского "плана по противодействию коррупции", дополненная и расширенная, будет вынесена на обсуждение "в скором будущем", пообещал Константин Чуйченко. Но тут же уточнил, что "нами подготовлены предложения, хотя не факт, что они будут приняты".
- Это логично и естественно - в коррупции участвуют две стороны, и наказывать должны не только тех, кто берет, но и тех, кто дает. И именно бизнес дает большую часть взяток за решение вопросов, - говорит глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
10:43 24.02.10
http://www.izvestia.ru/russia/article3138868/?print