Адвокаты сыграют в монополию

Mery

Местный
4 Апр 2007
577
286
Адвокаты сыграют в монополию

Крупные юридические компании пытаются вытеснить конкурентов

Экономический кризис и инициированная президентом России Дмитрием Медведевым реформа судебной системы подтолкнули адвокатское сообщество и крупные компании перетянуть на себя долю рынка юридических услуг. Они настаивают на возрождении адвокатской монополии на представление интересов сторон в арбитражных судах и создании системы оказания юридических услуг.
Инициативы по изменению действующего законодательства в сфере оказания юридических услуг представители Федеральной палаты адвокатов (ФПА) озвучили 17 марта на встрече с чиновниками из Минюста. Вчера информация о мероприятии появилась на сайте организации. Среди предложений адвокатов — введение адвокатской монополии в арбитражном судопроизводстве и создание работоспособной системы квалифицированной юридической помощи.
Адвокатская монополия на представление интересов спорщиков в судах фактически сущестВвовала до 2004 года. Своим постановлением Конституционный суд отменил необходимость привлечения компаниями адвоката и признал не соответствующей Конституции ч. 5 ст. 59 АПК РФ, дав возможность представлять интересы лицам без адвокатского статуса. Попытки восстановления старой практики, предпринимавшиеся ранее, так и не увенчались успехом.
По словам руководителя пресс-службы ФПА Александра КрохВмалюка, позиция адвокатского сообщества по вопросам внесения поправок в законодательство однозначна. «Адвокатская монополия должна быть введена, однако это не должно распространяться на юристов компаний, законных представителей, иных подобных лиц», — отмечает он.
По словам г-на Крохмалюка, другим важным вопросом является организация системы оказания юридической помощи: «В настоящее время регулирование юридического бизнеса в России заключается только в рамках осуществления предпринимательской деятельности, что влияет на качество предоставляемых услуг».
Партнер юридической фирмы Amond & Smith Павел Романенко считает, что крупным юридическим компаниям не составит труда получить необходимые разрешения на осуществление своей деятельности. Предлагаемые изменения выбьют из рынка непрофессиональных участников, занимающихся, например, регистрацией юридических лиц. Зачастую в таких фирмах работают люди, не имеющие юридического образования, говорит он.
Эксперты считают, что на активные действия адвокатов подтолкнул кризис. «Есть объективные причины снижения прибыли, например спад деловой активности, поэтому некоторые проекты на какой-то период считаются замороженными. Сейчас не востребованы услуги по сопровождению сделок, консультации в области слияний и поглощений, и наоборот, рассмотрение судебных споров сейчас — это наиболее часто встречающиеся дела», — говорит управляющий партнер аудиторской компании «Грант Торнтон» Сергей Аслибекян.
Участники рынка поддерживают инициативу ФПА. «Отсутствие у представителей сторон в судах надлежащих знаний в области юриспруденции затягивает процесс, уровень судопроизводства понижается, и, по сути, нарушается конституционное право на оказание квалифицированной юридической помощи», — говорит адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Андрей Шугаев.
Впрочем, пока о законодательных изменениях, усиливающих роль адвокатов и крупных юридических контор, речь не идет. Как пояснил РБК daily источник в Госдуме, обсуждений на уровне депутатских комитетов не было. «Это похоже на политические игры и попытку заинтересованных лиц перетянуть одеяло на себя», — полагает он.



ДЕНИС ЗЕЛИКСОН

26.03.2010


Источник: РБК daily
 
  • Мне нравится
Реакции: Integrator™ и САБУР

Playboy из 46

Активист
4 Июн 2009
4,787
4,215
г. Москва
Теперь при получении документов в регоргане у курьера будут спрашивать удостоверение адвоката.:D
 

Pathfinder

Активист
Теперь при получении документов в регоргане у курьера будут спрашивать удостоверение адвоката.
Ну нет, это ты уже загнул:). Тогда все регеры кинутся получать адвокатскую корочку и количество адвокатов вырастет еще больше, а действующей адвокатуре это нафиг не надо. Тем более, что сдать на эту корочку может студент четвертого курса средненького вуза, коллега адвокат по-крайне мере так об этом высказался после получения корки, сказал, что там разрешают пользоваться даже кодексами.
 

Playboy из 46

Активист
4 Июн 2009
4,787
4,215
г. Москва
Ну нет, это ты уже загнул.

Млин... Ну поставил же ":D"........ Всерьёз не восприминать...

Если что, я вступлю в Московскую областную коллегию адвокатов, или в Ханты-Мансийскую, там дешевле:yahoo:

Хотя... Зачем?

Кто помешает клиенту самостоятельно готовить документы??:D А Плэйбой - в качестве курьерчика....)))
 

Pathfinder

Активист
Если что, я вступлю в Московскую областную коллегию адвокатов, или в Ханты-Мансийскую, там дешевле Хотя... Зачем?
Ну так это, кхм... для имиджа:)! Думаю, это никому не помешает.
 
  • Мне нравится
Реакции: Playboy из 46

Pathfinder

Активист
непрофессионалов в сад!
Ну так под непрофессионалами тут подразумеваются все регеры. Это и не нравится, за державу обидно. Я-то думал профессионал в каждой своей области имеется, а тут получается если ты судебкой занимаешься, то ты юрист-профессионал, а если регистрацией (я бы даже сказал корпоративным правом), то судя по мнению этого адвоката - ты непрофессионал.
 

Dimanoid

Активист
5 Апр 2007
3,072
1,050
м. Аэропорт, Мск.
Хотят, чтобы к ним очередь стояла, как к нотариусам. А обнаглевшие и зажравшиеся адвокаты,своей золотой ручонкой, с отвращением собирали бы деньги за регу с черни из очередей, которая досталась им в наследство от добрых, бедных........., но необразованных регистраторов. Ужасное зрелище, душераздирающее зрелище. (с):D
 
21 Дек 2009
1,551
941
Владимир
«Адвокатская монополия должна быть введена, однако это не должно распространяться на юристов компаний, законных представителей, иных подобных лиц»
Клиент приходит, составляется левый договор уступки права требования на ООО, в которой числится юрист, и далее юрист может спокойно этим делом заниматься.
Это конечно грубо, неотшлифовано, но как основа.
Считаю необходимым изобретать такие обходные пути и буду их изобретать, зная что огромная часть адвокатов свои корочки просто купили. Я не ставлю себя выше и умнее адвокатов, ни в коем случае, просто закон этот - явный перебор, статус адвоката человеку квалификацию и мозги автоматически не дает.

Очень хочется кому-то поднять свой статус и монополизировать деятельность.
Я считаю, что рядовому адвокату, который своим трудом зарабатывает деньги, этот закон не нужен. Этот закон нужен только чиновникам от адвокатуры, посмотрите на размер отчислений с заработка рядового адвоката (помимо налогов).
Всех хотят загнать под налоги, под контроль, под ноготь, так сказать. А я вот не хочу платить на нужды консультации, на содержание палаты и другие поборы только за статус адвоката, придумали "кормушку" эти чиновники.
А уж про кодекс чести хоть бы молчали. По уголовным делам работают только адвокаты и именно они носят в СИЗО и наркотики и деньги и телефоны и водку.
А на следствии что твориться по бесплатным делам? Адвокат перед допросом даже не беседует с подзащитным, посидел на допросе в качестве понятого, написал заявление на оплату и бегом в следующий кабинет поприсутствовать на допросе за счет бюджета.
Кстати, а кто каким либо образом проверял качество юридической помощи, оказываемой частнопрактикующими юристами, сколько дел они выиграли, ведь никакой статистики по этому вопросу нет, одни предположения.
А по налоговым спорам адвокаты практически не участвуют в рассмотрении дел, потому что там без бухгалтера и спеца по налоговому законодательству не обойтись.
Большинство дел выигрывают именно частники, а их и хотят загнать в адвокатуру, чтобы собирать с них денежку -вот весь смысл закона.
 

sultan

Местный
25 Дек 2007
560
81
Москва
Тем более, что сдать на эту корочку может студент четвертого курса средненького вуза, коллега адвокат по-крайне мере так об этом высказался после получения корки, сказал, что там разрешают пользоваться даже кодексами.
это он серьезно говорил?
 

Влад7773

Новичок
28 Дек 2007
24
0
Выскажу свое мнение, как адвокат (бизнес-адвокат).
Теме по введению адвокатской монополии, действительно, уже много лет. Как и в любом нововведении - есть плюся и минусы.
Многие из участников форума, просто как граждане (потребитель, обыватели), ориентируются на европейские стандарты и европейский уровень жизни - превосходство европейцев, их более комфортный и правильный уклад жизни.
В Европе - в суде представлять интресесы строны по делу, может только адвокат. Безусловно, в адвокатском сообществе встречаются как, к сожалению, и везде, непрофессиональные люди.
Но, у адвокатской корпорации, есть механизм по очищению от таких людей - поверьте, постоянно в разных регионах проходят дисциплинарные разбирательства по результатам которых лишают статуса адвокатов.
В получении статуса адвокате, по моему мнению, плюсы следующие:
- адвокская тайна (нельзя быть допрошенным, обысканным и т.д.);
- возможность направления, обязательного для ответа, адвокатского запроса;
- необходимость соблюдения Кодекса профессиональной этики (не смотря на вышеприведенные критические высказывания - за это реально могут выгнать);
- предусмотренная обязанность повышения совей квалификации;
- наличие "входного порога". В разных субъектах по разному, но какие-никакие экзамены комиссии все сдают;
- обязательное страхование отвественности за вред причиненный доверителю (в данный момент не работает, но в переспективе все же будет).
Минусы:
- обязательные отчисления (в "моей" Курской области - 600 руб. в месяц - это повышенный тариф, если адвокат (например, специализарующийся в корпоративном праве) не хочет участвовать у уголовных делах "по назначению".
Но к специфики регистрации эта тама непосредственного отношения не имеет, т.к. планируется к распространению исключительно на СУДЕБНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО.
 
21 Дек 2009
1,551
941
Владимир
Влад7773, я одного не понимаю, для чего мне практикующему юристу в области налогового права уже семнадцатый год, вступать в коллегию... нет у меня желания участвовать в уголовных процессах...
Курсы повышения квалификации, мне кажутся смешными. Для чего? Если я практикую, то кто и чему меня научит больше, чем личный опыт?
Договор я всегда заключаю с ответственностью и возмещении причиненного вреда...
Очищение рядов происходит естественным образом. И для этого не нужно ни каких разборов. Рекомендации клиентов, что может быть объективней?
 

Driver62

Местный
3 Фев 2010
681
351
Другой регион
У хорошего адвоката всегда есть клиенты и работа, для кого конкретно эти нововедения, давайте так поставим вопрос?:)
 

Vishnya

Активист
11 Сен 2008
3,151
1,137
г.Москва, САО
Как же все хотят заниматься регерством.
Нотариусы, адвокаты...
Лакомый кусок? Сильно сомневаюсь.
Так почему же так много желающих оказывать помощь в подготовке документов?
 

RedReg

Активист
7 Окт 2009
3,670
1,588
Эта тема не умрет никогда!!! :D
pravo.ru -


"Нужна тонкая настройка, чтобы не разрушить юридический бизнес"

Автор: Татьяна Берсенева



Объединение юридической профессии должно идти под сенью адвокатуры, но "свободным" юристам должны предложить особые формы организации бизнеса, считает заместитель министра юстиции Елена Борисенко. Для развития и обеспечения безопасности гражданского оборота необходимо расширение функций нотариата, считает она, но нотариусы должны быть максимально ответственны, готовы к контролю не только корпоративному, но и со стороны государства.

– В последнее время много говорится про объединение юридической профессии на базе единой адвокатской корпорации. Как адвокат и корпорация в целом должны будут выглядеть в будущем?

– Идеальной моделью мне представляется сильная адвокатура, функционирующая как хорошо структурированная корпорация, у которой есть серьезные механизмы для развития и поддержки своих членов, обеспечения мониторинга деятельности адвокатуры, выявления внутренних болезней, борьбы с ними. Адвокатские палаты существуют не для организации праздников и паркетных мероприятий, а для организации системы оказания квалифицированной юридической помощи. Для этого необходимо совершенствовать процедуры доступа в профессию адвоката, сделав квалификационный экзамен открытым, строгим и объективным, крайне важно создать систему повышения квалификации для членов адвокатуры, среду, в которой будут развиваться настоящие профессионалы, заинтересованные в ведении дела не только квалифицированно, но и честно, этически безупречно.

Единая профессия означает единый стандарт, возможно, в первую очередь – этический, а затем – профессиональный. Чтобы конституционная гарантия на получение квалифицированной юридической помощи могла быть реализована, необходимо обеспечить этот стандарт, гарантирующий минимальный уровень качества. Клиент должен знать, что, к какому бы адвокату он ни обратился, тот не будет работать на другую сторону, будет сохранять в тайне предоставленную ему информацию, его образование и квалификация обеспечат соответствие закону его рекомендаций и подготовленных документов. Я не говорю о максимальном стандарте, потому что у каждого планка своя, виртуозность и мастерство не должно знать границ, что, скорее всего, отразится на размере гонорара, но минимальный стандарт должен быть един и соблюдаем всеми членами корпорации.

– Что для этого нужно?

– На мой взгляд, нужно начинать с усиления роли Федеральной палаты адвокатов. Должен быть центр, который способен сформулировать и провести изменения не только нормативные, но и корпоративно-профессиональные. И этим центром должна быть ФПА. Государство может лишь содействовать и мотивировать саморегулирование в определенном тренде. Самое глупое и бессмысленное – это зависимая адвокатура. Такая адвокатура – это минус для общества и государства. Зависимая адвокатская корпорация не может обеспечить состязательность судебного процесса, а значит, снижается компетентность и эффективность следствия, правосудия, что неизбежно приводит к правовому нигилизму, развитию неправовых методов защиты нарушенных прав, хаосу. Сильная и компетентная адвокатура – залог реализации принципов правового государства, верховенства права. Именно ФПА может стать основным разработчиком проектов изменений регулирования рынка юридического услуг, контент должен формироваться юрсообществом.

Мы готовы предоставить площадку для обсуждений, помогать продвигать идеи и, как регулятор, поддерживать инициативы, отвечающие задачам, о которых я говорила. Чем лучше ФПА сможет собрать и учесть в своих инициативах мнения не только тех, кто является ее членами, но и тех, кто по тем или иным причинам не хочет в настоящее время вступать в ряды адвокатуры, тем больше вероятность успеха. Надеюсь, что ФПА до конца года представит внятный текст концепции регулирования рынка юридической помощи, который мы сможем объективно, предметно обсуждать, править, дорабатывать.

Реформирование, как представляется, должно проходить поэтапно. Нужна тонкая настройка, чтобы не разрушить существующий юридический бизнес, а, наоборот, обеспечить условия для его развития как проводника законного и стабильного гражданского оборота, защиты прав и законных интересов людей и бизнеса.

– "Вольные" юристы говорят, что не желают вступать в адвокатуру до тех пор, пока она не позволит им урегулировать их бизнес. В пример ставится ситуация с адвокатскими бюро, когда вопреки запрету одни адвокаты управляют другими, выплачивают им зарплату, а это никак законодательно не урегулировано.

– Безусловно, создание необходимых для юридического бизнеса механизмов внутри адвокатуры должно стать одной из задач проводимых изменений. Сегодня многие компании, консультирующие по вопросам корпоративного и гражданского права, не хотят вступать в адвокатуру, в том числе из-за неудобства для их бизнеса форм организации адвокатской деятельности. Да и целый ряд, если не большинство адвокатов работают по модели, когда рядом адвокатское бюро и общество с ограниченной ответственностью. Существующие формы не всегда отвечают потребностям развития юридического бизнеса, особенно, когда фирма перерастает малую форму. Требуется серьезная мотивация сотрудников, прозрачные партнерские отношения, возникают вопросы капитализации и прав на интеллектуальную собственность фирмы.

Дискуссии о модернизации форм организации адвокатской деятельности идут давно. Апологеты консервативного подхода строят свою позицию на том, что существующих форм для решения всех вопросов развития юридической помощи достаточно. Они категорически против иных моделей, видя в этом риск отхода от некоммерческого принципа адвокатской деятельности. Моя личная точка зрения такова: нужно сохранить существующие формы для тех, кто привык комфортно в них работать. Полагаю, что существующие формы оптимальны для организации практик консультирования по уголовным делам. В то же время я считаю, что само существование коммерческих фирм при адвокатских образованиях как мотивационного и налогового условия для организации юрфирмы говорит о несовершенстве существующих форм, не позволяющих определенному сегменту профессионалов развиваться без ухищрений.

Поддерживая принцип публично-правовой и социальной значимости адвокатской деятельности, я не сомневаюсь, что для объединения профессионального рынка юридической помощи необходимо дополнение существующих форм еще одной, которая будет адаптировать отношения, условно говоря, ООО для формы адвокатского образования с возможностью распределения прибыли между партнерами, принятия на работу адвоката и выстраивания с ним трудовых отношений и еще много иных аспектов. Это позволит строить партнерскую систему, которая существует по факту в таких организациях, развивать и капитализировать средние и крупные юридические компании внутри адвокатуры.

Но вводить ограничения для юристов не стоит до тех пор, пока не появятся механизмы, которые обеспечат им возможность организации и развития своей деятельности. Тогда мы сможем им сказать: коллеги, вы либо адвокаты и работаете в рамках соответствующего законодательства, притом что все механизмы для вас созданы, либо вы не занимаетесь этой деятельностью вообще. В этом случае, думаю, сомнения у многих сегодняшних неадвокатов пропадут, так как они будут понимать, что для их работы никаких препятствий нет, даже есть дополнительные плюсы, так называемые привилегии адвокатуры, но единый стандарт и обязанности необходимо соблюдать и исполнять.

– Те юристы, которые сейчас не адвокаты и в адвокатскую корпорацию не попадут, что с ними произойдет?

– В зависимости от того, кто эти юристы. Для корпоративных юристов, так называемых "инхаусов", думаю, целесообразно сделать исключение, предоставив им право работать без приобретения статуса адвоката, впрочем и без привилегий адвокатуры, важнейшей из которых является адвокатская тайна. На мой взгляд, даже при введении монополии на оказание юридической помощи мы сможем прописать их права по представительству своих компаний. Те, кто называет себя юристом, но не имеет юридического образования, на мой взгляд, должны прекратить оказывать юруслуги. Те юристы, которые имеют ограничения, связанные с судимостью или еще с чем-то, думаю, тоже должны будут уйти из профессии и заняться каким-то другим делом.

– Ведется ли сейчас разработка закона о профессиональной юридической помощи?

– Сейчас нет. Сначала мы должны понять, как мы будем в целом менять регулирование в сфере оказания юридической помощи. Какими способом мы это будем делать – отдельным законом или меняя действующее законодательство – это уже средства. Поэтому сначала нам нужно проработать концепцию изменений, их этапы.

– В госпрограмме "Юстиция" говорится про необходимость развития бизнес-адвокатуры. Что под этим подразумевается?

– Сейчас есть довольно большой рынок, связанный с бизнес-консультированием, рынок крайне конкурентный и экономически емкий. Среди тех, кто в нем работает, очень много квалифицированных, замечательных юристов. Это здоровая часть профессии, которую неплохо было бы под сень адвокатуры привлечь. Но пока эти специалисты не видят для себя мотивов для вступления в ряды адвокатуры, им статус представляется ненужным. Они видят для себя только лишние обременения: отчеты, взносы и так далее.

Возможно, адвокатура станет для них привлекательнее, если там появится некая специализация: отдельные методологические комиссии, комиссии по дисциплинарным производствам для специалистов в уголовно-правовой и гражданско-правовой сферах, а также специалистов арбитражной группы. Но это пока лишь идеи, как всегда имеющие свои плюсы и минусы. В любом случае полагаю, что вовлечения профессионалов бизнес-консультирования в работу по подготовке концепции изменений является необходимым условием достижения задачи объединения рынка квалифицированной юридической помощи в России.

– Были предложения по поводу введения отдельных квалификационных экзаменов при вступлении в адвокатуру в зависимости от выбранной специализации. Насколько это перспективно?

– Пока трудно ответить определенно, посмотрим, что нам предложит сама адвокатура. Мы действительно ранее озвучивали идею разделения права заниматься определенной адвокатской деятельностью в зависимости от специализации. К примеру, если я хочу заниматься всем спектром дел, то должна сдать три квалификационных экзамена. Но любая медаль имеет две стороны. С одной стороны, мы стимулируем узкий профессионализм. С другой – мы прекрасно понимаем, что право всепроникающе, как шутят юристы: нет того гражданского дела, которое не стремится стать уголовным, и наоборот. Поэтому у этой идеи есть как сторонники, так и противники. Сегодня фактически кандидат в адвокаты сдает экзамен по уголовному праву и процессу, в большинстве регионов тестированию подвергаются знания претендента именно в этих отраслях.

– Адвокаты жалуются, что плохо работает институт адвокатского запроса. А Госдума уже отклоняла законопроект об усилении ответственности за его игнорирование…

– Мы ведем работу по совершенствованию [этого] института. Это непростой вопрос. С одной стороны, очевидно, для состязательности процесса адвокат должен получать информацию по своему запросу. Другое дело, что качество адвокатского запроса иной раз не выдерживает никакой критики. Кроме того, необходим механизм, предотвращающий злоупотребления в использовании информации, обеспечения ее конфиденциальности, особенно в части персональных данных.

Я за то, чтобы сделать максимально эффективным адвокатский запрос и ввести гарантии предоставления по нему информации, в том числе ответственность за игнорирование или предоставление недостоверной информации. Но тогда и требования к запросу тоже должны быть четко сформулированы. При этом крайне важным являются вопросы правового регулирования обеспечения адвокатом безопасности конфиденциальной информации, в том числе банковской и коммерческой тайны, персональных данных. Именно поэтому правительство утвердило отрицательный отзыв на законопроект, который просто вводил административные штрафы за игнорирование адвокатских запросов, поручив Минюсту подготовить иной вариант законопроекта. [Эту] работу мы в настоящее время ведем.

– Адвокаты жаловались, в том числе президенту, на несовершенство системы оплаты труда защитников по назначению, что они зависимы от следователя. С другой стороны, насколько система прозрачна, нет ли возможности для приписок?

– Эту проблему мы пытались урегулировать, когда готовили в 2012 году постановление правительства № 1240 о порядке оплаты процессуальных издержек. При сегодняшней конфигурации адвокатуры, наверное, выбран оптимальный, сбалансированный вариант из всех возможных. Если адвокат был на процессуальном действии, это отражено в протоколе, то следователь не может сказать, что его не было. Таким образом, есть возможность контроля за адвокатом, чтобы он не писал себе в работу 150 дней, когда это не так. Также заинтересован в верности данных и сам доверитель, так как процессуальные издержки могут быть с него взысканы.

Если говорить глобально о возможности в будущем совершенствовать эту систему, то я полагаю, что гораздо более активная роль могла быть у самой адвокатуры, ее палат. В частности, если бы адвокатура стала распорядителем бюджетных средств, из которых оплачивался бы труд адвокатов по назначению. За этим был бы контроль со стороны всех участников процесса, плюс финансовый надзор государственных органов финансового надзора. Однако адвокатские палаты на сегодняшний день не готовы принять на себя работу по распоряжению бюджетными средствами. Их структура сегодня это не позволяет делать. Поэтому конкретно в этот исторический момент времени мы вряд ли что-то изменим. Концептуально, в будущем, когда адвокатура станет тем, чем должна быть, к этому вопросу можно было бы вернуться.

При этом и сегодня адвокатура может сделать шаг, чтобы избавиться от "карманных" адвокатов, которые работают в связке со следователями. Тут действительно возможны приписки. Бороться с этим можно, в том числе и распределением дел по назначению, чтобы не следователь выбирал адвоката, а чтобы он лишь передавал заявку в адвокатское образование. Чтобы эта система хорошо работала, наверное, нужен колл-центр, работающий круглосуточно без выходных и праздников. Важен и порядок распределения дел между адвокатами: должны учитываться и специализация, и квалификация, и объем работ у адвокатов, чтобы один не рвался между 125 делами. У нас уже есть субъекты, в которых очень успешно уже это работает, например в Самарской области и Пермском крае. Мы стараемся их опыт распространять, по крайней мере, мотивировать адвокатуру, чтобы они изучали и заимствовали лучшие подходы в своих субъектах.

– Есть ли статистика по адвокатам, привлеченным к дисциплинарной ответственности за различные нарушения?

– В 2013 году квалификационные комиссии рассмотрели в отношении адвокатов 4638 дисциплинарных производств, в том числе 149 дел, возбужденных по представлениям территориальных органов юстиции. К дисциплинарной ответственности привлечено 2719 адвокатов, из них по представлениям терорганов 68. 410 адвокатам статус прекращен, в том числе 27 по представлениям терорганов. Из этого же числа у 42 человек это связано с осуждением за умышленные преступления. Один адвокат лишился статуса, так как не отвечал требованиям закона об адвокатуре, а четверо – за адвокатскую деятельность во время приостановления статуса.

221 адвокат был наказан за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов адвокатской палаты. Это, скорее всего, неуплата членских взносов. Еще 21 адвокат получил дисциплинарные взыскания за отсутствие сведений об избрании формы адвокатского образования. За неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих обязанностей перед доверителем привлечены к дисциплинарной ответственности 73 адвоката, 95 – за нарушение адвокатом норм профессиональной этики.

Это лучше, чем в предыдущие годы. Есть какое-то движение с точки зрения самоочищения профессии. Но я не могу сказать, что меня устраивают эти цифры, потому что у меня есть подозрение, что случаев, когда нарушаются права доверителей, значительно больше. Во-первых, далеко не все недовольные услугами адвоката приходят в палаты, а для возбуждения дисциплинарного производства нужна их жалоба, у палаты нет полномочий инициировать разбирательство без обращения. Во-вторых, клиент должен представить документы в обоснование своей позиции. К сожалению, не всегда у клиента они оказываются. В-третьих, к сожалению, не во всех субъектах есть желание вести эту работу по улучшению состояния своих рядов.

Повторюсь, нужно усиление роли адвокатских образований, и в первую очередь ФПА, которая сейчас, на мой взгляд, крайне незначительная. Это мешает распространить даже хорошие, качественные подходы в регионы. Думаю, если бы у ФПА были механизмы и функции методологического центра, в том числе по вопросам дисциплинарных производств, правоприменения корпоративных правил, кодекса этики адвокатов, то многие задачи стали бы решаться эффективнее и быстрее.

– Сейчас человек, который остался недоволен адвокатом, может пожаловаться в адвокатскую палату. Однако если он получит отказ президента палаты в возбуждении дисциплинарного производства, то обжаловать его не сможет. Ни Кодекс профессиональной этики адвоката, ни закон об адвокатуре такой возможности не предусматривают. Насколько справедливо такое ограничение?

– Думаю определенная целесообразность в подобном подходе есть. Однажды этот вопрос был исследован по жалобе гражданина в Конституционный суд и была сформулирована позиция, смысл которой в том, что отношения между адвокатом и палатой – корпоративные и, следовательно, подлежат разрешению между ними. У гражданина есть иные способы и инструменты защиты нарушенного права: имущественные или неимущественные – в суде, в том числе с исками о компенсации убытков и возмещению морального вреда. Гражданин вправе обратиться и в правоохранительные органы, если полагает, что его умышленно ввели в заблуждение, воспользовались его доверием, мошенническим способом обманули. Такого горе-адвоката осудят, и он будет лишен возможности заниматься адвокатской деятельностью.

Вместе с тем жалобы клиента на адвоката должны быть обстоятельно и подробно рассмотрены. В этом заинтересована сама адвокатура, так как каждый член корпорации – ее лицо, а репутация в адвокатской деятельности должна быть превыше всего. Полагаю, что решения об отказе в возбуждении дисциплинарного производства должны быть подробно мотивированы и приниматься коллегиально. Коллегиальное решение и единая методология рассмотрения дисциплинарными комиссиями жалоб, на мой взгляд, серьезно повысят эффективность процедуры.

– Многие недовольные клиенты как раз просят адвокатскую палату взыскать с адвоката гонорар. Там гражданам рекомендуют обращаться в суд. Но есть институт профессиональной ответственности адвокатов. Не планируется ли перенять зарубежный опыт в этой сфере?

– Я полагаю, что институт страхования профессиональной ответственности адвокатов необходимо совершенствовать. Думаю, что этот вопрос должен быть включен в концепцию реформы. При этом развитие должны получить как индивидуальное, так и коллективное страхование. Необходимо также стимулировать не только обязательное, но и добровольное страхование, которое может быть важным маркетинговым инструментом для тех адвокатов, которые консультируют и оказывают услуги по сопровождению дорогих инвестиционных проектов и сделок.

– Сейчас Кодекс профессиональной этики предусматривает три наказания для провинившихся адвокатов: замечание, предупреждение, лишение статуса. Идея с временным приостановлением статуса не была поддержана.

– Мне представляется, что институт временного приостановления статуса может быть востребованным не только как мера в рамках дисциплинарного производства, но и в иных случаях, когда его прекращение нецелесообразно, но ведение адвокатской деятельности по целому ряду ограничений не представляется возможным. В случаях принудительного приостановления статуса важным представляется решение вопроса о том, кто сможет принять такое решение – орган адвокатуры или суд. К слову говоря, вопрос о введении института приостановления статуса мы обсуждаем и в рамках изменений законодательства о нотариате.

– Для нотариусов эта мера в виде приостановления полномочий все-таки появится в скором времени?

– Если предложение будет принято заинтересованными органами и парламентом.

Нотариусы, на мой взгляд, имеют иную степень независимости от государства, чем адвокаты. Функции адвокатуры предполагают крайнюю степень независимости этого института для обеспечения состязательности процесса, защиты прав граждан, в том числе от государства. Нотариат же выполняет задачу удостоверения юридически значимых действий от имени государства. В принципе, нотариальная деятельность – это квазигосударственная служба. Именно поэтому так отчетливо подчеркнута публично-правовая функция [этой корпорации] в системе латинского нотариата, с серьезной ролью государства в вопросах доступа в профессию, контроля, исключения из нее.

Уверена, что развитие нотариата, расширение его функций необходимо для развития и обеспечения безопасности гражданского оборота. Но при этом, представляя государство, нотариусы должны быть максимально ответственны, готовы к контролю не только корпоративному, но и со стороны государства.

– А количество нотариусов будет увеличиваться или не будет? Раньше предлагалось…

– Все зависит от количества работы, функций и полномочий нотариата. Сегодня количество работы у нотариуса сокращается. На сегодняшний день, по статистике, более 50% – это копии и доверенности. В рамках развития "Электронного правительства", "Электронной России" и "дорожных карт" по оптимизации всех административных процедур эта работа должна, в принципе, исчезнуть. При этом нам надо сохранить самофинансирование нотариата, да и требований к нотариусам мы предъявляем очень много, в том числе связанных с развитием электронного взаимодействия, системы единой информационной системы, которая требует серьезного обслуживания.

Сегодня серьезных проблем с доступностью нотариальных услуг мы не видим. В то же время, если изменения законодательства, направленные на привлечение субъектов гражданского оборота к совершению сделок в нотариальной форме, дадут свои позитивные результаты, а развитие компетенций нотариата приведет к замене фактически технической работы нотариуса на смысловую, обеспечивающую безопасность и стабильность гражданского оборота, это неизбежно приведет к увеличению нотариального корпуса.

– А тарифы будут расти?

– Честный ответ на этот вопрос – не знаю. При этом, когда мы говорим "тариф", мы подразумеваем тариф и плату за работу правового и технического характера. Мы уже несколько лет пытаемся проработать систему сбалансированных тарифов, которая отвечала бы требованиям доступности нотариата и достаточности для обеспечения нотариальной деятельности на условиях самофинансирования. Основная сложность – это вопрос единства регулирования и учет региональной специфики. Очевидно, что в крупных субъектах расходы нотариусов на организацию деятельности выше, но и работы больше. В то же время, если в ряде депрессивных регионов низкий тариф важен для обеспечения доступности нотариата, но тогда должна быть система дотирования нотариусов. Могу сказать, что работу по разработке эффективного правового регулирования платы за нотариальные услуги мы ведем, и, я надеюсь, она завершится введением справедливых тарифов, как для общества, так и для нотариусов.

– Сохранится ли государственный нотариат? Позиция министерства менялась.

– Мы приняли решение, что, не стимулируя развитие государственного нотариата, поощряя переход в частный, мы не будем принудительно ликвидировать существующие государственные нотариальные конторы. Причина очевидна: доступность нотариальной помощи в тех регионах, где частный нотариат не развивается из-за отсутствия возможностей самофинансирования.
 

мишель

Активист
5 Июн 2007
1,102
412
Введение адвокатской монополии в России откладывается как минимум на год.
Министерство юстиции признало, что текст концепции реформирования адвокатуры, который разрабатывает Федеральная палата адвокатов, в этом году готов не будет. "Завершение работы по разработке основных положений концепции объективно возможно не ранее II полугодия 2015 года", – говорится в обосновании к поправкам в госпрограмму "Юстиция", обнародованных Минюстом. Необходимо выработать единую согласованную позицию с ФПА и другими заинтересованными органами, расплывчато объясняют чиновники причину задержки, не уточняя, почему не смогли сделать это в срок.

ФПА осенью успела сделать лишь черновые наброски реформы. Первый вице-президент палаты Юрий Пилипенко по итогам заседания ее совета палаты рассказал о двух принципах, на которых должны базироваться перемены: закрепление исключительного права адвокатов на представительство интересов граждан и юрлиц в судах (а также на иные формы оказания квалифицированной юрпомощи) и объединение российских правовых консультантов на базе адвокатуры.

В ФПА попытались найти компромисс с юристами-неадвокатами, не желающими вступать в адвокатуру из-за невозможности урегулировать свою коммерческую деятельность. Им готовы были предложить новую форму коллективного адвокатского образования – "адвокатскую фирму", которая будет "представлять собой некоммерческую структуру, в рамках которой доступны наиболее эффективные с точки зрения практики правового консалтинга формы и способы организации работы".

Чем вызвана отсрочка?

Возможно, реформа заморожена на то или иное время. Это могло произойти по той причине, что увенчались успехом лоббистские усилия той части юридического сообщества, которая не согласна с предложенным ФПА вариантом перемен, в частности категорическим нежеланием палаты идти на "коммерциализацию" адвокатуры. Или по любой иной, на дающей уже полтора десятка лет изменить положение вещей. Если вы склоняетесь к этой версии, то ваш вариант ответа "Решено сохранить статус-кво, но не говорить об этом".

Другой вариант – это разочарование властей в содержании идей, которые исходят от профессионального сообщества юристов. Поэтому власть может взяться за дело сама и провести реформу на собственных принципах – либо комплексную, либо путем внесения отдельных изменений в действующее законодательство. Примерно то же самое происходит сейчас с нотариатом. Если вы придерживаетесь такой точки зрения, то вам следует выбрать вариант "Исполнительная власть собирается провести реформу по-своему".

Третья версия связана с банальной нехваткой времени. На рынке юруслуг переплетено множество интересов, подходы к его реформированию предлагаются самые разнообразные, а потому совершенно неудивительно, что для обсуждений и поиска компромисса нужен еще как минимум год. "Просто не успели" – это вариант ответа для тех, кто думает примерно так.

http://pravo.ru/voting/193/
 

мишель

Активист
5 Июн 2007
1,102
412
Почему адвокатская монополия откладывается?

Введение адвокатской монополии, идею которой активно продвигали в последние годы Минюст и сама адвокатура, затормозилось. Теперь сторонники реформы сменили риторику и говорят уже о необходимости объединения юридических профессий для оказания квалифицированной помощи по единым стандартам, которые еще предстоит разработать. Только после этого можно будет говорить о введении монополии на судебное представительство, заявил глава Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко на президентском Совете по развитию гражданского общества и правам человека. Да и риск не справиться в корпорации тоже увидели. "В судах рассматривается 15 млн гражданских дел, адвокатура в сегодняшнем составе – 75 000 человек [столько адвокатов в стране. –"Право.Ru"] – с этим не справится. Мы не этого хотим. Мы хотим справедливости", – говорил Пилипенко.

Замминистра юстиции Елена Борисенко на том же заседании подтвердила, что объедение юристов должно идти параллельно с совершенствованием самой адвокатуры, а юристы, не имеющие сейчас статуса адвоката, должны получить мотивацию войти в корпорацию. При этом сделать ее более привлекательной для "свободных" юристов должны сами адвокаты. По мнению замминистра, корпорации нужно предпринять "ряд шагов" и в "определенной степени" доказать способность к изменению и саморегулированию, проявить гибкость, и тогда эта тактика склонит профессиональное юридическое сообщество к модели объединения под сенью адвокатуры. "Если этого не произойдет, будут найдены другие варианты, но мне кажется, что адвокатура на сегодняшний день способна [к описанному сценарию развития]", – заявила она.

Ранее некоторые "вольные" юристы активно критиковали "монополистические" планы чиновников и адвокатуры, указывая на несколько причин, почему такую реформу, по их мнению, надо отвергнуть. Одной из самых важных среди них было неудобство ведения бизнеса в рамках адвокатских образований (кабинетов, бюро, коллегий). Для таких в черновике проекта прописали новую форму – "адвокатскую фирму". С другой стороны, адвокаты "старой школы", мнение которых, вероятно, также учитывалось при решении судьбы реформы, в большинстве своем не желают смотреть на работу адвоката как на предпринимательскую деятельность. Таким образом, даже внутри сообщества не всегда находились точки соприкосновения при обсуждении параметров потенциальной монополии.

Стоит брать в расчет и фактор судейского сообщества. Всего за неделю до объявления о паузе в реформе Татьяна Петрова из Верховного суда и Людмила Новоселова, глава Суда по интеллектуальным правам, усомнились в целесообразности полной монополии на представительство. Они считают, что необходимость в обязательном присутствии адвоката есть только на стадиях кассации и надзора, а если ниже, то лишь в делах специфических категорий.

Можно предположить, что реформа откладывается в своем изначальном виде из-за того, что у сторонников идеи адвокатской монополии слабые лоббисты в ключевых властных структурах или их вовсе нет. Поскольку введение "тотальной" адвокатской монополии сталкивает интересы разных профессиональных групп, уверенно склонить чашу весов в нужную сторону было бы сложно без агентов влияния.

http://pravo.ru/voting/199/